Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon peterburg_dostoevskogo_moy_urok.zip1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Петербург Достоевского

(урок литературы в 10 классе)

                                           Тихонова Т.Н., учитель русского                          

                                           языка и литературы

                                           1 квалификационной категории                                          

Петербург Достоевского.

                       

                                                 …И чего-чего в ефтом Питере нет. Окромя  

             отца-матери, все есть.

                                                                                   Достоевский «Преступление  

                                                                        и наказание» (ч.2, гл.6)

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – «Онегина» глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский…

Учитель: Как вы думаете, ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении?

Учитель: Кто из вас был в Петербурге? А что  ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?

Учитель: Нет города, который бы играл в истории и культуре страны такую роль, как Петербург для России. Улицы Петербурга – это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. По этим улицам, набережным, площадям неслась творческая фантазия лучших русских писателей и поэтов. Они населили город людьми, в реальность существования которых мы верим. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.

Работа по группам «Образ Петербурга в иллюстрациях к классическим произведениям XIX века»

1 группа: Бенуа, иллюстрации к «Медному всаднику» А.С.Пушкина. (А.Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти закрытый фигурой Медного всадника. Холодом бьет от Петербурга. Евгений и его погибшая девушка – песчинки по сравнению с громадой города… Петербург у Бенуа – это город, несущий смерть.)

2 группа: иллюстрации разных художников к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя.

(В иллюстрациях к гоголевскому Петербургу слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. Это город фантастических контрастов, город-призрак. Призрачный свет фонарей обманывает нас. Именно у Гоголя блестяще показано противостояние внешнего блеска и внутреннего разложения. Город обезличивает человека, он враждебен человеку и порождает странные зловещие фантазии. Петербург Гоголя – это город чердаков и замусоренных проходных.)

3 группа: И.Глазунов, Э.Неизвестный, иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского.

(Перед нами дворы-колодцы, пространство замыкается, улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. Иллюстрация Э.Неизвестного – метафора. Художник очень эмоционально изобразил давящий, подавляющий все человеческий город.)

Учитель: В Петербурге поражает способность города превращать в символы любое свое содержание. В символ превращается и свет, и цвет Петербурга. Сам город, наполненный историческими воспоминаниями, подсказывал писателям разных эпох сходные темы.  Лишь писатели 19 века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Гоголя, Достоевского? Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петровских реформ: «Петербургу быть пусту!» Город, построенный на костях сотен тысяч людей, - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города. Человеку трудно жить и дышать в этом городе, но, однако, ни у одного из героев не возникает мысль покинуть его: какая-то непреодолимая тайная сила влечет и заставляет остаться в этом «самом умышленном и отвлеченном городе на всем земном шаре».

Сегодня на уроке мы увидим Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни человека, попытаемся вскрыть социальные язвы большого города, постараемся проникнуться сочувствием к страдающим людям и проследим влияние  Достоевского, а именно рисуемого им города, на совсем молодых авторов, наших ровесников и докажем, что Достоевский – самый актуальный и современный писатель, а темы, поднимаемые им, - вечны и непреходящи.

Итак, в путь! Наше путешествие начинается. Мы рассмотрим описания городских пейзажей, сцены уличной жизни, войдем в комнаты наших героев.

Подготовленный ученик читает отрывок из романа:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время под вечер один молодой человек вышел из своей каморки…

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.

Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой»

- Какое настроение создает прочитанный нами пейзаж?

- А какие чувства испытывает человек в данной обстановке? Найдите слова, несущие в себе эмоциональную окраску, отражающие настроение героя.

(«Толкотня», «духота», «вонь», «жара страшная», «отвратительный» = 

«чувство глубочайшего омерзения»)

- Какой суффикс использует Достоевский, чтобы выразить степень «омерзения»?

                                 (Суффикс –айш- - превосходная степень)

- «Толкотня», «вонь», «распивочная» - слова какого стиля?

                                  (Разговорного, так как обстановка очень

                                   неприятная, раздражает героя. Ничего      

                                   прекрасного, возвышенного в этом пейзаже нет)

- Люди какой социальной прослойки встречаются на улице?

                                   (цеховое и ремесленное население, пьяные,

                                   раздраженный молодой человек.)

- Мы видим в этой обстановке личность, индивидуальность человека?

                                      (Нет. Это сплошная серая масса)

- С какой целью автор дает такое унылое, гнетущее описание? Что он передает этими словами?

                                                 (Передает настроение, эмоциональное состояние

                                                 героя)

Работа по группам (группы разделены дифференцированно). 1 группа – запахи Петербурга. 2 группа – комнаты героев. 3 группа – сцены уличной жизни. Каждой группе дается примерный план ответа.

- Помимо вони, известки, кирпичной пыли какие еще запахи исходят со страниц романа?

                                                (Ч1 гл.2, с.7: «…крошеные огурцы, черные сухари, резаная кусочками рыба – все это очень дурно пахло»; «…все было пропитано винным запахом» - «от одного этого воздуха можно было в 5 минут сделаться пьяным»; комната Мармеладова: «…с лестницы несло вонью… неслись волны табачного дыма». Ч2 гл1, с.4, полицейская контора: «лестница была вся… в помоях»; «до тошноты било в нос свежею, еще не выстоявшеюся краской на тухлой олифе»)

        - Поневоле задохнешься и захочешь на воздух. Добрые или злые, праведные или преступные мысли могут родиться в такой вони и духоте?

        - Давайте заглянем в комнаты наших героев.

(Ч1 гл.3, с.15 – описание каморки Раскольникова. Зачитать.)

        - С чем сравнивают каморку герои романа?

                                                (Со шкафом, гробом)

        - Что сам Раскольников говорит о своем жилище? Что он чувствует, оставаясь в этой комнате?

                                                (Ч5 гл.4, с.206: «…низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят». Ч5 гл.5, с.210: «Он оглядел эти желтоватые обшарпанные обои, эту пыль, свою кушетку… горшочки с жидкой геранью… Никогда, никогда еще не чувствовал он себя так ужасно одиноким!»)

(Ч2 гл.2, с.14 – комната Мармеладова и Катерины Ивановны. Зачитать)

(Ч4 гл4, с.155 – комната Сонечки. Зачитать)

        - На что похожа комната Сони?

                                                (На сарай)

        -  Какие слова, союзы использует автор для создания ощущения зыбкости, размытости, нереальности жизни?

                                                («что-то», «когда-то», «как будто»,  

                                                «затерявшийся», «слабое освещение». Это

                                                воплощение несчастной судьбы Сони)

        - Ребята, а какой цвет в основном присутствует в романе?

        - Послушайте мини-исследование о символике цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Выступает группа учеников, выступление сопровождается слайдами и коллажем, который приготовили сами ученики.

        - Что мы видим на улицах города, свидетелями каких сцен мы стали?

                                             ( Ч1 гл4, с.24: пьяная 16-летняя девушка, над которой надругались озорники и которую выслеживает Свидригайлов для собственных утех. Какую судьбу этой девочке предсказывает Раскольников? – с.26: «Бедная девочка! Очнется, поплачет, потом мать узнает… Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй и сгонит… А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда… Потом тотчас больница, ну а там… а там опять больница… вино… кабаки… и еще больница… года через 2-3 – калека, итого житья ее 19 аль 18 лет от роду всего-с…» Ч2 гл6, с.84  - утопленнице, видимо, тоже некуда было идти. Она оказалась в тупике. Ч2 гл7, с.87: смерть Мармеладова под колесами экипажа. Люди не чувствуют себя защищенными на улицах города. Полиция хочет побыстрее отделаться от этой ситуации, так как экипаж принадлежал богатому человеку. Ч2 гл2, с.566: на Николаевском мосту возница хлестнул кнутом Раскольникова по спине. Зачитывают абзац).

        - В последнем предложении какое-нибудь слово настораживает вас?

                                              («разумеется»)

        - Что заключено в этом слове? Подготовлено ли оно предшествующими сценами, подтверждается ли последующими?

                                              (Ч1 конец гл1, с.7: один смотрит на  другого «враждебно и с недоверчивостью». Ч1 гл2, с.8: окружающие слушают исповедь Мармеладова «лениво позевывая», «мальчики стали хихикать», для всех он «забавник». Ч1 гл 5, с.28 – сон об избиваемой кляче. Люди секут савраску с наслаждением, с хохотом, с разгульными песнями, со свистом. Особенно потрясает бабенка, которая «щелкает орешки и посмеивается». Хозяин клячи «стоит, будто жалея, что уже некого бить»)    

        - В чем же глубинный смысл слова «разумеется»?

                                                 (В нем признание существующей между людьми

                                                 разобщенности. Нет понимания, тепла, заботы

                                                 друг о друге, порваны родственные связи между

                                                 людьми, забыто сострадание. Обращение к

                                                 эпиграфу урока.)

            - О том, как влияет Петербург на душу человека, на его мысли есть прямой ответ в тексте. Он вложен в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича. Найдите его.

                                              (Ч6 гл.2, с.224, ПП о Николке: «…из раскольников, сектант… Рвение имел, по ночам богу молился, книги старые, «истинные» читал.» А затем приехал в столицу. «Петербург на него сильно подействовал, особенно женский пол, ну и вино». Свидригайлов, ч6 гл3, с.230: «…в Петербурге много народу ходят, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.» Ч6 гл4, с.237-238: «Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а все остальное развратничает. Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом».) 

        - Почему Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших?

                                                (Здесь смешались реальность и бред, явь и

                                                кошмары. И Раскольников, и Свидригайлов

                                                живут в каком-то промежуточном состоянии

                                                между сном и реальностью, в туманном

                                                состоянии.)                      

        - Ребята, какой вывод мы сделаем о душе, характере Петербурга Достоевского?

        Вывод: Петербург в «Преступлении и наказании» - это город одиночества. Нигде нет теплоты, человеческого общения, домашнего уюта. Он душит, подавляет, порабощает человека. Он ломает судьбы людей, приводит их к отчаянию, загоняет в тупик.

        - Можно ли внушающий страшные идеи Петербург назвать соучастником преступления Раскольникова?           (Да)                                                                                                                                      

        - А символом города России вообще ?            (Да)

        - Наряду с душевной опустошенностью и безысходностью какие социальные проблемы большого города вскрывает Достоевский?

                                                  (Пьянство, беспризорность, нищета, растление

                                                  малолетних, проституция) – проблемы

                                                  вывешиваются учителем на доску.

        - Возьмите кейсы (статья о пьянстве: статистика, причины, пьянство и подросток; статья из ИНТЕРНЕТа «9 видов пьяниц»; афоризмы великих людей о пьянстве). Дети могут дополнить кейс вырезками из газет и журналов. Какую проблему современного города поднимают эти документы? Что вас затронуло в них, что удивило? Каково ваше отношение к данной проблеме?

                                                 (Работа идет по группам, затем один

                                                 представитель группы озвучивает мнения

                                                 учеников)

        - На сегодняшний день решена проблема, обозначенная Достоевским 144 года назад?

                                                  (Нет).

        - Послушайте еще одну историю. Подготовленный ученик рассказывает: «Пятидесятилетний человек полтора года назад потерял работу по сокращению штата. Будучи не в силах справиться с навалившейся нищетой, начал регулярно пить. Пропил из семьи все, вплоть до чулок и косынки жены. Старшая дочь вынуждена продавать себя, чтобы хоть как-то прокормить смертельно больную мачеху и младших сводных сестер и брата. По счастливой случайности вновь появляется работа, но спустя примерно месяц этот человек крадет последние деньги из сундука жены и уходит в многодневный         запой.»

        - Ну зачем, скажите, живет такой человек? Как можно к нему относиться? Имеет он право на жизнь?

                                                    (Ответы детей)

        - Вы узнали этого человека?

                                                    (Это Мармеладов)

        - Проанализируйте исповедь Мармеладова. Каковы социально - психологические истоки его трагедии?

                                                     (Сократили «по изменению в штатах», «Бедность не порок, это истина... нищета – порок-с», «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти», «…ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!», «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу…»)

        - Сострадает ли Достоевский своему герою?

                                                   (Да. Будучи вдовцом с несовершеннолетней дочерью на руках, он пожалел Катерину Ивановну с тремя детьми и женился на ней, причем, прекрасно понимая, что недостоин ее. Он кается в своих грехах: «А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне? Когда господин Лебезятников… супругу мою собственноручно избил. А я лежал пьяненькой, разве я не страдал?», «Я все это могу чувствовать», «Меня распять надо на кресте…» Достоевский показывает нам, что Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей. Он ценит самоотверженность жены. Перед нами униженный и оскорбленный обществом человек,  он глубоко сознает свое падение, но не в силах ничего изменить. Он не может найти выход из социального тупика.)

        - «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человеческого», - так считал Ф.М.Достоевский. Он пытается разобраться в душе Мармеладова, понять и принять его, просто потому что тот человек.

        - Мы с вами видим, насколько современен Достоевский, насколько злободневен, актуален его роман. Неслучайно молодые авторы, наши современники, продолжают традиции писателя в своих произведениях.

(Мини-исследование «Традиции Достоевского в рассказе Глеба Мехеда «Скрипач»)

        - Окончательный итог нашему уроку подводит Диана Арбенина, лидер группы «Ночные снайперы» - «Питерская». У песни очень интересный, парадоксальный конец, вслушайтесь в слова.

        Домашнее задание: 1. Рассказ о семье Мармеладовых – инд. задание.

                                               2. Проблема сиротства – собрать пакет  

                                               документов – 3 человека.  

                                                3. Всем: письмо Пульхерии Александровны,

                                               образы детей.

Использованная литература:

  1. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» - М., «Художественная литература», 1983г.
  2. Белов С.В. «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий» - М., «Просвещение», 1984г.
  3. Бурсов Б.И., Качурин М.Г., Мотольская Д.К. «Методическое руководство к учебнику по литературе для 9 класса» - М., «Просвещение», 1980г.
  4. Устюжанин Д.Л. «Анализ литературного произведения в 9 классе» - М., «Просвещение», 1978г.
  5. Сайты  Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе на тему: «Петербург Достоевского» ( урок – исследование с элементами интегрирования )

Урок по этой теме является обязательным в процессе изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", поэтому хочется различными методами и приемами разнообразить содержание такого занятия. ...

«Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-путешествие  с  элементами исследовательской работы с текстом....

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...

Петербург Достоевского урок литературы в 10 классе

Показать учащимся как изображает писатель жизнь  униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, им отрицаемым....

Петербург Достоевского (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

В материале говорится об образе города-хищника, уродующего жизни бедных людей, толкающего их на преступления....

«Петербург Достоевского» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Урок по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»Формы, приемы, методыФронтальная, работа в паре, работа с учебником, работа у доски.Приемы «подводящий диалог&raq...