Петербург Достоевского урок литературы в 10 классе
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

Гриценко Марина Леонидовна

Показать учащимся как изображает писатель жизнь  униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  по литературе в 10 классе

на тему: «Петербург в романе        Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»  

 

Учителя русского языка и литературы    

                         Гриценко М.Л.              

                        ГБОУ СОШ №47

           РСО-Алания г. Владикавкза

ТЕМА УРОКА:       « Петербург в романе                             Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание»

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Образовательные:

Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь  униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

  1. Развивающие:

Развивать образное мышление, речь, логику.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация, выставка иллюстраций с изображением Петербурга.

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

№ СЛАЙДА

1.Оргмомент

Приветствие

2.Объяснение темы, постановка целей урока

Тема: «Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Слайды №2,3

3.Работа со словарем.

Объяснение терминов.

Запись в тетради объяснений слов: интерпретация, символ, интерьер.

Слайд №4

4.Вступительное слово учителя по теме урока.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы, А.С.Пушкин сложил гимн великому городу   в «Медном всаднике».

Другая точка зрения в творчестве польского поэта А. Мицкевича.

Слайды

№5,6,7,8,9

5.Вопросы по восприятию текста.

1. Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам?

2.Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

3. Современник Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Слайд № 10

6.Задание классу.

Заполнить таблицу: «Петербург в романе».

В течение урока по ходу обсуждения заполняется таблица.

№11

7.Рассказ учителя

1865год. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновнического аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность , насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. Роман «Преступление и наказание»- суровый приговор общественному строю.

№12

8.Вопрос по тексту.

Какое время изображено в романе?

Работа с текстом.

№13

9.Вопросы  по тексту.

Какими вы видите улицы , по которым бродил Раскольников?

Какая общая атмосфера улицы?

Учащиеся анализируют отрывки из первой части романа с описанием Сенной площади.

№14

10.Вопросы  по тексту

Как чувствует себя Раскольников в этом городе?

Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах?

Учащиеся работают с текстом романа, характеризуют Раскольникова, Мармеладова, Екатерину Ивановну, старуху- процентщицу.

Делают вывод, что от встреч с этими людьми остается ощущение чего – то грязного. Просматривают два эпизода фильма (слайды №16,18)

№15,16,   17,18,19

11.Достоевский помещает своего героя для жительства в Столярный переулок.  Вопрос классу.

Чем Столярный переулок был известен?

Примерный ответ учащихся:

Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу  -Столярный переулок. В нем находится 16 домов, в которых помещается 18 питейных заведений. В смысле этой же «отрадной статистики» не уступал Столярному переулку соседний с ним Вознесенский проспект. В нем помещалось 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов.

№20

12. Вопросы классу:

 1.   Как чувствует себя в этом городе Раскольников?

 2 .   Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах?

  1.  Какое ощущение остается от встреч с этими людьми?

     

Работа с текстом романа.

Выборочное чтение.

« Серединные улицы Петербурга, где люди « так и кишат», вызывают в душе Раскольникова « чувство глубочайшего омерзения»

Просматривают эпизод фильма.

№ 21

13.  Вопрос – исследование. Учащиеся задание получают заранее.

Какую роль играет в романе  образ – символ « лестницы»?

Анализ текста романа, сообщение учащихся, проводивших исследование.

Примерный ответ: « Раскольников взбирается и спускается с лестницы, по крайней мере, 48 раз. Его «путь»- это буквально путь  «вверх» и «вниз».  

№22-23

14. Вопрос для обсуждения.

Каково ваше впечатление, когда вы , «покидая» улицу, входите в комнату Мармеладовых, в комнату Раскольникова, в комнату Сони?

Работа с текстом романа. Поиск необходимых описаний                   ( комнаты Раскольникова, Комнат Сони и Мармеладовых). Учащиеся делают выводы, анализируют средства выразительности в тексте,          с помощью которых Достоевскому удается показать картину нищенского существования героев.

№24,25,    26,27,28,  

15.Просмотр таблицы.

Почему основной цвет романа – желтый?

Учащиеся делают выводы по таблице.

№29

16. Вопросы по тексту.

1. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

2. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

3.Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?

Отвечают на вопросы, делают обобщения и выводы.

№30

17.Проверка самостоятельно-го задания.

Заполненная таблица: «Петербург в романе»

Сверяют свои записи с записями на доске.

№31

18. Подведение итогов по теме.

Учащиеся делают вывод о том, что Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно жить.

№32

19. Заключительное слово учителя.

Нужно быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении «Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть свечу, которую держит                 Ф. М. Достоевский.

№33

20. Домашнее задание. Выводы по уроку.

Записывают задание.

№ 34

21.Использова-ные ресурсы.

№35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы в 10 классе на тему: «Петербург Достоевского» ( урок – исследование с элементами интегрирования )

Урок по этой теме является обязательным в процессе изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", поэтому хочется различными методами и приемами разнообразить содержание такого занятия. ...

Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления...

Презентация к уроку литературы.10 класс "Петербург Достоевского"

Презентация позволяет раскрыть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...

Урок литературы 6 класс Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"

урок литературы к 200-летию Ф.М.Достоевского  познакомит с  рассказом "Мальчик у Христа на елке", познакомит с жанровыми особенностями святочного рассказа....

"Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского, урок в 10 классе

Урок литературы для учащихся 10 класса, урок с при менением метода "урок наоброт"...