Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Студеникина Валентина Андреевна

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.

    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подготовки учащихся: рождение мастера.» Использование методики  критического мышления позволяет ученикам искать, строить , проявлять творчество, давать критическую оценку. Кроме этого, она создает условия для самостоятельного и совместного  поиска , т.к. современная жизнь устанавливает свои приоритеты: ученик должен научиться пользоваться приобретенным, должен научиться  моделировать , созидать и сотрудничать, а не быть потребителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского»

(по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке. 

    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подготовки учащихся: рождение мастера.» Использование методики  критического мышления позволяет ученикам искать, строить , проявлять творчество, давать критическую оценку. Кроме этого, она создает условия для самостоятельного и совместного  поиска , т.к. современная жизнь устанавливает свои приоритеты: ученик должен научиться пользоваться приобретенным, должен научиться  моделировать , созидать и сотрудничать, а не быть потребителем.

   Интеграция – тоже одно из новшеств современной методики. Такие уроки также развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы.

   Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников, развитию критического мышления

    Интегрированные уроки позволяют использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Учебный предмет: литература (10 класс)

Уровень образования учащихся: средний

Форма учебной работы: классно-урочная

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, мультимедийный проектор, компьютер

Организация работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя литературы:  

  Тема сегодняшнего интегрированного урока « Петербург Достоевского». Подумайте, ребята, над темой и самостоятельно поставьте  цели урока. (Учащиеся предлагают свои варианты целей и задач урока, учитель корректирует и объявляет их.)

Цели урока: 1)Помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского .  его хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и  проникнуться к страдающим людям сочувствием.

2) Получить представление о неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа. Прийти к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.

3) Воспитание эстетического вкуса средствами литературы и других видов искусства.

 

Задачи урока (учитель ставит их для себя):

  1. Создать максимально благоприятные условия  для раскрытия и проявления творческих способностей учащихся.

  1.  Дать возможность каждому ученику проявить себя в лидерстве..

  1. Создать условия при которых обучающиеся приобретают коммуникативные умения, работая в группах, учатся осмысливать и находить причинно-следственные связи.

Слово учителя литературы ( продолжение)

 

   Ребята, работать вы будете в группах. Каждая группа получает бортжурнал с расчерченной незаполненной таблицей ( вот примерно такой)

:

________________________________________________________________________________

I ЗНАЕМ               I                                                                                

I (актуализация знаний)            I

I___________________________________________________________________________________________________________________________    I УЗНАЛИ             I

I(получили новую информацию) I

I__________________I______________________________________________________________

I ХОТИМ УЗНАТЬ   I

I ( постановка новых целей)       I

I__________________I______________________________________________________________

В течение урока вы должны ее заполнить и отчитаться, смогли ли вы реализовать поставленные цели ,  что нужно еще узнать по данной теме и как ( в какой форме) бы вы хотели дополучить эти знания.

     А сейчас работа в группах : ( Каждая группа  получает свое задание, в группе обговаривается вопрос и известная ребятам информация заносится в первую графу бортжурнала «ЗНАЕМ»)- время  выполнения 5-7 минут.

1 группа:  Расскажите (  предварительно заполнив графу бортжурнала) ,что вам уже известно          об истории строительства Петербурга.

2группа: Расскажите ( предварительно заполнив графу бортжурнала), в каком стиле построены здания Петербурга? Что вы знаете об их создателях (архитекторах)?

3 группа: Расскажите ( предварительно заполнив графу бортжурнала), какие памятники Петербурга вам известны? Что вы знаете об их создателях?

4 группа: Расскажите (  предварительно заполнив графу бортжурнала), что вам известно о Петербурге Пушкина: в каких произведениях каким показан город  на Неве? Каким его видит Пушкин?

5 группа: Расскажите (предварительно заполнив бортжурнал), что вам известно о Петербурге Гоголя:  в каких произведениях показан Петербург? Каким его видит Гоголь?

Рефлексия ( через 7 минут группы отчитываются о том, какая информация по вопросу им уже известна, ребята других групп дополняют, если что-то имеют сказать)

 

Слово учителя литературы (продолжение) Теперь в ходе урока вы получите новые знания по данной проблеме и заполните вторую графу «УЗНАЛИ».. Ваша задача быть внимательными , запомнить и заполнить вторую графу бортжурнала.

     Со времени образования Петром  Первым Петербурга в 1703 году городу стали посвящать многие произведения классиков русской литературы, таких, как Радищев, но наиболее более  полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

   Петербург в творчестве А.С.Пушкина – это прежде всего торжественный, парадный город, олицетворение государства, его силы, могущества. Так в поэме «Медный всадник» автор описывает Петербург как самое великое творение Петра. Поэт с чувством патриотической гордости рисует невиданные красоты северной столицы:

                      Люблю тебя, Петра творенье,

                      Люблю твой строгий, стройный вид,

                      Невы державное теченье,

                      Береговой ее гранит,

                      Твоих оград узор чугунный…

Восхищение городом, перед которым померкла Москва , звучит в каждой строчке вступления поэмы. Такое же торжественное описание Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя. Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным городом. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати ; «Сколько здесь панства» Екатерина Вторая представляется читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье.

     Однако такое описание северной столицы редко в творчестве Гоголя. В повести  «Шинель» он изображает город монстром, уничтожающим «маленького человека» , безжалостным чудовищем, олицетворением бездушного государств.

     Эта же тема затрагивается в центральной части поэмы «Медный всадник» Пушкина. Евгений не способен противостоять самодержавию, и оно уничтожает его, как насекомое, бесполезное и назойливое. Петербург вступает в социальный конфликт.  Но Пушкин показал губительность столицы не только для «маленького» человека, но и для аристократов. Столица развращает и портит людей, ее среда опасна для души дворянина. Например, Швабрин, герой повести «Капитанская дочка» -подлый и низкий человек, для него ничего не значит ни слово «честь», ни слово «долг», и именно «светское» воспитание сделало его таким.

    Таким образом, оба классика описали город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город социальных конфликтов.

    А какой Петербург у Достоевского? Найти ответ на этот вопрос и есть задача, которую мы  и должны решить . ( вступительное слово примерное)

II.  Лекция преподавателя МХК с элементами беседы:


Город, основанный Петром в 1703 г., был заложен в устье Невы на

месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр — Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набереж ные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусст во. Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения Ф.М. Досто евского, Петербургу посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова, его без конца рисовали художники. И сейчас он по-прежнему влечет к себе жи вописцев и графиков

.

Архитектура Петербурга поистине уникальна. Рус ский классицизм и русское барокко. Можно без колебаний утверждать, что более прекрасных плодов, чем в России, классицизм не приносил нигде, даже на его родине — во Франции.(лекция примерная)

   Я вижу град Петра,

чудесный, величавый,

По манию Петра воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ!

 Повсюду зрю следы великия державы,

И русской славою след каждый озарен! (П. Вяземский)

-Презентация ученика «Путешествие по Санкт-Петербургу 19 века»

(после презентации перед учащимися ставятся вопросы:

- Какие здания Петербурга построены в стиле барокко?

  • Какие здания — в классицистическом стиле?

III Лекция преподавателя МХК (продолжение)

   Кризис архитектуры. Строили много, но часто в погоне за прибы лью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в рабо те. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доход ные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М. Достоевского.

Так мы знакомимся с другим Петербургом.

        

IV Чтение учеником стихотворения Н.М. Коншина «Жалобы на Петербург»

В дымном городе душно

Тесно слуху и взору,

                          В нем убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучи,

Кверху кинулись домы;

Есть там смех, да не радость,

Все блестит, но бездушно...

Слушай, бледная младость,

В дымном городе душно!

Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.

А сейчас обратите внимание на иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника, для которого Достоевский был одним из люби мых писателей (работа с иллюстрациями).

2 урок

V.  Образ города в романе «Преступление и наказание». Слово учителя литературы:

Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского. Каким увидел Петербург Достоевский?

VI.  Работа учащихся с текстом. Анализ эпизодов ( работа в группах  до 20 минут ) :

  1. группа - улицы Петербурга в романе Достоевского « Преступление и наказание»
  2. группа -комнаты Раскольникова и Сони Мармеладовой
  3.  группа -лестницы, пролеты, дома.
  4. группа -звуки и цвет города.

5группа -судьба человека (самоубийца).

VII.  Доклад- презентация  ученика и по теме: 

«Любимый писатель И.С. Глазунова—Ф.М. Досто евский» 

Рефлексия:  Идет отчет работы в группах. Ребята рассказывают о своих наблюдениях , о том, каким они увидели Петербург Достоевского. Общий для всех групп вопрос: «Таким ли показан город в творчестве современного художника Глазунова, каким его показывает Достоевский в романе «Преступление и наказание»?

Вывод учащихся: Мы еще раз побывали в городе Достоевского- Петербурге. Эпизоды романа и иллюст рации к ним раскрывают капиталистический уклад жизни; мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов 19 века. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обреченном на невыносимые лишения и страдания, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб». Петербург подвалов и чердаков – это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».

   Нам открылся конфликт между человеком и обществом. Мы побывали в Петербурге Достоевского.

 Слово учителя литературы:  Заполните последнюю графу бортжурнала «ХОТИМ УЗНАТЬ». ( ребята заполняют, а затем озвучивают свои вопросы, на которые они хотели бы узнать ответы)

 Среди них вопросы : « Я хотел бы узнать, есть ли песни о Петербурге и кто их авторы», « Я хочу подробнее узнать о храмах и соборах города на Неве»,  « Кто еще из русских поэтов и писателей, кроме Пушкина, Гоголя, Достоевского писал о Петербурге»?

 Учитель просит к следующему уроку желающих ребят приготовить доклады и презентации , этим ответить на вопросы ребят.

VIII. Домашнее задание:  Задание ребята выбирают: 1) Доклады и презентации на выбранные темы.

 

2) Написать сочинение на одну из тем: а) «Петербург Достоевского»,

б )« Роль пейзажа в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

3) Нарисовать  иллюстрацию к роману Достоевского «Преступление и наказание»- «Петербург Достоевского глазами современного школьника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Темы творческих работ по роману Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Темы творческих работ по роману Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Начало изучения романа Ф.М.Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ"

Идейные искания Ф.М.Достоевского, отразившиеся в романе "Преступление и наказание"...

Урок литературы "Раскольников - преступник или жертва?" (по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок - исследование, сочетающий проблемное обучение с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...