Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Беляева Алевтина Фёдоровна

 

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, как создан в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского образ тупика,  в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; воспитать эстетический вкуса средствами литературы и мировой художественной культуры.

 

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, диск «Русская литература», компьютер, экран, медиапроектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок МХК и литературы на тему:

«Петербург Ф.М.Достоевского»

(по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского) (слайд 1)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, как создан в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского образ тупика,  в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; воспитать эстетический вкуса средствами литературы и мировой художественной культуры. (слайд 2)

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, диск «Русская литература», компьютер, экран, медиапроектор.

Ход урока

Эпиграф к уроку. (Оформление тетрадей). (слайд 3)

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы.

Роман, точно вылит, так он строен.

При ограниченном числе действующих лиц кажется,

что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, -

весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено «ужасов», до неестественности…

Но – силен, бес!

А.Фадеев

I. Организационный момент. Нацеливание учащихся на учебную деятельность.

II. Вступительное слово.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике». Великий поэт восхищался городом, воздвигнутом на болоте согласно мечте Петра I.

Выступление учащегося (чтение наизусть) (слайд 4)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье.

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный.

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла...

- Какое настроение создает прочитанный отрывок из поэмы "Медный всадник" А.С.Пушкина?

- Гордость за красивый, созданный руками человека город. Это восприятие усиливает и подбор поэтом изобразительно-выразительных средств, подчеркивающих величавость ("строгий, стройный вид", "державное теченье") города - аристократа.

    Изящные мосты через бесчисленные каналы украшены чугунными узорами перил, фантастический свет белых "задумчивых ночей" заливает пустынные улицы, высвечивая Адмиралтейскую иглу. Простор, строгая красота, покой, свет.  (слайд 5)

Лирически описал его великолепные ансамбли и сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но А.С.Пушкин  чувствовал неоднозначность северной столицы: (слайд 6)

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит…

III. Изучение темы урока.

Мини - лекция с элементами беседы, электронной презентации (демонстрации слайдов) и выступлений учащихся по теме: «Архитектура  Петербурга» – фрагменты зачетной работы (электронной презентации) по МХК по теме: «Архитектура Санкт-Петербурга».  

Архитектура – наиболее полезный вид искусства. Каждый из нас живёт под крышей дома, ходит по улицам города, села или деревни. Архитектура создает «живой образ, образ жизни», - утверждал приверженец классических традиций русской архитектуры  первой половины XX века И.В.Жолтовский. (слайд 7)

Различаются три вида архитектуры:

Архитектура объемных сооружений;

Ландшафтная архитектура;

Градостроительство.

Архитектура Петербурга (слайд 8)

Сегодня мы с Вами обратимся к облику Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - город, основанный Петром в 1703г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Характер его строения был подчинен водной магистрали – Неве и её притокам. Архитекторы XVIII-XIX вв., работавшие в стиле барокко и классицизма, своими строениями, не превышающими три этажа, подчеркнули красоту и своеобразие природы северной Пальмиры, которые смогли придать Санкт-Петербургу масштабы одной из величайших стран мира.

 Архитектура русского классицизма и барокко – одно из выдающихся явлений мировой художественной культуры. (слайд 9)

Барокко переводится как «причудливый», «странный», «вычурный». Одни видят в стиле барокко – «неправильное», «взвинченное», «громоздкое», а другие – грандиозность, пластичность, стремление к красоте. Просматривая статьи и книги об искусстве периода барокко, непривычно встречаешь такие оценки: динамизм, смятение, причудливость, чувственность, тревога, пышность, контрастность, религиозный экстаз, трагический гуманизм…оценки разные, порой даже противоречивые, но все вместе они дают возможность ощутить исключительно напряжённую атмосферу.. Не забудем, что человек барокко жил в такое время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира и в определенном смысле «почва уходила из-под ног». Нас это не удивляет, потому что давно стало привычным, но мировоззрение и внутреннее состояние Раскольникова покачнулось, от того что физический мир открывал свою бесконечность и переменчивость.

Основоположником барокко в России также стал итальянский мастер – работавший в Петербурге с 1716г. Бартоломео Карло Растрелли, автор первого скульптурного памятника Петру Великому. Его сын Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, который юношей приехал в Россию с отцом, вошел в историю уже как великий русский  архитектор  - строитель Зимнего дворца, Смольного монастыря и многих других зданий в Петербурге.

Архитектура Петербурга в стиле барокко и классицизма.  (слайд 10)

Сообщение учащегося.

- Меньшиковский дворец

- Большой дворец - один из самых грандиозных садово-парковых ансамблей 18-19 вв. Расположен вдоль южного берега Финского залива в 29 км от Петербурга. Впервые упомянуто под названием Петергоф в 1705 в Исходном журнале Петра I.

- Екатерининский дворец, возведенный в стиле русского барокко известным архитектором XVIII века Бартоломео Растрелли, является сердцем уникального архитектурного ансамбля Царское село. Екатерининский дворец, бывшая летняя императорская резиденция, назван в честь императрицы Екатерины I и до 1917 года был центром придворной жизни. (слайд 11)

- Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь. (слайд 12)

- Морской собор на Якорной площади Кронштадта. 

- Никольский Морской собор - великолепный памятник позднего русского барокко.
Собор был построен по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Собор олицетворяет российскую морскую славу
. (слайд 13)

Архитектура классического Петербурга.

Классицизм – первое четко оформившееся направление в европейском искусстве. Название происходит от латинского слова, означающего «образцовый». К классическому направлению относятся: (слайд 14)

 Этьен Морис Фальконе – автор «Медного всадника» - памятника Петру I в Петербурге.

  Джакомо Кваренги – автор Академии наук и других крупных построек Петербурга.

  Николай Александрович Львов -  строитель церквей.

  Андрей Никифорович Воронихин – автор Казанского собора в Петербурге.

  Андрей Дмитриевич Захаров – автор Адмиралтейства и Казанского собора.

 Карл Иванович Росси, построивший ряд дворцов и ансамбль Театральной улицы в Петербурге.

Уже в первые годы строительства композиционными центрами города являлись Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. (слайд 15)

- Петропавловская крепость. 

- Петропавловский собор. 

- Памятник Петру I – автор памятника Этьен Фальконе. (слайд 16)

     Сообщение учащегося.

Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь.

 Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. Подходящий камень был найден в 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского залива. Камень, весящий 1600 тонн, был прозван "гром-камнем". Доставка огромного камня к месту закладки памятника заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем, на барже, переправляли его по воде. В течение этого долгого пути десятки мастеров-каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму. Сама императрица Екатерина II несколько раз лично осматривала камень и устройства для его транспортировки.

 Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. На церемонии присутствовало несколько тысяч зрителей, но среди них не было самого скульптора. За четыре года до открытия памятника у Этьена Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор был вынужден покинуть Россию. Екатерина на торжественное открытие монумента скульптора не пригласила и приписывала все заслуги по созданию памятника только себе. Об этом должна была напоминать и надпись на пьедестале: "Петру I Екатерина II".

    В годы Великой Отечественной войны над памятником нависла угроза - вывезти его из города не представлялось возможным, и горожане очень опасались, что символ Петербурга может быть разрушен во время многочисленных налетов фашистской авиации. Ленинградцы выстроили специальный футляр, высотой в 14 метров и бережно укрыли им памятник. К счастью, уникальный памятник не пострадал. Открытый сразу же после окончания войны, он до сих пор является символом Санкт-Петербурга и уникальным произведением русской и мировой культуры.

(слайд 17)

Усвоив традиции классицизма, сохранив его высокий стиль, русские зодчие придали в ряде своих произведений ему большую теплоту, благородную простоту, естественность, «соразмерность» человеку. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство. Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения Ф.М.Достоевского, Петербургу посвящали свои стихи Блок, Брюсов, Ахматова, его без конца рисовали художники. И сейчас он по-прежнему влечет к себе живописцев и графиков. Архитектура Петербурга поистине уникальна.

Архитектура – искусство рациональное и в то же время эмоциональное. И это единственный вид искусства, произведения которого меняют облик земли как планеты, как среды обитания человека, приспосабливая реальность, созданную природой, к духовным и материальным потребностям человека. Можно без колебаний утверждать, что более прекрасных плодов, чем в России, в данном случае в Санкт-Петербурге, классицизм не приносил нигде, даже на его родине  - во Франции.

Выразительное чтение стихотворения. (слайд 18)

Я вижу град Петра, чудесный, величавый,

По манию Петра воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ!

Повсюду зрю следы великия державы,

И русской славою след каждый озарен!

П. Вяземский

Изображение Петербурга авторами-классиками.

Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М.Достоевского.

Так мы знакомимся с другим Петербургом. (слайд 19)

Чтение учеником стихотворения Н.М.Коншина «Жалобы на Петербург»:

В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нем убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе - пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы,

Тесно сжатые в кучи,

Кверху кинулись домы;

Есть там смех, да не радость,

Все блестит, но бездушно…

Слушай, бледная младость,

В дымном городе душно!

Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.

- А что по этому поводу говорит Н.В. Гоголь?

Выступление учащегося: «Петербург Гоголя».

Петербург Гоголя – оборотень с двойным лицом, где за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь. В представлении Н.В. Гоголя Петербург - "вытянутый в струнку щеголь", "разбитной малый,... всегда одет и, охорашиваясь перед Европою, раскланивается с заморским людом", "на все глядит с расчетом". Гоголь выставляет на Невский проспект "тысячи непостижимых характеров и явлений". Из пестрой гуляющей толпы он выхватывает детали костюма или портрета, в которых ярко отражается весь Петербург: "вот бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук", вот "усы чудные, никаким пером, никакой кистью неизобразимые", вот "талии, какие вам даже и не снились никогда: тоненькие, узенькие...", вот "дамские рукава, похожие на два воздухоплавательные шара".

В этой шумной толпе Гоголь угадывает повадки и манеры людей всех чинов и званий, богатых и бедных, знатных и безродных. Центральное место здесь занимают обитатели средних и верхних этажей - дамы и господа, титулярные советники. Они хотят казаться богаче и красивее, чем есть на самом деле.

- Обратим внимание на цель изображения Петербурга авторами-классиками.

По замыслу Пушкина, горделивая красота Петербурга - это ширма, прикрывающая грязные окраины и нищие трущобы, предназначенные для тружеников, "маленьких людей". Не случайно разбушевавшееся наводнение занесло тиной и грязью архитектурную красоту города, заставив тем самым бедного маленького чиновника искать виновника народных бедствий. А.С. Пушкин учил уважению ко всякому человеку, кто бы он ни был, этим он укреплял самоуважение бедных людей.

У Достоевского другой подход к коренным вопросам русской жизни и другое художественное их решение. Он исследует страдания униженного и оскорбленного "маленького человека. Достоевский близко к сердцу принял демократическую силу пушкинского гуманизма и выступил защитником униженных и оскорбленных. Он увидел в каждом человеке брата.

- Подумаем, есть ли что общего у Пушкина, Гоголя и Достоевского в изображении Петербурга?

- Город является одним из героев их произведений. Он населен людьми, разными по характеру, манерам, социальному положению, материальному достатку.

III. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. 

Свой Петербург у Достоевского. Писатель точно воспроизводит топографию тех мест, где совершается действие романа, воссоздает с натуралистическими подробностями городской быт: доходные дома, мрачные дворцы-колодцы, лестницы, залитые помоями, убогие квартиры, трактиры, увеселительные заведения.

- А сейчас обратите внимание на иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника Ильи Сергеевича Глазунова, для которого Достоевский был одним из любимых писателей (работа с иллюстрациями). (слайд 20) 

- В чем принципиальное отличие города Достоевского от "горделивой столицы" Пушкина?

- Петербург Достоевского - это город трущоб, до отказа набитый нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, голодными студентами-"лохмотниками", "девицами, живущими от себя", семействами, где "ребятишки-то по три дня корки не видят", это место, "где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость". Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, "от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным".

IV.  Петербург Ф.М.Достоевского. Перенесёмся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.

Работа учащихся с текстом. Анализ эпизодов. Цитаты  из "Преступления и наказания", подтверждающие отвратительность улиц, дворов Петербурга.

Достоевский изобразил и ужасные "клетки", в которых живут герои романа. (слайд 21)

Улица Петербурга. Лестницы, пролеты, дома.

Пейзаж Петербурга.

Сцены уличной жизни.

Интерьеры. Комнаты Раскольникова, Мармеладова, Сони Мармеладовой.

Петербург Достоевского – «город,  в котором невозможно быть».

- Прослушивание отрывка из произведения «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского  с  диска «Русская литература».

- А каким вам запомнился Петербург при чтении первых страниц романа.

(Учащиеся анализируют отрывки I части романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.)

С. 40 («На улице жара стояла страшная …отвратительный и грустный колорит картины»)

С. 88 , с. 95, с. 127, с. 185, с.522

 - А имеют ли названия переулки и мосты, по которым движется герой романа?

- Названия переулков и мостов, по которым движется герой романа, зашифрованы.

Правда, с известной долей вероятности их можно установить; для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу – Столярный переулок. Здесь в 16 домах помещалось 18 питейных заведений! Город переполнен разношерстным людом, промышляющим в столице ремеслом, торговлей, ростовщичеством, проституцией.

На небольшом пространстве, прилегающем к Сенной площади, воссоздан хаотический человеческий муравейник, царство нищеты и безысходности, где слабый обречен на гибель, а сильный ожесточается и развращается властью над ним.

- А какое впечатление на вас произвел внешний облик людей, которые встречались на этих улицах? (слайд 22)

 - Раскольников, «замечательно хорош собою» (с.39, 40), но опустился и обнеряшился»; эти «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»;

- комната Раскольникова – с.40, 63; 

- Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым  лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями» – с. 48, 49; (слайд 23)

- комната Мармеладовых – с. 60;

 - Катерина Ивановна – с. 60; 

- комната Сони – 335          (слайд 24)

- старуха-процентщица, с «вострыми  и  злыми глазками» - с. 111;

- комната старухи – с. 109, 111        

Итак, от встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого и безобразного.

     Перейдя  к интерьерам, мы увидим в них продолжение пейзажного мотива. Каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж. Герой задыхается в этом городе, мире. (слайд 25)

 

V. Заключительная часть. Выводы учащихся по теме урока. 

Писатель показывает нам типичную картину повседневной жизни мещанского Петербурга, раскрывает капиталистический уклад жизни; мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX века.

Изображая городской пейзаж, интерьеры автор неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обречённом на невыносимые страдания и лишения, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб».

Петербург подвалов и чердаков – это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».

У Достоевского город угрюмый, жестокий, душный. В таких условиях и люди должны быть озлобленными, способными убить человека за медную копейку.

У Достоевского пейзажные описания очень кратки. В этой особенности секрет сильного воздействия, которое оказывает он на чувства читателя. Он создает настроение, усиливает и оттеняет характеристику героев, выражает то, что связано с изображаемым человеческим миром.

 «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге, - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге  Достоевского «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в каморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Всё вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности. Толкает на скандалы и преступления.

Мрачная арена, на которой происходит действие, как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Панорама его разворачивается перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исакиевский собор и Зимний дворец: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». Этому Петербургу нельзя сказать, как некогда сказал Пушкин: «Люблю тебя, Петра творенье!. Перед нами город, давящий всё живое. (слайд 26)

VII. Домашнее задание - творческая работа (по выбору): «Петербург Достоевского», «Панорама Петербурга, разворачивающаяся пред глазами Раскольникова», «Петербург - город, давящий всё живое», «Петербург– это город «униженных и оскорбленных», «Петербург – город контрастов. (с. 205-206  учебника). (слайд  27) 

VII. Подведение итогов. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала п...

Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...

Презентация к уроку "Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание"

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание...

презентация по литературе "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Презентация может бытьполезна учителям литературы, работающим в 10 классе. В данной разработке рассмотрены пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов", которые с...

«Петербург в романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского

Цель урока: воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление инаказание», показать роль этого образа   Петербурга и жизненных тупиков героев ...