Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Федотова Антонида Ивановна

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt._urok_l-ry_10a_kl..doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы

«Тема маленького человека»

В романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

(10 класс)

Учитель: Федотова А.И.

Тема урока: Тема маленького человека в романе Ф.М.Достоевского

                      «Преступление и     наказание»

Цель урока: содействовать осознанию многогранности творчества Достоевского, его      

                     романа «Преступление и наказание», осознанию основ нравственной позиции

                     автора (боль за человека).

Задачи урока:

  1. Раскрыть традиции и новаторство Достоевского в изображении маленького человека, способствовать развитию информационной компетенции;
  2. Развивать коммуникативную компетенцию (умение работать в группе, распределять роли, сотрудничать, договариваться), речеведческую компетенцию (излагать свои мысли, логически последовательно; выражать мысли правильным литературным языком);
  3. Воспитывать гражданскую позицию – личную ответственность человека за свою судьбу; воспитывать чувство сострадания к человеку; отвращение к пьянству.

Беседа.

Слово учителя: Мы продолжаем изучать роман Достоевского «Преступление и

                              наказание». Вначале проведем минутку красноречия? предлагаю рассказать о теории Раскольникова. Какова эта теория по отношению к человечеству. (По материалам прошлого урока)

        Вопросы учащихся  к выступающему.

         

        Итак, что здесь не «клеилось» у Раскольникова?

        Совершенно верно, куда же отнести любимых и дорогих людей?

Получается, что к «тварям дрожащим» попали сестра Дуня, мать, Соня, семья Мармеладовых,  т.е. те, ради которых он пошел на преступление.                               (слайды)

        Как их можно объединить?

Посмотрите на доску:  Самсон Вырин

                                        Акакий Акакиевич Башмачкин.

                           Кто такие? (ответы учащихся)

 Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек.

Достоевский – классик русской литературы продолжает традиции своих предшественников.

        - Кто из писателей вводит в русскую литературу образ маленького человека?

        Пушкин – Гоголь – Достоевский.

        - Вспомните героев произведений Пушкина и Гоголя.

        Сегодня мы постараемся поговорить об определенной группе героев романа «Преступление и наказание» и попытаемся объединить их по какой-либо общей черте или общности.

        Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Посмотрите на экран, на таблицу

А.С.Пушкин

Н.В.Гоголь

Ф.М.Достоевский

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин

Повесть «Шинель»

А.А.Башмачкин

?

А какой персонаж по-вашему является «маленьким человеком». Какие герои у Пушкина и Гоголя? А что нового внес Достоевский? На этот вопрос можно ответить, когда прослушаем ответы других групп.

        У нас класс поделен на 3 группы. Эта таблица  - задание для одной из групп.

        

        Как вы думаете, какие эпизоды необходимо рассмотреть для того, чтобы полно раскрыть тему маленького человека?

- эпизод «Разговор Раскольникова с Мармеладовым в трактире»     Ребята верно        называют

- эпизод «Письмо матери к Раскольникову».        

- на выбор учащихся. Это задания для двух других групп.

Возможные ответы учащихся.

План ответа

1. Внешность Мармеладова (окончательно не утраченное благородство)

2. Речь Семена Захарыча (витиеватая - напыщенная) Речь – исповедь.

Работа со словарем: исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и  

получение отпущения грехов; 2) (перен.) откровенное признание в чем-либо,  

чистосердечное изложение чего-либо.

3. Отношение к себе («скот», самобичевание, пьянство – несчастная      

                                       слабость)

4. Огромная любовь к семье, детям (чувствует обязанность, переживает за

                                                                   Соню)

5. Угол, где проживает семья (пересказ)

6. Смерть Мармеладова. («Бесконечное страдание изобразилось в лице его

-Соня! Дочь! Прости!»)

Выводы: Рисуя жизнь «маленького человека», Достоевский раскрывает одну из главных тем – тему нищеты и унижения.

 Какое преступление совершает Мармеладов?

Преступление против своей семьи, которую он любит, обрекал их на голодное и нищенское сосуществование. А самое главное , родную дочь обрекает на позор, унижение и одиночество.

        В чём сходны Мармеладов и Раскольников?

Оба преступники. Раскольников – идейный, Мармеладов – стихийный. Наказание Мармеладова – вина перед женой, детьми, дочерью Соней – в нём самом. В его раскаянии - очищение.

        Кто виноват? Среда или человек?

        А Соня? Преступница? Раскольников переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других.

        А выбор был?

        

        Расскажите кратко о содержании письма матери к своему сыну.

        Что мы узнаем из него о жизни сестры и матери Раскольникова?

Вывод: Достоевский показывает жизнь униженных и оскорбленных, но очень благородных, скромных и душевных простых людях.

ОТВЕТЫ УЧ-СЯ. Дополнительные вопросу друг другу.

Давайте вернемся к таблице, которую 1 группа заполнила.

Анализ и дополнение таблицы.

А.С.Пушкин

Н.В.Гоголь

Ф.М.Достоевский

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин

Добрый ,скромный труженик, чиновник 14 класса.

Смиряется, не протестует, т.к. может быть дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло.

Как быть?

Пушкин не дает ответа

Повесть «Шинель»

А.А.Башмачкин

Униженный забитый человек, но появляется цель – низкая мелочная, но цель (купить шинель).

Стремиться к справедливости.

Роман «Преступление и наказание»

Семён Захарыч Мармеладов

Звучит голос самого «маленького человека», он начинает судить себя и окружающих.

Индивидуальное задание (сообщение).

        

        Тема «маленького человека» в живописи.

        

Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности – родоначальник критического реализма. На его полотнах отражались скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих». (сообщение уч-ся)

 Художники стали изображать на своих полотнах простых людей. Давайте посмотрим на репродукции картин  Перова. (слайды)

Картина Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Никому не хочется смеяться, глядя на эту картину. Это уже трагедия. Нет сомнения, что образованная бедная девушка будет одинока, несчастна среди этих сытых, тупых людей. И ее смиренная поза, опущенная голова свидетельствует о том, что перед нами существо робкое, тихое и доброе.

        На какую героиню похожа эта девушка?

        Какой вывод вы сделали?

        Как многогранно творчество великих художников!

 Словарная работа: полифонизм*.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Мои мысли по поводу прочитанного (увиденного)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта урока литературы по теме "Маленький человек" в творчестве русских и современных писателей

Ментальные карты помогают педагогу группировать новый материал, экономят время при подготвоке к уроку....

Открытый урок литературы в 10 классе по теме "Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" - энциклопедия жизни и человека"

Война и мир – всемирно известный роман-эпопея, который написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Эта книга вошла в фонд мировой классики и список пятидесяти самых продаваемых книг в мире....