Тяжкое бремя выбора( урок по роману Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание")
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Веричева Любовь Александровна

Урок-суд " Тяжкое бремя выбора" по роману  Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание", проводится в 10 классе по завершении изучения романа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sud.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тяжкое бремя выбора

( по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»)

Урок с применением ИКТ

Цели:

  1. Организовать своеобразное исследование проблемы выбора главного персонажа посредством проведения его через суд юридический, нравственный, собственной совести
  2. Помочь осмыслить учащимся русскую классику, подвести к мысли, что единственный верный путь изменения дурных общественных отношений - нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно.
  3. Совершенствовать способность учащихся мыслить оригинально, нестандартно и умение доказывать сою точку зрения.
  4. Воспитывать читателя, чуткого, внимательного, думающего.

Оборудование:

● картина В. Васнецова « Витязь на распутье»;

● магнитофонные записи: 1. « Садится он на богатырского коня и едет, долго ли, коротко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наконец доехал он до росстани, а от росстани три дороги идут, и стоит там каменный столб, а на том столбе написано: «Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здоров и жив, а конь мертв, а кто поедет в левую сторону, сам убит будет». Иван - царевич прочитал эту надпись, долго думал, по которой решиться ехать». 2. Вступление к опере « Хованщина»;

● плакаты - высказывания: « Красота спасет мир», « Направо пойдешь….», « Тяжкое бремя выбора»;

● Евангелие (Библия);

● оформленные стенды «Речь в защиту Раскольникова», « Речь в осуждение Раскольникова»;

● трибуна;

● записи на доске:

  1. Суд юридический « Прощать убийство тоже преступление»
  2. Суд нравственный « Как же без человека – то прожить!»
  3. Суд собственной совести «Господи! … покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой .. мечты».

● Презентация

Форма занятия: урок-суд

Ход занятия

  1. Звучит грамзапись « Садится он на богатырского коня…» Слайд №1
  2. Звучит стихотворение Н. Гумилева « Выбор».
  3. Слово учителя: Слайд №2

- Здравствуйте, ребята, дорогие гости. Вы уже догадались, что разговор сегодня пойдет о сложнейшей проблеме выбора.

Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации. Этот выбор приходится делать каждому из нас. Разумеется, ситуация выбора является едва ли не самой распространенной и в литературных произведениях писателей разных стран и эпох. Во многих произведениях герои останавливаются перед жизненным перекрестком, перед росстанью и решают , куда идти – направо, налево, решительно бороться или пойти на компромисс.

Тяжкий выбор Гамлета в знаменитом монологе « Быть или не быть», мучительные колебания Катерины на берегу Волги, нелегкий, но единственно возможный ответ Татьяны Лариной: « Но я другому отдана , я буду век ему верна». Мы посочувствовали главному герою повести И.С. Тургенева « Ася», который своими руками разрушил счастье, когда был поставлен перед выбором – жениться на Асе или уклониться от брака. С этим вопросом мы столкнулись , когда обсуждали жизненный выбор Чичикова « беречь копейку и строить здание собственного благополучия.

Поставлены перед необходимостью выбора Евгений Базаров, Григорий Добросклонов, Порфирий Головлев.

« Может ли человек основать свое счастье на несчастье другого?» – это проклятый вопрос не только для Раскольникова, Достоевского, читателей его времени, но и для читателей 21 века.

Выбор , который был сделан героем Ф.М, Достоевского мы рассмотрим с разных точек зрения, с точки зрения закона, нравственности, с точки зрения совести и проведем Раскольникова через суд юридический, суд нравственный и суд собственной совести.

Суд юридический

Слайды №3,4

Рапорт дежурного:

« Встать! Суд идет! Уважаемый судья! Группа (класс) к слушанию дела Родиона Раскольникова готова. Прокурор, адвокаты и публика заняли свои места.

Судья (преподаватель): Прошу всех садиться. Слушается дело Р.Р. Раскольникова, который обвиняется в том, что он совершил уголовное преступление, выразившееся в злодейском убийстве с целью ограбления коллежской секретарши Алены Ивановны с отягчающими обстоятельствами. Им же совершено второе неумышленное убийство - сводной сестры Алены Ивановны Елизаветы.

К проведению судебного заседания все готовы? Публику в ход судебного заседания прошу не вмешиваться.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует дать слово самому обвиняемому.

Родион Романович, Вам предоставляется слово.

Раскольников ( …)

Обвинение ( …) ( слово в обвинение написано заранее)

Защита ( ….. слово в защиту) ( Соня, Разумихин)

Судья: Вопрос к подсудимому. Признаете ли Вы себя виноватым?

Раскольников:. Да, признаю

Судья: Вы раскаиваетесь в содеянном преступлении?

Раскольников: Нет.

Судья: При оглашении приговора прошу всех встать Подсудимый Р.Р.Раскольников признан виновным в совершении преступления. Во уважение явки с повинной и некоторых смягчающих обстоятельств приговорить Господина Раскольникова к каторжным работам второго разряда на срок восемь лет. Приговор вступает в силу с момента оглашения и обжалованию не подлежит.

Беседа с классом (публикой)

Чем закончился суд? Раскаялся Раскольников? (нет)

А почему наказуем выбор? ( так как это преступление, а «Прощать убийство тоже преступление»).

Почему же позволительно говорить слово в защиту? (….. )

Нравственный суд

Слайд №5

На доске эпиграф: Ну как же без человека- то прожить?

Вопросы классу:

□ Чем закончился суд? ( наказание – 8 лет)

□ Почему наказуем выбор, сделанный Раскольниковым? ( Следуя букве закона, « прощать убийство тоже преступление»)

□ Почему же , по словам Ф. Достоевского , приговор оказался милостивее, чем можно было ожидать по совершенному преступлению? ( суд юридический берет во внимание облегчающие и усугубляющие вину обстоятельства).

□ А как оценить выбор Раскольникова с позиций человечности, нравственных устоев, жизненной морали?

□ Что предосудительного было в действиях Раскольникова? Будем ли мы брать во внимание город, быт? ( да, но как второстепенное)

□ За что не любят Раскольникова?( надменную гордость, скрытность, высокомерие, презрение к людям.).

□ А что порождает его высокомерие? (сознание превосходства над другими, но ведь источник гордости Лужина – богатство собственное, супругов Мармеладовых – благородное прошлое. А Раскольников этому не придает значения)

□ Что же тогда? Чем его высокомерие обусловлено? (мечтой - мыслью, которая зовет действовать!)

□ Чего он больше всего хотел? ( славы, известности, величия, остаться гордым)

□ Обладал Раскольников вескими доказательствами, чтобы заявить о делении человечества?

( Нет! Знание основывается на жизненном опыте, а он 1) молод, 2) замкнут, одинок)

□ Тогда его открытие догадка? ( Может, обыкновенные люди для него неинтересны, он считает, что их достаточно знает)

□ Как через систему двойничества показать бездуховность героя? (…..)

Слово учителя:

- Сейчас вы увидите инсценированный эпизод из романа.( Разговор Сони с Раскольниковым) Вам необходимо после просмотра ответить на вопросы.

□ Что поняла Соня? В чем заключена правда Сони и правда Раскольникова? ( От Бога отошел, страдание принять надо и искупить вину. Жить в заботе о других. « Я для себя убить захотел»- фраза говорит об эгоизме и презрении к людям)

□ Почему , по мнению Сони, Раскольников в руках дьявольских сил? (Теория, рожденная в ненависти к людям, отрицает Любовь, Добро, Сострадание)

□ Какие понятия заложены в слове « человек» у Сони, у Раскольникова? ( Для Сони – воплощение любви и милосердия, для Раскольникова человек - тот, кто к разряду

« властелинов» принадлежит)

□ Каковы ценности Раскольникова? ( Бессмысленность существования обыкновенных людей, вседозволенность, нежелание считаться с другими, отсутствие нравственных преград)

□ Понимает Раскольников , что с этими ценностями невозможно жить с людьми? (Да)

□ Где искать источники противостояния злу? ( В собственном сердце, жизнь должна начинаться с очищения, с осуждения себя, с приобретения норм человеческих отношений, освященных религией)

□ Готов ли Раскольников принять нормы человеческих отношений, раскаяться?

Как его называют? ( Нет! Безбожник!)

□ Что это значит - не верит в Бога? Нет любви, добра, сострадания, милосердия. А это безнравственно)

Вывод. Выходит, что выбор Раскольникова с точки зрения морали, суда нравственного осуждаем. Приговор категоричен, бескомпромиссен, требует раскаяния.

Суд собственной совести

Слайд №6

На доске эпиграф: « Господи! … покажи путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей»

- Если суд нравственный требует раскаяния, попробуем заглянуть в тайники души Раскольникова.

□ Состоялся ли суд совести? ( Да! Но!)

□ А могло ли не быть его? ( Да)

□ Почему вы так решили? (прочитать цитату из текста, подтверждающую мучительный поиск) Поиск идет очень мучительно. Раскольников вновь оказался перед выбором: « Зачем жить?» …. Может, раскаяться?

-Действительно, душевный крик может обернуться и гибелью личности, и возрождением ее, но для этого необходимо найти новые ориентиры в жизни, новые идеалы.

□ Готов ли Раскольников к их поиску?

- Давайте обратимся к тексту.

«Эпилог»- прошло 1,5 года, чтение слов: « День был ясный и теплый… «

□ Наступило прозрение?

□ Что означают слова: «Разве ее убеждения могут не быть теперь моими?» (Это переоценка ценностей, уходит призрак необыкновенности, рождается новый взгляд на жизнь)

□ Можно ли утверждать, что Раскольников воскрес, что он отрекается от проклятой мечты?

( Да!)

□ Но на перерождение уйдут годы, а Достоевский роман закончил.

□ Какую страничку за Достоевским написали бы вы? ( Продумывание листа из дневника Раскольникова)

Ученик читает воображаемый лист дневника Раскольникова. Слайд №7

«Я страшный грешник, я злодей.

Прости, Господь, прости меня.

Душе измученной моей

Прости раскаянье ценя.

Меня ж, Господь, прости, прости,

Больную душу отпусти,

Прошу я милости одной

На незаслуженный покой».

Заключительный этап урока

Звучит слово учителя:

- Тяжкое бремя выбора. Тяжкое в любые времена. В художественных произведениях – это, как правило один из кульминационных моментов в духовном развитии героев. От того, как тот или иной персонаж поступит в экстремальной или просто сложной ситуации, зависит его оценка читателем. Литература тем самым решает одну из нравственных задач _ подготовить к осознанному выбору: выбору профессии, спутника жизни, страны проживания, выбору

людьми поведения в ситуации, которая требует ответа на вопрос: кто мы? Каковы наши нравственные ценности?

И перед вами тоже росстань, не сказочная, а вполне реальная, не перекресток 3-х дорог, а перепутье, от которого ведут тысячи дорог, и надо выбрать единственную, собственную, прямую, а не окольную, которая не заставит пожалеть о когда- то сделанном выборе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...

Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления...

урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (Печать Каина на Раскольникове)

В конспекте данного урока рассматривается нравственные муки Раскольникова через призму библейской истории о Каине....

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...