урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (Печать Каина на Раскольникове)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Белодедова Ольга Ивановна

В конспекте данного урока рассматривается нравственные муки Раскольникова через призму библейской истории о Каине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Печать Каина на Раскольникове (Роман «Преступление и наказание» в свете Библии.)

Цели урока. 1.Рассмотреть роман  в контексте библейского рассказа о Каине и Авеле, отметить параллельные мотивы.

2. Подвести учащихся к пониманию  выражения «нравственные муки».

3.Создать эмоциональный настрой урока, позволяющий каждому учащемуся открыто высказывать свою точку зрения.

Оборудование урока: тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Библия.

Формы работы на уроке: проблемный вопрос, дискуссия

Метод преподавания: частично-поисковый

Ход урока

И сказал (Господь Каину):

 что ты сделал? Голос крови брата

твоего вопиет ко Мне от земли.

И ныне проклят ты от земли,

 которая отверзла уста свои принять кровь

 брата твоего от руки твоей.

Когда ты будешь возделывать землю,

 она не станет более давать силы для тебя;

ты будешь стенающим и трясущимся на земле.

  1. Вступительное слово учителя

- В названии романа -  три  слова: «преступление», «и», «наказание». Что следует непосредственно за преступлением? Ещё не наказание. Что же? Странный момент, когда преступление совершенно, а преступник ещё ничем не наказан. Первое убийство на земле описано в Библии. Давайте обратимся к ней.

(Выборочное чтение библейского рассказа о Каине и Авеле, работа с отдельными фрагментами)

И сказал  Господь Каину: где Авель, брат твой?

- Скажите, почему всевидящий Господь спрашивает Каина об убитом брате? В чём смысл его вопроса? (За преступлением Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию («перемене мыслей»), потому что «Бог не хочет смерти грешника, но – чтобы обратиться ему и живу быть»).

Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

- Не безумен ли Каин отвечая так Богу? Не помрачён ли его разум?

Вывод: от Бога -  призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение.

II.Преступление.

- Достоевский показывает, что помрачение ума – непременное условие преступления и сохраняется по его совершении… Давайте найдём этому подтверждение в тексте романа (ч.1, гл.6) «Его занимал один вопрос….он ещё не чувствовал себя в силах разрешить».

- А как ведёт себя Раскольников, когда очнулся после преступления у себя в каморке?  (« вдруг в один миг всё припомнил! В первое мгновение он думал, что с ума сойдёт». Как ведёт себя в последующем, заметая следы? («Подлинно разум меня оставляет!» (ч.2, гл.1)

И сказал  Господь Каину: где Авель, брат твой?

- Для Раскольникова призыв к покаянию звучит в событиях его жизни: он получает весть – повестку из полиции с требованием явиться. Две мысли борются в нём. Первая мысль – скрыть улики, вторая – пусть уличат. А ведь он чуть не признался : « спросили бы»! Почему, на ваш взгляд, этого не произошло? ( От него требуется по-каяние, акт свободной воли и перемены мыслей).

- Уже в участке Раскольников начал ощущать, что не только болезнь, мучительно болезненное состояние, в котором он совершил преступление, «продолжается после преступления». Преступника ожидает не только болезнь, но и наказание.

  1. Наказание.

- «Наказание» мы часто воспринимаем как кару, возмездие (месть), мучительство… Не так у Бога. «Наказание» - это «указание на» что-то, а также «наказ», что делать, что не делать. При этом тебе что-то «сказано», открыто явно, теперь ты можешь делать это или нет. И даже когда ты преступил «наказанное», «наказание» остаётся с тобой – как акт милосердия Божьего. Об этом читаем в Библии как Каин выпросил у Бога себе наказание – каинову печать.

И сказал (Господь Каину):

что ты сделал? Голос крови брата

твоего вопиет ко Мне от земли.

И ныне проклят ты от земли,

которая отверзла уста свои принять кровь

брата твоего от руки твоей.

Когда ты будешь возделывать землю,

она не станет более давать силы для тебя;

ты будешь стенающим и трясущимся на земле

Каин был первым из людей, кто был проклят. Но никто Каина не проклинал… Господь не проклинает никогда никого…

-Кем же был проклят Каин? (от земли)

-Каким он стал? (стенающим и трясущимся от земли)

В древнееврейском языке одним словом обозначены «Наказание» и «грех»: грех и есть наказание для преступника. Грех стал наказанием Каина. Он проклят от земли, он оказался вне мира Божьего. Господь не гонит Каина от Себя, но Каин не понимает этого:

И сказал Каин Господу: наказание моё больше, нежели снести можно.

Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле..

Каин бежит от Бога. Каин сам скрывается от лица Господня, боится же он одного – быть убитым:

…и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня.

- Если мы понимаем, насколько упорен может быть человек, когда он отвергает Божье наказание, то мы можем понять, как милостив был Господь, когда он дал первому убийце защиту, которая стала его наказанием: каинову печать.

«Знамение», которое дал Господь Каину по его просьбе, охраняет убийцу от другого наказания, кроме изгнанничества и одиночества.

Тема «каиновой печати» становится доминирующей в «наказании» Раскольникова.

-Кто, на ваш взгляд, видит эту печать? (Порфирий Петрович-следователь, Соня-блудница, Свидригайлов-самоубийца) Почему?

«Каинова печать»

-Приведите примеры ощущения героем «каиновой печати» (в участке – бесконечное уединение и отчуждение; приход к Разумихину – невозможность сблизиться после преступления с близким другом; удар кнутом на мосту – невероятная злоба)

Вывод: «Бесконечное уединение», «бесконечное отвращение», «великая грусть» - так в первый день после преступления ощутил убийца каинову печать.

«Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли»

-Раскольников в бреду (ч.2, гл. 2). Проанализируйте эту сцену романа в контексте цитаты из Библии (работа в группах с последующим обсуждением)

- О дальнейшей жизни Каина мы знаем только то, что он не раскаялся… дальнейшая история Раскольникова  - это путь к покаянию.

В романе преступление, призыв к покаянию и наказание переплетаются, отзываются одно в другом, и всё это происходит в городе, причём , по выражению Достоевского, « в самом умышленном городе на земле».

Выводы: Итак, разделив первоначально три слова: «преступление», «и»,  «наказание», мы должны увидеть их одно в другом, каждое из них будет теперь ещё раз особым образом испытанно и обдуманно героем.

В композиции романа выстроится круг: герой будет заново переживать своё преступление и в конце последней части романа опять вернётся в участок…

А что же ожидает его теперь, после того, как он услышал «голос крови»?

Раскольников впадает в беспамятство – на три дня. Три дня – символическое библейское число, удостоверяющее смерть (Христос умер и на третий день воскрес). Когда к Раскольникову вернётся память, перед ним встанет вопрос: КАК ЖИТЬ?  

Домашнее заданее.1. Подумайте, почему Достоевский выстраивает своё повествование так, что к Раскольникову приходит сначала Разумихин, а затем Лужин?

2.Что имел в виду Раскольников, думая «…всё это надо кончить сегодня же, за один раз, сейчас же…потому что не хочет так жить»?

3. Как в контексте «каиновой печати» можно объяснить отношение к Раскольникову Поленьки Мармеладовой?

4. Дайте характеристику душевного состояния Раскольникова в 3 главе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевск...

Конспект урока литературы в 10 классе "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"...

Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...