Конспект урока литературы в 10 классе "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Щербань Елена Анатольевна

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова.

 ( Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

Цель:

Проследить, как происходит «пробуждение» Раскольникова и какую роль в его судьбе играет Соня Мармеладова. Показать гуманизм произведений Достоевского.

Развивать умение характеризовать поступки героев, давать им субъективную оценку

Воспитывать чувство сопереживания, милосердия к окружающим.

Оборудование: тексты романа «Преступление и наказание», «Толковый словарь русского языка», карточки ассоциативного лото.

Ход урока:

«Их воскресила  любовь, сердце одного заключало

 бесконечные источники жизни для сердца другого…»

Ф.М. Достоевский

I. Определение целей и задач урока.

Прочитайте и запишите тему и эпиграф к уроку:

- О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Какие образы произведения станут центральными на нашем уроке?

Словарная работа: милосердие, сострадание, христианство, гуманизм.

II. Повторение.

1.  Ассоциативное лото:

(Каждому ученику предложено опорное слово,  которое служит ключевым для ответа на вопрос: как данное понятие связано с  изучаемым произведением? Карточки пронумерованы согласно логическому изложению текста, что позволяет не только проверить знание текста и умение кратко,  ясно излагать свои мысли, но и способность  слушать предыдущие высказывания.  Из всех высказываний учащихся  должен получиться совместный краткий связный пересказ содержания произведения).

Каморка,  Раскольников,  город, шаг, часы, кольцо, старушонка, пьяница, разговор, письмо, сон, петля, топор, случайность, совпадение, кровь,  нерождённая  жизнь, Кох, Наполеон, спаситель, убийца? (Например: «Каморка» - именно в тесной и душной каморке живёт и обдумывает абстрактную теорию «сильной личности» главный герой. «Раскольников» - этот гордый мечтатель – полуголодный, озлобленный студент Родион Раскольников… и т.д.)

2. Проверка домашнего задания:

Так  кто же Раскольников - убийца или спаситель?

- Ради кого Раскольников совершает преступление?

- Кто страдает от его преступления?

- Так кто же перед нами: убийца или спаситель? Почему?

(Выступления учащихся)

III. Изучение нового материала.

1.Беседа.

- Какие чувства испытывает Раскольников после совершённого преступления?

( Вихрь, ураган чувств, спутанность мыслей, логическая их незавершённость и тревога, чувство потери окружающих, потому что этим преступлением Раскольников как бы отгородился от родных и знакомых, будто ножницами отрезал себя ото всех.)

- Как вы думаете, что самое страшное для Раскольникова после совершённого им? Страх за содеянное? Страх перед правосудием? Или одиночество, на которое он сознательно обрёк себя?

- У кого он ищет понимания, к кому идёт, чтобы раскрыть душу?

- Почему именно к Соне Мармеладовой идёт Раскольников?

- Почему он ставит её на одну с собой ступень?

- Можно ли «уравнивать» преступление Раскольникова и Сони, ведь они оба переступают закон?

2.Работа с текстом:  ролевое чтение отрывка( гл. 4 ч. 4 ). Разговор Раскольникова и Сони (текст в сокращении читают заранее подготовленные ученики)

 Беседа на восприятие.

- Почему не раскрывает своей страшной тайны Раскольников, ведь он шёл, чтобы открыться Соне?

- Почему Соня не понимает Раскольникова?

- Какое чувство испытывает Соня от разговора с Раскольниковым?

- Почему в обращении к Соне у Раскольникова сквозит превосходство,  даже некоторое презрение?

- А какова же на самом деле Соня?

- Почему её имя вызывает какое-то тепло в душе?

   ( Для Сони характерна деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль:  она жалеет Катерину Ивановну, несчастную жену своего отца;  ради сводных брата и сестёр идёт на панель;  отдаёт последние деньги на пропой отцу… Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, терпение и смирение, безмерную любовь к человеку. Именно за это и презирает её Раскольников. А ещё за нежелание или неумение постоять за себя.

3.  Работа с текстом: ролевое чтение эпизода «Признание» (гл. 5 ч. 4) (текст в сокращении читают заранее подготовленные ученики)

    Беседа.

- Почему Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание?

- Следует ли совету Сони Раскольников?

- Меняется ли ваше представление о Соне после прочитанной сцены?

    (Раскольников жаждет найти в Соне союзника, переступившего закон, а находит сурового судью,  в то же время  сострадающего преступнику. Она  понимает, какую муку принял Родион, разрешивший  себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как полагал вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им от чистого сердца... И Раскольников делает признание.)

4. Пересказ сцен и эпизодов из эпилога (домашнее задание).

                   1. Судопроизводство по делу убийства.

                   2. Каторга.

- Почему Раскольникова презирают каторжники?

- Почему каторжники любят Соню?

- Когда Раскольников понимает, что ему нужна Соня?

7.          Чтение заключительной сцены эпилога «Их воскресила любовь».

    (Линии их жизни (Раскольникова и Сони) пересеклись в самой критической для них точке. Их души соприкоснулись именно в тот момент, когда они ещё обнажены для боли, своей и чужой, ещё не привыкли к ней, не отупели.)

- Что же ждёт впереди наших героев?

- Что даст им силы выстоять в той трудной жизни на каторге?

    ( Конечно же любовь! Религия любви и самопожертвования приобретает исключительное и решающее значение в христианстве Достоевского. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа. В образе Раскольникова Достоевский  казнит отрицание ценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в том отношении люди равны. Вот в чём гуманизм произведения (обращение к эпиграфу).

IV. Итог урока.

- Какую же роль сыграла в судьбе Раскольникова Соня Мармеладова?

     ( Она верит в Раскольникова, верит в его перерождение, и вера её подкрепляется добротой и сочувствием ему, заблудшему, запутавшемуся в своих мыслях и поступках. Подлинное освобождение от преступления — не в приговоре суда, а — на языке Сони — в искуплении греха чрез покаяние перед людьми, землей, миром и богом.)

V. Домашнее задание.

I.Подготовиться к сочинению (темы сочинений на стр.242-243)

II. Значение слов:

Гуманизм, христианство, милосердие, сострадание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе. Роль эпизода «Раскольников и Соня читают «Евангелие»

Цели:Подготовка к письменной работе.Задачи:Обучающие: закрепить полученные знания о романе, привести в систему и уточнить их, объяснить смысл противопоставления героев-антиподов: Раскольникова и Сони ...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...

Конспект урока литературы в 9 классе "Личность и судьба Г.Р. Державина. Основные этапы его жизни и творчества"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по творчеству Г.Р. Державина....

Конспект урока литературы на тему "Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивление?" Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет". 9 класс

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием трагедии В.Шекспира  «Гамлет», обозначить «вечные проблемы» в  творчестве В.Шекспира, развить представление о драматиче...

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...