Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
методическая разработка по литературе (10 класс)

Пересыпкина Татьяна Ивановна

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов на множество возникших вопросов в голове талантливого, но психически раздавленного человека, попавшего в жизненный тупик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  литературы в 10 классе

Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Цель: Выявление социальных и философских причин возникновения теории Родиона Раскольникова.

Задачи к этапам:  

1)Обучающие:

  • Подробное рассмотрение теории Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 3: гл.5).

2)Развивающие:

  • Развитие навыков самостоятельно формулировать тему и задачи урока.
  • Развитие навыков анализа художественного текста.
  • Развитие логического мышления учащихся.
  • Развитие умения выражать своё отношение к изображаемому в художественном тексте.
  • Развитие навыков характеризовать героя произведения.

3)Воспитывающие:

  • Формирование уважения к личности художника слова.

Предполагаемый  результат урока: Античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов на множество возникших вопросов в голове талантливого, но психически раздавленного человека, попавшего в жизненный тупик.

Оснащение: Текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рабочая тетрадь по литературе учащегося.

Предварительная подготовка обучающихся: К уроку учащимся необходимо перечитать страницы романа (часть 3: гл.5).

Содержание урока

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Примечания

1

Организационный момент

1)Учитель проверяет наличие необходимого оборудования у учащихся.

2)Приветствие, разрешение занять свои места.

Приветствие, дети занимают свои места.

2

Вводная часть

     Итак, продолжим работу над произведением Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

     К сегодняшнему уроку вы  перечитали  страницы романа (часть 3: гл.5):

1)Исходя из содержания перечитанной главы, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети предлагают свои варианты темы урока 🡪 Записываем (учитель – на доске, дети – в рабочих тетрадях) тему урока – «Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова».

2)Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

Отталкиваясь от уже записанной темы урока и от содержания перечитанной главы, дети формулируют задачи: 1.разобраться, в чём суть теории Раскольникова; 2.обозначить причины возникновения подобной теории в голове героя; 3.дать оценку умозаключениям Родиона Раскольникова, выражающимся в данной теории.

3

Основная часть:

1.Содержание теории Родиона Раскольникова.

1)Расскажите, в чём заключается суть теории Родиона Раскольникова.

Один из учащихся рассказывает содержание теории героя, при необходимости ему помогают одноклассники. 🡪 Суть теории оформляем в виде таблицы «Теория Раскольникова» (в рабочей тетради).

См. ниже – приложение №1.

2)Каково ваше отношение к подобной теории?

Дети отмечают, что теория Раскольникова античеловечна, выражает природное неравенство людей, преступна по средствам достижения высоких целей.

2.Автор теории – Родион Раскольников.

     Автором теории о двух разрядах людей является главный герой произведения Родион Раскольников:

дайте характеристику герою, опираясь на его поступки, представленные на страницах романа.

Дети дают характеристику герою:

1.Умный, талантливый: его статью опубликовали в «Периодической речи». 2.Отзывчивый, неравнодушный к бедам других: терпеливо слушает историю незнакомого ему Мармеладова, помогает пьяной молоденькой девушке, отдаёт последние деньги на похороны мало знакомого ему  человека. 3.Не терпит жертв ради себя: делает всё, чтобы его сестра Дунечка не вышла замуж за Лужина. 4.С ненавистью относится к бесчестным, лживым, развратным людям (Лужину, Свидригайлову).

3.Причины возникновения теории Раскольникова.

1)Как получилось, что человек, сделавший столько добра другим людям, становится автором подобной античеловеческой теории?

2)Почему Достоевский даёт своему герою фамилию Раскольников?

Первопричиной появления подобной идеи в голове Раскольникова является его нищета, достигшая максимальных размеров: герой живёт в комнате, напоминающей гроб, носит лохмотья, питается, когда приведётся.  В связи с этим он не видит возможности честным способом выйти в люди и помочь тем самым себе, родным (матери и сестре) и другим нуждающимся. Подобное положение и нездоровая атмосфера Петербурга (о которой говорили на предыдущих уроках) заставляют Раскольникова задуматься об устройстве мира, о несправедливом устройстве общества; пытаясь найти ответы, он сталкивается с вопросом: способен ли человек разрушить привычные законы жизни или вынужден бессильно им подчиняться. Результатом подобных философских поисков и явилась его теория).

Герой словно расколот на два противоположных человека: с одной стороны, он любит людей, сострадает им, готов помочь ближнему, а с другой – ненавидит их, ставит себя выше большинства, разрешает кровь по совести.

4

Заключительная часть

Можем ли мы осуждать Родиона Раскольникова за его теорию?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа, но говоря о герое романа и его теории, мы должны помнить, что подобные умозаключения Раскольникова есть результат поисков ответов на множество возникших вопросов в голове талантливого, но психически раздавленного человека, попавшего в жизненный тупик).

5

Домашнее задание

Учитель задаёт домашнее задание:

Перечитать страницы романа (часть 2: гл.5; часть 4: гл.2, 3; часть 5: гл. 1, 3).

Дети записывают домашнее задание.

Приложение №1

Теория Раскольникова.

«Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда»

Низший (обыкновенные)

Высший (необыкновенные)

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».

«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».

«Обязаны быть послушными».

По совести, могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

«Господа настоящего».

«Господа будущего».

«Сохраняют мир и приумножают его численно».

«Двигают мир и ведут его к цели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....

Тема «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок литературы в 10 классе Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....