Тема «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок литературы в 10 классе Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

16.01.2024г.

Урок литературы в 10А классе.

Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели урока:

  • Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;
  •  выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; 
  • расширить представление учащихся о героях романа;
  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,- мир «погибших и погибающих»;
  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», милосердие;
  • развитие критического мышления учащихся, интереса к исследовательской работе.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2.Просмотр видеоклипа «Добро пожаловать в Петербург Достоевского».

Вступительное слово учителя.

Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента?

3.Реализация домашнего задания:

* Сообщение-конспект «В чем смысл теории Раскольникова?» ( 1 ученик читает конспект по заданной теме)

4. Работа по новой теме урока:

- Итак, главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского - Родион Раскольников - личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

 Учащиеся записывают в тетради значение слова «двойник»

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

- Кто, по вашему мнению,  относится к двойникам Раскольникова?

Ответ: Лужин и Свидригайлов.

- Давайте познакомимся с этими персонажами поближе, попытаемся проанализировать их поступки, жизненные цели и сравним их с Раскольниковым. Попытаемся понять, чем они похожи и почему их называют «двойниками» главного героя. Предлагаю начать с портрета.

Давайте вспомним, что же есть портрет в литературе.

Ответ: Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

- Найдите в произведении портрет Лужина и зачитайте его вслух.

Ответ:

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин».

Дополнительное сообщение учащегося об образе Лужина.

- Ну вот мы и познакомились с Лужиным. Давайте ответим на следующие вопросы.

-В связи с чем появляется в романе Лужин?

-Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

-Почему появление Лужина в романе затянуто?

-Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

-Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает  да ест, а потом и съест»?

-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

Учитель:

Найдите в произведении портрет Свидригайлова и зачитайте его вслух.

Ответ:

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Характер:

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Дополнительное сообщение учащегося об образе Свидригайлова.

Вопросы:

  - В чем сложность и противоречивость этого образа?

  - Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным?

  - Что мы узнаем о его прошлом?

  - Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

  - Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?

  - Как объяснить его отношение к  Дуне и детям Мармеладова?

  - Почему он кончает жизнь самоубийством?

  -Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

   -Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

Анализ эпизода, видеофрагмента.

Пишем мини-сочинение:

Почему Лужин и Свидригайлов являются двойниками Раскольникова? (Критические статьи)

5.Итоги урока.

6. Выставление и комментарий оценок.

7.Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

«Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Урок-исследование помогает — выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя....

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...