Главные вкладки

    "Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
    план-конспект урока (10 класс) на тему

    Кравченко Елена Владимировна

    Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману

    Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»

    Тип урока - развитие критического мышления через чтение  и письмо

    Задача урока:   обобщить образы героев романа

    Цели урока:

    ·        Дать представление о крушении теории Раскольникова;

    ·        Раскрыть образ Раскольникова;

    ·        Выявить роль образа Сони Мармеладовой;

    ·        Определить роль  «двойников» Раскольникова;

    ·        Какова задача женских образов романа;

    ·        Воспитывать нравственные качества;

    ·        Развивать логическое мышление, память.

    Методы обучения:   индуктивно – дедуктивный

    Материально- техническое оснащение урока: Презентация «Ф.М. Достоевский  и его  роман «Преступление  и наказание»

    Форма урока:  групповая, индивидуальная;

    Межпредметные  связи:   история,  русская литература 2-ой половины XIX века;

    Виды самостоятельной работы на уроке:   конспект, эссе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет                    Русская литератураC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\uLgwEhPMtRrD.jpg

    Преподаватель  русского  языка  и литературы                  Кравченко Елена Владимировна,

    Экономико – правовой колледж,

    города Актобе,  Казахстан

    Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману

    Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»

    Тип урока - развитие критического мышления через чтение  и письмо

    Задача урока:   обобщить образы героев романа

    Цели урока:

    • Дать представление о крушении теории Раскольникова;
    • Раскрыть образ Раскольникова;
    • Выявить роль образа Сони Мармеладовой;
    • Определить роль  «двойников» Раскольникова;
    • Какова задача женских образов романа;
    • Воспитывать нравственные качества;
    • Развивать логическое мышление, память.

    Методы обучения:   индуктивно – дедуктивный

    Материально- техническое оснащение урока: Презентация «Ф.М. Достоевский  и его  роман «Преступление  и наказание»

    Форма урока:  групповая, индивидуальная;

    Межпредметные  связи:   история,  русская литература 2-ой половины XIX века;

    Виды самостоятельной работы на уроке:   конспект, эссе.

                                                                     Ход урока

    I. Организующая часть.   Класс рассажен  по 4-5 человек  4-5 групп

    II. Побуждение

      а)  какие ассоциации вызывает Раскольников                    2 мин

      б)  эти  ассоциации разбить на «+»   и на «-»

      в) обсудить  в группах

      г) зачитать по 3 самых интересных                                        3 мин

     (а в это время раздаю листочки с картинками, чтобы потом разбить на группы)

    III. Осмысление

      а) посадить класс в экспериментальные группы и каждому столу раздать задание                                                                                                  10-15 мин

      б) посадить в домашние группы;

      в) записать в тетради, в таблицу то, что ты прочитал сам

    Что я узнал (а)

    Что узнал (а)  у других

      г) рассказать своей группе материал, который ты прочитал сам

      д) записать в таблице тот материал, который запомнил от других

      е) обсуждение в группах                                                                10 мин

      ж) Тест                                                                                              20 мин

    IV.  Рефлексия

    ЭССЕ по  плану

    1.Проблема

    2.Аргумент «за»

    3.Что «против» могли бы сказать другие

    4. Вывод                                                                                               5 мин  

    (запись, обсуждение в группах, зачитывание лучших работ или по желанию)

    V. Итог урока, выставление оценок, домашнее задание

    Тест по  роману Ф.М.Достоевского

         1.Кто это?

    «Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

    А) Заметов,       В) Разумихин,     С) Лужин,     Д) такого персонажа в романе нет.

    2.Кто из героев «…куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»?

    А) Свидригайлов,     В) Лужин,      С) Зосимов,    Д) такого персонажа в романе нет.

    3.Вставьте недостающие слова во фразу:

    «Я не тебе поклонился, я… поклонился», - как-то дико произнес он и отошел к окну»

    А) «всем страдающим женщинам»,           В) «всему страдающему человечеству»,

    С) «всем униженным и оскорбленным».

    4.Кто это?

    «Это было какое-то страшное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».

    А) Свидригайлов,    В) Заметов,     С) Зосимов,    Д) такого персонажа в романе нет.

    5.Кто это?

    «…Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился… Сердце у него было довольно мягкое, речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая…»

    А)  Лебезятников,     В) Свидригайлов,    С) Лужин,     Д) такого персонажа в романе нет.

    6.Кто из героинь романа имел такую особенность характера:

      «В свойстве характера было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые и совсем не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась».

    А)  Авдотья Романовна,                        В)  Пульхерия Александровна,

    С)  Марфа Петровна,                             Д)  такого персонажа в романе нет.

    7.В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

    А) в Лужине,    В) в Лебезятникове,    С) в Свидригайлове,   Д) ни в ком.

    8.Какое средство, по мнению Свидригайлова, действует на всех женщин?

    А) подарки, В) лесть, С) внимание, Д) нет таких средств.

    9.В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

    А) Порфирия Петровича,  В) Дмитрия Прокофьича,  С) Петра Петровича,  Д) ни в чьих.

    10.Кто это?

      «Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка  бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние даже уже проглядывало страшное бессилие».

    А) Разумихин,     В) Лебезятников,     С) Лужин,      Д) такого персонажа в романе нет.

    11.Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел… и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение».

    А) Разумихин и Авдотья Романовна,        В) Свидригайлов и Марфа Петровна,

    С) Раскольников и Софья Семеновна,      Д) таких героев в романе нет.

    12.Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?.. а не старушонку убил!»

    А)  «…я Лизавету убил»,                            В)  «…я мать свою убил»,

    С)  «…я себя убил»,                                    Д)  таких слов в романе нет.

               

                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

    Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

    Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

    Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

    Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

    Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

    Презентация к уроку "Теория Родиона Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

    Цель урока:  раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т...

    Преступление и наказание Родиона Раскольникова

    Презентация для урока литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"....

    Конспект открытого урока "Преступление и наказание Родиона Раскольникова"

    Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе...