"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Кравченко Елена Владимировна

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману

Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»

Тип урока - развитие критического мышления через чтение  и письмо

Задача урока:   обобщить образы героев романа

Цели урока:

·        Дать представление о крушении теории Раскольникова;

·        Раскрыть образ Раскольникова;

·        Выявить роль образа Сони Мармеладовой;

·        Определить роль  «двойников» Раскольникова;

·        Какова задача женских образов романа;

·        Воспитывать нравственные качества;

·        Развивать логическое мышление, память.

Методы обучения:   индуктивно – дедуктивный

Материально- техническое оснащение урока: Презентация «Ф.М. Достоевский  и его  роман «Преступление  и наказание»

Форма урока:  групповая, индивидуальная;

Межпредметные  связи:   история,  русская литература 2-ой половины XIX века;

Виды самостоятельной работы на уроке:   конспект, эссе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет                    Русская литератураC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\uLgwEhPMtRrD.jpg

Преподаватель  русского  языка  и литературы                  Кравченко Елена Владимировна,

Экономико – правовой колледж,

города Актобе,  Казахстан

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману

Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»

Тип урока - развитие критического мышления через чтение  и письмо

Задача урока:   обобщить образы героев романа

Цели урока:

  • Дать представление о крушении теории Раскольникова;
  • Раскрыть образ Раскольникова;
  • Выявить роль образа Сони Мармеладовой;
  • Определить роль  «двойников» Раскольникова;
  • Какова задача женских образов романа;
  • Воспитывать нравственные качества;
  • Развивать логическое мышление, память.

Методы обучения:   индуктивно – дедуктивный

Материально- техническое оснащение урока: Презентация «Ф.М. Достоевский  и его  роман «Преступление  и наказание»

Форма урока:  групповая, индивидуальная;

Межпредметные  связи:   история,  русская литература 2-ой половины XIX века;

Виды самостоятельной работы на уроке:   конспект, эссе.

                                                                 Ход урока

I. Организующая часть.   Класс рассажен  по 4-5 человек  4-5 групп

II. Побуждение

  а)  какие ассоциации вызывает Раскольников                    2 мин

  б)  эти  ассоциации разбить на «+»   и на «-»

  в) обсудить  в группах

  г) зачитать по 3 самых интересных                                        3 мин

 (а в это время раздаю листочки с картинками, чтобы потом разбить на группы)

III. Осмысление

  а) посадить класс в экспериментальные группы и каждому столу раздать задание                                                                                                  10-15 мин

  б) посадить в домашние группы;

  в) записать в тетради, в таблицу то, что ты прочитал сам

Что я узнал (а)

Что узнал (а)  у других

  г) рассказать своей группе материал, который ты прочитал сам

  д) записать в таблице тот материал, который запомнил от других

  е) обсуждение в группах                                                                10 мин

  ж) Тест                                                                                              20 мин

IV.  Рефлексия

ЭССЕ по  плану

1.Проблема

2.Аргумент «за»

3.Что «против» могли бы сказать другие

4. Вывод                                                                                               5 мин  

(запись, обсуждение в группах, зачитывание лучших работ или по желанию)

V. Итог урока, выставление оценок, домашнее задание

Тест по  роману Ф.М.Достоевского

     1.Кто это?

«Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

А) Заметов,       В) Разумихин,     С) Лужин,     Д) такого персонажа в романе нет.

2.Кто из героев «…куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»?

А) Свидригайлов,     В) Лужин,      С) Зосимов,    Д) такого персонажа в романе нет.

3.Вставьте недостающие слова во фразу:

«Я не тебе поклонился, я… поклонился», - как-то дико произнес он и отошел к окну»

А) «всем страдающим женщинам»,           В) «всему страдающему человечеству»,

С) «всем униженным и оскорбленным».

4.Кто это?

«Это было какое-то страшное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».

А) Свидригайлов,    В) Заметов,     С) Зосимов,    Д) такого персонажа в романе нет.

5.Кто это?

«…Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился… Сердце у него было довольно мягкое, речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая…»

А)  Лебезятников,     В) Свидригайлов,    С) Лужин,     Д) такого персонажа в романе нет.

6.Кто из героинь романа имел такую особенность характера:

  «В свойстве характера было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые и совсем не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась».

А)  Авдотья Романовна,                        В)  Пульхерия Александровна,

С)  Марфа Петровна,                             Д)  такого персонажа в романе нет.

7.В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

А) в Лужине,    В) в Лебезятникове,    С) в Свидригайлове,   Д) ни в ком.

8.Какое средство, по мнению Свидригайлова, действует на всех женщин?

А) подарки, В) лесть, С) внимание, Д) нет таких средств.

9.В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

А) Порфирия Петровича,  В) Дмитрия Прокофьича,  С) Петра Петровича,  Д) ни в чьих.

10.Кто это?

  «Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка  бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние даже уже проглядывало страшное бессилие».

А) Разумихин,     В) Лебезятников,     С) Лужин,      Д) такого персонажа в романе нет.

11.Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел… и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение».

А) Разумихин и Авдотья Романовна,        В) Свидригайлов и Марфа Петровна,

С) Раскольников и Софья Семеновна,      Д) таких героев в романе нет.

12.Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?.. а не старушонку убил!»

А)  «…я Лизавету убил»,                            В)  «…я мать свою убил»,

С)  «…я себя убил»,                                    Д)  таких слов в романе нет.

           

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Презентация для урока литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Конспект открытого урока "Преступление и наказание Родиона Раскольникова"

Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе...

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...