Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"
методическая разработка по литературе

Демина Людмила Васильевна

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Смысл теории Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цель урока: Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Задачи:

1.Образовательные:

  • рассмотреть мотивы совершения преступления;
  • сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова; показать ее безнравственную и антигуманную сущность

2.Развивающие:

  • развивать умение анализировать эпизоды текста;
  • развивать умение делать выводы и обобщения;
  • развивать логическое мышление, монологическую и диалогическую речь обучающихся

3.Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества студентов: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
  • способствовать духовно-нравственному развитию обучающихся

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», видеоматериалы – фрагменты из кинофильма «Преступление и наказание», презентация PowerPoint

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: история, философия

Продолжительность занятия 45 мин.

Основные этапы урока:

I. Организация начала занятия.  (1 мин.)

II. Повторение изученного по роману.  (5 мин.)

III. Усвоение новых знаний (30мин.)

IV. Систематизация и обобщение знаний (5 мин.)

V. Подведение итогов (2 мин.)

VI. Домашнее задание. Выставление оценок (2 мин.)

 I.Организационный момент.

II. Повторение изученного по роману

1.Год создания романа (1866)

2.Первоначальное название романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” (“Пьяненькие”)

3.Действие в романе начинается в…(лето,1865г.)

3

4.На каком факультете обучался Родион Раскольников? (юридический)

5. Раскольников сосчитал шаги от своего дома до квартиры старухи-ростовщицы. Сколько их было? (730)

6.Куда спрятал Раскольников краденые вещи и деньги? (Сначала в своей каморке, затем под камень в глухом, пустынном дворе).

7. «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (Раскольников)

8. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения…, с отекшим от постоянного пьянства желтым лицом» (Мармеладов)

9. «…крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти с вострыми и злыми глазками» (Алена Ивановна)

10. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и … с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперёд, сжав руки на груди…,прерывисто дышала» (Катерина Ивановна)

III. Определение темы урока.

(Слайд 2)

-Посмотрите, пожалуйста на слайд, внимательно прочтите слова, записанные на нем

«Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?»

-Чьи это слова? (Раскольников)

-Опираясь на них, попробуйте определить тему сегодняшнего занятия. (Ответы обучающихся) (Слайд 3)

-Да, верно, сегодня речь пойдет о теории, разработанной Родионом Раскольниковым, главным героем романа. Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. Через несколько минут мы будем вести о ней разговор, а пока давайте вспомним причины, обстоятельства и встречи, которые послужили толчком к совершению Раскольниковым преступления. Какого? (фрагмент фильма – убийство старухи-процентщицы).

Но мы должны понимать, что главный вопрос в романе не кто убил, а почему? (Ответы обучающихся)

  • бедность Раскольникова;
  • стремление помочь матери и сестре;

4

  • сострадание ко всем бедным и униженным людям (семья Мармеладовых, пьяная девочка на бульваре);
  • ненависть к старухе-процентщице;
  • Петербург с его удушливой атмосферой
  • случайно услышанный разговор студента и офицера в трактире
  • теория Раскольникова

(после ответов студентов причины представлены на слайде 4)

Т.о., нищета, желание помочь матери и сестре, другим людям становятся причинами, подтолкнувшими главного героя к преступлению; Раскольников не может спокойно смотреть на чужие страдания, многие люди  живут еще хуже, чем он; у Раскольникова зарождается идея, мысль об особых людях, которые выведут остальные массы на правильный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников хочет причислить себя к особым людям

(Слайд 5)

Шестая заповедь Христа,

В ней говорится: «Не убить»,

Каким характер должен быть,

Чтоб эту грань преступить?

-И все же Раскольников переступает эту грань – убивает.

-Итак, какая же причина, на ваш взгляд является главной среди перечисленных? (Ответы обучающихся)

-Раскольникова приводит к убийству его идея (теория); ее суть была изложена им в статье «О преступлении», которая за два месяца до убийства и была опубликована в газете «Периодическая речь». Давайте обратимся к тексту романа, найдем в ч.3 гл.5 данную статью и прочтем ее. (В это время один из обучающихся схематично изображает суть статьи на доске)

-Итак, в чем же суть данной статьи? Давайте обратимся к схеме, изображенной на доске. Что же получается? Раскольников делит людей на 2 категории (разряда):

-обыкновенные («твари дрожащие», материал), которые сохраняют мир и преумножают его численно, живут в послушании, соблюдают законы и никогда их не преступают;

-необыкновенные («право имеющие» сильные личности), которые двигают мир и ведут его к цели, при этом они могут преступать закон, перешагнуть

5

через кровь, труп, т.к. имеют право на преступление.

-С какими историческими личностями сравнивает себя герой? (Ликург, Магомед, Наполеон, Солон)  (Представлены на слайде 6)

Ликург —государственный деятель Греции, спартанский законодатель. Предпринятые им реформы способствовали формированию сильного и независимого государства, о военной славе которого ходили легенды. Административный деятель стал инициатором создания советов старейшин и народного собрания, общих трапез и жесткой дисциплины, которой придерживались мужчины Спарты.

Магомед -религиозный проповедник, основатель мусульманской религии

Солон – политический деятель Древних Афин, осуществлявший важнейшие преобразования в государстве.

Наполеон – император, великий полководец, хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её».

Т.о., Раскольников делит людей на обыкновенных и на гениев, закрепляя за последними право совершать преступления во имя своей цели или идеи, которая, по его мнению, несет благо всему человечеству. Но ведь тем самым он не только объявляет неравенство людей между собой, но и обесценивает человеческую жизнь, следовательно, теория его антигуманна. Более того, она стара, как мир.

В свое время немецкий философ Фридрих Ницше (1844 - 1900) создал теорию «суперчеловека», которому все позволено, а для себя он придумал лозунг: «Цель оправдывает средства». Видимо, это высказывание и является основным аргументом в теории Раскольникова.

-Как вы думаете, а к какому разряду Раскольников относит себя? (Ответы обучающихся)

-Поделив в своей теории людей на два разряда, Раскольников никак не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».

- Можно ли сказать, что убийство – это своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через «привычные нормы», «преступить через кровь», «обыкновенный» он или «необыкновенный»?

 (Слайд 7 с цитатами из романа)

Он признается Соне: «Знаешь, Соня, что я тебе скажу, если б только я убил из того, что голоден был,…то я бы теперь …счастлив был»; «Не для того, чтобы матери помочь я убил –вздор! Не для того, чтобы…сделаться

6

благодетелем человечества. Вздор!...не столько деньги мне были нужны, как

другое..»

-Как Раскольников действует во время преступления? (Ч.1 гл.7). Найдите в тексте слова и словосочетания, характеризующие его поведение в квартире старухи.

Вывод: во время убийства Раскольников действует стихийно, нервничает, не может сосредоточиться, его действия беспорядочны.

- Почему Раскольников убивает и сестру старухи, Лизавету? Разве не ради таких, как она «униженных и оскорбленных» он допустил кровь «по совести»? (Она – свидетель)

-И в кого же превращается Раскольников, если убивает безвинного,   беззащитного человека? (Из благодетеля во врага «слабых»)

- О чем это говорит? (Жизнь – это не арифметика, ее невозможно просчитать какой-то теорией «убив одну, он осчастливит тысячи». Жизнь гораздо сложнее. Одно его преступление незамедлительно повлекло за собой и второе)

-Принесло ли совершенное преступление облегчение Раскольникову? (Раскольников был уверен: его не будет мучить совесть, но он мучается, переживает, никого не хочет видеть, даже самых близких – мать и сестру: «Я себя словно ножницами от всего мира отрезал». Его мучает совесть, а самое страшное наказание для него – ощущение своей отчужденности от людей, ведь это противоестественно для человека. Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильной ношей. Он не смог преодолеть в себе человека.)

-Так к какому же разряду вы бы отнесли Раскольникова?  (Ответы)

(«Переступить-то переступил, да на этой стороне и остался»)

-Т.о., показывая страдания своего героя, Достоевский хотел сказать нам, читателям, что должен победить дух соединения, а не разъединения. По мнению автора, самое страшное наказание для человека – одиночество, человек может быть счастлив только с людьми.

- Как вы думаете, на что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? Имеет ли такая теория право на существование?

     (Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как она оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, а ведь при рождении все люди равны; она обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия

7

всеобщего преступления. Многие захотели бы доказать, что и они «необыкновенные», они- «Наполеоны»).

IV. Закрепление. Игра «Четвертый лишний» (На интерактивной доске)

1.К совершению преступления Раскольникова подталкивает

А) письмо матери;

Б) разработанная им теория;

В) случайно услышанный им разговор студента и офицера;

Г) желание как можно быстрее разбогатеть

 2. Раскольникову присущи следующие черты характера:

         А) равнодушие к чужому горю

         Б) замкнутость

         В) чувство собственного достоинства

         Г) милосердие

3. Теория, разработанная главным героем:

          А) делит людей на два разряда: «обыкновенные» и «необыкновенные»

          Б) «обыкновенные» - «материал», «живут в послушании»

          В) «необыкновенные» - «двигают мир, ведут его к цели»

          Г) «обыкновенные» могут преступать закон

4.  В своей теории Раскольников сравнивает себя с известными личностями:

         А) Наполеон

         Б) Магомед

         В) Николай I

         Г) Ликург

5. Во время убийства Раскольников действовал:

        А) неуверенно

        Б) стихийно

        В) с боязнью

        Г) хладнокровно

6.  После совершенного преступления главный герой:

      А) мучается и страдает

      Б) остается спокоен и равнодушен

      В) отдаляется от всех людей

      Г) боится быть разоблаченным

7. Теория Раскольникова

     А) носит «антигуманный характер»

     Б) призывает к беззаконию

     В) превращает большинство людей в рабов

     Г) приведет к всеобщему счастью

V. Подведение итогов, выставление оценок.

-Итак, сегодня мы с вами разобрали суть теории Родиона Раскольникова и пришли к выводу, что между теоритическими решениями и практикой могут возникать несоответствия. Можно с уверенностью сказать, что подобные

8

теории могут иметь страшные последствия, и история, к сожалению, их знает.

   VI.Домашнее задание: 1) дочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

2) Найти примеры из истории нашей страны и других государств XX века и XXI веков, когда различные антигуманные теории приводили к преступлениям против человечества.

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Карточка №1.

1.Как автор изображает Петербург в романе?

2. Чем является город: фоном, на котором происходят описываемые события или действующим лицом? Аргументируйте свой ответ.

3. Что представляют из себя комнаты, в которых живут герои

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Карточка №2.

1.На каком факультете обучался Раскольников? Почему он оставил обучение?

2. Можно ли однозначно охарактеризовать главного героя (положительно или отрицательно)? Аргументируйте свой ответ.

3.Получив письмо от матери и прочтя его, Раскольников узнает, что его сестра Дуня собирается замуж за Лужина. Почему главный герой решает, что этому браку никогда не бывать?

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Карточка №3.

1.Кто такой Мармеладов? Как Раскольников познакомился с ним?

2. Что рассказал Мармеладов Раскольникову о своей семье?

3. Раскольников отправился делать «пробу». Что это значит?

__________________________________________________________________

10

Игра «Четвертый лишний» (На интерактивной доске)

1.К совершению преступления Раскольникова подталкивает

А) письмо матери;

Б) разработанная им теория;

В) случайно услышанный им разговор студента и офицера;

Г) желание как можно быстрее разбогатеть

 2. Раскольникову присущи следующие черты характера:

         А) равнодушие к чужому горю

         Б) замкнутость

         В) чувство собственного достоинства

         Г) милосердие

3. Теория, разработанная главным героем:

          А) делит людей на два разряда: «обыкновенные» и «необыкновенные»

          Б) «обыкновенные» - «материал», «живут в послушании»

          В) «необыкновенные» - «двигают мир, ведут его к цели»

          Г) «обыкновенные» могут преступать закон

4.  В своей теории Раскольников сравнивает себя с известными личностями:

         А) Наполеон

         Б) Магомед

         В) Николай I

         Г) Ликург

5. Во время убийства Раскольников действовал:

        А) неуверенно

        Б) стихийно

        В) с боязнью

        Г) хладнокровно

6.  После совершенного преступления главный герой:

      А) мучается и страдает

      Б) остается спокоен и равнодушен

      В) отдаляется от всех людей

      Г) боится быть разоблаченным

7. Теория Раскольникова

     А) носит «антигуманный характер»

     Б) призывает к беззаконию

     В) превращает большинство людей в рабов

     Г) приведет к всеобщему счастью

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....

Методическая разработка. Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" по ФГОС

Тема урока "Петербург - фон или герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"? Приёмы создания образа города."Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Призван сф...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

В разработке раскрывается суть теории Раскольникова; ведется разбор  ведущих мотивов преступления.Показано,  какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен чел...

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...