МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
методическая разработка по литературе (10 класс)

Кудинова Елена Викторовна

В разработке раскрывается суть теории Раскольникова; ведется разбор  ведущих мотивов преступления.

Показано,  какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за  идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_10_kl_literatura.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы в 10 классе

по роману Ф. М. Достоевского

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя.

Цели : 1) дать характеристику героя;

  1. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;
  2. показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за  идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

     «История Раскольникова — это история заблудшей души.

Это развеянный миф о «сверхчеловеке»; об избранных,

которым все дозволено.»

                         Лев Кулиджанов

                  (режиссер-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание»)  

Ход урока :

  1. Образ героя :
  1. Кто такой Раскольников?
  2. Портретные и авторские характеристики героя.

Ответ учащихся                                                                                                                       

3 )   Каким мы видим Раскольникова в начале романа?

  • Герой не принимает «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем чувства омерзения и злобного презрения к богатым и имеющим власть.
  • Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.
  • Не бедность и нужда мучают Раскольникова, а попытка решить какой-то вопрос.

Какой именно?

  1. Слово учителя :

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что Раскольников не просто главный герой романа, он герой идеологический.

Что  это значит? ( герой одержим какой-то идеей )

Он выстраивает свою теорию, полную презрения к людям, обществу, полную желания властвовать  над этим стадом, полную деспотизма:

«Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».

Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.

Богоборческие идеи Раскольникова — следствие разочарования его в самой сути христианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственныке нормы в современном ему обществе не помогают людям. Не облегчают их страдания.

  1. Итак, перед нами герой-мыслитель, идеолог, философ.

Теория Раскольникова.

  1. Теория и жизнь, жизнь по теории.

Возможно ли это?

Слово учителя:

Мы с вами не раз говорили о том, что русская общественная жизнь в середине 19 века отличалась жаркими, горячими спорами о крестьянстве, о путях развития русского общества, о будущем России.

Эти споры рождали в умах молодых прогрессивных людей самые различные идеи и теории.

Какие же теории возникали в это время в России?

а) И. С. Тургенев «Отцы и дети» - теория нигилизма.

Жизнь сложнее, шире, многообразнее любой теории. Герой романа гибнет случайной, нелепой смертью, а его теория опровергается самой жизнью.

б) Н. Г. Чернышевский — теория «разумного эгоизма».

Революционеры-демократы : жизнь по теории возможна, что не подтвердилось реальностью.

Достоевский в романе «Преступление и наказание» вступает в полемику с Чернышевским. Его герой создает свою теорию, изложенную в статье «Опреступлении», которая была опубликована в газете «Периодическая речь» за несколько месяцев до убийства.

В чем суть теории?

  1. Суть теории Раскольникова.

Слово учителя :

Размышляя над ходом истории, герой приходит к выводу, что исторический прогресс всегда осуществляется на чьих-то страданиях. Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает срества», но определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная. Так возникает в романе тема наполеонизма и связанная с ней проблема индивидуализма.

  1. Была ли в теории Раскольникова праведная цель?

Слово учителя :

Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорбленным», избавить («очистить») мир от зла.

  1. Чем отличается Раскольников от других подобных ему героев русской литературы?

Теория ----> действие

Слово учителя :

Каким было это действие, мы знаем. Пойти и убить старуху-проценщицу, мерзкую старушонку.

Размышляя над теорией Раскольникова. Мы неизбежно возвращаемся к вопросу о целях и средствах. Все ли средства хороши для осуществления даже самых высоких, благородных целей? Этот вопрос, естественно, тправляет нас к обсуждению проблемы «крови по совести», известной нам по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  1. Достоевский и некрасов.

Что утверждает Некрасов в «Легенде о двух великих грешниках»?

Революционеры-демократы считали, что во имя справедливости можно разрешить «кровь по совести».

Достоевский вступает с Некрасовым в полемику, утверждая, что нарушать христианские заповеди. Нравственные законы нарушать нельзя.

  1. Преступление героя.

Слово учителя :

Возвращаясь к теории Раскольникова, мы должны подчеркнуть, что Достоевский стремился убедить читателя в том, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». Итогда он решил проверить себя, а для этого нужно было пойти на преступление.

Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к оправданию «крови по совести»?

  1. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.
  2. Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.
  3. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-проценщице и о «праве» на убийство.
  4. Через две недели у Раскольникова созревает решение : убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.
  5. Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира.
  6. Письмо матери.
  7. Встреча на бульваре с пьяной девочкой.

Что стало основной причиной преступления? Какую причину, толкнувшую раскольникова на убийство, вы считаете главной?

- нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям;

- мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление;

- Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей;

- идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.

IV. Наказание героя.

1. Объяснение героя — зачем убил?

2.В чем вы видите наказание героя?

1) муки совести;

2) по природе своей Раскольников не способен на убийство. Это противоречит его натуре.

Первый сон Раскольникова (наказание начинается еще до убийства).

3) «как ножницами отрезал» себя от всего мира, одиночество тяготит и мучает героя.

4) «убить-то убил, а не переступил»

Как вы это понимаете?

И это только начало пути к воскрешению героя.

  1. Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?

Оправдать или осудить вам хочется героя?

Слово учителя:

А.С.Пушкин в «Цыганах» и «Пиковой даме» предупреждал, к чему ведет своеволие, безответственная игра в сверхчеловека, неуважение к чужой жизни. Но Раскольников этим предупреждениям не внял, к тому же ему очень помогли модные книги и журналы, новейшие естественные науки, социальные теории и политические учения. Тогда многие утверждали, что преступления нет, есть законный социальный протест личности против угнетения. Они забыли о человеческой натуре, забыл о ней и гордый мечтатель.

Гениальные произведения Достоевского (талант-гений) в начале 20 века в России обернулось реальной исторической трагедией: «Железной рукой загоним человечество в счастье» - вот лозунг большевиков времен гражданской войны. «Бесовством» называл Достоевский такие идеи, он не признавал социальной арифметики, которую в романе обосновывает Раскольников.

Достоевский считал, что в основе справедливого устройства общества не может лежать насилие — цель не оправдвает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает это. Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его стройная теория сразу начинает ломаться (Лизавета)

«Арифметике» Раскольникова Достоевский противопоставляет высшую математику жизни.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, то есть оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие произвол.

Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с ее проповедью о превосходстве арийской расы. Тем более важно для нас сегодня гениальное пророчество-предупреждение Достоевского, потому что фашистские иде живы и по сей день, об этом нужно помнить, потомучто мы знаем, к чему они могут привести.

Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы словами Достоевского: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

Домашнее задание :написать сочинение-миниатюру «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя. Цели :1. дать характеристику героя;2. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;3. пок...

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Анализ библейских мотивов может заинтересовать учащихся...

Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...

Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа

К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....

"Две правды". Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок строится на сопоставлении «правды» Раскольникова и «правды» Сони. Указанное сопоставление предполагает активное использование знаний, полученных ранее, мобилизует внимание...

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....