Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

 К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Преступление и наказание»40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1866-2016

К 150-летию написания романа

Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ,

и сущим во гробех живот даровав.

 Жанр произведения  -  духовно-психологический роман.

Но в то же время:

  1. роман-экзистенция
  2. роман-исповедь
  3. роман-проповедь
  4. роман-пророчество
  5. роман-предупреждение
  6. роман как апокалипсис нашего времени

Учитель:

- У самого автора название менялось во время написания.

Первоначально  - «Пьяненькие», в центре семейство Мармеладовых, затем «Апокалипсис нашего времени», и, наконец, «Преступления и наказание».

Предлагаем еще одно прочтение - роман пасхальный.

Текст пасхального тропарь - это и идея,  и композиция нашего урока.

«Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». (Звучит текст тропаря).

1. Христос

( первое слово)

Почему мы трижды пропели тропарь? Попробуем найти толкование пасхального тропаря в романе Достоевского.

Бог открывает Себя в Писаниях как Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Первое слово тропаря — ХРИСТОС.

Где в романе встречается число 3? Попробуем привести примеры и дать разъяснение.

1. Чудо 

«Что она? Уж не чуда ли ждет?»

(4:4) Раскольников пришел к Соне. Ему не к кому было больше идти.

 

Текст: «Ей три дороги....»

Чудо произошло — Соня спаслась от смерти и спасла Раскольникова. И это не меньшее чудо, чем воскресение Лазаря.

2. Помощь Божия

Марфа Петровна оставила 3 000 рублей «Господи, точно с неба упали … ведь у нас утром всего три целковых за душой оставалось. Молись за нее, Дуня».  Спасение семьи Раскольникова.

3. Жертва

Соня отдала последние 30 копеек отцу.

4. Предупреждение

3 сна Раскольникова.Какие?

5. Факт неоспоримый

три раза в квартиру к  старухе приходил Раскольников.

 

6. Исправить нельзя

трижды звонит в колокольчик: уйти уже невозможно, отказаться от своей теории «право имею» не может.  

7. Приговор,наказание

3 смерти на совести Раскольникова (старуха-процентщица, Лизавета и ее будущее дитя, 3 смерти на совести Свидригайлова)

8 Невидимый мир

3 сна Свидригайлова (подсознание - невидимый мир)

«Отче Вседержителю и СлОве и ДУше, тремИ соединЯемое во ИпостАсех ЕстествО» (Пасх.утр)

2 воскресе из мертвых,

Первое слово тропаря попытались объяснить.

Второе — воскресе из мертвых.

Где в романе звучит тема воскресения из мертвых?

Воскресение Лазаря четверодневного. Блудница и убийца читают Евангелие.(4 :4)

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой, Марфа, не умрет вовек.»

«Марфа говорит ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе».

И вновь исследуем такой литературный прием, как цифропись.С первых страниц романа мы обращали внимание на цифру «4», которая сопровождает Раскольникова.

  • «вошел в комнату четвертую по порядку»,
  • контора на четвертом этаже,
  • «не плачу четвертый месяц»,
  • возле четырехэтажного здания спрятал под камнем награбленное,
  • жил на четвертом этаже,
  • «четвертый день едва ешь и пьешь»,
  • Иеремия «от четырех ветров кости собираются»,
  • Число 4 и буква Ч сходны по звучанию и начертанию в  церковнославянском языке - «червь»,
  • четверодневный Лазарь,
  • четырехконечный крест, который человек несет до своей смерти,
  • Соня отправила куда Раскольникова? На перекресток. Тот же самый крест, но на земле.

Четыре - число земли :

(четыре стихии, четыре океана, четыре стороны света, четыре времени года)

Четыре стихии

огонь

земля

воздух

вода

-«ТрепЕщу приемля огнь, да не опалюся, яко воск и яко трава.»

-«Якоже огнь да будет ми и яко свет, тело твое, и кровь, Спасе ой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние.»

-«...радуяся  вкупе и трепеща, огневи причащаюся»

-«Но попали огнем невещественным грехи моя»

-Содом и Гоморра попалены огнем.

  • Выжига! - крикнула баба,
  • июльская жара, духота,
  • жар и болезнь Раскольникова,
  • пятилетняя девочка снится Свидригайлову с

бесстыдным румянцем.

Страсть разжигает душу и выжигает все в ней. Страсть и попаляется огнем.

- отверзает уста и принимает кровь Авеля, Каин

проклят от земли.

- лицо земли

  • Раскольников

целует землю.

«Вам давно уже воздух переменить надо»(Свидригайлов)

«Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…» (Порфирий Петрович)

«Вчера мне один человек сказал, что надо воздуху человеку, воздуху, воздуху!»(Раскольников)

Дух Святой — Дух Утешитель

- вода грех смывает — Всемирный потоп.

  • Раскольников стоит над водой Невы .

        Таким образом, если число «3» символ Бога и Неба, то «4» - человека и Земли

3.

смертию смерть поправ,

Эти строки тропаря позволяют нам перейти к первой теме романа.  Какой?

К теме смерти.

Роман о том, как лукавый расставляет ловушки и, заманивая в них несчастные, больные, одинокие души,  губит. Зло совершает руками человека, при этом злорадствует, видя, как жертва терзается муками совести, доводит себя до отчаяния и помешательства.

Герои оказываются в духовной «ловушке», «тупике».

Кто погибает в романе?

  1. Умирает невеста Раскольникова
  1. Катерина Ивановна Мармеладова
  1. Мармеладов
  1. Свидригайлова Марфа Петровна (Марфа - многозаботливая жена)
  1. Свидригайлов (жена велела умереть, являясь привидением)
  1. Глухонемая девочка, 14-15 лет удавилась, жестоко оскорбленная Свидригайловым
  1. Старуха-процентщица
  1. Лизавета и ее дитя
  1. Филипп, умерший от истязаний лет шесть назад еще во время крепостного права, удавился от насмешек Свидригайлова. Был домашний философ, ипохондрик.
  1. Миколка- маляр, 22 лет снял с себя крест серебряный, продал за шкалик, сделал петлю, баба увидела, крик подняла. Миколка берет грех на себя.
  2.  Порфирий Петрович рассказывает о заключенном, который принял страдание.

  1. Мать Раскольникова.

  • Учитель: Три смерти на совести Раскольникова и три на совести Свидригайлова.Остальные персонажи, еще не погубленные для вечности, тоже оказываются загнаны в «ловушку» и находятся на грани помешательства.

Приведем примеры:

  • Раскольников
  • Соня
  • Катерина Ивановна
  • Пульхерия Александровна и Дуня

  • Учитель: Мысль о смерти не оставляет и самого Раскольникова, блуждающего по Петербургу. Днем, ночью,  на рассвете он неоднократно останавливается, глядя в черные воды Невы. Вспомните, что он говорил Соне об убийстве старухи. Кто ему помог? («Это ч. меня привел, не я. Я только попробать хотел»)

  • Учитель: Зачем Раскольников убил старуху? Какая теория в его больном воображении зародилась?

(Теория Раскольникова:  в центр мира ставит себя.

А если Бога нет? Если нет, то человеку все позволено, можно брать топор и убивать.  Нет Бога, нет совести. Человек — сам творенье Божье, а не Творец и управлять судьбами таких же, как он не имеет права. Свободы нет - «аршин пространства».)

Душа Раскольников  умерла  в тот самый день, когда убил.

  • Учитель: Назовите имя первого убийцы в Священном Писании?

Многие исследователи подчеркивали, что роман имеет внутренний сюжет: игумен Олег Стеняев, педагог и богослов Евгений Андреевич Авдеенко.

Внутренний сюжет — это история Каина и Авеля. Каин принес от плодов земли, а Авель от первородного стада своего. Итак, имеем два различных отношения к жертве.

  • Бог  нуждается в жертве?

Бог не нуждается в жертве. У Него не прибывает и не убывает от наших жертв.   Но в этом нуждаемся мы.

Мирная жертва приносилась за незначительные проступки. Кровная - за смертный грех.

  • Какой же смертный грех совершил Авель, приносящий кровную жертву? 

Авель приносит кровную жертву не только за себя, но и за своих родителей – Адама и Еву. Он знает, что  не в том, что сорвали плоды, а в том, что поверили змею, а не Богу. Авель понимает, что грех родителей касается  и его.  И он с трепетом приносит кровную жертву, надеясь избавиться от этого ужасного наследственного греха.

Совсем по-иному рассуждает Каин. Он считает свои грехи незначительными, а грех родителей – это же не его грех.  Почему же он, Каин, должен за это отвечать?

Авель весь был обращен к тому, чтобы правильно совершить жертвоприношение. Вопросы нашей религиозной жизни. Это вопросы жизни и смерти.

С неба сошел огонь Божий, который принял жертву.  И Каин действительно огорчился.

«Каин сильно огорчился, и поникло лице его». 

И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился?  грех  влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» 

  • Грех помрачает  сознание человека и лицо его. Заставляет страдать, болеть. Вечные мытарства начинаются уже на земле.

Бог является к Каину, а не к Авелю,  к тому, кто огорчился, кто все понимает неправильно, к тому, кто имеет гнев на брата своего и кто находится на пути к убийству.

Господь  предлагает Каину активно противиться злу: «грех влечет тебя,но ты господствуй над ним». 

Каин убил Авеля, но Бог вновь пытается вернуть его к Себе, дать возможность покаяться:

«- Где Авель, брат твой?

- Разве я сторож брату моему

Покаяния нет у Каина.

- и ныне  проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего.»

  • И у Раскольникова нет никакого покаяния:

 «Сейчас иду предавать себя... Преступление, какое преступление, -  вскричал он в каком-то бешенстве и это преступление.... Я хотел добра людям -  это не преступление - это неловкость.»

(Раскольников страдает на земле — его тянет к воде). Каин же наказывается тем, что земля не дает ему силы.

  •  Ап. Павел так толкует: «Жертва Авеля была бОльшая, более полная  по вере». Она была принесена с трепетом, любовью. Он так надеялся освободиться от ужасного наследственного греха.

 Каин нечто оставил себе. Я готов Богу отдать лучшее, но хочу нечто иметь своё. Пусть у меня будет нечто, куда я Бога не пускаю.
Вот в той части души,
куда Каин Бога не пускал, и разлилась вот эта Каинская печаль, что не по Богу. Поэтому Господь и спрашивал, почему ты так печален, что и лицо опустил к земле?

Бесконечно печален и Раскольников.

  • Где в романе эта мысль звучит?

Он бежит от людей: от Разумихина, матери, Дуни, Сони... («Возненавижу, если не оставите в покое»)

 «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли... и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. («Око за око»)

- за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро.» Бог сделал  ему знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

По поводу знамения, данного Каину, существуют разные толкования:

1)проказой

2) на лбу вырос рог

3) на лбу  надпись

4) ему был дан пес для охраны.

Это знамение и есть печать Каина. И печать Каина не снимается покаянием. Такое же знамение  получил и Раскольников. Против него нет никаких улик.

  • Кто его охранял?

Но зло должно быть рано или поздно остановлено. Господь, запрещая мстить Каину, запрещал кровную месть как таковую.  

  • Кто в романе готов остановить зло? (Миколка-маляр-художник-творец. Фантастический человек, которого много в нашем народе. Какая идея в нем заложена? Это идея невинного страдания. Он хочет вину взять на себя. Никто не был готов к его появлению. Порфирий Петрович не готов. Раскольников не готов.)
  • Проблему зла рассматривается в романе не только на духовном уровне, но и на уровне подсознания героев.  Достоевский заглядывает в глубины души человека. Экзистенция — подсознание, подполье души человека. (Сны Раскольникова)

Раскольников - трагический герой, он совершил идейное преступление.

Бездны веры и неверия  может человек созерцать в один и тот же момент. Две бездны рядом. Бездну Неба и бездну земли:

- Верю в будущую жизнь.

- Не верю в будущую жизнь.

«Так вы всё-таки верите в новый Иерусалим?  

-Верую,-твердо отвечал Раскольников.

И в Бога веруете?

-Верую, - повторил Раскольников.

И в воскресение Лазаря веруете?

-Верую. Зачем вам все это?

Буквально веруете?

-Буквально.(3:3)

Достоевский говорит, что это опасно созерцать две бездны разом — стоять на последней грани не смерти, а погибели.  

  • Почему?

В этой расколотости его мука и говорящая фамилия Раскольников

Три раскатистых -р- Родион Романович Раскольников.

Человеку, расколотому, созерцающему две бездны разом, склоняющемуся то в одну сторону, то в другую, вера не дается. Вера не может смениться безверием ни в какой момент жизни и не при каких обстоятельствах Вера - незыблимое в человеке, вера - это дар Божий. Это сразу поступок.

Все решения в духе происходят мгновенно и без достаточной мотивации. Эти мгновенные решения в духе апостол Павел (только у него) называет атом времени.  Время текучее: прошлое -настоящее -будущее, а у апостола «атом времени».Это странное время. Когда время есть или его нет. Это миг, а не время.

  • Что советует Соня Раскольникову? (Знала, что не сделает, а все таки сказала.)

«Встань, пойди сейчас, сию же минуту  на перекресток, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил и скажи:«Я убил», тогда Бог опять тебе жизнь пошлет. Каинова печать не снимается покаянием. Прими позор, целуй землю и иди на каторгу, ты сначала страдание прими, только потом Бог тебе жизнь пошлет.»

Неважно, что ты думаешь, что ты сознаешь, что ты чувствуешь и неважно, что в тебе совесть молчит, а важно  сделать поступок. Соня знала, что эта минута не пришла, но сказала, что делать, а не читала пустые нравоучения.

«Я может еще в каторгу  не хочу идти.  В тоне его слов вдруг послышался убийца.»  

Веры в нем никакой нет, не готов он на поступок. Сомкнулись две великие идеи Достоевского: Каинова печать не снимается покаянием, а Каинова печать снимается страданием.

Каинова печать - это не знак проклятия, это знак наказания. Через Каинову печать грешнику дано понять наказ Божий, что делать дальше.

До снятия Каиновой печати покаяние невозможно.  Эту мысль Достоевский раскрывает  в разговор Раскольникова с Соней. Раскольников спрашивает, как она живет.  

«- Ведь  справедливее, разумнее прямо головой в воду и разом кончить.

- А с ними что будет? - слабо спросила она.

Она не удивилась вопросу. И Раскольников понял, до  какой чудовищной боли истерзала ее мысль о ее бесчестной, позорной жизни и  что значат для нее дети-сироты и эта жалкая Катерина Ивановна.»

«До Раскольникова дошло, что в сострадании есть спасительная сила и, следовательно, в самом страдании есть спасительная сила.»

«- Экое страдание!

Увидев в Соне сострадание, он почувствовал, что он должен открыться другому человеку.

- Угадала, кто убил?»

  • Что сделала Соня?

«Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени.  Давно уже незнакомое чувство волною хлынуло в его душу, две слезы выкатились из его глас и повисли на ресницах».

Бесконечное одиночество Раскольникова может быть побеждено «ненасытимым состраданием» Сони.  Она бесконечным состраданием победила  зло  Раскольникова и   пробуждает и в нем самом сострадание:

«Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу...тот час же встал.

- Я не тебе поклонился, а всему страданию человеческому поклонился... Я давеча сказал одному обидчику, что он не стоит одного твоего мизинца...

- Да ведь я бесчестная и великая грешница.

-Я сказал это про тебя за великое страдание твое.»

Без страдания мудрость недостижима, мудрость достигается только страданием.

Все уйдут в конце романа, только одна Соня останется с Раскольниковым. Сонечка, вечная Сонечка!

Мы живем в таком состоянии, в таком  мире человеческой свободы, и так устроен Богом мир, и таково состояние этого мира свободных существ, что без страдания и сострадания не спастись.

Пришел Христос Бог. Он  Бог Спаситель и он нас спас. Почему? Потому что сострадал людям. Он сострадал нам бесконечно.  Когда сострадание в нас достигает вот такого качества, оно становится настоящим религиозным деланием. Оно становится спасительным. Ненасытность, алчность наша, как смертная порча, была побеждена ненасытимым состраданием Божьим.

Но нужно удивиться одному обстоятельству. Преступление начинается с жертвоприношения. Если мы имеем описание преступления, оно начинается с жерты.  Жертву Раскольникова Бог не принял (много Раскольников делал доброго), а жертву Сони Бог принял и дал ей силы спасать близких и, что труднее всего, спасать такого человека, как Раскольников.

Человек приносит правильно и искренне жертву, Бог не принимает, а вот преступную жертву и даже  от преступника или человека,   само поведение которого  противоречит заповедям, принимает.

Соня без Бога жить не может, она на себе испытала, что мытари и блудницы  прежде войдут в Царствие Небесное.

Христос говорит: «Это так и есть».

  • Какая у ней фамилия?

- Мармеладова.

Те ощущения, которые испытывал человек в Раю, надо было ассоциировать с какими-то пяти чувствами, ассоциировали со сладостью. Акафист Иисусу Сладчайшему . В страдании есть духовная сладость, но есть и конфета.

Соня мудрая. Все люди наблюдательны, чтобы осуждать, а Соня наблюдательна, чтобы пожалеть.

  • Как делает религиозное дело свое Софья?

«- Катерина Ивановна  ведь вас чуть не била вас била.

- А хоть бы и била, так что ж?  Ах, какая несчастная...И больная...Она справедливости ищет. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях

У ней ум мешается, вы этого не заметили?»

Раскольников не заметил, а Соня заметила. И жалеет ее и детей

«- Да разве с такой жалостью можно жить?

- Так ты очень молишься Богу, Соня?

- Что ж бы я без Бога бы была.»

«Где двое или трое собраны во имя мое  - там Я.»

  • Таким образом, Достоевский рисует три пути борьбы со злом:
  1. Раскольников убивает старуху-процентщицу, убивает зло (зло убить нельзя).
  1. Путь Дуни (путь примирения со злом). Готова выйти замуж за Лужина, чтобы обеспечить Раскольникова и мать.
  1. Путь Сони.  Только любовь может победить зло.
  • Какой путь единственный и верный?

Из сетей лукавого у Достоевского человек спасется человеком?

Есть притча о слепом и хромом.    

Пришли два нищих на церковную паперть: немой и хромой.  Уснули под открытым небом. Напали разбойники, хромой спросонья укусил немого. Тот заорал от боли. Хромой от страха побежал. Оба исцелились.

Господь -   спасает людей не по одному, а сразу нескольких, «пачками».

  • Приведите примеры из текста, как персонажи спасают друг друга.

Духовным человек становится постепенно. Иоанн Лествичник так и назвал свою книгу «Лествица», указал нам ступеньки добродетели, по которым может возрастать человек.

Ближе всех к Богу Пресвятая Богородица.

«Радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог: радуйся, мосте преводяй сущих от земли на небо.»( «Акафист Божией Матери»)

 

Почему Акафист Матери Божией, обращаясь к Царице Небесной, именует ее лествицей?  Посредством Девы Марии Бог сошел с неба на землю, зачался, родился. Христос от Марии Девы саму Матерь Божию явил «лествицей», через нее сам Бог стал всеми видимым, осязаемым.

  • Какую роль играет образ лестницы в романе, как помогает Достоевскому раскрыть замысел?

И Раскольников на протяжении всего романа  спускается в подвалы трактиров, как Каин из рая, боясь возмездия, сбегает вниз по лестнице после совершения убийства.  Поднимается к Соне и исповедуется ей, поднимается в контору и признается в убийстве. Тащит изувеченного Мармеладова в дом Капернаумов - еще одна ступенька вверх.

Достоевский детально описывает, как, спускаясь по лестнице, Раскольников идет на преступление.

4.

и сущим во гробех живот даровав.

Как Достоевский называет каморку Раскольникова? (Гробом)

«Он там лежал как мертвый, ничего не делая  Любил лежать и думать порабощенный своей идеей о необыкновенных людях.»

«Христе, гроб твой, источник нашего воскресения». (Часы святой Пасхи)

  • Когда «духовно мертвый» Раскольников ожил?

 «Мой сын был мертв и ожил»(Притча о блудном сыне)

Текст: «Чувство хлынули в его душу...»

В пасхальные дни, на каторге оживает «четверодневный Лазарь» — Раскольников. Каинова печать снята, наступает время покаяния, поэтому он и плачет, в земном поклоне обнимает колени Сони, Премудрости Божией.  Рождается в нем Вера, и воскресает Любовь, и появляется Надежда на новую жизнь. Начинается новое время. Время Нового Завета.

«И мертвым во гробех живот даровав» - возвращение духовно мертвого человека к жизни по значимости близко к  переходу от Ветхого Завета к Новому.

  • Почему именно Христос смог искупить первородный грех? Почему не Моисей, ни Авраам, ни царь Давид?

          Почему не ветхозаветные пророки?

Кто может положить конец этой роковой цепи злодеяний, где действует закон «око за око»? Бог не может умереть на кресте, а человек не может искупить, потому что виновен, грешен. Как грешный человек может искупить зло мира: первородный грех, все ветхозаветное зло, зло, совершаемое сейчас, сию минуту, зло будущее?  Человеку это возможно?  Тогда кто?  Никто не мог. Поэтому и воплотился Сын Божий. 

Возможно, число 7, полученное от сложения чисел  Бога и человека,— это имя ХРИСТА -  Богочеловека, принесшего себя в жертву, искупившего все зло мира и отворившего врата в вечность.

 Сложной для нас явилась  цифра 7, полученная от сложения Неба и Земли.

 Тайна за семью печатями.

Тайна мироздания.

Времени нет — вечность.

Нет границ — бесконечность.

  • 7 апреля Благовещение
  • 7 января Рождество Христа.
  • Чудо.  «Что она, уж не чуда ли ждет?»
  • Весь мир Божий  (полнота Божьего мира 3 «Небо»+4»земля»
  • Творение мира — 6 дней + седьмой день
  • мир Божий в цвете -  7 цветов радуги
  • в музыке 7 нот
  • храм (Небо и Земля собираются):
  • 7 таинств
  • семисвечник
  • соборование - 7 раз священник совершает таинство
  • инфернальный мир -7 кругов ада.
  • семья — «малая церковь»
  • семинаря
  • семя. Семя прорастает наверх. Для его роста необходимо солнце (Бога не видел никто и никогда) и вода (глаголы воды живой)
  • семь — аз есмь  - анаграмма.

Аз есмь Господь Бог твой и не будет тебе других богов.

Аз есмь дверь, кто войдет, тот спасется.

  • вся земная Церковь. В Откровении  Иоанна Богослова говорится о семи церквях. Число семь указывает на то, что Бог говорит всей земной Церкви, а не каким-то конкретно семи церквям.
  • неделя называется седмицей
  • Царствие Небесное (восхождение человека со своим крестом в Царствие Небесное)

«Царство Небесное внутрь вас есть.»

«Престол — небо, земля подножие ног его.»

  • И,наконец, седьмой день недели - воскресение - малая Пасха,

Воскресение Христа  - новозаветная Пасха.

Воскресение самого Раскольникова в романе произошло в пасхальные дни.

В романе шесть частей + эпилог.

В романе описаны 14 дней . 14 дней, в которые совершено преступление и получено наказание от Бога(до эпилога).

Выводы:

1. Лукавый уловляет человека в ловушку и губит.

2. Человек у Достоевского спасается человеком.

3. Три пути борьбы со злом( путь борьбы — Раскольникова, путь примирения — Дуни и путь любви — Сони).

3

чудо

помощь Божия

жертва

предупреждение

факт неоспоримый

исправить нельзя

приговор,наказание

невидимый мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Учителя литературы и православной культуры могут рассматривать случаи, когда в произведении приоткрывается христианская первооснова личности и всего творчества писателя, когда с событием художественны...

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Материал состоит из урока для 10 класса и презентации (13 слайдов).В ходе урока анализируется эпизод "Первый визит Раскольникова к Соне", на уроке звучит притча о воскрешении Лазаря, объясняется явлен...

Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....