Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
статья по литературе (10 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Материал для себя любимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evangelskie_motivy_v_proizvedenii_f.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Евангельские мотивы в произведении Ф.Достоевского «Преступление и наказание».

Литература.

  1. Христианская концепция романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание».
  2. Журнал «Русский дом» № 11, 2006
  3. С.М.Соловьева «Изобразительные средства в творчестве Достоевского (проектная работа)
  4. К. Степанян «Достоевский и двадцатый век».
  5. Н.Кондауров «Иллюстрация».

Эпиграфы к теме.

  1. Художника следует судить по закону, им самим над собою признанным. А.С.Пушкин
  2. Иисус Христос – ось мировой истории. Гегель
  3. Я есмь путь, и истина, и жизнь. Я свет миру. Евангелие от Иоанна Глава 8 стих 12 8.12

Это занятие проводим в конце изучения творчества Достоевского. Два часа отведем на эти уроки.

Христианство оставило глубокий след в русской литературе. Крещение дало письменность и литературу. Это определило христианский характер русской литературы. До 20 века у нас была не литература, а Христианская словесность. Евангелие издано только на французском языке и только во второй половине 19 века появился уникальный перевод Евангелия. Теологи, поэты, философы переводили или уточняли формы и глубину Евангелия. Ф.Достоевский : «Евангелие – книга человечества. Эта книга непобедима». Христианские ценности и Евангелие связаны. Достоевский не одинок. По словам Л.Толстого: «Жизнь и смерть Иисуса Христа величайшая тема, которая представляется искусству по той простой причине, что главное событие мировой истории». Серебряный век – поэты как относились к этой проблеме? В.С.Соловьев: «Всемирная история не имеет смысла без образа Христа». Глубочайшее влияние на убеждения Ф.Достоевского, бывшего петрашевца, сыграл подарок Евангелия в Тобольской ссылке. Стоило тогда Евангелие 2 копейки. Жены декабристов сделали такой подарок писателю. Ни для одного писателя Евангелие не сыграло такой роли как для Достоевского. Он с ним не расставался, всегда клал у изголовья. На каторге Ф.Достоевский открыл в христианстве спасительный смысл. Арестантам не разрешали ничего читать, кроме Евангелия. Для писателя это стало благой вестью о мире, о человеке, о Христе. Семь лет на каторге. Достоевский выучил Евангелие наизусть. На нем угадал день своей смерти. Эйнштейн, любимая книга. Достоевский  «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы» - обращение к Евангелие. Князь Мышкин похож на Иисуса Христа. Все романы связаны между собой.

  1. Подросток
  2. Идиот
  3. Преступление и наказание
  4. Бесы
  5. Братья Карамазовы

Мир нравственности – учение Христа. Образ страдальца на крест вошедшего – посещение образа Христа. Достоевский говорил: «Я дитя века, сомнения, Христа». «Осанна» - спасение. Ф.Достоевский и красота. «Христос в себе и в слове своем нес идеал красоты», под которым честь, совесть, человеколюбие. Слово одухотворено христианским духом. Христианская концепция во всех романах писателя. Фрагмент «Братья Карамазовы»: «На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа перед нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий перед потопом». «Заблудился» - Раскольников Родион Романович. Говорящая фамилия – косвенная.

  1. Исторический аспект Раскольников – значит раскол, течение 17 века, 1666 году реформа Никона, раскол, разделил единую церковь.
  2. Семантический  аспект Раскольников – раздвоение с греческого языка шизофрения. В чем раздвоение? Это у больных: Бог и князь тьмы. Богу душа раздвоенная не нужна.   В чем же раздвоение? Этот вопрос задаем после изучения романа. В его душе антихристианская теория – это по Достоевскому все, что не служит во благо народа.

Ф.Достоевский: «Для меня русский православный одно и то же». Что повлияло на эту развоенность? Ведь мама добрая, сестра хорошая. Но появилась гордость. Сатанинская гордость. «Ужасно высоко себя ценит,» - говорит Разумихин. Чувство собственного достоинства, уважения других, а гордость ставит себя выше других. Книга «Преступление и наказание» - любимая Н.В.Гоголем. Св. Иоанн Лествичник «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изображение, презрение человеков, знак бесплодия души, отгнание помощи Божьей, предтеча умоотступления, виновница падений, источник гнева, причина немилосердия, бесчеловечный судия». Раскольников замкнут, гневлив, раздражается от матери, готов бежать из дома. Слова Лествичника все о Раскольникове говорят «тварь дрожащая». Когда раскольников совершает преступление, что его мучит? Это человечность. Он преступает свою совесть. «единый суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». Свидригайлов – двойник Раскольникова. Свидригайлов покушается на маленькую девочку. Он может дойти до крайности. Пример, «Великий инквизитор» - книга. 300 убийств, 30 изнасилований может посмотреть человек в день по телевизору. А для Ф.Достоевского «Человек религиозное, священное, неприкосновенное существо. Он носит отблеск Творца своего, в нем есть лик Божий. Среди безысходного страдания, при виде гибнущих и готовых погибнуть возмущается душа главного героя, и он решается преступить закон в неприкосновенности человека». Во всех людях при крещении вкладывается дух Божий. Разбив «лик Божий»  старухи, тем самым Раскольников разбивает свой лик, значит, умирает, а воскресить его может только чудо. Искра воскрешения – это дано в самом названии. «Преступление и наказание». Далее работаем над названием. Преступление – это переступание через законы юридические, социальные, нравственные, заповеди Божественные, через самого себя, через свою Душу. Наказание – словарь Срезневского: слово древнерусское, «указ, наказ, завет, наставление на правильный путь» через страдание идет исправление. Чудом воскрешения Раскольникова является Соня. Соня – «премудрость». Почему к Соне, а не к Порфирию (тонкому психологу). Порфирий – юридическое начало. Соня – напрасное страдание добавляет сил, избавляет от грехов. Модель анализа всех произведений Ф.Достоевского есть у А.А.Белова. Она такова.

БОГ

Вера                                                                                                          Безверие

Смирение                                                                                                 Бунт

Добро                                                                                                        Зло

Кроткие                                                                                                    Ожесточенные

Основание мира, романов Достоевского                                         Мир униженных и

                                                                                                              оскорбленных.

                                                                                                              Это страдания человека

                                                                                                              и животных

Желтый цвет отчаяния, одиночества, безысходности. Смирение – это крепость духа. Нет механической границы добра и зла, все связано. А почему ожесточенные всегда обращаются к кротким? Зачем? Что их связывает? Чтобы спасти душу, сохранить нравственное начало. Друг должен быть лучше тебя. Образ Сони. Она спасение для Раскольникова. «Вечная Сонечка, … пока мир стоит». Она преступила во имя других.

- Жить как, с кем будешь? – спросила Соня у Раскольникова.

«Только одним, только через одного спасется другой. Другого пути нет» - из романа «Преступление и наказание». Спасение идет через другого человека. Соня предлагает обмен крестами. Крест кипарисный (на нем распят Христос), крест Елизаветы и Евангелие тоже. Нет случайного в этом. Соня убеждает Раскольникова сделать явку с повинной и покреститься. Много символов. Крест – путь человека. Крест – символ. Крест – символ Христианства. Топор – символ, убивает раскольников обухом старуху, а Елизавету острием. Между крестом и топором Душа человека, его выбор. Раскольников читал Евангелие, когда нужно было идти на Сенную площадь. Только после прочтения Евангелия. Русская Земля – мать, родит нам пищу, Богородица. В 4 главе чтение Евангелия, а это равно в середине. 4 цифра – символ у Достоевского, обозначает человека. Раскольников делает явку с повинной, заканчивается фильм так, а это соответствует христианской концепции? Нет. Для этого появился «Идиот». Преступление – 1 часть. Наказание – 6 частей. Итого 7 частей. Семичастное. Сокральное число 7 обозначает соединение Бога (3) и Человека (4) = Гармония (7). Это и радуга семицветная. Радуга соединяет человека и Бога. 3+4= Радуга.

 Сон Раскольникова – выбор пути, что выбрать? Кладбище – символ убийства. Прошло время и убийство произошло. Пошел Раскольников на убийство в семь часов вечера, семь лет получил за убийство. Блудница и убийца читают Евангелие о воскрешении Лазаря. Символичны слова нищей, когда Раскольников дает ей пятак перед каторгой. Совесть после рассказа об убийстве молчит, спокойна. Почему? Рассказал, но не покаялся? Почему? Почему Раскольникова не любят? Почему избивают в церкви? Арестанты чувствуют, что он не верит в Бога. Т.Касаткина «Пять финалов романа ф.Достоевского». В каждом финале – иконописный образ зашифрован. Икона «Сподручница Грешных» - истинная улыбка – это благословление для человека, добро в жизни. Соня готовит, стирает, пишет письма. Ее и называют матушкой. Она добра. В ней прообраз Богоматери, сама ничего не сотворила, а пришла помогать Раскольникову. Сон во время болезни Раскольникова. Он видит, что … Раскольников ужаснулся, подошел к окну и увидел мощь, крепость веры у Сони. Можно предложить сочинение «Я до и после прочтения романа «Преступление и наказание» или «За рамками произведения». Ф.Достоевский ввел понятия: пространство и сон. Мало у него открытого пространства. Эпилог «В этих больных  и близких лицах сияла заря обновленного, полного воскрешения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца второго».  «Он даже и не знал того, что новая жизнь недаром ему достается, что ее надо дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом».  Двигаться. «Их воскресила любовь». Раскольников попросил Евангелие для прочтения. «Люди, любите друг друга» - это последние слова Ф.Достоевского к людям. Евангелие: «Бог есть любовь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Учителя литературы и православной культуры могут рассматривать случаи, когда в произведении приоткрывается христианская первооснова личности и всего творчества писателя, когда с событием художественны...

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

Я знаю … Я верю … Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Даже самый гениальный учёный сегодня повторит слова древнегреческого философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». К тому, что ...

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Материал состоит из урока для 10 класса и презентации (13 слайдов).В ходе урока анализируется эпизод "Первый визит Раскольникова к Соне", на уроке звучит притча о воскрешении Лазаря, объясняется явлен...

Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа

К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....

Программа элективного курса по русской классической литературе «Евангельские мотивы в произведениях русских классиков" для учащихся общеобразовательных и воскресных школ

Программа  создана на основе государственной программы  базового среднего  образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста.Целью данной программы наряду с реализац...