Евангельские мотивы в творчестве И.С.Шмелева (по рассказу "Глас в нощи") План-конспект урока.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Екатерина Владимировна Яхненко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_k_uroku_2013.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к уроку:

«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу «Глас в нощи»)

  1. Какой текст мы решили проанализировать? Как мы сформулируем тему урока? Каковы ваши варианты названия урока? Какой эпиграф к уроку вы выберете?
  2. Как вы понимаете тему урока? Почему мы исследуем евангельские мотивы?
  3. Какие цели мы будем ставить на уроке? Что мы анализируем? Для чего мы исследуем? Какой результат мы хотели бы получить? Какие методы мы используем?
  4. С какими произведениями И.С.Шмелева вы познакомились в начальной школе, в 5 классе или дома?
  5. Какое произведение мы будем анализировать сейчас?
  6. Почему рассказ называется «Глас в нощи»?
  7. Кто главный герой произведения? Как его зовут? Каким вы его себе представляете? Почему он не верит в «потустороннее»?
  8. О чем повествует сюжет рассказа?
  9. Какие знамения указывали героям на надвигающуюся бурю?
  10. Найдите описание бури. Какой смысл содержит это описание? К чему готовятся герои, чего они ожидают? Что происходит с Влаской? Как ведет себя Спирток?
  11. Какое настроение их охватывает? Почему? Как это настроение отражается в описании природы? Какие краски преобладают в этом описании?
  12. Кто пытается молиться? Какие молитвы они вспоминают? При чем тут Овидий? Кто знает миф о Фаэтоне? Кем хотел стать Фаэтон, за что он был наказан?
  13. Как вы поняли слова главного героя: «И почему к нам такое б л а г о в о л е н и е проявилось? Может быть ради Власки, а может быть ради простецкой веры нашего попика Семена. А может быть для того, чтобы я рассказал вам здесь, для укрепления? Все усчитано т а м , прошлое не проходит т а м , времени нет т а м … все в одном миге там… все живет и есть, и ныне, и есть нынешнее наше там уже и тогда было, и учтено, и вот указано было, чтобы я сам познал и рассказал вам трудные наши дни, для укрепления. И – нынешней моей веры, в отпущение.»
  14. Какие изменения происходят в душе героя?
  15. Что спасло героев рассказа? Откуда взялся чудесный колокол?
  16. Сколько раз было видение отцу Семену?
  17. В каких еще произведениях русской литературы метель является движущей силой сюжета?
  18. Прочтите описание метели в повести А.С.Пушкина «Метель».

Эпиграф повести:

Кони мчатся по буграм,

 Топчут снег глубокой...

 Вот в сторонке божий храм

 Виден одинокой.

. . . . . . .

 Вдруг метелица кругом;

 Снег валит клоками;

 Черный вран, свистя крылом,

 Вьется над санями;

 Вещий стон гласит печаль!

 Кони торопливы

 Чутко смотрят в темну даль,

 Воздымая гривы...

Жуковский.

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать — и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.

Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать; роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им. Он ударил по лошади; бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира.

Мало-помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу. Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ковром. Ночь была довольно ясна. Он увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырех или пяти дворов. Владимир поехал к ней. У первой избушки он выпрыгнул из саней, подбежал к окну и стал стучаться. Через несколько минут деревянный ставень поднялся, и старик высунул свою седую бороду. «Что те надо?» — «Далеко ли Жадрино?» — «Жадрино-то далеко ли?» — «Да, да! Далеко ли?» — «Недалече; верст десяток будет». При сем ответе Владимир схватил себя за волосы и остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти.

 «А отколе ты?»— продолжал старик. Владимир не имел духа отвечать на вопросы. «Можешь ли ты, старик, — сказал он, — достать мне лошадей до Жадрина?» — «Каки у нас лошади», — отвечал мужик. «Да не могу ли взять хоть проводника? Я заплачу, сколько ему будет угодно». — «Постой, — сказал старик, опуская ставень, — я те сына вышлю; он те проводит». Владимир стал дожидаться. Не прошло минуты, он опять начал стучаться. Ставень поднялся, борода показалась. «Что те надо?» — «Что ж твой сын?» — «Сейчас выдет, обувается. Али ты прозяб? взойди погреться». — «Благодарю, высылай скорее сына».

Ворота заскрыпели; парень вышел с дубиною и пошел вперед, то указывая, то отыскивая дорогу, занесенную снеговыми сугробами. «Который час?» — спросил его Владимир. «Да уж скоро рассвенет», — отвечал молодой мужик. Владимир не говорил уже ни слова.

Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику. На дворе тройки его не было. Какое известие ожидало его!

  1. Символом чего является метель в повести? Судьба? Божья воля? Как вы понимаете выражение «неисповедимы пути Господни»? Когда так говорят? Как называется устойчивое сочетание слов, имеющее определенное связанное значение? Каково происхождение этого фразеологизма? Из Библии. В Новом Завете (Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 11, ст. 33) сказано: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»
  2. Какой предстает метель в рассказе Николая Семеновича Лескова «На краю света»? Прочитайте описание метели.

«Я не знаю, может ли быть страшнее в аду: вокруг мгла была непроницаемая, непроглядная темь -- и вся она была как живая: она тряслась и дрожала, как чудовище, -- сплошная масса льдистой пыли была его тело, останавливающий жизнь холод -- его дыхание. Да, это была смерть в одном из самых грозных своих явлений, и, встретясь с ней лицом к лицу, я ужаснулся».

  1. Символом чего служит метель в рассказе Лескова? Какая смерть имеется в виду: физическая или духовная? Чему научила метель архиерея? Во что он поверил? В чем утвердился?
  2. Как архиерей относится к своему проводнику в начале метели? Прочитайте отрывок:

«Но это "хорошо" было так скверно, что я в ту же минуту должен был как можно решительнее отворотиться от моего соседа в другую сторону, ибо присутствие его на близком расстоянии было невыносимо. Четверодневный Лазарь в Вифанской пещере не мог отвратительнее смердеть, чем этот живой человек; это было что-то хуже трупа -- это была смесь вонючей оленьей шкуры, острого человечьего пота, копоти и сырой гнили, юколы, рыбьего жира и грязи... О боже, о бедный я человек! Как мне был противен этот, по образу твоему созданный, брат мой! О, как бы охотно я выскочил из этой вонючей могилы, в которую он меня рядом с собою укладывал, если бы только сила и мочь стоять в этом метущемся адском хаосе! Но ничего похожего на такую возможность нельзя было и ждать -- и надо было покоряться».

  1. Почему проводник оставил архиерея одного?
  2. Что подумал архиерей, когда проводник уехал?
  3. Где архиерей ожидает своей гибели? Кто напал на него? Как ему удалось спастись? Какой евангельский мотив мы выделяем в  описании пустынной возвышенности, дерева на ней и мучений архиерея, ожидающего смерти или спасения?
  4. Какими словами молился архиерей? Как вы понимаете слова: «Авва, отче! не могу даже изнести тебе покаяния, но ты сам сдвинул светильник мой с места, сам и поручись за меня перед собою!» О каком состоянии архиерея говорит его молитва? Как бы вы его охарактеризовали?
  5. Кем проводник-дикарь предстает в конце метели, когда он спасает архиерея? Прочитайте отрывок:

«Надежда на спасение заговорила, и все муки мои не в силах были перекричать и заглушить ее; точка все росла и все яснее и яснее определялась на этом удивительно; нежно-розовом фоне. Мираж ли это, столь возможный в сем пустынном месте, при таком капризном освещении, или это действительно что-то живое спешит ко мне, но оно во всяком случае летит прямо на меня, и именно не идет, а летит: я вижу, как оно чертит, наконец различаю фигуру -- вижу у нее ноги, -- я вижу, как они штрихуют одна за другою и... вслед за тем снова быстро перехожу от радости к отчаянию. Да; это не мираж -- я его слишком явно вижу, но зато это и не человек, как и не зверь. Вообще на земле нет во плоти ни одного такого существа, которое походило бы на это волшебное, фантастическое видение, какое на меня надвигало, словно сгущаясь, складываясь, или, как господа спириты говорят ныне, "материализуясь" из игривых тонов мерзлой атмосферы. Или меня обманывает мой глаз и мое воображение, или кто что ни говори, а это дух. Какой? Кто ты? Неужто это мой отец Кириак спешит мне навстречу из царства мертвых... А может быть, мы оба уже там?.. неужто я уже и кончил переход? Как хорошо! как любопытен этот дух, этот мой новый согражданин в новой жизни! Опишу его вам как умею: ко мне плыла крылатая гигантская фигура, которая вся с головы до пят была облечена в хитон серебряной парчи и вся искрилась; на голове огромнейший, казалось, чуть ли не в сажень вышины, убор, который горел, как будто весь сплошь усыпан был бриллиантами или точно это цельная бриллиантовая митра... Все это точно у богато убранного индийского идола, и, в довершение сего сходства с идолом и с фантастическим его явлением, из-под ног моего дивного гостя брызжут искры серебристой пыли, по которой он точно несется на легком облаке, по меньшей мере как сказочный Гермес.

И вот, пока я его рассматривал, он, этот удивительный дух, все ближе, ближе, и -- вот, наконец, совсем близко, и еще момент, и он, обрызгав всего меня снежной пылью, воткнул передо мною свой волшебный жезл и воскликнул:

   -- Здравствуй, бачка!»

  1. С чем было связано его преображение?
  2. Что общего между рассказом Лескова и рассказом Шмелева «Глас в нощи»?
  3. Символом чего является метель, буран в произведениях?
  4. Какое духовное значение имеет спасение от смерти в буране?
  5.  Какой символический смысл несет описание звона колоколов, благовеста?
  6. Почему в произведениях важны евангельские мотивы? Чем становится благодаря евангельским мотивам описание трех несчастных случаев в буране, метели? Какая перпектива выстраивается авторами?
  7. Какая надежда важна для писателей? Дают ли они эту надежду своим героям и читателям? На кого они надеются в жизни, во время тяжелых испытаний, в час смерти?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 6 классах по теме: "У. Шекспир. Жизнь и творчество"

План-конспект открытого урока английского языка в 6 классах по теме: "У. Шекспир.Жизнь и творчество"...

План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»

Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...

План - конспект открытого урока по программе «Волшебная кисть» , возраст 9-10 лет. «Копирование пейзажа по мотивам репродукции»

На данном уроке детям предлагается выполнить коллективную работу «Панорама Павлово» по мотивам линогравюры Павловского художника Александра Михаленя «Старое Павлово».Каждый уче...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...