План - конспект открытого урока по программе «Волшебная кисть» , возраст 9-10 лет. «Копирование пейзажа по мотивам репродукции»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Романова Галина Леонидовна

На данном уроке детям предлагается выполнить коллективную работу «Панорама Павлово» по мотивам линогравюры Павловского художника Александра Михаленя «Старое Павлово».

Каждый ученик получает свой фрагмент гравюры - соответственно фрагмент общей работы, который он должен скопировать и выполнить в акварельной технике заливки силуэта.

Затем силуэт вырезается и наклеивается на общий фон, выполненный заранее педагогом акварелью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_romanova_g.l._mbudo_tsrtdyu_g.pavlovo.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации  Павловского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово

План - конспект открытого урока

по программе «Волшебная кисть»

5-й год обучения, возраст 9-10 лет.

«Копирование пейзажа

по мотивам репродукции»

Рисование.

Тип урока - комбинированный

(Обобщение, систематизация и применение

знаний, умений и навыков на практике).

Форма  урока - учебное занятие в мастерской.

Педагог дополнительного              образования

МБУ ДО ЦРТДЮ г. Павлово

Романова Г.Л.     

г. Павлово 2017

 Данное занятие « Копирование пейзажа» является плановым в разделе

«Основы композиции»  программы «Волшебная кисть» 5 год обучения. На данную тему раздела  приходится 5 занятий по 4 часа, в течение которых обучающиеся находят и отбирают материал для выполнения работы - копии с репродукции пейзажа, рисуют наброски, эскизы в цвете, выполняют учебные задания.

На данном уроке  детям предлагается выполнить коллективную работу

«Панорама Павлово» по мотивам линогравюры Павловского художника Александра Михаленя  «Старое  Павлово».

Каждый ученик получает свой фрагмент гравюры - соответственно фрагмент общей работы, который он должен скопировать и выполнить в акварельной технике заливки силуэта. Затем силуэт вырезается и наклеивается на общий фон, выполненный заранее педагогом акварелью.

Во время занятия обучающиеся знакомятся с историей своего города, с историей известных архитектурных построек и зданий.

Урок направлен на развитие у детей умения  видеть красоту окружающего мира. А также  на воспитание  бережного отношения к рукотворной красоте архитектуры.

Занятие построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

детей 9-10 лет, которые занимаются в изостудии «Волшебная кисть».

Для реализации урока необходимо следующее:

Фон коллективной работы- ватман 1,5 листа ( 120х50 см), аппаратура для просмотра видео и слайдов.

Бумага формат А4, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти №5, №3,  стаканчик для воды, палитра, ножницы, клей ПВА.

Раздаточный материал (по количеству детей)- фрагмент репродукции с названием    архитектурного строения, лист - «помощник» с нарисованным в нужном размере силуэтом данного фрагмента репродукции.

Наглядные пособия : репродукция гравюры  Александра Михаленя,

«Старое  Павлово»,  «Этапы  выполнения работы»,  таблицы  «Силуэт», «Контраст, нюанс», «Цветовой круг».

Видеофильм, презентация с использованием старинных фотографий города

Павлово - на - Оке, фото-слайды панорам  разных городов.

Цель урока:

   Научить  видеть красоту в привычном окружении, пробудить интерес к истории родного города.

Задачи:

Обучающие:

Закрепление  знание понятий контраст, нюанс, силуэт.

Научить новым понятиям - панорама в архитектуре, историческая картина.

Обучить технике копирования с репродукции.

Развивающие: 

Развитие   и   поддержание   интереса   к   самостоятельной   творческой деятельности;

Развитие образного и пространственного мышления при построении силуэта.

Развитие  навыка   выполнения заливки акварелью в пределах заданного контура.

 Воспитательные: 

Воспитание творческих способностей, эстетического  восприятия мира, бережного отношения к природе и культурным ценностям.

Воспитание коммуникативных качеств - умения сотрудничать, помогать друг другу.

Воспитание аккуратности при выполнении работы.

Методы и подходы в работе;

Словесный - опрос учащихся.

Словесно-наглядный – рассказ педагога с применением наглядных пособий

Индивидуально-дифференцированный -  выбор педагогом  заданий с учетом навыков и способностей учащегося.

Практический - наглядное выполнение педагогом некоторых моментов задания.

Исследовательский - изучение детьми названий и местоположения архитектурных строений, составлявших историческую часть панорамы города - вид с реки Оки

Обсуждение.

План урока:

  1. Организационный момент                                                           2 минуты
  2. Мотивационная беседа                                                                  3 минуты
  3. Теоретическая часть                                                                       3 минуты
  4. Практическая работа карандашом и красками                        25 минут
  5. Просмотр видеофильма, обсуждение.                                        5 минут
  6. Вырезание и приклеивание на общий фон                               5 минут
  7. Подведение итогов, общая фотография                                    3 минуты

Этапы урока и задачи

Ход урока

Методы и приемы работы

1

Организационный момент

Психологический
настрой на работу;

Взаимное приветствие педагога и детей.  Проверка рабочих мест, организация внимания. Дети проверяют готовность рабочего места.

Словесный

2

Мотивационная беседа

Раскрытие интереса к теме урока

Педагог читает стихотворение Николая Смагина «Павлово - на –Оке»

Словесный

3

Теоретическая часть

Знакомство с новыми понятиями,

Повторение уже изученного материала

Объявление темы урока «Копирование пейзажа по мотивам репродукции», знакомство с гравюрой А. Михаленя, объяснение понятий «Историческая картина»,  «Панорама в архитектуре».

Проведение мини -  викторины ,«Какие  города изображены на фотографиях?»

Один из слайдов - фотография силуэта города , по нему задаются вопросы детям –что такое силуэт?  Контраст тона?  Нюанс цвета?

Словесно -наглядный с использованием проектора или монитора.

Опрос детей.

Помощь наглядных пособий. Взаимопомощь учащихся друг другу - если при опросе учителя ребенок затрудняется ответить, ему помогают другие ребята.

4

Практическая работа - знакомство с названиями архитектурных

сооружений,  составлявших  историческую панораму села Павлово.

Освоение приемов построения силуэта архитектуры.

Развитие образного и пространственного мышления при построении силуэта.

Развитие  навыка   выполнения заливки акварелью в пределах заданного контура.

1.Учащиеся знакомятся  с фрагментом композиции, который они получили, с названием  этого архитектурного мотива

2.Затем  начинают построение  силуэта здания,  не изображая отдельных мелких деталей декора здания.

При работе используется лист - «помощник» с изображением силуэта здания , с которого ученик может переносить  размеры с помощью карандаша  на свой лист. Также педагог на наглядном пособии выполняет этапы построения силуэта. Педагог в процессе работы обходит детей, корректируя построение.  Выполнение  заливки  акварелью фона -  облака в нежно-желтых и оранжевых тонах как на утренней заре.

 Выполнение заливки акварелью силуэтов зданий - смешивание коричневого и фиолетового цветов.

 В процессе работы педагог обходит учащихся, помогает им, корректируя цветовые смеси на палитре, обращая внимание на тоновой контраст силуэтов зданий к фону неба

Наглядно-исследовательский

Наглядно-практический,

индивидуальная работа «Педагог – ученик»

Индивидуальная работа «Педагог–ученик»

5

Просмотр видеофильма Старое Павлово.

 Знакомство с историей зданий,

составлявших  историческую панораму села Павлово-вид с реки Оки.

 Обучающиеся смотрят видеоряд из старинных фотографий города, узнают фрагменты своих композиций, знакомятся с нынешним состоянием данных архитектурных сооружений - существуют ли они в настоящее время или утеряны - разрушены.

Обсуждение вопроса: для чего необходимо сохранять культурные ценности?

Вывод: для передачи этих ценностей будущим поколениям.

 Наглядно-исследовательский.

Обсуждение

6

Вырезание и приклеивание на общий фон  

Определение местонахождения фрагмента композиции на общем фоне, составление коллективной работы, умение дождаться своей очереди, взаимопомощь друг другу  

                               

Учащиеся вырезают  ножницами силуэты зданий  с фоном облаков.

 Затем по - очереди подходят к доске, где закреплен фон для коллективной работы. Ученики должны определить примерное место нахождения их фрагмента композиции, используя исходную репродукцию гравюры.      С помощью педагога фрагмент приклеивается к фону.

Так собирается вся работа.

Наглядно-исследовательский

Практический.

Взаимопомощь при расположении фрагмента на коллективной работе. Помогаем друг другу найти нужное место в композиции.

7

Подведение итогов

Педагог  благодарит детей за прошедший урок, отмечает успешное завершение задуманного.

 Также дается напутствие на будущее-

Беречь нашу малую родину, сохраняя ее красоту и чистоту.

Воспитательный девиз – «Мы получили нашу землю не в наследство от наших предков, а взяли в долг у наших детей»

  Затем учащиеся фотографируются на фоне коллективной работы.

Проводится  уборка рабочих мест.

Словесный

Приложение 1

Наглядные пособия и раздаточный материал

 Гравюра Александра Михаленя « Старое Павлово»

       

Фрагмент   гравюры – Дом купца Гомулина                   Лист – «помощник»

               

     Лист-«помощник»

        

                                                                                                   

Приложение 2

Этапы работы

 

 Построение силуэта

Выполнение заливки силуэта

 

Вырезание

Наклеивание

 Общая фотография на фоне коллективной работы

Приложение 3

автор: Николай Смагин  Павлово-на-Оке

 

В обрамленье рассвета алого

отражается небо в реке.

Здравствуй, город с названьем Павлово,

город Павлово на Оке.

 

Я стою на горе на Троицкой,

там, где счёт начинали века 

где наш город в начале строился,

и дорогой была – река.

 

Здесь стрельцы возводили крепость,

и селился вокруг народ,

и крепили верой и верность

православной Москвы оплот.

 

С той поры под горой под Троицкой

много вод унесла река,

а мой город растёт и строится

этажами под облака.

 

 В обрамленье рассвета алого

изогнулась внизу река,

и плывут от Москвы на Павлово

разноцветные облака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе по специальной программе индивидуального развития (СИПР) для детей с нарушением интеллекта

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе для учащихся ,обучаемых по специальной индивидуальной программе развития для детей с нарушением интеллекта.Цель уро...

План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»

Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...


 

Комментарии

Гаврилова Татьяна Михайловна

Воспитание творческих способностей, эстетического восприятия мира, бережного отношение не только к природе, но и культурным ценностям является основой формирования личности ребенка.

Гаврилова Татьяна Михайловна

Воспитание творческих способностей, эстетического восприятия мира, бережного отношение не только к природе, но и культурным ценностям является основой формирования личности ребенка.