Главные вкладки

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"
    план-конспект урока (8 класс) по теме

    Зверева Тамара Германовна

     

    Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»

    Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное и черное».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_vneklassnogo_chteniya__v_8.docx24.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок внеклассного чтения  в 8 «А» классе по роману Ф.Стендаля «Красное и черное»

    Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»

    Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное и черное».

    Цели урока

    Образовательная: знание романа, выявление основных черт характера   и анализ жизненного пути Жюльена Сореля.

    Воспитательная: формирование активной жизненной позиции и критического отношения к выбору жизненного идеала и жизненного пути.

    Развивающая: выявление главной проблемы романа, определение отношения автора к своему герою, создание устной характеристики Жюльена Сореля, эссе по проблеме урока.

    Ход урока

    1 этап урока ( 5-7 минут)

    Организационный момент:

    -приветствие учителя

    -проверка подготовки учащихся к уроку ( тексты романа, рабочие  тетради)

    Актуализация знаний (повторение основных вопросов предыдущего урока)

    Учитель: на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с романом Ф.Стендаля «Красное и черное». Давайте вспомним, о чем мы говорили.

    Вопросы учителя классу:

    -В какое время происходит действие в романе? (1820-е годы)

    -Годы 1814-1830 называют эпохой Реставрации во Франции. Что это такое? (Роман «Красное и черное» вышел после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки до 1789 года. Реставрация – это  восстановление монаршей власти Бурбонов после поражения Наполеона)

    -Стендаль дал подзаголовок роману:  «Хроника 19 века». Что такое хроника? (Хроника – записи исторических событий; документальная основа романа)

    -Роман «Красное и черное» - это один из первых реалистических романов, который рассказывает о  жизни  всех социальных слоях современного Стендалю общества. Назовите представителей этих слоев. (Простой народ,  крестьяне – семья Сорелей, дворяне – господин де Реналь, буржуа – господин Вально, Фуке, духовенство – аббат Пиррар , аббат Шелан и другие священнослужители, аристократы – маркиз де Ла Моль)

     Каков основной эпиграф романа? Чьи это слова? («Правда, горькая правда»  - слова французского революционера Ж. Дантона).

    Да, это правдивый рассказ о времени и о людях, живущих в этом времени.

    2 этап урока (3-7 минут)

    Учитель: напомните ваше домашнее задание к этому уроку (Записать цитаты, характеризующие Жюльена Сореля с положительной и отрицательной стороны – для каждой группы своя часть романа, и записать одну проблему, которая касается главного героя – индивидуальное задание).

     Итак, чтобы приступить к основной части урока, нам необходимо выявить главную проблему данного произведения. Обсудите в группах и предложите одну.

    Предложенные проблемы записываем на доске.

    Проблемы, предлагаемые  учителем:

    -проблема добра и зла

    -проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути

    -проблема истинных и ложных ценностей

    Постановка проблемы – проблема жизненного идеала и жизненного пути Жюльена Сореля.

    3 этап урока (15-20 минут)

    - Каков его жизненный идеал? (Наполеон)

    -На какие периоды делится жизнь Сореля? (1-й –жизнь в городке Верьере, 2-й – семинария в Безансоне и 3-й – Париж).

    Учитель: прежде чем говорить о жизненном пути главного героя, необходимо понять, каков он и что им движет в этой жизни. Начинаем работу в группах. Опираясь на выписанные вами цитаты, необходимо раскрыть образ Жюльена и его отношение в этот период жизни к Наполеону.

    Работа в группах (3-5 минуты), далее представление  устной  характеристики Жюльена, основанной на цитатах, каждой из групп.

    Участники 4-й группы добавляют к характеристике Жюльена и его цитаты о Наполеоне

    На доске записываются положительные и отрицательные черты характера Жюльена Сореля

    Отрицательные: двуличность, лицемерие, тщеславие, честолюбие, гордость, амбиции и т.д.

    Положительные: любовь, талантливость, благородство, застенчивость, гордость, воля, ум, незаурядность и т.д.

    Характеристика Жюльена Сореля

     Задание: составьте план по данной характеристике (Работа в группах)

    Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

    Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. Его кумир Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Жюльен Сорель увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, — думает он. — Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего — становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно  испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

    Вариант

                  1.Ступени стремительной карьеры.

    2.Личность, близкая романтическому герою.

    3.Его кумир – Наполеон.

    4.Противоречивость образа.

    5.Выстрел – и переосмысление взглядов.

    6.Смерть Жюльена, но победа над обществом.

    1.  4 этап урока (7-10 минут)

    Учитель: Итак, мы познакомились с романом Ф.Стендаля «Красное и черное», его главным  героем Жюльеном Сорелем. Теперь вновь обратитесь к проблеме урока. Какие можно сделать выводы?  (Возможные ответы учащихся):

     

    - не сотвори себе кумира,

    -жизненная цель должна быть во благо,

    -не все средства хороши для достижения цели,

    -думай о близких людях,

    -не причиняй зла другим,

    -не ломай себя и живи согласно своей натуре

    Учитель:  Почему мы взяли это произведение Стендаля?

    Потому что из Наполеона сотворят себе кумира и герои произведений русской литературы: это и Родион Раскольников  в романе Ф.Достоевского и Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Толстого. Они тоже пройдут свой сложный путь познания жизни. Я думаю, что роман «Красное и черное» вас сподвигнул к тому, чтобы задуматься о жизни и о жизненных целях.  Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

    Напишите синквейн по образу Жюльена.

    Возможный вариант

    Жюльен

    Честолюбивый, тщеславный

    Ненавидит, лицемерит, прозревает

    Цель жизни – карьера и слава

     Смерть

    Я предлагаю вам закончить предложение.  (Если останется время)

    Рефлексия: (выберите что-то одно)

    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. я понял, что…
    6. теперь я могу…
    7. я почувствовал, что…
    8. я приобрел…
    9. я научился…
    10. у меня получилось …
    11. я смог…
    12. я попробую…
    13. меня удивило…
    14. урок дал мне для жизни…
    15. мне захотелось…

    Домашнее задание: (на выбор)

    1.Написать эссе «Цели моего жизненного пути»

    2.Сочинение-размышление по роману Стендаля «Красное и черное» (закончить)

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"

    Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу  учащихся....

    Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе

    Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...

    Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

    Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....

    Учебное пособие по домашнему чтению к роману Charlotte Bronte "Jane Eyre"

    Учебное пособие содержит адаптированный вариант романа Ш. Бронте "Джейн Эйр" и лексико-грамматические упражнения по каждой главе....

    Урок внеклассного чтения по роману Р.Д.Гальего "Белое на черном"

    Урок внеклассного чтения по роману Р.Д.Гальего "Белое на черном", с презентацией...

    Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....


     

    Комментарии

    Развитие на уроках критического мышления у учащихся в настоящее время очень актуально. Ваши новаторские идеи с успехом могут применяться на уроках изобразительного искусства и во внеклассной художественной деятельности детей. Спасибо за публикацию!