Главные вкладки

    Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе
    план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

    Матюшкина Мария Евгеньевна

    Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут познакомиться с новейшей литературой . "Манюня" позволит ученикам и учителю обсудить круг нравственных вопросов и провести параллели между классикой и литературой дня сегодняшего.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_matyushkinoy_m.e.docx64.24 КБ
    Microsoft Office document icon recenziya_na_matyushkinu_m.e.doc30.5 КБ
    Файл manyunya.pptx2.14 МБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК ПО РОМАНУ Н. Ю. АБГАРЯН « МАНЮНЯ

     НА УРОКЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9 КЛАССЕ

    Автор – Матюшкина М.Е, учитель ГБОУ СОШ « Школа здоровья « № 901.

    Введение

    Почему современным подросткам  можно и нужно читать « Манюню» .



    Во –первых, это книга о любви. То есть,  о самом сокровенном в подростковом возрасте. Кроме того, в романе показаны взаимоотношения детей и взрослых, рассказано о том, как легко можно ранить чувствительный внутренний мир ребёнка при соприкосновении с жестокой несправедливостью «мира больших». Словом, темы, поднятые в книге, важны и интересны для  тех, кто проживает свой « трудный возраст».

     Во-вторых,  учителю чтение « Манюни» даёт возможность на примере современной литературы поговорить об очень важных нравственных категориях , проведя параллель между классикой и книгой дня сегодняшнего.

    Трилогия « Манюня» Наринэ Юрьевны Абгарян – это не совсем книга для детей. Скорее , это книга для выросших детей. Тех, чьё детство прошло в 80-х годах прошлого века. Они в героях, событиях этой книги во многом узнают себя, и обнаружат приметы времени, и, несомненно, испытают приступ ностальгии по детству , и смогут на некоторое время побыть десятилетними.

    Однако « Манюню» с интересом прочтут и нынешние подростки. Книга поможет им увидеть своих мам и пап маленькими. Возможно, современные дети тогда смогут больше  узнать родителей и даже в чём-то лучше понять их.

     Эта книга обладает способностью объединять поколения, она умеет побеждать противоречия, связанные с национальным вопросом ( а сейчас при нынешних многонациональных классах это так важно!). Роман Наринэ Абгарян по-хорошему патриотичен. Как бы высокопарно это ни звучало, но он ( чуть ли не в первую очередь) о любви к Родине, которая состоит  из любви к семье , друзьям , соседям , стране.

    А самое главное, « Манюня» - это умная , интеллигентная и добрая книжка , написанная прекрасным русским языком , щедрая на юмор и тонкую иронию.

    А ещё это роман, написанный в 2010- 12 гг и изданный всего лишь год назад. Он представляет собой  прекрасный образчик самой что ни  на есть новейшей литературы. Ученики видят , что современный литературный процесс в России не стоит на месте, он развивается, рождая такие вот чудесные произведения. То есть « Манюня» ещё и пробуждает интерес к современной литературе! Ребята с удивлением слушают об  истории « рождения» «Манюни» , ведь книга нашла своих читателей сначала через блог писательницы в « Живом Журнале», и только потом была замечена издателями. То есть книга рождалась чуть ли не онлайн , чуть ли не глазах у читателя!

    Опыт работы с романом Н. Абгарян в школе показал, что подростки 15-16 лет с удовольствием читают не только главы, предложенные учителем, но и всю трилогию, не желая расставаться с полюбившимися персонажами и поддавшись обаянию авторского стиля . 

    Часть 1

    Роман Н . Абгарян « Манюня» появился совсем недавно , и критические статьи к нему ещё не написаны.

    Родившись в недрах Интернет-пространства , « Манюня» , тем не менее, стала объектом рецензирования многочисленных блогеров . По роману написаны сотни отзывов и рецензий , он обсуждался и обсуждается на многих крупных книжных порталах.

    Прочитав достаточно большое их количество, я отобрала наиболее типичные и интересные из них.

    Библиотечный интернет-портал « Либрусек» так пишет о книгах Наринэ:

    Наринэ Абгарян (род. 14 января, Берд, АрмССР) — русская писательница армянского происхождения, блогер. Литературный путь Наринэ Абгарян начался с того, что она завела блог в знаменитом живом журнале. Впервые своя страничка появилась у Абгарян в 2005 году, но спустя пару месяцев она перестала писать и возобновила записи только весной 2009 года. Затеяла истории про Манюню. Ими заинтересовалась писательница Лара Галль, которая и познакомила Наринэ с редактором «Астрель-СПб» Ириной Копыловой. Так в результате плодотворного сотрудничества на свет появились три книги Наринэ Абгарян: «Манюня», «Манюня пишет фантастичыскый роман» и «Понаехавшая».
    Окончила Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Я. Брюсова, с 1993 года живёт в Москве.
    Стала известна после публикации автобиографической книги «Манюня» (2010), став с ней лауреатом Российской национальной литературной премии «Рукопись Года» в номинации «Язык». Вошла в длинный список номинантов на премию «Большая книга» 2011 года.
    В 2011 году вышла вторая часть историй о Манюне: «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман».
    Затем- завершающая трилогию « Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения».

    Вернее, сначала был блог в «Живом журнале», в котором Наринэ чрезвычайно увлекательно описывала свое детство в армянской глубинке. Из блога появились книги «Манюня» и «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман», а затем и «Понаехавшая». А началось все с обычных постов в столь популярных нынче блогах. Поначалу автор даже не думала выпускать книгу. Но случилось так, что ее записи прочитала одна известная на просторах Всемирной сети писательница (напрочь забыла, как ее зовут) и предложила сделать из этих воспоминаний книгу. Так появилось на свет первое детище Наринэ Абгарян – «Манюня». Книга стала настолько популярной, что впоследствии родилось продолжение - «Манюня пишет фантастичыскый роман». В принципе, секрет Наринэ Абгарян довольно прост. Она внимательный наблюдатель и при этом очень добрый наблюдатель. Ну, не то чтобы у нее совсем нет плохих людей, просто она смотрит на мир глазами ребенка, и мир тонет в этих глазах, немедленно перекрашиваясь из черного цвета в белый.

    Но это не весь секрет. В случае с Наринэ все очень удачно сложилось: она пишет книги на русском языке, который очень хорошо знает. Но при этом он у нее все-таки не родной, она родилась и полжизни прожила в Армении. Добавим к этому филологическое образование и получим результат — Наринэ слышит то, чего бы не услышал ни один человек…

    (http://lib.rus.ec/a/14887)

    Отзывы читателей портала « Либрусек»

    lludmilla2005@rambler.ru про Наринэ Абгарян:  книга добрая и грустная. Потому что под масками, нарисованными по-детски - живые люди. Потому что это был целый пласт жизни - нашей. 

    iiku: Мне кажется, надо очень не любить людей, чтобы не увидеть достоинств этой книги, ее открытости, доброжелательности и очаровательного лукавства.

    yanaapple: Замечательно. Добро и светло. 

    Chita-Drita: Все три книжки про Манюню прочитала с огромным удовольствием. Очень жаль расставаться с любимыми героями. Рекомендую книгу всем любителям доброго юмора. Автор стала одной из самых любимых. 

    Я_В_А: Задыхалась от смеха!!!! Очень светлая и добрая книга о жизни, дружбе и любви!!!

    sopelka: Это лучшее средство от плохого настроения.

    РасРомашка : 
    Для меня эта книга - самая-самая, зачитывала отрывки всем, кто только соглашался слушать. Чудесная, легкая, смешная, самую чуточку грустная, оттого, что так много было шалостей и маленьких радостей, и больших конечно тоже и родители тогда были молоды и деревья выше и петушки на палочке слаще и все это минуло, кануло и забылось. Спасибо Вам, Нарине, за все, за эту светлую грусть и за радость снова ощутить себя маленькой девочкой. Обещаю Вам, что эта и остальные Ваши книги у меня обязательно появятся и в бумажном варианте, для себя, чтобы было и для дочек, непременно. Жду третью "Манюню" так, как еще никогда не ждала новых книг.

    marya-70 : Замечательная книга... Прочитала на одном дыхании, просто отдохнула душой. Эта книга про всех, кто родился и вырос в Советском Союзе.

    Книга очень понравилась! Вроде, легкое повествование о двух проказливых девочках и их родственниках. Но под всей этой забавностью прослеживается отпечаток той жизни, той эпохи

    тотального дефицита, тотальной нищеты, когда все доставалось, выстаивалось в огромных очередях... Но и тогда люди могли и умели быть счастливы.

    Стоит купить и время от времени снимать с полки что бы смотреть на мир другими глазами.

    Отзывы читателей портала « BOOKMIX.RU»

    ( ссылка на страницу Наринэ Абгарян : http://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=350)

    Леля Вересова : - Как все? Немедленно хочу еще! – именно эти слова я изрекла, перевернув последнюю страницу книги Наринэ Абгарян «Манюня пишет фантастичыскый роман».

    История детства нескольких маленьких девочек меня просто покорила. Я искренне смеялась, читая о похождениях сорванцов в юбке, и вспоминала самое беззаботное время. Некоторые отрывки потом пересказывала друзьям и любимому человеку, чтобы вместе посмеяться и вспомнить, как мы тоже когда-то шалили. Вот и Манька с компанией шалили немилосердно. Книга об их приключениях получилась веселой и очень доброй. Иначе и не могло быть, ведь Наринэ Абгарян написала о совсем детстве, родном городе и близких людях. хочется еще подпитаться доброй энергией, посмеяться не над пошлостью, а над невинными детскими шалостями. Покорили меня герои, ничего не могу с собой поделать. Сейчас такие добрые и искренние книги на вес золота. Их можно читать всей семьей или ребенку вслух перед сном. Я даже посоветовала будущей свекрови почитать книгу младшим мальчишкам.

     Lena_Ka: Мне очень понравились приключения девочек…: они такие неунывающие, умеющие находить выход даже из ужасно сложных ситуаций …

    А взрослые порой ведут себя нелепо, не всегда понимают детей, да и друг друга порой раздражают, но они добрые и честные люди. И чего уж там: очень терпеливые… Книга, конечно, взрослая, и это правда, но как иногда хочется почувствовать себя Манюней: писать фантастЫчЫские романы, зарываться в снег с головой, рыдать над местной постановкой Отелло, придумывать страшные болезни вроде "пердикулёза" вместе со всеми "синктомами" (чешутся пятки и (б)урчит в животе) и ещё много и много всего. 

    bRRRoken_Alice: Нарине большая молодец, пишет так, что книга читается за пару дней. забавный детский язык, детские представления о жизни - все это смешно и трогательно. почти как "денискины рассказы"…

    ИМХОНЕТ:

    Лысый Бест: Смысл и пафос блоггерства состоит в стремлении зафиксировать мимолетное. В общем-то это не новое стремление, но блог, пожалуй, идеальная форма его реализации…О Наринэ Абгарян хочется сказать отдельно.
    На сегодняшний день у этой замечательной девушки две книги. Я прочитал только первую - "Манюня", и эта самая "Манюня" - просто маленькое чудо. Книга абсолютно блоггерская в том смысле, что очаровательные миниатюрки,. из которых она составлена, практически никак не связаны между собой.
    Каждая из них абсолютно самодостаточна, но все вместе они образуют именно КНИГУ. Я, вообще-то, думал что книги сравнимой с "Я, бабушка, Илико и Илларион" в моей жизни больше не появится, а вот поди ж ты... Причем, если сравнивать ее с бессмертным шедевром Нодара Думбадзе, то у книги Абгарян есть одно несомненное преимущество: это НЕ ПЕРЕВОД. Это замечательный русский язык с кучей очаровательных неправильностей, которые хочется бесконечно держать во рту и никогда не проглатывать. Абгарян и Думбадзе действительно очень похожи - в книгах этих лиц кавказской национальности такое количество солнышка, что, если бы малыши могли воспринимать эти тексты, то их следовало бы применять для профилактики рахита.
    Преимущества блоггерской литературы очевидны и несомненны, но есть и один огорчительный недостаток - сиюминутность. Сегодня этот блог на устах у всех, а завтра, глядишь, о нем и не помнит никто. Но в тех редких случаях, когда прыжок из блоггерства в литературу состоялся....

    Отзывы на сайте « ОТЗОВИК»

    (страница Наринэ Абгарян :

    http://otzovik.com/reviews/kniga_manyunya-narine_abgaryan/)

    Cvetlinka: "Манюня" демонстрирует давно забытый многими за ненадобностью детский непосредственный взгляд на мир где тушеные овощи на обед - огромное горе, а возможность лизнуть заграничный леденец - неоплатное счастье... 

    VictoriaCom: После прочтения я вот что подумала: Наринэ Абгарян - армянский ответ Астрид Линдгрен. 

    Kiv:Превосходная книга историй о детстве. Солнечные зайчики, первая и смешная влюбленность, забавные случаи, запах абрикосового варенья - в общем, это чудесная книга, которую я порекомендовал бы всем. От авитаминоза чудесное средство.

    Какая удивительно грозная и добрая бабушка, родители смешные у Манюни и подруга забавная! Настоящее детство, которого так не хватает нам в серых буднях, в бесконечной суете и погоне за дальними и ближними целями. А так важно немного, ненадолго вспомнить что и мы были детьми и какое это чудесное ощущение бесконечного лета.

    Ezena: Если составлять список вещей, которые должны быть у каждого человека для поднятия настроения в грустные периоды жизни (по принципу аптечки для улучшения здоровья), то книга "Манюня" там должна быть обязательно!

    Портал « Read.ru»

    ( ссылка на страницу отзывов на роман : http://read.ru/review/by_book/558399)

    Татьяна: Это книга как шаг в детство, как запах бабушкиных плюшек, как игры во дворе... она о многом мне напомнила... В книге присутствует юмор и характерный герой который обязательно вам понравится (Ба). Книга увлекательная и захватывающая. Истории правдивые и смешные. Написаны простым и понятным языком.Именно таким было мое детство, жаль что оно было так давно и так быстро прошло.. Рекомендую эту книгу к прочтению.

    Подавляющее большинство отзывов дают роману « Манюня» сугубо положительную оценку и содержат совет читать эту книгу взрослым и детям вместе.

    Подытожить краткий обзор того, как была воспринята читательской аудиторией книга Н. Абгарян , хочу фрагментом интервью автора, в котором она словно обобщает то, что пишут о её трилогии читатели.

    Абгарян: "Манюня" действительно рождалась в журнале, на глазах у читателей.

    РГ: Все ли ваши персонажи вашей автобиографической истории остались довольны тем, как выглядят на страницах книги?

    Абгарян: Безусловно, книга - это не гипсовый слепок с моего детства, скорее, это вариации на тему одного бесконечно счастливого детства, приключившегося со мной в восьмидесятые годы прошлого века.

    РГ: Нарисованный вами мир 70-80-х годов прошлого века выглядит идиллически. В Берде вашего детства всегда мирно, солнечно и уютно. Вечный дефицит всего, что можно, не мешает всем быть радушными и счастливыми, а идеологический гнет системы практически неощутим. Вы сознательно не захотели изображать все пережитки "совка" или здесь сработало общечеловеческое свойство помнить о детстве только хорошее?

    Абгарян: В десять-одиннадцать лет мир видится исключительно в радужных красках. Даже дефицит и бесконечные очереди в этом возрасте воспринимаются как данность. Если бы книга рассказывала  о девочках двенадцати-тринадцати лет, то нарисованный мною мир был бы не столь идиллическим, конечно. В старшем возрасте мы уже думали совсем иначе, и на жизнь смотрели совсем другими глазами.

    РГ: Описанный в книге городок Берд времен вашего детства - образец сосуществования людей разной национальности и религии, что сейчас нам дается с большим трудом…

    Абгарян: Я абсолютно уверена, что сын за отца не отвечает. Но отец за сына  отвечает априори. Мы в ответе за тех, как воспитали своих детей. Мы в ответе за каждый их шаг и каждый поступок.

    Я считаю себя мультикультурным человеком. Во мне намешано много армянского, русского и общечеловеческого. Поэтому вычленить что-нибудь одно очень сложно. Одинаково комфортно чувствую себя во всех храмах, куда меня пустят. Меня можно поздравлять с любыми праздниками - начиная с Рождества и заканчивая Ханукой и Рамаданом. Верю, что интернационализм - это не пустой звук. Это состояние души, это воспитание, это количество прочтенных книг. Это культура поведения. Начните с малого - заведите себе привычку здороваться со всеми, с кем вы сталкиваетесь в лифте. Здороваться и прощаться. Улыбайтесь чаще друг другу. И не мешайте детям оставаться людьми. Потому что плохие привычки они перенимают у вас.

    ( « Российская газета»,статья «Наринэ Абгарян: Интернационализм - это количество прочтенных книг», автор Вадим Давыденко.

    Ссылка на статью :

    http://www.rg.ru/2011/02/24/reg-jugrossii/abgaryan.html )

    Часть 2

    Конспект урока по роману Н.Абгарян « Манюня»

    Вступительное слово учителя.
    Много ли вы знаете книг, которые оставляют след в душе, потому что с ними становится тепло и уютно?

    Много ли вы знаете книг, которые после первого же прочтения навсегда переселяются на полку самых заветных и любимых книг, впрочем , никогда надолго на ней не залёживаясь?

    Такие книги сначала взахлёб читаешь сам, потом с жаром рекомендуешь сначала своим, потом знакомым и друзьям, и все эти люди становятся счастливыми «жертвами» книжной магии.

    Обычно такие книги случаются в детстве или юности. И очень редко подобное бывает потом…

    Для меня особенной книгой стала « Манюня» Наринэ Абгарян.

    Когда я читала « Манюню», наблюдающие за мной со стороны домашние начали замечать странные вещи: я то ехидненько хихикала, то смеялась в голос, то по моим щекам текли счастливые ностальгические слёзы.

    На недоумённые вопросы семьи ( а что, собственно , с тобой происходит,а?) я выдыхала : « Манюня!» и нисколько не обижалась , потому что знала, что вскоре они тоже «заразятся». А может быть, излечатся?!

    Когда-то детский поэт Марина Бородицкая придумала радиопередачу « Литературная аптека». На мой взгляд, книга Наринэ Абгарян может быть одним из самых сильно- и быстродействующих «лекарств» такой книжной «аптеки».

    Наринэ Абгарян родилась и выросла в Армении, она филолог, изучала русский язык. Долгое время живёт в Москве. Сначала «Манюня» была историями в блоге Наринэ на сайте « Живой журнал». Потом эти истории про её детство стали настолько популярными, что их заметили издатели. Так появилась книжка про Наринэ , Манюню и всех-всех-всех , а потом ещё две. Так что « Манюня» - это трилогия. Вот как автор сама рассказывает об этом в интервью газете « Ноев ковчег :

    - Наринэ, как ты начала писать?

    Никогда не думала, что стану писателем. «Манюня» затевалась как коротенький цикл воспоминаний в Живом Журнале в Интернете. Читателям блога понравились истории, они всячески меня подбадривали и требовали продолжения, вот я и расписалась на целые две книжки. Первая вышла в августе, а вторая находится в типографии, ожидаем ее к весне. Самое удивительное, что даже не пришлось рассылать рукопись в издательства. Редактору Астрель-Спб Ирине Епифановой (Копыловой) мои истории порекомендовала талантливая питерская писательница Лара Галль. Ирина связалась со мной, и буквально через месяц мы заключили договор с издательством. За четыре месяца существования «Манюня» переиздавалась два раза, и на сегодняшний день разошлась тиражом в десять тысяч экземпляров.

    Книга во многом автобиографична. Посвящена она маме и папе писательницы.

    Как сама Наринэ объясняет успех историй про Манюню?

    - Книжка получилась очень смешная и добрая. В ней рассказывается о моем счастливом детстве...«Манюня» - мое признание в бесконечной любви родным, близким и городу, где мне посчастливилось родиться и вырасти.
    Книга …о смешном и добром нашем детстве в эпоху тотального дефицита, о безответственном поведении девочек младшего школьного возраста и об их несчастных родителях, которым достались такие несносные дети.

    Цель урока: пробудить читательский интерес к книге Наринэ Абгарян;  через анализ текста раскрыть главную мысль автора; рассмотреть на примере книги « Манюня», как в новейшей литературе раскрываются важнейшие нравственные категории , связанные с взрослением ребёнка в его взаимодействии с миром взрослых.

    Тема урока.

    Для знакомства с книгой я предложила вам три главы, которые объединены общим сюжетом и темой.И предложила вам подумать над тем,как нам назвать наш урок. Больше всего мне понравилось название, которое и стало темой урока :

    « Роковая любовь Манюни, или Маленьким девочкам иногда бывает очень больно на душе».

    Эта фраза точно отражает авторский замысел. Кроме того, главы в книге тоже имеют такие двойные названия с союзом ИЛИ.

    Анализ прочитанного .

    1. Как связано со всей историей лирическое отступление? Зачем оно понадобилось автору?

    ( События описываются от лица одиннадцатилетней девочки. Она тонко и глубоко ощущает свою связь с природой родного края, она впитывает красоту , она внимательна к каждой детали. У героини творческая натура, поэтический взгляд на мир. Такие люди, особенно в детстве, обострённо воспринимают происходящее, легко ранимы и уязвимы. )

    ЧИТАЕМ:

    Горы… Вы знаете, горы… Как вам объяснить, что для меня горы…

    Горы, они не унижают тебя своим величием и не отворачиваются от тебя, вот ты, а вот горы, и между вами — никого.

    Где-то там, внизу, облака — люди — ржавое авто, эге-гей, я частичка космоса, я Божья улыбка, я есмь восторг, посмотрите, люди, в волосах моих запутались звезды, а на ладонях спят рыбы.

    Горы… Я их всегда ощущаю на кончиках своих пальцев…

    Помню, нам с Манюней было по десять лет, мы стояли на вершине, держались за руки, и было нам очень страшно. Я сделала шаг к краю, и Манюня тоже сделала шаг, и сердце мое подпрыгнуло высоко к горлу и заклокотало — заполоскалось — затрепетало пойманной птицей.

    — Иииииииииииии, — выдохнула Маня, — ииииииииииии.

    А я и выговорить ничего не могла, я превратилась в один протяжный вдох, и высота манила вниз, можете себе такое представить, высота манит не вверх, а вниз, хочется разбежаться и полететь, но не до солнца, а до камней долететь.

    А какие примеры подобных лирических отступлений в тексте нашли вы?

    Какова главная тема лирических отступлений?

    ( трепетная любовь автора к своей стране , к городу своего детства )

    1. Мы знакомимся с жителями поселка, в котором проводит лето Манюня вместе с семьёй Наринэ . Перед нами – портреты жителей, дяди Сурена и тёти Светы.

    Как сочетается внешность пастуха Сурена с его поведением? ( они контрастны: Сурен – богатырь с мужественной, огрубелой внешностью, вместе с тем это человек с нежной душой , скромный ; он стесняется мамы Наринэ и безмерно уважает семью доктора. Он сама доброта : приносит детям маленькие гостинцы и отказывается брать деньги за продукты. )

    ЧИТАЕМ:

    Дядя Сурен был обветренный, грандиозный в своем сложении пятидесятилетний мужчина — огромный, широкоплечий, могучий, весь пропахший дымом от костра…

    …Мама открывала дверь и приглашала его на кофе… Дядя Сурен брал крохотную чашку в свои огромные руки и держал ее бережно в течение всего коротенького разговора, не осмеливаясь отпить и глоточка…

    ( Тётя Надя – местный педиатр, знающая всех детей со дня их рождения. У неё с семьёй Абгарян сложились почти родственные отношения. Она добра и любима детьми. )

    ЧИТАЕМ:

    Тетя Света — самый лучший педиатр нашего района, она знает нас буквально с первого дня рождения и все наши болячки помнит наизусть. Можно сказать, мы выросли на ее глазах и при самом непосредственном ее участии.)

    ИТАК, мы уже можем сделать первые выводы. Лирические отступления важны для раскрытия личности маленькой героини, они помогут читателю понять мотивы её поведения и реакцию на события. Кроме того, в эпизодах счастливых детских воспоминаний – любовь к добрым людям и восхищение красотой родного края.

    1. Обратимся к сюжету .

    Почему Манюня и Наринэ, узнав о приезде москвичей, так воинственно настроены против них ?

    ( Их задели слова мамы о том, что москвичи могут подумать, будто в Берде « одни только дикари живут». Их гордость уязвлена.)

    1. Каким они воображали себе Олега? ( « Красивый , наверное…но в целом гадкий»)

    Прочитайте диалог Наринэ и Манюни по дороге к дому тёти Светы. Какое произведение детской литературы он вам напомнил?

    ЧИТАЕМ:

    — А вообще, как он выглядит, этот москвич? — задумчиво протянула Маня.

    — Красивый, наверное. Обязательно в футболке с олимпийским мишкой на груди, — стала разбалтывать я свои сокровенные фантазии, — играет на гитаре и ест мороженое эскимо столько, сколько ему влезет, как старик Хоттабыч!

    — Ну, — Маньке в целом понравился образ, который я нарисовала, — пожалуй, я была бы не против, если бы он еще трамваи водил.

    — Трамваииии, — закатила я глаза, — дааааа, это было бы вообще здорово!!!

    Манька посуровела.

    — Но в целом он гадкий и сморкается в скатерть, а еще у него из носа торчат пучки волос, — заявила она.

    — И уши у него волосатые! — вставила свои пять копеек я.

    ( Это похоже на рассказ Н. Носова « Фантазёры». Героини  – фантазёрки, выдумщицы. )

    1. Чем Олег покорил Манюню и Наринэ? ( Манюня была потрясена тем, что он стоит на голове, её привлекла необычность молодого человека. А Наринэ заметила красоту Олега и его схожесть с героем известного фильма)

    ЧИТАЕМ:

    Мы зачарованно смотрели на него снизу вверх и молчали, словно воды в рот набрали. Олег выглядел как главный герой из фильма «Пираты XX века» — такие же голубые глаза, широкий лоб и ямочка на подбородке.

    Почему Манюня ведёт себя с Олегом грубо и вызывающе ?

    ( Она не знает, как себя вести, она смущена и пытается за грубостью скрыть свою неловкость . Иначе привлечь внимание Олега она просто не умеет .)

    ЧИТАЕМ:

    — Тетьнадь, я, кажется, влюбилась, — ошарашила она маму.

    — Так, — мама вытащила из кармана платок и заставила Маньку высморкаться, — и в кого это ты влюбилась?

    — В мужа тети Аси. — Маня посмотрела на маму долгим немигающим взглядом, потом тяжко вздохнула: — Вот! Вы только не говорите ничего Ба, а то она сделает все возможное, чтобы помешать мне выйти за него замуж!

    Мама выронила платок.

    После неудачного знакомства Манюня полна раскаяния и решает привлечь к себе внимание более «мирным» способом. Что она задумала? ( Она хочет показать Олегу себя с лучшей стороны, а именно – привести его в восхищение своими кулинарными талантами. Она завернула в лист лопуха камень, как будто это толма. По её мнению, возлюбленный непременно должен оценить её хозяйственные способности и пасть к ногам . Манюня – наивный и простодушный ребёнок ).

    1. Девочки впервые видят Асю, жену Олега. Какое впечатление она производит на каждую из них ? ( Наринэ любуется редкой красотой девушки и огорчается, потому что « никогда не променяет Олег такую красавицу на …Манюню». А Манюня позже скажет : « Тётьнадь, ну ведь эта Ася – такая выыыыыдра , неужели вы этого не видите ?»)

    Сопоставьте первую реакцию Олега и Аси на появление девочек.

    ЧИТАЕМ:

    А)Ася изгибает бровь… — Странные какие-то вы девочки, зашли без спросу, вытоптали грядки, вас сюда кто-то звал? — фыркает она.

    Б) При виде нас Ася поморщилась, словно у нее резко разболелся зуб. 

    АСЯ: «изгибает бровь,фыркает».

    ОЛЕГ: « зашёлся в хохоте, моментально расплывается в улыбке».

    ( Олег дарит подругам конфеты в надежде на перемирие, так как он не понимает причин объявленной против него «войны» со стороны «Зиты и Гиты». Даёт понять, что не сердится на «подарок» Мани. Он добрый парень, любящий пошутить , он сам ещё не до конца повзрослел. Чувствуется, что ему нравятся эти девочки, он не прочь поддержать их странную, но забавную игру. )

    Как вы объясните Манины патетические восклицания « Никогда ! И ни за что!», произнесённые ею после встречи с Асей? ( Маня чувствует недоброту Аси, не понимает, как Олег может её любить. Ася не умеет любить так, как Манюня. Ася – не пара Олегу, при всей своей красоте она отталкивает. )

    Какие произведения литературы вспоминаются ,когда мы замечаем в Асе контраст между внешней красотой и внутренним уродством, которое отталкивает ? ( « Гадкий утёнок» Андерсена, « Звёздный мальчик» Уайльда, сказка Аксакова «Аленький цветочек»)

    1. Каковы взаимоотношения между подругами ? Как воспринимает Наринэ любовь Манюни? ( Эти двое – больше, чем подруги, они как сёстры. Наринэ относится к чувствам Мани на полном серьёзе, она переживает за неё, всячески поддерживает в любых, особенно рискованных мероприятиях. Наринэ чувствует переживания Манюни без слов. Она относится к ней с любовью и нежностью .Маня готова взять на себя всю вину , когда Надя отчитывает обеих девочек. В свою очередь, Наринэ не хочет отпускать Манюню одну, когда та собирается подарить амулет, потому что хочет , чтобы наказали и её в знак солидарности. )

    ЧИТАЕМ:

    — Нет уж, одну я тебя не отпущу! — Я полезла следом за Манечкой — не оставлять же невменяемую из-за большой любви подругу один на один с ее бедой!

    1. Вы уже заметили, что Маня пытается обратить на себя внимание Олега довольно нестандартными способами. Почему? ( Она сама нестандартная. При всей наивной трогательности, Маня – человек сильный, цельный, напористый и целеустремлённый.  Особенно сильно в ней развито чувство собственного достоинства. А ещё она готова отдать любимому всё самое лучшее, что у неё есть, будь то дырявое ведро, навозная лепёшка или единственная память о предках бабушки – кулон хамса . )

    В каких эпизодах характер Мани вырисовывается ярче всего ? ( Когда берёт общую вину на себя, когда хотела отдать Олегу кулон , когда бьёт Асю по ноге ).

    Как Манюня понимает, что такое любовь?

    ЧИТАЕМ:

    — Сердцу не прикажешь, — тяжко вздохнула Маня, — так папа говорит, когда ругается с Ба из-за мамы. Я все думала, что он имеет в виду, а теперь поняла. Влюбиться можно хоть в кого угодно, потому что сердце само выбирает, кого любить. Идешь ты куда-то, в булочную например, а дорогу медленно переползает червяк. Тебе так и хочется на него наступить, а сердце рррррраз — и влюбляется. И все, до свидания, спокойная жизнь!

    ( В этом объяснении – детская мудрость в сочетании со смешной наивностью . )

    Сделайте выводы после нашего обсуждения :

    (Манюня – замечательный человек. Её любовь – не игра, хотя девочка и ведёт себя совершенно по-детски. Манюня умеет любить по-настоящему. Любить – это значит отдать всю себя. Она наивная, порывистая , с очень сильным внутренним стержнем и обострённым чувством собственного достоинства. Манюня тянется к доброте и органически не воспринимает жестокость и равнодушие . )

    1. Как вы понимаете слова Наринэ о том, что когда Манька дарила Олегу амулет, она « была самой красивой девочкой на свете»?

    ( Наринэ гордится своей подругой, силой её любви и красотой поступка. Она увидела в смешной полненькой девчонке с круглым пузом и непослушным хохолком на лбу человека в минуту своего самого прекрасного душевного порыва. Манюня преобразилась той особой, внутренней красотой, которой никогда не будет у жены Олега. )

    1. Почему Олег растерялся , когда Маня протянула ему ладошки с хамсой? ( Он искренне не понимал причин поведения девочки ,  воспринимая его как некую странную , но забавную игру. )
    2. Что вы почувствовали, когда Ася произнесла в адрес Манюни грязное ругательство ? Как вы оцениваете то, что сделала молодая женщина? ( Это было неожиданно. Шокирующе. Действия Аси, её злоба и ревность к 11-летней девочке  вызывают протест и негодование. Она воспринимает Маньку как взрослую соперницу – это нелепо. Она могла бы взглянуть на действия Мани и с позиции матери. Но у Аси нет такта, мудрости, душевной теплоты и доброты. Жена Олега поступила гадко , жестоко. Такое поведение недопустимо для взрослого человека и не имеет оправдания. )
    3. Какое действие оказало оскорбление Аси на Манюню и Нарку?

    ЧИТАЕМ:

    Была у Манечки особенность, о которой знал только очень узкий круг близких, — в минуты крайнего напряжения Маню выворачивало наизнанку. Резко, до последней капли содержимого желудка. Притом случалось это тогда, когда Маню кто-то незаслуженно оскорблял или унижал. Мой папа говорил, что Манюня настоящая белая акула — учуяв в себе чужеродный крючок, моментально выплевывает все свои внугренности — предпочитает умереть, чем проглотить обиду.

    Меня словно контузило. В ушах стоял пронзительный звон, и ничего, кроме этого звона, я не слышала. Я видела, как Маню выворачивало, как она, чтобы не упасть, согнулась пополам и уперлась руками в колени, как ходило ходуном ее тело. Помню, что сняла с головы свою панаму и протерла ею Манины губы. Помню, как Маня доверчиво подставила мне свое личико.

    Почему Ася возненавидела Манюню ? ( В ней говорит самая гадкая, низменная ревность, она не понимает доброго отношения Олега к девочкам .)

    Что почувствовал и как повёл себя Олег после того, что сделала его жена ? ( Стыд. Он попытался остановить Асю. Однако та даже после того, как Маню вырвало , не унимается и хочет унизить и уколоть девочку как можно больнее. )

    ЧИТАЕМ:

    — Ася, что ты делаешь? — Олег схватил жену за локоть…

    Помню, как Олег что-то сказал Асе, она в ответ шевелила побледневшими губами, но, как я ни силилась, ничего не могла разобрать из того, что она говорила. Он взял ее за плечи, а она резко вырвалась и пошла мимо Мани к забору. И почему-то, когда поравнялась с ней, резко подняла руку, то ли попугать ее хотела, то ли ударить. 

    Олег ошеломлён поведением жены. Возможно, он впервые увидел её настоящую. Молодой человек кидается помогать Манюне, но слышит бесстрастные злые слова Аси и бежит за ней. Что происходит с Манюней в этом момент? Почему она провожает его уход «пустым взглядом»? ( Маня разочаровалась в Олеге. Он не должен был бежать за Асей после того, что она сделала, по мнению девочки. Она понимает, что с ней обошлись жестоко и несправедливо и полагает, что Олег тоже должен это понять, понять, что жестоко ошибся в выборе жены. Он тоже поступил неправильно : смалодушничал, струсил, бросил Маню . Олег больше не интересен, Маня перестала им восхищаться и считать его особенным. )

    1. Почему семья Олега уехала из посёлка раньше времени? ( Прекрасный и спокойный отпуск был сорван. Скорее всего, Асе дискомфортно находиться в посёлке после произошедшего. Она словно чужеродный элемент в этм мире, где между людьми сложить близкие , полуродственные отношения. )

    Зачем  тётя Света и Артём ( сын Олега и Аси ) приходят к семье Абгарян ? С какой целью автор упоминает об этом ? ( Произошедшее не нарушило добрых отношений между людьми, и соседи приходят к Абгарянам запросто попить чаю вечером, прихватив в качестве угощения миску смородины со своего огорода. )

    1. В трёх главах, посвящённых роковой любви Манюни, мы встречаем много взрослых героев. Все они разные , и относятся к чувству Мани по- разному.  А как ведут себя родители Наринэ, Надя и Юра ? ( Они относятся к происходящему с Маней с уважением , хотя и не считают её любовь настоящей . Мама считает, что в их возрасте надо играть в куклы, а не влюбляться. При этом она даёт девочкам умные и добрые советы , уча их уважать других людей . Узнав о том, как Ася поступила с Маней, мама «…молча нас выслушала, потом повела умываться, а потом достала с полки единственную баночку со сгущенным молоком, которую она берегла как зеницу ока для слоеного торта «Наполеон», открыла ее и выдала нам по большой столовой ложке. «Ешьте», — сказала. «Все?» — удивились мы. «Все!» — сказала мама.» Надя понимает, как больно сделали взрослые люди её девочкам. И к этой боли относится всерьёз.

     Папа  «…весь следующий день подтрунивал над Манькой и называл ее то Шамаханской царицей, то маленьким агрессором, потому что папа всю жизнь такой — он считает, что любая обида лечится только смехом.

    И Манюнечка громко хохотала и благодарно заглядывала ему в глаза

    Юра лечит её ( он врач по профессии) юмором.

    Манюня ранена людской жестокостью, злобой очень серьёзно, отнеслись к чувствам девочек с уважением, осторожностью и мудростью любящих родителей. )

    1. Как вы поняли последнюю фразу автора (« И давайте больше не будем о грустном, ладно?»)?

    ( Надо перешагнуть происшедшее и идти дальше, не утратив веру в людей и любовь . )

    Как вы полагаете, о чём вся эта история , что в ней самое главное ? ( Уважение к чувствам ребёнка – это необходимость, без которой растущий человек не сможет стать сильной , уверенной в себе личностью с нормальной самооценкой и чувством собственного достоинства. )

    ЧИТАЕМ :

    Маленьким девочкам иногда бывает очень больно на душе. Эта боль не идет ни в какое сравнение с болью физической. Эту боль не сопоставить ни с подзатыльником от дяди Миши, ни со шлепком по попе от мамы, ни с грозным окриком моего отца, ни с разрушительным наказанием разъяренной Ба. Эту внезапную боль, словно темную страшную жижу, нужно нести в себе тихо-тихо и под ноги обязательно смотреть, чтобы не оступиться. Потому что откуда-то ты знаешь — боль эту расплескивать нельзя. И ты бредешь слепым котеночком сквозь темноту, потом останавливаешься, прислушаешься к себе — болит? Болит, отзывается душа. И ты тихонечко идешь дальше.

    1. Воспользуемся советом Наринэ и не станет заканчивать наш урок на грустной ноте. Много раз сегодня звучало , что книга про Манюню очень смешная. Какие эпизоды заставили вас улыбнуться , а может быть, и захохотать? 

    ЧИТАЕМ:

    А) — Сейчас покажется, — шепнула Манька. Но из-за ограждения никто не появлялся. Мы прислушались — ни звука. — Умер, — шепнула Маня, — а может, просто уснул. Пойдем, чего мы тут стоим, надо же ему книксен сломать!

    Б) — Пора! — командует уголком рта и затягивает голову в плечи. Берет штурмом забор и боевым зигзагом, заметая следы, с короткими перебежками от одного смородинового куста к другому, продвигается к дому. Я, затаив дыхание, бесшумно следую за ней.

    Мы быстрые и ловкие, как сто тысяч гепардов, мы смертельно опасные, как занесенная над позвоночником косули лапа разъяренной львицы! Дай нам сейчас роту зловредных душманов — и они на своей шкуре испытают процесс радиоактивного бета-распада. Ни одна камера не зафиксирует наши слаженные передвижения — настолько убедительно мы слились с окружающим ландшафтом!!!

    — Девочки, — как гром среди ясного неба раздается вдруг голос тети Светы, — что это вы там делаете? Зачем топчете мою петрушку? Ну-ка, вылезайте к веранде!

    Секретная операция провалена. Мы пристыженно покидаем место нашей дислокации.

    В) Она делает несколько стремительных шагов, потом вдруг останавливается как вкопанная. Я больно налетаю на нее. Манька отодвигает меня рукой и оборачивается к веранде. Застывшим Маниным лицом вполне себе можно колоть орехи или вбивать аршинные гвозди в бетонную стену. Если быстренько снять с ее лица гипсовый слепок и всяко-разно его раскрасить, то не исключено, что можно будет потом его выставить в нашем краеведческом музее как ритуальную маску ацтекского бога войны Вицлипуцли.

    Домашнее задание

    Подумайте, какие вы знаете книги русских и зарубежных писателей о детской любви . Назовите их.

    В заключение

    Наринэ Абгарян – писатель перспективный. Её книги, вышедшие после « Манюни» , были желанны и ожидаемы. И оказались весьма успешными у читателя.

    БИБЛИОГРАФИЯ:

    2010

    роман

    Манюня

    2011

    роман

    Манюня пишет фантастичЫскЫй роман

    2011

    роман

    Понаехавшая

    2012

    роман

    Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения

    2012

    повесть

    Семен Андреич. Летопись в каракулях

    Книги предназначены для читателей разного возраста. Так, « Понаехавшая» -это автобиографическая история о том , как девушка –иностранка пытается выжить  и найти себя в Москве. Её можно порекомендовать школьникам прочитать ,когда они станут студентами. Книга « Семён Андреич» будет интересным чтением и для младших школьников, и для тех, кому было жаль расставаться с « Манюней» в 9 классе.

    Все книги Наринэ Абгарян объединяет огромная любовь к людям и прекрасное ироничное чувство юмора.

    Ученикам, всерьёз заинтересовавшимся творчеством и личностью автора, следует порекомендовать читать страничку Наринэ в « Живом Журнале» (http://greenarine.livejournal.com/)

    Ссылки на использованные материалы

    1. Страница Наринэ Абгарян в « Живом Журнале» : http://greenarine.livejournal.com/
    2. Страница ,посвящённая книгам Наринэ Абгарян с отзывами и рецензиями к роману –трилогии « Манюня» на сайте « Либрусек»:

    http://lib.rus.ec/a/14887

    1. Страница ,посвящённая книгам Наринэ Абгарян с отзывами и рецензиями к роману–трилогии«Манюня» на сайте «Букмикс» :

    http://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=350

    1. Страница ,посвящённая книгам Наринэ Абгарян с отзывами и рецензиями к роману –трилогии « Манюня» на сайте « Отзовик»: http://otzovik.com/reviews/kniga_manyunya-narine_abgaryan/
    2. Страница ,посвящённая книгам Наринэ Абгарян с отзывами и рецензиями к роману –трилогии « Манюня» на портале «Read.ru» :

    http://read.ru/review/by_book/558399

    1. (« Российская газета», статья «Наринэ Абгарян: Интернационализм - это количество прочтенных книг»от 24. 02. 2011г. :

     http://www.rg.ru/2011/02/24/reg-jugrossii/abgaryan.html

    1. Страница « Википедии»: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%BD,_%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8D
    2. Н. Абгарян « Манюня. Всё о Манюне»: М., « Астрель», 2012



    Предварительный просмотр:

    МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ                                ОБРАЗОВАНИЯ

    Кафедра филологического образования

    РЕЦЕНЗИЯ

    на курсовую работу слушателя курсов повышения  квалификации 2013 учебного года

    Матюшкиной М.Е.

    ТЕМА

     

        «Анализ романа Н. Абгарян « Манюня» на уроках внеклассного чтения в 9  классе»

     

             Для курсовой работы слушателем был выбран роман лауреата «Русской премии» Наринэ Абгарян «Манюня», в центре которого стоит проблема детства. Несомненно, слушателем бы сделан удачный выбор, так как в произведении поднимаются глубокие нравственные проблемы, актуальные для современных подростков.

    Цель – познакомить учащихся с произведением современного автора – была достигнута.

    Задача  - разработать методику изучения романа Абгарян и вписать ее в контекст изучения классической литературы – была реализована  полностью в ходе урока.

    Мы должны отметить, что слушатель, несомненно, с любовью отнесся к анализируемой книге, подготовил обзор материалов, посвященных книге, сделал презентацию. Мы считаем, что слушатель подобрал для урока очень хороший материал, который предоставляет много возможностей для анализа. Урок получился интересным, наполненным серьезными размышлениями.

    Курсовая работа может быть оценена на «отлично».

    РЕКОМЕНДАЦИИ СЛУШАТЕЛЮ

    Рекомендуем слушателю разработать анализ других глав, освещающих не менее важные проблемы, чем первая любовь. Также советуем задуматься о дальнейшем повышении своей профессиональной квалификации, например, об учебе в аспирантуре.

    Рецензент                                                           Попова Наталия Алексеевна

       

                                                                                 8 мая  2013 года


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Трилогия « Манюня »

    Слайд 4

    Берд

    Слайд 6

    С родителями

    Слайд 7

    С сестрой Соней «Мама нарезала большими дольками мясистые помидоры, болгарский перец и огурцы, поливала сверху сметаной, посыпала крупной солью да зеленью, мы ели летний салат, заворачивали в лавашные влажные шкурки домашний козий сыр. ..Кому сказать спасибо за эти божественные вкусы-запахи-воспоминания? Кого я еще забыла поблагодарить ?..»

    Слайд 8

    Иллюстрации Елены Станиковой к « Манюне »

    Слайд 9

    На веранде Тетисветиного дома, аккурат за глухими перилами, на фоне деревянной стены торчали две длинные бледные ноги. Они бесконечно тянулись вверх и весьма предсказуемо венчались большими плоскими ступнями. Ноги были в меру волосатые и воинственно топорщились острыми коленями.

    Слайд 10

    Она шагнула к Олегу и протянула ему амулет: — Вот, — шепнула, — это вам, самое дорогое, что у меня есть.

    Слайд 11

    «А это –вам!..» Букет от Наринэ всем её читателям


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

    Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

    Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"

    Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу  учащихся....

    Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

    Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....

    Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова " Кюхля "

    Тип урока:интегрированный урок.(Русский язык , литература ) Форма урока : беседа с элементами ролевой игры. ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с  содержанием романа Юрия Тынянова « КЮ...

    Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "В списках не значился"

    Данный урок посвящен теме Великой Отечественной войны. Основным материалом к уроку послужило произведение Б. Васильева "В списках не значился". Урок поможет лучше понять учащимся трагические события, ...

    Урок внеклассного чтения по роману Р.Д.Гальего "Белое на черном"

    Урок внеклассного чтения по роману Р.Д.Гальего "Белое на черном", с презентацией...