Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова " Кюхля "
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Тип урока:интегрированный урок.

    (Русский язык , литература )

     Форма урока : беседа с элементами ролевой игры.

     

    ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с  содержанием романа Юрия Тынянова « КЮХЛЯ «;

    2 .вызвать интерес к личности В. Кюхельбекера, лицейского друга А. С. Пушкина;к друзьям, которые его окружали во время учебы в Лицее.;

    3 .углубить  стилистические знания и умения, ,полученные на уроках русского языка.(познакомить с эпистолярным стилем);

    4. закрепить навыки связной речи ( устной и письменной )

     ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:1 Роман Ю. Тынянова « Кюхля «

                                                    2 Презентация «Лицейские друзья 

                                                      Пушкина «;

                                                     3 Раздаточный материал .Прошение

                                                      Кюхельбекера;

                                                    4 . Толковый словарь С. И. Ожегова;

                                                      5 А.С. Грибоедов .Вальс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Урок "Кюхля"86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения

     по роману  Юрия Тынянова « Кюхля «       ( 2 часа )

                                           Где б ни был я , святому братству верен.

                                                                            А.С. Пушкин.

    Тип урока:интегрированный урок.

    (Русский язык , литература )

     Форма урока : беседа с элементами ролевой игры.

    ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с  содержанием романа Юрия Тынянова « КЮХЛЯ «;

    2 .вызвать интерес к личности В. Кюхельбекера, лицейского друга А. С. Пушкина;к друзьям, которые его окружали во время учебы в Лицее.;

    3 .углубить  стилистические знания и умения, ,полученные на уроках русского языка.(познакомить с эпистолярным стилем);

    4. закрепить навыки связной речи ( устной и письменной )

     ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:1 Роман Ю. Тынянова « Кюхля «

                                                    2 Презентация «Лицейские друзья  

                                                      Пушкина «;

                                                     3 Раздаточный материал .Прошение

                                                      Кюхельбекера;

                                                    4 . Толковый словарь С. И. Ожегова;

                                                      5 А.С. Грибоедов .Вальс.

                                ХОД УРОКА.

    1 Организация урока. Сообщение целей урока.

    2 Слово учителя.

    19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали первый курс  Царскосельского лицея.Они могли считать себя и школьниками, и студентами.(им было по 12-13 лет ), так как после окончания Лицея  уже не надо было учиться ни в каком другом заведении.

     -Кого из лицейских друзей Пушкина вы знаете ?( Иван Пущин, Антон Дельвиг. К. Данзас. М. Яковлев, Н. Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер )

    Последний,пылкий и самолюбивый, несобранный и нескладный, с тяжелым характером, но при этом удивительно добрый и доверчивый,нежный, верный в дружбе, целеустремленный.Именно о нем.,любимом лицейском друге Пушкина, Юрий Тынянов написал свой роман.» Кюхля «

    В работе нам помогут группы ребят.

    1 группа. ЧТЕЦЫ., которые покажут мастерство исполнения;

    2 ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ  расскажут о результатах своих наблюдений над композицией романа- биографии ;

    3 ИСТОРИКИ-МЕМУАРИСТЫ   приведут необходимые исторические факты;

    4.ЛИНГВИСТЫ   дадут толкование незнакомых слов.

    Чтец. Служение муз не терпит суеты;

              Прекрасное должно быть величаво.

              Но юность нам советует лукаво,

              И шумные нас радуют мечты.

              Опомнимся-но поздно!   и уныло

              Глядим  назад, следов не видя там

              Скажи, Вильгельм,не то ль и с нами было,

                Мой брат родной по музе ,по судьбам ?

    УЧИТЕЛЬ.  Прозвучали строки из послания  А. С Пушкина друзьям к лицейской годовщине 1825 года . Шесть лет, проведенные в Лицее, стали для Пушкина, как и для многих лицеистов первого выпуска, стали школой чести, уважения  к человеческой личности. « Он создал нас, он воспитал в нас пламень,

    ...Им чистая лампада возжена».

    Смотрим презентацию «Пушкин в Лицее».(Здание Лицея; лицейские друзья Пушкина.; приезд Пущина в Михайловское ; декабристы на Сенатской площади.)

    ИСТОРИКИ. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади  собрались лучшие представители  русского народа, чтобы выразить протест существующему строю. Они готовы были выступить против царского режима, против крепостного права. Это были образованнейшие люди того времени,многие из них закаленные в войне 1812 года,страстно желающие видеть русский народ свободным. Среди декабристов были Пущин и Кюхельбекер.

    ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ  1 Краткое сообщение  «Юрий Тынянов и его роман- биография « Кюхля «

    1. Пересказ глав  (кратко)» Бехелькюкериада « глава 1 с.29, глава 2,с. 33-36.
    2. ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ:1Каким представляете вы Кюхельбекера ?2. Почему его прозвали « Кюхля « ?3Какие черты характера проявляются в этих эпизодах ?(Обидчивый , вспыльчивый, безрассудный, добрый, не может долго сердиться. ) 4 Как отзываются   учителя о Кюхле ? (Ответы подтвердите примерами из текста  главы 4 )

    Честолюбив, ясная голова, упорен в достижении цели, тщеславен.( лексическое значение слов находят ЛИНГВИСТЫ в словаре )

    УЧИТЕЛЬ :ИТАК, от насмешек над своей долговязой фигурой и стихами Кюхля придет в отчаяние. Напишет письмо мужу старшей сестры  Григорию Глинке( в будущем замечательному ученому ), что в Лицее ему скучно  и все немило,но в другие минуты он найдет друзей добрыми и прекрасными. «Они любили его,  удивляясь сочетанию вдохновения,таланта и страшных несообразностей «

    ЧТЕЦ.  Выразительное чтение отрывка « Прощание с Лицеем « глава 11 с. 57.

    Итак, лицейской дружбе остались верны эти юноши всю жизнь.

    УЧИТЕЛЬ. Как  можно охарактеризовать стиль сообщений учащихся, которые вы слышали на уроке ?( публицистический с элементами художественного и разговорного стилей , а выразительное чтение- художественный стиль. )

    Перед  вами документ. (Один из учеников читает вслух.)

    Милостивый Государь Дмитрий Александрович!

    Узнав, что Ваше Превосходительство для благородного Пансиона не изволили еще назначить наставника, при чьем руководствии воспитанники  могли бы  усовершенствоваться в познании языка Отечественнага., осмеливаюсь отнестись к Вам с просьбой об определении меня в сем звании.

    Прилагая при сем свидетельства, которыя удостоился я получить при своем выпуске из Императорского Царско-Сельскаго  Лицея, я., впрочем , готов,если угодно Вашему Превосходительству, подвергнуться всяческому испытанию.

      С глубочайшим почтением честь имею быть покорнейшим слугою

     Вильгельм Кюхельбекер

     .

    Санкт- Петербург

    Августа 19 дня1817 года.

     ВОПРОСЫ УЧАЩИМСЯ:

    1 Что это за документ ?( Заявление о приеме на работу )

    2  Каков стиль   этого текста ? ( Официально- деловой )

    3  Как звучит современное  заявление ?

    4 Выберите жанр,наиболее точно соответствующий данному документу.( Заявление, договор, письмо, прошение )

    Лингвисты  дают толкование слов.

    ПРОШЕНИЕ- письменное ходатайство ( просьба) о чем-либо. Подать прошение.

     Да. Это прошение  Кюхельбекера,написанное директору Благородного пансиона с просьбой  принять его на работу в качестве преподавателя словесности. Здесь соединение письма и заявления

    Найдите элементы письма. . Переведите на современный язык это прошение.

    ЛИНГВИСТЫ   Эпистола означает письмо..Эпистолярный- написанный в форме письма.  Письмо- это произведение эпистолярного жанра. Им писали в 18-начале 19 века.

    Записать в тетради.   Стиль, используемый при написании писем, называется эпистолярным.

    • В каких произведениях 19 века вы встречались с эпистолярным стилем ?( «Повести Белкина» А. С. Пушкина. )
    • - Назовите, пользуясь прошением Кюхельбекера,слова и выражения.,характерные для эпистолярного стиля. ( Здесь встречаются архаизмы, особые обороты речи, предложения распространенные. В этом   - особая атмосфера позапрошлого века.)
    • Каким вам представляется автор этого письма ?( Культурным, образованным, любящим русский язык, владеющий им)

    УЧИТЕЛЬ.  Как вы думаете, ребята, случайно ли оказался в рядах декабристов Вильгельм Кехельбекер ?( Ответ на страницах романа. Сцена из главы « Деревня «гла ва 5,с. 175-176)

    (Сцена экзекуции с .184. )

    УЧИТЕЛЬ,Кюхельбекер ненавидел насилие , жестокость, бесчеловечное отношение к людям. Не боялся заступиться  за простого мужика.  За участие в восстании декабристов  был приговорен к смертной казни.,замененной 15 -летним заключением в крепости и пожизненной ссылкой в Сибирь.

    16 октября 1827 года состоялась случайная встреча двух друзей Пушкина и Кюхельбекера.

    Чтение по ролям . Глава « Крепость» с. 307.  со слов. «Следующая станция была Залазы...»

    • Какие чувства испытывал Пушкин к своему другу, заключенному в кандалы?( Нежность, сострадание, желание помочь и бессилие перед обстоятельствами )

    Почти ослепший, изнуренный болезнью, Кюхельбекер умирает в Тобольске в 1831 году. Пушкин и Пущин присутствуют на его похоронах.

     Заключительное слово учителя.   Друзья Пушкина...Суровые судьбы их одухотворены верностью  лицейского братства. Это было время, когда ценились ум, талант, достоинство, поступок. Без друзей , их шуток и похвал, помощи и памяти разве Пушкин стал бы Пушкиным ? А они без него ?Без его бессмертия, которым  он так щедро с нами поделился.

    « Друзья мои, прекрасен наш союз...»( читает отрывок)

    Звучит вальс А.С. Грибоедова..

    Итоги урока. Оценки.

    Домашнее задание. Прочитать роман « Кюхля».  Попробуйте написать письмо-  благодарность его  автору. ( стилистический эксперимент ) . Представьте,что вы живете в 19 веке. . Употребите , по возможности, выражения :имел честь познакомиться, с величайшим наслаждением, сей роман, испытать чувство восхищения,покорнейше благодарю, почитатель вашего таланта,имею честь кланятьсяи другие.

     Урок составила  Жильцова Н. А.  , учитель ГОУ СОШ № 123

         Санкт- Петербург                                                

                                                 

             

           

     

                           .

                           

                         

                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

    Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

    Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

    Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

    Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

    Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

    Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...