Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Судимова Ирина Борисовна

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._razrab..doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

/ Тема по программе внеклассного чтения

«Письма с войны и на войну»/

Историческая и духовная ценность писем с фронта

/Урок - творческая мастерская

на краеведческом материале/

                                                                  Ирина Борисовна Судимова,

                                                                  учитель русского языка и литературы

                                                                  МОУ «Средняя общеобразовательная  

                                                                  школа № 2 г. Грязовца»

Вологодской области

                                                                 

2011 год

Историческая и духовная ценность писем с фронта

/Урок-мастерская на краеведческом материале/

Технологическое обеспечение:

  1. творческая мастерская; 
  2. интегрированное содержание урока: литература, историческое краеведение, русский язык;
  3. ИКТ

Методы: проблемный + исследовательский,  безоценочный

Цель:  создание условий для формирования навыков самопознания, ценностных ориентаций, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны писем времён Великой Отечественной войны

Образовательные цели:

  1. знакомство с фактами «военной биографии» Грязовецкого района;
  2. формирование аналитических навыков при работе с текстом эпистолярного жанра;
  3. развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания;
  4. совершенствование умения создавать текст в форме  письма

Воспитательные:

  1. формирование  патриотизма и чувства долга на примере авторов писем;
  1. развитие общечеловеческих нравственных качеств: благодарности, любви и уважения к людям, милосердия, отзывчивости;
  2. совершенствование навыков владения речевым этикетом, культурой выражения чувств;
  3. воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной;
  4. формирование способности находить в себе силы противостоять жизненным обстоятельствам 

Развивающие:

  1. развитие критического и творческого мышления;
  2. развитие воображения, эмпатии, креативных способностей, рефлексии, эмоционально-чувствительной сферы личности

Оборудование урока:

  1. ПК и проектор для показа фотографий земляков-фронтовиков и видеоролика;
  2. раздаточный материал:  подлинники и копии писем;
  3. «Книга памяти» Грязовецкого района (на каждой парте)

Ход урока

1.  Вступление.  Чтение учителем стихотворения

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,

 На конверте в углу номер почты стоит полевой.

 Это в сорок втором мой отец написал моей маме

 Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

 Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

 Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

 Знай, что вас от беды я всегда сберегу».

Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе

 Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

 Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу

 Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,

 Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

 Я читаю письмо и уверен, что если придется,

 Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.  

                                                               Андрей Дементьев «Письмо отца».

Какие  чувства, ощущения возникли у вас во время чтения стихотворения?

На уроках русского языка мы с вами работали над особенностями письма как текста эпистолярного жанра, исследовали содержательные и языковые особенности писем с фронта наших земляков своим родным.

Сегодня мы вновь возвращаемся к солдатским письмам. Но письма эти особые: они написаны о наших земляках их боевыми соратниками.          

Актуализация работы

2.  «Индукция» – («наведение» - проблемная ситуация, вопрос) создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

1) Сообщение ученика об участии грязовчан в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны /Приложение 1/

   В нашем мире изменилась шкала ценностей, и по этой шкале меряют всех людей. Многие не достигают нужного уровня, отсюда конфликты в социуме. А только ли в социуме? Что же с душой человека?

2) Просмотр музыкального видеоролика «Не уходи, герой»  об отношении молодого поколения к ветеранам

(Песня и режиссура ролика психологически эмоциональны, поэтому необходимо сделать паузу для его осмысления)

   Любовь, сочувствие, внимание к человеку уже не так часто проявляются, как бы нам хотелось. К сожалению, некоторые считают, что «уходят в прошлое» и такие понятия, как патриотизм, уважение к истории, к поколению дедов и прадедов. Наверное,  поэтому и оказались в мусорном контейнере письма с фронта нашего земляка  К. Кузнецова. (Хорошо, что они чудом уцелели)

  Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему письма с фронта и на фронт имеют не только историческую, но и воспитательную ценность. Каждый для себя решит так это или нет.  Можно ли оправдать тех, кто глумится над памятью о самом священном и в то же время самом тяжёлом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне.

  Возможно, не все будут принимать участие в нашем разговоре – это не главное. Важно, чтобы вы прочувствовали, о чём пойдёт речь, и сделали для себя определённые выводы.

3. Формулировка темы и целей  урока учащимися

  - Сформулируйте тему и цель урока из всего выше сказанного нами (какие вопросы будут интересовать нас в ходе анализа текстов писем?)

(Почему письма военных лет являются исторической и духовной ценностью русского народа? Что мы узнаём об историческом прошлом, чему мы учимся у тех, «кто разговаривает с нами голосом фронтовых писем»? Ответы на данные вопросы – цель нашего урока.)

4. «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы

  - Итак, проблемный вопрос нами сформулирован: «В чём заключается ценность военных писем?»

Каждый из вас сейчас будет работать над выдвижением гипотезы (предположения) индивидуально, в парах, затем в группах.

1)   Чтение (учителем) письма В.А. Иванова о последних днях жизни лейтенанта Н.Я. Виноградова, нашего земляка, замученного в концлагере. /Приложение 2/

/Фотография Н.Я. Виноградова – на слайде/

2) Беседа

  1. Какие ассоциации (смысловые, звуковые, цветовые), воспоминания, ощущения возникли во время чтения письма?
  2. Какие вопросы вы хотите задать?
  3. В письме множество натуралистических деталей и каждая важна. Почему?

  3) Заполните таблицу самостоятельно (затем обсудите  в парах, если хотите)

Фрагменты письма, вызвавшие наиболее сильные эмоции

Личностные качества

Н.Я. Кузнецова

Личностные качества

В.А. Иванова

Мои чувства

 4)Ра бота в парах (по желанию) по дополнению таблицы (реконструкция)

  1. Как вы понимаете смысл слова подвиг?
  2. Совершил ли лейтенант Кузнецов подвиг?  
  3. Можно ли его смерть назвать геройской?
  4. Уместны ли здесь слова: патриотизм, долг, победа?
  5. Кто из вас испытал так называемые «смешанные» чувства (например, жалость к пленным и гордость за них)? Постарайтесь понять себя: какое чувство сильнее?

Формулировка гипотезы (первоначальная)

 - Представляет ли это письмо историческую ценность? 

(Несомненно! Современные молодые люди ничего не знают о тех физических и моральных пытках, которые выпали на долю узников концлагерей. Это исторический документ, воспроизводящий события буквально по дням)

- Вы рассказали о своих чувствах, ощущениях, вызванных данным письмом. О каких собственных личностных качествах (их наличии или отсутствии) вы задумались? 

(Воспитывающая роль писем фронтовиков в том, что невольно заставляешь себя задумываться, что значит быть патриотом  и выполнять долг перед Родиной до последней минуты своей жизни. Война ставит человека в условия нравственного выбора. (В лагере были и предатели – полицаи). Сила воли и духа, самоотверженность, способность противостоять обстоятельствам, умение сопереживать, поддержать товарища, выполнить обещание, данное ему в тяжелейших условиях – вот качества, позволявшие на войне остаться Человеком)

4) Продолжение работы над гипотезой (индивидуально или в парах)

Самостоятельное чтение письма К.Е. Воропаевой о гибели гвардии лейтенанта Н.Д. Малахова,  нашего земляка. /Приложение №3/

/Фотография Н.Д. Малахова – на слайде/

Осмысление, эмоционально-психологическая рефлексия

  1. Выскажите свои мысли, опишите чувства, возникшие после прочтения письма
  2. В чём сходство прочитанных писем? (оба информационные: первое – информация исторического плана (о концлагерях) и личного -  о мужестве лейтенанта Кузнецова; второе – о событиях, связанных с конкретным человеком-лейтенантом Малаховым)
  3. В чём их различие? (второе письмо – субъективная характеристика близкого адресанту человека)
  4. Что объединяет авторов обоих писем? (чувство долга перед погибшими однополчанами и их родными, ответственность за сохранение памяти о них)
  5. Подумайте над окончательной формулировкой  гипотезы.

5. «Социоконструкция» – работа учащихся в группах по дополнению записей и подготовке к  выступлению-ответу на проблемный вопрос (создание устного высказывания)

6.  «Социализация»  - защита гипотез (вопросы, обсуждение, корректное высказывание своей точки зрения)

7. «Разрыв» (кульминация, во время которой обучающийся начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше).

Каждый из вас для себя определился: нужно ли знакомиться с письмами с фронта, что помогают они понять, над чем заставляют задуматься.

Заполните таблицу (называя только ключевое слово)

Что я узнал о Великой Отечественной войне из писем наших земляков и их боевых товарищей

 Что помогают воспитать (сформировать) солдатские письма в личностном отношении

 

8. Домашнее задание будет не совсем обычным: «Письмо солдату в 1941-й год». Именно эта дата указана в одной из номинаций конкурса «Лучшее письмо- 2011».

Почему?  70 лет назад началась война

        Кто был на фронте, верно, испытали,

       Что означают письма для бойца,

        Как эти письма биться заставляли

        В сраженьях огрубевшие сердца.

        Как их с волненьем люди ожидали,

        От них порою увлажнялся взгляд.

        Настанет день – придумают медали

         За ласковые письма для солдат!  

 

 1-й вариант дом. задания

 

  Солдатам на фронт писали совсем незнакомые люди, часто - дети. На конверте (или треугольнике) было написано: «Солдату, которому никто не пишет».

Нашему земляку гвардии старшине Ф.И. Шмакову писала незнакомая украинская девочка первоклассница Люся Мультановская. Эти письма корреспондент военной газеты «Боевое знамя» Шмаков хранил и после войны. Переписка длилась почти три года.

/Фотография Ф.И. Шмакова и письмо Л. Мультановской  - на слайдах/

«…Ваши письма не мне одной доставляют удовольствие. Получивши их, я несу в класс. Отдаю учительнице, и она читает их всем ребятам…»

Вы можете представить себя школьниками тех лет и написать письмо родному или незнакомому человеку на фронт.

2-й вариант домашнего задания

 Готовясь к уроку, вы узнали, кто воевал из ваших родственников.

Робота с «Книгой памяти» Грязовецкого района.

В «Книге Памяти» 8062 записи – столько грязовчан не вернулись с фронтов Великой Отечественной Войны

Откройте запись №833

Дорогов

Александр

Иванович,

рядовой

1907 г.р.

Убит

15.01.1943г.

Пироговский с/с,

Д. Пирогово

Место захоронения

Ленинградская обл.

Кировский р-он, дивизионное кладбище

Это мой дедушка.

Найдите в книге памяти имена ваших родственников: практически нет ни одной грязовецкой семьи, которая не получила похоронку в годы войны.

Вы можете написать письмо вашему прадеду, рассказать о том, что вы о нём узнали от родных, передать свои чувства. Не беспокойтесь, это не будет выглядеть кощунственно, если будет искренне. Эти письма нужны прежде всего вам самим как самоанализ и самооценка.  

 3-й вариант дом. задания

О своих родственниках, участниках войны, вы можете написать друзьям, знакомым. Это будет ваша дань уважения к ним, сохранение о них памяти.

9. «Рефлексия» – самооценка, самоконтроль духовного состояния после мастерской (отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской)

  Каждый из нас по-своему ответил на проблемный вопрос урока о необходимости сохранения фронтовых писем и знакомстве с ними. Главное – задумались ли мы о смысле наших дел и поступков, о том, что такое историческая память, когда и за что нужно бороться, а когда следует остановиться. Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? Так в чём всё-таки он заключается? Над этим  и другими вопросами подумаете, оставшись наедине с собой, выполняя домашнее задание.

      Анонимная анкета

1)        Что было важно  сегодня на уроке именно для тебя?

2)        Какие моменты урока особенно понравились, запомнились?

3) Согласился ли ты с большинством в решении проблемного вопроса?

4)        О чем пришлось задуматься? Что было трудно?

5)        Какие вопросы для тебя остались нерешёнными?

 6)Какие  пожелания себе, одноклассникам, учителю появились у тебя?

Приложение №2

КОПИЯ

Здравствуйте, Евдокия Мардарьевна!

     Сообщаю Вам за Вашего сына Николая. Попал он в плен в Сталинградском направлении недалеко от Калача 21 августа 1942 года. В Белой Церкви мы побыли один месяц и задумали бежать. Но русские полицаи нас поймали и 19 октября вывезли в Германию. Пока нас довезли до Германии, мы были сильно истощены. Николай совсем слабый был, и когда нас загнали в 326-й лагерь, это недалеко от Франции, то через несколько дней прибыло гестапо, и выстроили всех людей и начали отбирать по личности. Тех, кто был со средним и высшим образованием и офицеров загнали в 10 блок и всех замучивали до смерти, кто не отрекался от своего звания и не становился предателем. Заставляли плавать по воде и грязи и собак запускали, чтобы рвали людей. Перед выдачей пищи из капустных листьев раздевали наголо, выдавали боксёрские перчатки, заставляли бить друг друга. И тот, кто победит, получает пищу за себя и за того, кого победил.

     Вообщем, все издевательства не могу и описать, потому что слишком много способов применяли палачи для того, чтобы люди погибали, а они наслаждались их мучениями. После 3-х дней, как я распрощался с Николаем, то я его видел через колючую проволоку. Он сказал, что здесь погибнет, и меня просил сообщить жене о его судьбе. 10 блок – «блок смерти», и от одного полицая я слышал, что оттуда ни один живой не выходит.

Дней через 10, когда нас увозили, проходили 10 блок, и он мне крикнул, что жить осталось немного. Он был худой, раздетый, в одних брюках, в рваных ботинках. А была зима, снег с грязью. Вот всё, что я знаю о его судьбе. Больше я его не видел и уверен, что он погиб. Я его предупреждал, потому что видел, как они издевались и кого больше уничтожали.

До свидания    Иванов В.А.

2 февраля 1946 го


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова

Работа представляет собой материалы к  урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова"(5-7кл.)

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (5-7 классы)...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9кл.)

Сопровождение к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9 кл.)...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"

Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...

Урок внеклассного чтения по литературе "На фронте с Пушкиным вдвойне был крепок наш союз"

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе о роли творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Урок можно провести в любом классе....