Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"
учебно-методическое пособие по литературе на тему

Бакума Юлия Алексеевна

Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственный облик личности

зависит, в конечном счете, от

того, из каких  источников черпал

человек  свои радости в годы  детства.
В.А. Сухомлинский 

Одной из важнейших задач школы является развитие духовно-нравственной личности школьника. Особое значение  в выполнении этой миссии имеют уроки литературы. Изучая русскую и зарубежную классику, современные произведения, учащиеся черпают в них те качества, которые необходимы для нравственного становления личности:  чувство патриотизма, уважения к историческому наследию нашей Родины, уважение культуры других народов,  любовь к родителям, к семейным ценностям, чувство сострадания, сопереживания, любовь к ближнему. Благодаря урокам литературы, у учащихся формируется ценностное отношение к природе, животным, миру прекрасного, формируются  представления об эстетических идеалах и ценностях, воспитывается  чувство товарищества.

Где же заложены основы нравственности? Ответ однозначен: в Библии. И о чем бы мы ни говорили на уроках литературы, какой бы темы ни касались, ответы на все вопросы можно найти именно в Библии., в частности, в Десяти заповедях Божьих.

«Первая заповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений; вторая — запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо вместо Бога и учит не порабощаться страстями; третья — учит благоговеть перед Богом и Его именем; четвертая — посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своей жизни; пятая — учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло: лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, его имущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидовать и призывает к сердечной чистоте».

Таким образом, Библия является основным  нравственным руководством, которое необходимо взять за основу своей деятельности учителю литературы. Каждый преподаватель и каждый его ученик должен знать, что, по сути,  смысл всех заповедей сводится к учению о любви к Богу и ближним: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею,  и всем разумом твоим, а ближнего своего (возлюби), как самого себя… На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мт. 22:37-40).

Чтобы заповеди Божии принесли пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид: “Блажен человек, у которого воля в Законе Господа и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно».

Важным фактором успешности нравственного воспитания учащихся, в частности на уроках литературы, внеклассного чтения, является постоянное обращение к Библии и примерам из жизни святых.

Анализ любого произведения, то есть  его тематики, проблематики, идейного содержания, должен проходить  через призму религии. Инновацией в данной программе является, во-первых, постоянное обращение к Библейским сюжетам, к притчам с целью проведения параллелей между поступками героев и Божьими истинами, во-вторых, обращение к примерам из жизни святых как иллюстрации жизненного идеала, образца для подражания, в-третьих, структура программы.

Многолетний опыт работы, преподавание курса «Основы православной культуры», личный опыт позволили мне создать собственную систему уроков внеклассного чтения, которая может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся того или иного класса. Из ряда произведений, предназначенных для изучения школьниками определенного возраста, я выбираю 6 – 8 книг, которые будут полезны для конкретных детей.

Содержание программы.

5 класс.

Становление личности учащегося происходит на протяжении всего периода обучения в школе. Но каждый этап имеет свои особенности в силу возрастных отличий. По этой причине произведения для внеклассного чтения должны строго соответствовать психологии школьника и проходить строгий отбор.

Наблюдения за пятиклассниками показали, что в этот период ученики очень чутки к миру животных, миру природы. У детей четко разграничены понятия добра и зла. Школьники ревностно отстаивают свою правоту, не молчат о проступках одноклассников. Дети в этом возрасте наблюдательны. Вместе с тем некоторые ученики уже могут позволить себе совершить правонарушения. Учитывая эти особенности, для уроков внеклассного чтения учитель должен  выбирать произведения, в которых добро сильнее зла (в основном это сказки), чтобы у детей окончательно было сформировано умение отличать добро от зла. В этих книгах должна быть четко  выражена позиция автора.

Список произведений для внеклассного чтения в 5 классе.

Кол-во часов

Название, автор

Комментарий

Параллель с Библией

1

2

И.А.Крылов.  Басни. «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Две бочки», «Кукушка и петух» и другие.

Басни Крылова замечательны тем, что в них ярко выражена мораль, которая заключена в начале или конце произведения. Пятиклассники уже знакомы с баснями Крылова («Стрекоза и муравей», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука» и др.). Дальнейшее знакомство с произведениями этого автора научит отличать истинные ценности от ложных. Басни можно инсценировать и иллюстрировать, что приобщает детей к миру искусства.

Нарушение четвертой  заповеди мы видим в басне «Стрекоза и Муравей».

Нарушают четвертую заповедь те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: “шесть дней трудись.”

2

2

А.С.Пушкин. Сказки.

Огромным нравственным потенциалом обладают сказки А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке». В них герои четко разделены на положительных и отрицательных. Ученик, сочувствуя страдающим персонажам (старику, царевне и др.), возмущается поведением злых и нечестных героев, тем самым формируя на подсознательном уровне модель своего поведения.   Сказки  так же, как и басни,  можно инсценировать,  иллюстрировать. Увлекательный мир советской мультипликации раскроет перед детьми свои преимущества.

В сказках Пушкина мы встречаем нарушение десятой заповеди. Зависть—это яд для души. Как бы человек ни был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. “Мерзость пред Господом — помышления злые;” и “Дьявольской завистью грех вошел в мир” (Притч. 15:26, Прем. Сол. 2:24).

«Сказка о попе и о работнике его Балде» - нарушение восьмой заповеди.

Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника и т.д.

3

2

Х.К.Андерсен. Сказки: «Соловей», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Огниво» и др.

Сказки Андерсена уже знакомы пятиклассникам из курса начальной школы («Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» и др.). В 5 классе необходимо продолжить изучение произведений этого писателя, так как они имеют не только интересный сюжет, но и обладают огромной,  воздействующей на душу ребенка силой. Сказки учат сочувствовать героям, приобщают к миру прекрасного.

«Снежная королева» - нарушение Шестой Заповеди. Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство — духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. 

4

2

А.Погорельский.

Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Эта волшебная повесть с интересным сюжетом утверждает «высокое» как норму жизни, учит быть благодарным, ответственным, скромным, трудолюбивым, прилежным.

Десятая заповедь.

Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше — в мыслях.

5

1

К.Г.Паустовский. Рассказ «Теплый хлеб»

Рассказ учит тому, что за свои поступки и слова нужно нести ответственность. Человек сам выбирает путь праведности или греха, но, даже совершив плохой поступок, он может раскаяться, попросив прощения.

Девятая Заповедь. Относительно пустословия Иисус Христос учил: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мт. 12:36-37).

6

1

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

На примере героя рассказа, Васютки, сверстника пятиклассников, школьники учатся не терять самообладания ни при каких обстоятельствах. Васютка наблюдателен, мужествен, и это всегда вызывает восторг учеников. Кроме того, рассказ учит всегда прислушиваться к советам старших.

Заповедь пятая.

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей –значит уважать их авторитет, повиноваться им.

7

1

В.Катаев. Повесть «Сын полка»

Произведения о Великой Отечественной войне должны быть неотъемлемой частью уроков литературы. Так как в 5 классе изучаются только 2 стихотворения А.Твардовского и К.Симонова о ВОв, то повесть «Сын полка» будет замечательным дополнением. Главный герой произведения – Ваня Солнцев – проходит через многие испытания. Его принимают к себе разведчики, и мальчик становится сыном полка. Эта повесть раскрывает перед детьми еще одну страницу тяжелых военных лет.

Евангелие от Матфея 

Возлюби ближнего своего, как самого себя… 

Вывод.

В результате у пятиклассников должны быть сформированы следующие качества:

  1. Умение отличать хорошие поступки от плохих;
  2. Чувство сопереживания слабым, обиженным и желание помочь им;
  3. Чувство ответственности за свои поступки;
  4. Скромность, трудолюбие, прилежность.

6 класс.

В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. 

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.

Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых.

Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов.

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.

По моим наблюдениям, именно в 6 классе начинается увлечение детьми литературой. Конечно, это, к сожалению, не массовое увлечение, учителям литературы придется приложить еще немало усилий, чтобы книга стала необходимостью. Но если уже какая-то часть шестиклассников увлеклась чтением, значит, учитель на верном пути. Художественная литература может помочь шестиклассникам заполнить возникшую пустоту, ответить на многие,  начинающие волновать детей вопросы. Уроки внеклассного чтения должны стать важным дополнением к программным произведениям.

Список произведений для внеклассного чтения в 6 классе.

Кол-во часов

Название произведения, автор

        Комментарий

Параллель с Библией.

1

1

Ю.Яковлев. Рассказ «Рыцарь Вася» и другие.

Главным героем рассказа является мальчик Вася – неуклюжий, толстый, вечно сонный, одним словом, тюфяк. Но именно этот «слон в фарфоровой лавке», а не Димка Ковалев,  спасает первоклассника. Робость не позволяет Васе сказать на линейке, что это он вытащил малыша из воды, а не Димка, который лжет.  Рассказ «Рыцарь Вася» - это повествование о том, что нельзя судить о человеке только по его внешности, о том, что люди могут присваивать себе героические поступки других.

Девятая заповедь.  Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Ап. Павел наставляет: “Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы — члены друг другу” (Еф. 4:25).

2

1

В.Железников. Повесть «Чучело»

 «Чучело» В.Железникова - это повествование о взаимоотношениях шестиклассников одной из школ. Это рассказ о предательстве и  доброте, о жестокости и малодушии. Повесть является поучительной не только для детей, но и для классных руководителей. Шестиклассники зачастую эгоистичны и жестоки. Стараясь скрыть собственные проступки и недостатки, они с жестокостью могут обрушиться на одноклассников. Повесть учит быть милосерднее, добрее по отношению к окружающим. Класс – это прежде всего коллектив, а в коллективе важно мнение каждого. В этом произведении поднимается проблема издевательства над одноклассниками, когда можно объявлять бойкот, гонять по городу, устраивать судилилище. Ученики со стороны видят безобразное поведение одноклассников Ленки Бессольцевой, оценивают ее добрую душу, не одобряют поведение Димки Сомова. Такие произведения необходимы для чтения, так как в них изображаются ситуации, происходящие во многих классных коллективах.

Девятая заповедь. Относительно осуждения Спаситель категорически заявил: “Не судите, да не судимы будете!” 

Шестая заповедь.

Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех (Мт. 5:21-23).Согласно Евангельскому учению, “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца” (1 Иоан. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.

3

2

А.Лиханов. Повесть «Последние холода»

Повесть «Последние холода» - это рассказ о  трудной  жизни детей в военное время: о голоде, о лишениях и страданиях. Книга учит сочувствовать детям, у которых рядом нет ни матери, ни отца, у кого нет ни крошки хлеба на завтрак, которым приходится выпрашивать остатки еды у других детей. Это повесть о милосердии и жестокости, о несправедливости и горе.

Возлюби ближнего

твоего, как самого себя;

Евангелие от Матфея

4

1

Ф.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» - это       еще одно произведение о школе. С большим уважением автор рассказывает об учителе математики, Харлампии Диогеновиче, о его методе борьбы с нерадивыми учениками. Смех – это великое оружие. Об этом говорил еще Н.В.Гоголь. Ничего человек не боится так, как быть высмеянным. Рассказ учит не врать, не выкручиваться, потому что правда рано или поздно станет известна.

Девятая заповедь.

Всякая ложь недостойна христианина.

5

2

Гавриил Троепольский Повесть «Белый Бим Черное ухо»

Трогательный  рассказ об отношениях человека и собаки – самого преданного животного. Сама не могу без слез читать это произведение, и дети, особенно девочки, часто плачут на уроке. В этой повести люди, как в жизни,  разделены на два лагеря: добрые и жестокие. Гибель Бима, попавшего в руки убийц, не может оставить равнодушным ни одного ребенка.

(Притчи 12:10). 

Если человек любит Бога, его любовь проявится и в обращении с животными. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко»

6

1

Леонид Андреев. Рассказ «Кусака»

Программа под редакцией Меркина, к сожалению, не включает в себя изучение этого произведения. Но оно должно быть прочитано детьми. Этот рассказ продолжит тему отношений человека и собаки, начатую повестью «Белый Бим Черное ухо». И хотя «Кусака» не заканчивается гибелью животного, этот рассказ тоже трагичен по своему содержанию. Он учит тому, что животные очень привязываются к людям и бросить привыкшую к тебе собаку - значит предать ее.

Все дышащее принадлежит Богу, а человек поставлен заботиться о сотворенном мире. Животные (особенно домашние) даны нам также и для того, чтобы, полюбив их, ухаживая за ними, мы глубже познали характер Бога и, пусть ненамного, но приблизились бы к пониманию Его любви к нам.

7

1

Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ  «Снап»

Этот рассказ тоже, к сожалению, выброшен из программы Меркина. Но я включаю это произведение в свою рабочую программу. Это рассказ также об отношениях человека и собаки, о привязанности к животному, о смелости маленького Снапа, не побоявшегося сразиться с матерым волком. Произведение учит любить животных, беречь их.

Не случайно, говоря о Своем отношении к людям, Иисус использовал символ доброго пастуха, трепетно заботящегося о стаде: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоанна 10:11). 

Выводы.        

В результате у шестиклассников должны быть сформированы следующие качества:

  1. Терпимость по отношению к своим одноклассникам,  сверстникам, вообще ко всем окружающим, умение оценивать свои поступки со стороны, анализировать их;
  2. Умение оценивать других людей не по внешности, а по их поступкам;
  3. Сочувствие к бедным, обездоленным людям, милосердие;
  4. Понимание того, что животные беззащитны и от нашего отношения зависит их судьба.

7 класс.

7 класс – это период бурного взросления. В седьмом классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в этот  период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим эмоциональным состоянием. В этот период активно развивается словесно-логическое мышление, подростки с радостью воспринимают задания, для выполнения которых нужно размышлять, поспорить, придумать различные варианты решения проблемы. Кроме того, подростки начинают мыслить быстрее. В связи с этим и произведения, предназначенные для изучения на уроках литературы, должны быть проблемными.

В центре произведений, изучаемых  на уроках  внеклассного чтения в 7 классе,  находится личность, способная к самопожертвованию. Так как семиклассники подражательны, то в качестве героев должны быть представлены сильные люди, готовые пожертвовать собственными интересами, собственной  жизнью ради других.

Жертвенность – одна из ключевых тем  уроков Православия – является ключевой и на уроках литературы в 7 классе. Жить не ради себя, а ради других – такова должна быть цель каждого. Данко, Соколу, героям ВОв, а не Ларре, Ужу и предателям должны подражать дети. Жертва может совершаться и ради себя, но только во имя благородных целей. Самая высокая жертва – это служение Богу. Ярким примером человека, посвятившего  свою жизнь Богу, является святая Ксения Петербуржская, о которой мы говорим на уроках Православия, но упоминаем и на уроках литературы.

В 7 классе я чаще говорю о милосердии. Ульяна Муромская – истинный пример милосердия. И хотя мы говорим о ней в 4 классе на уроках Православия, но возвращаемся к ее судьбе при изучении художественных произведений, например, рассказа «Юшка».

Список произведений для внеклассного чтения в 7 классе.

Кол-во часов

Название, автор

            Комментарий

Параллель с Библией

1

1

Н.С.Лесков. Повесть «Человек на часах»

В повести «Человек на часах»  поднимается много проблем, но самая главная – это проблема выбора между чувством сострадания к тонущему и строгим исполнением должностных обязанностей. В часовом Постникове, в котором борются два этих чувства, побеждает милосердие, и он оставляет свой пост. Тонущий спасен, но за это часового нужно, по мнению Свиньина, наказать. Кто прав? Кто виноват? Как вы оцениваете поведение героев повести? – эти проблемные вопросы помогут ученикам разобраться  в несложном, но глубоком по своему содержанию сюжете.

«Кто не умеет быть милосердным, тот перестает быть и человекоми чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества, оно есть признак Божества», — говорит св. Иоанн Златоуст.

2

1

А.А.Платонов. Рассказ «Юшка»

Необыкновенный по содержанию рассказ, который показывает, насколько жестоки бывают люди по отношению к непохожим на них, к юродивым, к более слабым. Это произведение учит любить весь мир так, как делал это Юшка, «божье чучело»: любить детей, обижавших его, взрослых, вымещавших на нем всю злость, каждый цветочек, каждого жучка. Но самое главное – это образ человека с большим сердцем, совершенно бескорыстно помогавшего  девушке-сиротке. Этот рассказ обязательно должен быть включен в уроки внеклассного чтения.

Милосердие — отличительная черта всех чистых сердцем. По словам св. Исаака Сирина, милующее сердце горит о всем творении: о человеках, о птицах, о животных и даже о демонах... Оно ежечасно со слезами приносит о них молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью. Такое милующее сердце имел святой Силуан Афонский.

3

1

Е.Носов. Рассказ «Живое пламя»

Это небольшой рассказ о героях, проживших короткую, но яркую жизнь, которую можно сравнить с бурным, но непродолжительным цветением красных маков. Рассказ о том, что среди нас всегда есть и будут герои.

Мужество – христианская добродетель, качество духа, дающее человеку способность встречать опасность и затруднения с твердой решимостью, без страха и колебаний.

4

1

Е.Носов. Рассказ «Кукла»

Важное для семиклассников произведение. Оно  о неравнодушном  отношении к родной природе, к людям. Кроме того, поднимается важная проблема отношения к игрушкам, в частности, к куклам. Главный герой не может безразлично смотреть на брошенные куклы, так как они подобием своим напоминают  людей.

Библия учит нас, что равнодушие является частью характера нечестивых, а отсутствие равнодушия и, наоборот, присутствие противоположных равнодушию черт (таких, как любовь, сострадание, забота и участие) – есть признак праведности.

5

2

Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке»

Это произведение – одно из самых любимых произведений детей. Главный герой, Алексей Мересьев, летчик-истребитель, - пример человека с огромной силой воли, преодолевшего прежде всего самого себя. Испытания, которые пришлось преодолеть Алексею, поражают не только детей, но и взрослых. В повести учащиеся находят ответ на вопрос: что значит быть настоящим человеком.

Мужество нужно, чтобы безропотно терпеть страдания. Мало мы пожили, но уже и нас страдания коснулись своим огненным крылом. Ведь страдания, под разными видами (например, болезни, горе, нужды, тревоги, унижения), занимают огромное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33),— сказал Господь.

6

1

В.Титов. Повесть «Всем смертям назло»

Повесть «Всем смертям назло» и «Повесть о настоящем человеке» очень похожи и сюжетом, и проблематикой, и манерой повествования.  Главное различие – это время, когда совершается подвиг. Алексей Мересьев – герой Великой Отечественной войны, Сергей Петров – герой мирного времени. Вывод, к которому должны прийти ученики,  – человек может совершить подвиг в любое время, то есть «в жизни всегда есть место подвигам».

«Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22). И как мужественно простые люди умеют переносить страдания!

7

1

О’Генри. Новелла «Дары волхвов»

Эта новелла о двух любящих сердцах, о Делле и Джиме, которые пожертвовали своими сокровищами (часами и волосами), чтобы сделать  друг другу подарки на Рождество. И несмотря на то что подаркам придется немного подождать, молодые супруги счастливы, ведь они по-настоящему любят друг друга.

Христианское учение о браке базируется на словах Христа, Который говорит об этой великой тайне: «Тайна сия велика есть» (Еф. 5, 32). Он говорит также, что эта тайна заключается в единстве двух: «Двое — плоть едина». Ветхий Завет, Библия говорит нам: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, да будут двое плоть едина» (Быт. 2, 24).

Любовь отворяет в нашем сердце иногда, казалось, наглухо запертые дверцы добродетелей: терпения, прощения, милосердия, кротости, послушания, смирения, сострадания, жертвенности. Так супруги в семье являются друг для друга как бы источником, питающим их нравственное и духовное возрастание. 

8

1

Джеймс Олдридж. Рассказ «Последний дюйм»

«Последний дюйм» - это рассказ о взаимоотношениях отца и сына. Если бы не критическая ситуация, отец так бы и не узнал, что у него растет хороший парень. Рассказ показывает, что из наисложнейшей ситуации можно найти выход, что человеческие возможности огромны и они могут проявиться в любом человеке, будь то ребенок или взрослый.

Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь – особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов семьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней. "Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24). Это подлинная аскеза семейной жизни – трудная и мучительная. "Я" каждого из родителей ущемляется, ломается, подавляется нуждами других членов семьи.

Выводы.

В результате у семиклассников должны быть сформированы следующие качества:

  1. Целеустремленность, сила воли, упорство в преодолении трудностей;
  2. Милосердие, умение чувствовать чужую боль, как свою;
  3. Бережное отношение к природе, к вещам, неравнодушие к происходящему в мире злу;
  4. Умение дарить окружающим любовь, радость, тепло;
  5. Умение видеть в окружающем мире доброту, замечать красоту.

8 класс.

В 13-14 лет то, что было ценно,  обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом,  т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении.

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Однако это наблюдается не у всех подростков.

Произведения художественной литературы становятся более объемными, более проблемными. Достаточно назвать роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри», комедию Н.В.Гоголя «Ревизор», повесть И.С.Тургенева «Ася», трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Для внеклассного чтения я выбираю произведения разного плана: это и романтические («Алые паруса», «Состязание»), и реалистические («Челкаш», «Телеграмма», «Парадокс», «Слепой музыкант»).

Список произведений для внеклассного чтения в 8 классе.

Кол-во часов

Название, автор

Комментарий

1

2

В.Г.Короленко. Повесть «Слепой музыкант»

В повести рассказывается о судьбе слепого. Это произведение трагично по своему содержанию – болью и состраданием наполнены его страницы. Перед глазами учеников встают картины тяжелой жизни Петра. Но не жалости к главному герою учит произведение, хотя без слез нельзя читать многие страницы. Оно учит не плакать, не обижаться на свою судьбу, не роптать на нее, какой бы невыносимой она ни была, а жить и брать от нее то, что она тебе дала.  

Главное — правильно себя расположить. Скажи себе так: "Сейчас Бог хочет, чтобы я была в таком состоянии. Несколько лет назад Он хотел, чтобы я была в состоянии другом"

2

1

В.Г.Короленко. Рассказ «Парадокс»

Еще одно произведение В.Г.Короленко о людях-инвалидах. Еще один рассказ о сопротивлении злой судьбе. Причем в «Парадоксе» более сильным оказывается феномен, Ян Криштоф Залуский, человек без рук, с тонкими ногами, сидящий в игрушечной тележке, но именно он кормит всю семью, зарабатывая на хлеб представлениями. В его устах парадоксально звучит афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полета».

«Я  знал многих людей с серьезными физическими увечьями. В юности много общался с одним странником, который мог передвигаться только на тележке, отталкиваясь от земли чугунными утюгами… И таким вот утомительным способом он путешествовал по разным городам, от храма к храму. Очень был умный и интересный человек.  Это общение стало для меня очень важным, потому что показало, как силен духом может быть физически слабый человек». (Из беседы с протоиереем Всеволодом Чаплиным)

3

1

М.Горький. Рассказ «Челкаш»

Романтический рассказ Максима Горького посвящен босяку, пьянице, вору.  Челкаш в начале произведения предстает перед читателем грубым, самоуверенным наглецом. Гаврила, напротив, вызывает симпатию своей неиспорченностью. В конце рассказа симпатии меняются: вор и пьяница Челкаш готов отдать «заработанные» деньги, он не дорожит ими, а Гаврила готов убить человека ради этих денег.  У Челкаша есть чувство собственного достоинства, он никогда не будет валяться в чьих-нибудь ногах, несмотря на то что он бродяга. Гаврила же малодушен, он раб денег. Рассказ учит всегда оставаться человеком, не терять своего достоинства ни при каких обстоятельствах.

Вторая заповедь.

Книга Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) предсказывает об усилении язычества в последние времена мира, говоря о порабощении людей богатству, страстям и суевериям (Откр. 9:20-21). Святой ап. Павел говорит: “Любостяжание есть идолослужение,” 

4

1

К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

Рассказ «Телеграмма» описывает отношения между матерью Катериной Петровной и дочерью Настей. Мать одиноко доживает свой век в глухой деревушке, надеется на встречу с дочкой, но той некогда: у нее выставки, художники. Нельзя сказать, что Настя не любит мать, но очень странно эта любовь проявляется: двумястами рублями, посылаемыми регулярно каждый месяц. Этот рассказ заставляет учащихся задуматься об отношении к матери и сделать выводы.

Пятая заповедь Закона Божия

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей - значит уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости.

5

1

А.Грин. Феерия «Алые паруса»

Романтическая сказка о том, что нужно верить в чудеса.

Нужно помнить, что чудо может сотворить либо Бог, либо враг нашего спасения. Ложные чудеса создаются злыми духами, они уводят людей с истинного пути. Чудеса от Бога будят в сердце верующего радость, укрепляют веру, удерживают от злых дел. Именно поэтому отношение к чуду в Православной Церкви было всегда очень осторожным. Область эта сокровенна и опасна, руководствоваться здесь нужно советами святых отцов. А они предупреждали, что ни в коем случае нельзя искать чуда. Смиренно признавать себя грешником, недостойным чудес, и исследовать, от Бога ли оно или от врага рода человеческого.

6

1

В.Вересаев. Рассказ «Состязание»

Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Писатель заставляет читателей задуматься над вопросом об истинной красоте. Этот рассказ изучается после стихотворений Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и подводит итог: истинная красота – это красота души,  полной любви, тепла, света.

Знамение душевной красоты есть свидетельство добрых дел, нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы — всякого добра ходатаицы, и прочих.

7

1

А.Грин. Рассказ «Зеленая лампа»

Нравоучительный рассказ о шутке, которую проделал богач Стильтон с бедным Джон Ивом. Шутка стала для Джона дорогой в жизнь, а для Стильтона – в бездну. Это произведение о том, что не все в жизни решают деньги, они могут только дать толчок, остальное берут на себя сила воли, упорство. Этот рассказ актуален для современной молодежи, которая находится во власти денег.

«Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч. 26: 27).

8

2

Этель Лилиан Войнич. Роман  «Овод»

Какое-то время я не включала этот роман в свою программу, считая его слишком сложным и непонятным современным ученикам. Сейчас я придерживаюсь другого мнения: это произведение всегда актуально, потому что оно не столько о революции, сколько о твердости характера, о силе духа, о предательстве, о любви, то есть о непреходящих ценностях.

Роман о силе веры, об атеизме.

Выводы.

В результате  восьмиклассники должны быть взять за основу следующие качества:

  1. Не роптать на судьбу, какой бы тяжелой она ни была, радоваться каждому дню, каждой минуте пребывания на этом свете, ценить и любить жизнь;
  2. Не терять чувства собственного достоинства, не унижаться ни перед какими обстоятельствами, гордо нести звание Человека;
  3. Ценить и уважать родителей, помогать им, никогда не забывать их;
  4. Главной ценностью считать внутренние качества человека: доброту, широту души, щедрость, любовь;
  5. Быть последовательным в своих поступках, не предавать друзей, быть верным выбранному пути.

9 класс.

Основная тематика произведений для внеклассного чтения – патриотическая. 9 класс – это возраст, когда подростки уже стоят на пути выбора и могут осознанно анализировать свои поступки и поступки окружающих. Именно в этом возрасте мальчики должны осознать себя будущими воинами, готовыми защищать Родину, служить Отчизне.

Произведения о Великой Отечественной войне – яркие примеры беззаветной любви  советских людей к родной стране, примеры мужества, героизма, огромной веры в победу.

Кол-во часов

Название, автор

Комментарии

1

2

Борис Васильев. Роман «А зори здесь тихие»

Это произведение я всегда включала в программу 9 класса. Его должны прочитать все.  Стараясь остановить немцев, погибают пять девушек. Они мечтали о счастье, о большой любви, но их жизнь прервала война. Роман показывает одну из жестоких страниц нашей истории.  

Война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии. Убийство на войне церковь не рассматривает как частный грех человека, когда воин идет “отдать душу свою за ближних своих.”

2

2

Борис Васильев. Роман «В списках не значился».

Главный герой романа – Николай Плужников – в числе первых встретил оккупантов на территории Брестской крепости. Растерянность, страх, тревога – вот первые чувства, которые испытал молодой лейтенант в начале войны. Но время меняет героя, и перед нами уже смелый офицер, давший себе приказ не отдавать крепость немцам. Страшные картины предстают перед глазами читателей: гибель тети Христи, Мирры, смерть сотен солдат и офицеров. И за их смерти мстит Коля Плужников. Главный  герой – замечательный пример для подражания. Это образ настоящего патриота, мужественного человека.

Среди воинов существуют и святые, прославленные чудесами: св. великомученик Георгий, св. благоверный князь Александр Невский, святые Федор Тирон, Федор Стратилат и другие.

3

1

Василь Быков. Повесть «Альпийская баллада»

«Альпийская баллада» - военная повесть о любви русского солдата Ивана и итальянки Джулии. Этому чувству не суждено будет развиться, и причина этому – война. Погибает Иван,  чудом остается в живых Джулия, у которой родится ребенок. Эта повесть показывает бесчеловечность войны, которая не жалеет ни людей, ни их чувств. У войны нет продолжения, она – конец всему живому.

Шестая заповедь.

Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни — у других людей. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.

4

1

Василь Быков. Повесть «Обелиск»

Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. 

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

"Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья - блюститель Закона Божия.

5

1

Василь Быков. Повесть «Сотников»

В повести поднимается проблема выбора. Крепкий, здоровый, умеющий выпутаться из любой ситуации партизан Рыбак становится  предателем. Выдавая своих, он думает прежде всего о своей жизни. Рыбак хотел стать предателем «на время», а потом сбежать к своим. Но так не бывает. Предав своих, он переступил  грань, через которую обратного пути нет. Сотников же, с виду щуплый, неприспособленный, оказывается морально более сильным, потому что он думает не о себе, а о жизни других. Повесть показывает, как по-разному ведут себя люди в одинаковых условиях.

Совесть, неотъемлемое начало общечеловеческой нравственности, рассматривается Христианской Церковью как присутствие Божие в душе человека, посему и называется Голосом Бога. Господь призывает нас постоянно находиться в состоянии трезвения, которое есть целостность натуры, крепкое христианское мировоззрение, отвергающее всякого рода соблазны и пороки. "Истину говорю во Христе, не могу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (Рим.9,1).Можно избежать суда человеческого, но никогда не избежать суда своей совести. "Потому и страшит нас Страшный Суд, что наша совесть, которая все наши дела знает, выступит нашим обличителем и обвинителем" (свщм. Сергий - Мечев).

6

1

Борис Васильев. «А завтра была война»

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке. Повесть о взрослении старшеклассников. Все было ясно и понятно, пока у Вики Люберецкой не арестовали отца. В классе на это отреагировали по-разному, а сама Вика совершает самоубийство. Происходит переосмысление жизни, и дети дают отпор своим родителям, классной руководительнице, они учатся думать, принимать и отстаивать свои решения.

Девятая заповедь.

Относительно осуждения Спаситель категорически заявил: “Не судите, да не судимы будете!” 

7

1

Максуд Ибрагимбеков. Повесть «За все хорошее смерть»

Герои повести Максуда Ибрагимбекова внешне ничем не примечательны. Обыкновенные мальчики, живущие обычной мальчишеской жизнью. И заботы их, и проблемы — такие же, как у всех: взаимопонимание (часто — непонимание) с родными и друзьями, влюбленности, поиски своего места в классе, компании, в жизни. На первый взгляд — типичная «подростковая» проза, где все знакомо и предсказуемо. Но стоит лишь читателю найти этой книге место в кругу своих читательских представлений, как сюжет словно срывается с цепи, дидактическая новелла оборачивается драмой, героев занимает уже не мальчишеское соперничество, а подлинная борьба за жизнь.

Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех (Мт. 5:21-23).Согласно Евангельскому учению, “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца” (1 Иоан. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.

Выводы.

В результате у девятиклассников должны быть сформированы следующие качества:

  1. Чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей страны, понимание того, что дороже Родины нет ничего на земле и что в случае необходимости каждый должен стать на ее защиту;
  2. Отрицательное отношение к войне, к ее бесчеловечности;
  3. Чувство ответственности за свои поступки, умение делать правильный, нравственный выбор, за который не будет мучить совесть;
  4. Беречь память о страшных годах войны, никогда не предавать забвению героический подвиг советского народа.

10 класс.

Десятиклассники – это уже сформировавшиеся личности. Они серьезно задумываются о своем будущем, у них четко определены нравственные ориентиры, приоритеты. В десятом классе бόльшую ценность приобретает дружба, любовь, солидарность, взаимопомощь и взаимовыручка.  Эти нравственные качества формируются постепенно, но именно в этом возрасте  они являются наиболее ценными.

Так как программа по литературе в 10 классе очень насыщенна и включает изучение больших по объему произведений («Обломов», «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание»), то для уроков внеклассного чтения я отвожу всего лишь 6 часов, то есть мы изучаем три  довольно больших по объему произведения.

Кол-во часов

Название, автор

Комментарии

Параллель с Библией

1

2

В.Каверин. Роман «Два капитана»

Это произведение очень нравится детям, так как в нем присутствует захватывающий сюжет, в котором есть место и дружбе, и любви, и зависти, и настойчивости, и предательству, и лицемерию.  Роман учит быть верным своим друзьям, преданным своему делу, учит доводить начатое до конца. Учащиеся убеждаются, что зависть делает людей подлецами и предателями, а любовь помогает преодолеть любые трудности.

Задачей нашей жизни является приобрести чистое сердце. В чистых сердцах почивает Господь. Поэтому: “Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием” (2 Кор. 7:1).Господь Иисус Христос обещает человеку великую награду за сердечную чистоту: “Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога” (Мт. 5:8).

2

2

Рей Бредбери. Роман «451 градус по Фаренгейту»

Название произведения - температура, при которой горит бумага. Такое название подобрано не случайно, в книге повествуется о сожжении книг, о человеке, который кощунственно поступал с книгами, но потерпел душевные изменения  и стал их любителем. Но главной идеей произведения является картина нравственного регресса, деградации общества, осуждения инакомыслия, отсутствия моральной свободы, права своего мнения. В наше время не жгут книг. Но люди о них забывают. Они живут, не задумываясь о духовности, об окружающем мире, живут одним днём. Страшно и то, что люди осуждают не таких, как все. Законом разрешено иметь своё мнение, но негласный закон общества это осуждает.

Десятая заповедь.

Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться   от нечистых желаний. Эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше — в мыслях.

3

2

Юрий Бондарев. Роман «Горячий снег».

"Горячий снег" — одна из самых честных книг о Великой Отечественной войне. Действие романа происходит на Сталинградском фронте.

Под Сталинградом насмерть встала артиллерийская батарея, преграждая путь танковым дивизиям генерала Манштейна. Здесь и сейчас молодые артиллеристы творят историю: от итога операции зависит успех Сталинградской битвы и, может быть, даже исход войны.

Стылые морозные зори, круговорот крови и ужаса, стремление выжить, невозможность отступить… И среди всего этого теплится в душах героев простое желание любить и быть любимыми, которое сильнее страха смерти и приближающихся немецких танков.

Выдающийся богослов митрополит Московский Филарет (Дроздов, † 1867) поучал: «Бог любит добродушный мир и Бог благословляет праведную войну. На земле всегда есть немирные люди, посему нельзя наслаждаться миром без помощи военной… Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее. Искупи кровью для потомков те блага, которые купили для тебя предки. Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом: умри за веру и Отечество, — ты на небе приемлешь жизнь и венец!».


Выводы.

В результате у десятиклассников должны быть сформированы следующие принципы:

  1. Дружба – это одно из самых надежных чувств, и поэтому  ее надо беречь;
  2. Лицемерие и зависть – пороки человека, и поэтому от них нужно избавляться;
  3. Безнравственное общество обречено на гибель.

11 класс.

Книги, выбранные для внеклассного изучения в 11 классе, - это публицистические и художественные произведения современных авторов. В этих романах и повестях описываются события, которые могут воспринимать и анализировать только взрослые люди, каковыми и должны являться одиннадцатиклассники.

Кол-во часов

Название, автор

         Комментарии

Обращение к Библии.

1

2

Чингиз Айтматов. Роман «Плаха»

Книга известного советского писателя — роман-предупреждение, затрагивающий острые нравственные проблемы современности. Автор исследует приобретения и потери современного человека в его духовной жизни, в отношении к Родине, народу, другому человеку, природе, оценивает его нравственные качества в их развитии, исторических взаимосвязях и испытаниях реальной жизнью.

Недопустимо организованное издевательство над животными для забавы. Жестокость к животным ради азарта, уничтожение уникальных экосистем ради сиюминутной прибыли несовместимы с духом христианского милосердия, ибо грех против творения есть грех против Творца. 

2

1

А.Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая»

Очень тяжелое произведение. Описывает жизнь двух братьев-близнецов Кузьменышей.  Это повесть о том, какие последствия для жизни детей может иметь политика государства, бездушие взрослых. Нельзя без слез читать многие страницы повести.

С точки зрения христианской традиции война – следствие крайнего отчуждения между людьми, и оно, в свою очередь, есть результат отчуждения людей от Бога. Преодолеть это отчуждение можно лишь посредством воссоединения людей с Богом.

3

2

Мария Глушко. Роман «Мадонна с пайковым хлебом»

Автобиографический роман писательницы, чья юность выпала на тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Книга написана замечательным русским языком, очень искренне и честно. В 1941 19-летняя Нина, студентка Бауманки, простившись со своим мужем, ушедшим на войну, по совету отца  - боевого генерала - отправляется в эвакуацию в Ташкент, к мачехе и брату. Будучи на последних сроках беременности, Нина попадает в самую гущу людской беды; человеческий поток, поднятый войной, увлекает её всё дальше и дальше. Девушке предстоит узнать очень многое, ранее скрытое от неё спокойной и благополучной довоенной жизнью: о том, как по-разному живут люди в стране и насколько отличаются их жизненные ценности и установки. Испытать боль и ужас, познать предательство и благородство; совершить главный подвиг своей жизни: родить и спасти своего сына

Притча о добром самарянине является иллюстрацией равнодушия  и неравнодушия к ближнему 

(Лука 10:30-35);

4

1

А.Солженицын. Повесть «Раковый корпус»

Правдоподобное произведение о жизни онкологических больных,  их борьбе за жизнь.  Очень трогает образ врача, Людмилы Афанасьевны Донцовой, самоотверженно преданной своей профессии.

Запрещая насильственное отнятие жизни, христианская вера учит спокойно смотреть на смерть, когда неизлечимая болезнь подвела человека к ее порогу. Является неправильным употреблять героические средства, чтобы продлить часы умирающего. Лучше помочь ему примириться с Богом и мирно отойти в вечность, где мы все встретимся.

5

1

А.Солженицын. Эссе «Жить не по лжи»

Публицистическая статья об одном из человеческих пороков – лжи. Ложь опутывает общество, как паутина, выпутаться из которой можно только одним способом – не лгать.

Девятая заповедь Закона Божия

“Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.”

Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя “дьявол” значит “клеветник.”

6

1

Валентин Распутин. Повесть «Живи и помни»

Повесть Распутина – рассказ о трагедии человеческой души. Андрей Гуськов становится дезертиром, Настена, его жена, скрывает своего мужа и помогает ему выжить, то есть, по сути, она берет часть его вины на себя, становится соучастницей преступления. Кто в этом виноват? Прежде всего, война, это бесчеловечное уничтожение не только тела, но и души. В целом, повесть «Живи и помни» -  произведение о нравственном выборе человека. Перед людьми всегда есть выбор, и то, по какой дороге они пойдут, зависит только от них самих. Поэтому очень важно сделать правильный выбор, чтобы потом не мучила совесть и не страдали окружающие тебя люди.

Совесть, неотъемлемое начало общечеловеческой нравственности, рассматривается Христианской Церковью как присутствие Божие в душе человека, посему и называется Голосом Бога. Господь призывает нас постоянно находиться в состоянии трезвения, которое есть целостность натуры, крепкое христианское мировоззрение, отвергающее всякого рода соблазны и пороки. "Истину говорю во Христе, не могу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (Рим.9,1).Можно избежать суда человеческого, но никогда не избежать суда своей совести. "Потому и страшит нас Страшный Суд, что наша совесть, которая все наши дела знает, выступит нашим обличителем и обвинителем" (свщм. Сергий - Мечев).

В результате одиннадцатиклассники должны взять за основу следующие принципы:

  1. «Жизнь прожить не поле перейти», - гласит известная пословица. Как не допустить ошибки?  Как выбрать правильный путь? Как сделать верный выбор? Ответ один: соизмеряйте ваши действия с совестью. Каждый поступок, каждый шаг надо доверять совести: она никогда не подведет. Нужно жить в ладу со своей совестью.
  2. Если мучит совесть, надо тщательно обдумать совершенный поступок и исправить его. Надо раскаяться, попросить прощения, иначе может быть поздно. Надо иметь смелость смотреть правде в глаза.
  3. Нельзя идти на поводу у окружающих, нужно иметь собственное мнение, чтобы не быть похожими на молчалиных.
  4. Не осуждать других людей, следовать заповеди Господа: «Не суди, да не судим будешь».

Заключение.

Ни для кого не секрет, что большинство детей  не любят читать. Причин этого явления много, но главная, на мой взгляд, это нежелание трудиться самому, ведь чтение – это работа мысли по постижению написанного автором. Современные школьники привыкли к восприятию или развлекательной, или обработанной  информации, где не надо много думать. Любая умственная задача (чтение художественной литературы относится к таковым) вызывает у школьников отторжение, неприязнь, потому что сейчас надо будет напрягать ум, а этого делать так не хочется: рядом планшет с бегающими картинками или компьютер с развлекательными, не заставляющими думать играми.

Но сложившуюся ситуацию надо менять, ведь в противном случае мы вырастим безнравственных, ленивых, равнодушных субъектов. Что же делать? С чего начинать? А начинать надо с чтения сказок во младенчестве, с семейного чтения, ведь все идет из семьи. Если отец или мать ни разу при ребенке не открыли книгу, не прочитали ни одной страницы, то откуда появится привычка и любовь к чтению у ребенка?

Любовь к чтению могут привить и уроки литературы, и здесь нужно мастерство учителя. Уже в начальной школе для изучения берутся произведения с глубоким смыслом. И если это будут не просто уроки выразительного чтения или пересказа, а уроки с элементами беседы, анализа, то интерес к чтению появится обязательно.

В средней и старшей школе уроки литературы должны быть не нудными и однообразными, а непохожими, яркими, эмоциональными, иначе ни о каком интересе к чтению не может быть речи. Произведения, изучаемые на уроках, в том числе и внеклассного чтения, разнообразны по тематике, проблематике, их стоит правильно преподать, а как – каждый учитель выберет свою методику.

Для уроков внеклассного чтения я постаралась выбрать произведения, во-первых содержащие глубокий нравственный смысл, во-вторых представляющие интерес для учащихся, в-третьих соответствующие возрасту учеников. Система уроков внеклассного чтения должна сформировать не только умение самостоятельно осмысливать прочитанное, но и положительную мотивацию к чтению.

Выбранная мною система преподавания дает свои результаты: высокое качество знаний по предмету, рост мотивации к чтению, хорошие результаты на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Качество знаний по литературе.

Победители и призеры различных конкурсов.

Год

Фамилия ученика, класс

                       Конкурс

    Место

1

2009

Бакума Анжелика,

2 класс

Всероссийский детский литературный конкурс «Придумай сказку», посвященный 130-летию со дня рождения писателя-сказочника П.П.Бажова.

Сказка «Как голубь стал домашней птицей»

   1 место

 по Арзгирскому району Ставропольского края

2

2012

Команда МБОУ СОШ №1

Конкурс «Визитная карточка» на 42 районных соревнованиях по туристскому многоборью (старшая группа). Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Битвы за Кавказ.

1

3

2012

Варава Ирина,

6 класс

Районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»

3

4

2012

Капуста Александра,

Щеголев Кирилл,

8 В класс

Районный  конкурс творческих работ «Имею право…», номинация «Видеоработа» «Если не я, то кто же…»

1

5

2013

Капуста Александра,

Щеголев Кирилл,

8 В класс

Краевой конкурс творческих работ «Имею право…», номинация «Видеоработа» «Если не я, то кто же…»

3

6

2012

Бакума Ю.А.

Бакума Владислав

Районный фестиваль-конкурс детских и юношеских СМИ «На 45-ой параллели»  номинация «Лучшее издание», альманах «Первая смена»

1

7

2013

Капуста Александра,

Щеголев Кирилл,

8 В класс

Районный фестиваль-конкурс детских и юношеских СМИ «На 45-ой параллели»  номинация «Лучший видеосюжет»

2

8

2013

Капуста Александра,

Щеголев Кирилл,

8 В класс

VIII межрегиональный фестиваль-конкурс детских и юношеских СМИ «На 45-ой параллели»  номинация «Лучший видеосюжет»

3

9

2013

Варава Ирина,

7 класс

Районный конкурс чтецов «Души прекрасные порывы»

2

10

2013

Скребец Андрей,

8 А класс

Районный конкурс презентаций «Один день из моей жизни».

2

11

2013

Скребец Андрей,

8А класс

Краевой конкурс презентаций «Один день из моей жизни».

1

12

Март 2013

Капуста Александра,

8В класс

27 районный слет участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество».

Стихотворение «Лето 42…»

3

13

2014

Капуста Александра

9В класс

Районный конкурс чтецов «Души прекрасные порывы»

2

14

2014

Варава Ирина

8В класс

Районный конкурс чтецов «Души прекрасные порывы»

3

15

2014

Капуста Александра

9В класс

III районная межпредметная научно-практическая конференция школьников «Школа. Наука. Интеллект»  

Диплом 2 степени

16

2014

Капуста Александра

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2

          Динамика роста  количества победителей и призеров конкурсов различного уровня.

Но все же самый главный результат уроков литературы – воспитание порядочного человека, патриота, альтруиста.

Мне бы очень хотелось, чтобы мои ученики извлекли из уроков литературы умение любить все, что нас окружает. А любить – это значит прощать, помогать, видеть в находящихся рядом людях и предметах прежде всего достоинства.

Трудно измерить воспитанность, хотя и такие анкеты есть. Самый лучший показатель воспитанности и духовности человека – его отношение к родителям, старшим, животным, природе. И если мои ученики будут получать только положительные отзывы, то для меня это станет самой большой наградой, значит, мои уроки литературы были не напрасны.

Анкета участника конкурса

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Южном федеральном округе.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодежью

«За нравственный подвиг учителя»

Бакума Юлия Алексеевна

«Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания учащихся средних и старших классов»

Номинация: «Лучшая инновационная разработка года»

Информация об авторе работы:

Дата и место рождения – 11.08.1971, Луганская область, поселок Белокуракино

Адрес – Ставропольский край, Арзгирский район, село Арзгир, ул.Орлова 23, почтовый индекс – 356570

Телефон – 8-962-015-76-31          e-mail – yuliyabakuma@mail.ru

Место работы – Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1, учитель русского языка и литературы

Образование – высшее, Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков

Ставропольский край

село Арзгир

2014 год

Сопроводительное письмо

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Южном федеральном округе.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодежью

«За нравственный подвиг учителя»

Бакума Юлия Алексеевна

«Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания учащихся средних и старших классов»

Конкурсное направление: «Лучшая инновационная разработка года».

Краткая аннотация работы.

Урокам литературы отводится важная роль в формировании духовно-нравственной личности учащихся. Биографии поэтов и писателей, произведения, предназначенные различными программами для изучения, обладают огромным нравственным потенциалом, который пополняется за счет уроков внеклассного чтения.

Произведения для внеклассного чтения предлагаются учителем заранее (на летние каникулы и в начале четверти с указанием точной даты). Произведения читаются детьми самостоятельно, но затем обязательно анализируются на уроках. Цель уроков внеклассного чтения – углубить знание творчества писателя или познакомить с творчеством автора, произведения которого не включены в программу.

Каждый учитель вправе предложить свою систему уроков внеклассного чтения в зависимости от готовности детей, их интересов, местных особенностей. Система, предложенная в данной работе, обусловлена, прежде всего, необходимостью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, воспитания качеств, теряющих ценность в современном мире, но без которых развитие общества невозможно. Истоки этих качеств находятся в религии, поэтому учителю литературы нужно самому владеть знаниями основ религиозной культуры.

Тематика и проблематика произведений для внеклассного чтения, предложенная данной программой, разнообразна и  соответствует   возрастным особенностям детей. В программу включены произведения как русской, так и зарубежной литературы.

Особенностью данной программы является проведение параллелей между проблематикой изучаемого произведения и Библией, что позволяет обратить внимание учащихся на тот факт, что практически все темы художественной и публицистической литературы находят отражение в Священной книге.

Ставропольский край

Село Арзгир

2014 год

Представление

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Южном федеральном округе.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодежью

«За нравственный подвиг учителя»

Бакума Юлия Алексеевна

«Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания учащихся средних и старших классов»

Конкурсное направление: «Лучшая инновационная разработка года».

Представление педагога:

Бакума Юлия Алексеевна работает в МБОУ СОШ № 1 села Арзгир  Арзгирского района Ставропольского края  с 28 августа 2004  года и преподает две  дисциплины - русский язык и литературу, с 2010 года - русский язык и литературу, основы религиозных культур и светской этики.

Юлия Алексеевна – креативный преподаватель, целью работы которого является воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Особое внимание учитель уделяет проведению уроков литературы, главная цель которых – воспитание духовно-нравственной личности учащихся.

Руководитель образовательного учреждения –

Руководитель органа управления образованием –

Ставропольский край,

село Арзгир

2014 год

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью

«За нравственный подвиг учителя»

Бакумы Юлии Алексеевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 села Арзгир

Тема работы: «Роль уроков   внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания учащихся средних и старших классов»

Номинация: «Лучшая инновационная разработка года».

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова

Работа представляет собой материалы к  урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся во внеклассной деятельности

Подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся во внеклассной  деятельности" является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"....

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ В.КОНДРАТЬЕВА «САШКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ»

Знакомство учащихся с творчеством и судьбой писателя; выявление специфики изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказательство главной мысли писателя: даже в нечеловеческих усло...

«Использование метода проектов на уроках родной литературы в системе духовно-нравственного воспитания»

В статье рассматриваются проблемы воссоздания процесса воспитания школьников, проанализированы духовно-нравственные ориентиры, заложенные в преподавание осетинского языка и осетинской литературы....