Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания
статья по литературе (11 класс) по теме

Сырицына Татьяна Николаевна

      В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полнее и ярче воспринимает и проживает жизнь, ощущая удовлетворение в конце жизненного пути. Чем больше будет нравственных людей, тем благополучнее, счастливее станет общество.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aksiologicheskie_chteniya__statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Сырицына Т.Н.

                                                                                  МОУ « Южно-Подольская СОШ»

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания  

       Один из своих рассказов замечательный русский писатель А.Лиханов начинает так: «У всякого человека есть в жизни история, которая как зарубка на дереве: потемнеет от времени, сравняется, смолой ее затянет, но приглядишься посильней – вот она, тут, осталась». Особенно глубоки зарубки, полученные в детстве. Хорошо, если добро этому причина. А если нет? Обидное слово, ранящий взгляд, грубость и непонимание, ранив душу, обязательно откликнутся потом. Все в нас: и хорошее, и плохое – из детства. Поэтому у каждого человека должно быть счастливое детство, время любви и защищенности. И особая роль принадлежит в этом учителю, которому семья доверила самое ценное и хрупкое – душу ребенка.

      Главная задача педагога – сделать все, чтобы ребенок, не растеряв своей неповторимости, уникальности, нашел место в этом непростом, быстро меняющемся мире, стал настоящим Человеком. Огромные возможности для решения этой задачи дает русская классическая литература, которая, освещая вопросы бытия, проблемы жизни, учит пониманию и состраданию, любви и честности. Она связана с общественной и внутренней сущностью человека. Не случайно  ее специфичность определена многими писателями, критиками как «человековедение».

      Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в школе, ибо по большому счету именно словесники несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня – во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, – все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны. А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки “социальному ненастью”, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок литературы сегодня дает такую возможность.

      Образование — длительный этап жизни человека, в эти годы он не только обучается, но и формируется как личность вне школы - дома, с друзьями, в контактах с родной природой и малой родиной, осмысляя человеческую жизнь вообще. Самый верный компас личности в трудную пору ее становления — это извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрала в себя русская литература.

      Современный урок должен позволить детям в коллективе сверстников (что немаловажно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров. Но не следует урок сводить только к дискуссионным формам, превращая его в трибуну общественного мнения. Урок необходимо методически продумать так, чтобы сохранялось единство интеллектуального и нравственного содержания. Этот критерий должен стать постоянным во всем: в подборе художественного материала, направлении его анализа, соотношении эстетического и идейно-нравственного начала.

      В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полнее и ярче воспринимает и проживает жизнь, ощущая удовлетворение в конце жизненного пути. Чем больше будет нравственных людей, тем благополучнее, счастливее станет общество.   Воспитание нравственных убеждений требует не просто запоминания правила, но и их осмысления в процессе общественно и личностно значимой творческой деятельности. В философии доказано, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность, которая характеризуется интересом и интеллектуальными умениями. На примерах из литературных произведений учащихся нужно убедить, что не вся деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества.

       Русская литература даёт великолепные возможности для воспитания таких нравственных понятий, как совесть и долг. О них невозможно не сказать при анализе романов "Преступление и наказание" и "Война и мир". Они дают неограниченные возможности для ума и души, для размышлений на тему "как жить?"   Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» дает много нравственных уроков.  И один из них - умение понять другого человека, простить его. А это подчас требует преодоления собственного «я».  Простить  - значит забыть о душевной ране, боли, нанесенной этим человеком. И возникают вопросы, обращенные не к героям Л.Толстого, а к самим себе: умеем ли мы прощать? Какова цена нравственной чистоты человека?

       Наши учащиеся ещё недостаточно взрослые люди и имеют небольшой жизненный опыт, обладают скромными навыками анализа личности героя. Поэтому работа по оценке нравственного облика литературных героев строится на конкретном сопоставлении возможного и реального.  Богатый материал для нравственного воспитания человека даёт современная литература. Произведения В. Распутина, В. Астафьева, А.Солженицына, Ч. Айтматова - это просто золотой фонд для нравственного воспитания учащихся. На материале их произведений можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле,  праведничестве, о большой и малой родине, о душе и памяти и т.п.

      К сожалению, встречается ещё такое преподавание литературы, при котором система чтения, живое размышление над прочитанным, оценочные суждения и нравственные выводы учащихся подменяются усвоением готовых формулировок, заимствованных из учебников и специальных текстов. Вот почему так важно организовать чтение произведения, чтобы анализ был не только обучающим, но и этически впечатляющим, формирующим высокие духовные запросы и художественный вкус, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с литературой.

    Очевидно, решение этой проблемы станет возможно при расширении и обогащении этического опыта детей средствами литературы путём «узнавания себя» в нравственных исканиях героев и самих писателей. Тогда перед учениками откроется возможность быть «со-творцами» художественного произведения, что явится ориентиром в формировании собственных критериев нравственности.

    Урок обретает смысл, если объектом изучения является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, нужно учить их разбираться в людях, делать нравственные открытия: Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром? Достойны ли вы своих дедов и отцов? Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге? Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности? Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем "текстовых раскопок", анализа художественного произведения. Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение!

    Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно "на перепутье - не перепутать, среди дорог - не заблудиться". На мой взгляд, тема свободы выбора - одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор: Поступок Андрия - это измена родине или его личный выбор? Почему Герасим ушел от барыни? Мог ли он поступить по-другому?  Почему? Почему? Почему? Размышляя над страницами прочитанных произведений, учащиеся осознают, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор.

    Обязательная характеристика уроков литературы - их эмоциональная окрашенность, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры. Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать - верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность - залог милосердия и добрых дел.

     Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее.
    Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Данко и Ларры из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького.

    Важнейшим элементом урока считаю развитие творческих возможностей ребят, но всякое творчество зиждется  прежде всего на знаниях (прочных и глубоких). В процесс урока, по моему глубокому убеждению, должен быть включен каждый ученик (каким образом и на какой стадии учебной деятельности – это зависит от индивидуальных способностей и уровня сформированности определенных знаний, умений, навыков). Пусть один, выделяющийся глубиной знаний, окажется “опорой” всего урока, другой включится в практическую работу, третий – “по алгоритму” придет к выводу, четвертый лишь озвучит какие-то тезисы, прочитав статью учебника. Главное, чтобы тема не “прошла мимо” ученика. Важно определить не только цели и ожидаемый результат данного урока, но и спрогнозировать дальнейший путь познания.

    Урок литературы не должен быть застывшей моделью, намертво “привязанной” к плану и конспекту. Выбор тех или иных подходов к обучению определяется уровнем класса.     Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве. Можно использовать различные жанры форм обучения: урок – исследование («История создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Образ Петербурга в литературе ХХ века»); урок- игра (Мифологический КВН, «Славна богатырями земля русская!» -  состязания по былинам); уроки- семинары («Трагедия народа как тема литературы ХХ века», «Человек – вот  правда» по творчеству М.Горького), урок-конференция.

     Особенной динамичностью  отличаются уроки – диспуты. Диспут в наибольшей мере раскрывает сущность идейной позиции; самой необходимостью четко формулировать точку зрения, исходные критерии оценок, собственные нравственно - эстетические ценности, он заставляет участников активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.

    "Уроками нравственного прозрения" назвал уроки литературы А. Твардовский. Ведь в программе нет уроков нравственности, уроков, где можно познакомиться с миром нравственных категорий, с миром понятий, раскрывающих богатство душевной жизни и психических состояний. Постижение нравственных категорий через постижение художественных образов - вот идеал в преподавании уроков литературы.
    Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца.  «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство самореализации и самоопределения личности ученика.

Учебный процесс на уроке должен быть трансформирован в образова­тельный. При этом своим чередом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроке материала на ум и душу каждого учен...

Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать  такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные в...

Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»

"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...

Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"

Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...

«Использование метода проектов на уроках родной литературы в системе духовно-нравственного воспитания»

В статье рассматриваются проблемы воссоздания процесса воспитания школьников, проанализированы духовно-нравственные ориентиры, заложенные в преподавание осетинского языка и осетинской литературы....

"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...