"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"
методическая разработка по литературе

Кузнецова Елена Валерьевна

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное

специальное учебно-воспитательное общеобразовательное

учреждение закрытого типа

"Использование компетентностного подхода для организации      творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"

Учитель русского

 языка и литературы:

Кузнецова Елена Валерьевна

С. Костромское

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены следующие характеристики выпускника: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Для того чтобы эти характеристики нашли воплощение в выпускнике основной общеобразовательной школы, её обучающийся должен овладеть личностными, предметными и метапредметными результатами усвоения основной образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

К предметным результатам относятся освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Образовательные стандарты ориентированы на формирование универсальных учебных действий, включение в контекст обучения решения значимых жизненных задач, создание индивидуальных образовательных программ и признание решающей роли учебного сотрудничества. Заложенные в ФГОС результаты усвоения основной общеобразовательной программы основного общего образования позволяют сделать вывод, что для достижения поставленных образовательных результатов необходимо перестроить работу системы основного общего образования на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

                   смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

                   содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

                   смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

                   оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Большинство исследователей сходятся в том, что компетенция – это заранее заданное социальное требование (норма), профессиональная или функциональная характеристика, ожидаемые результаты обучения. В отличие от компетенции компетентность предполагает наличие опыта деятельности человека в профессиональной, социально и личностно значимой сфере, который основывается на личностных качествах человека (ценностно-смысловых ориентациях, знаниях, умениях, навыках, способностях). Таким образом, компетентностный подход возник как альтернатива абстрактно-теоретическим знаниям, которые обучающиеся получают в школе, как обучение использованию полученных знаний в разных жизненных ситуациях. Наличие реальной действительности и умения действовать в этой действительности – необходимое условие развития компетентности.

                   Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Ученик должен владеть достаточным уровнем   всех компетенций, которые могут использоваться и в творческом процессе.

Для решения данного вопроса были определены следующие направления деятельности:

-формирование мотивационной сферы учащихся (переводить учащихся от уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному (по А.К. Марковой));

-расширение и углубление запаса знаний обучающихся;

-выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;

-поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабо успевающих по литературе;

-развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Реализуя данные направления в своей работе, сделала акцент на следующем:

1)  в 5-11 классах запланировала нестандартные формы уроков, групповое и парное обучение, дифференциацию для реализации личностно ориентированного обучения, творческие формы заданий, в том числе и домашнего задания;

2) теоретический материал чаще стала излагать блоками, в результате чего учащиеся воспринимают всю тему, так что больше времени отводится на закрепление изученного;

3) привлекала детей к проектной деятельности, к участию в творческих конкурсах различного уровня.

4) осуществляла внеурочную деятельность как одну из форм коллективной творческой деятельности.

Формы, приемы и методы развития творческих способностей:

- элементы проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- исследовательские методы;

- метод проектов;

- творческие работы;

- технологические карты урока.

Для решения поставленных задач я использую в своей деятельности следующие формы, приемы и методы развития творческих способностей:

- элементы проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- исследовательские методы;

-творческие работы.

 

  1. Метод проблемного обучения

 

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.

3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Я применяю на уроках следующие методы и приемы:

- метод сравнения версий;

- метод конструирования вопросов;

-прием «Чтение с пометками»;

-прием «Закончи предложение»;

-прием «Группировка языковых явлений, данных вперемешку»;

-прием «Кластер» и т.д.

 

2. Применение информационных технологий

Информационная поддержка предметов выражается в использовании программного обеспечения по литературе. Внедряя новые информационные технологии, ставлю перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать.

Предлагаю занимательную форму выполнения домашнего задания в виде составления презентации по изученной теме. С помощью презентаций предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.

На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Задания даю заранее, подсказываю, где можно посмотреть информацию. Это могут быть как коллективные работы, так и индивидуальные.

          Создаю сама презентации к урокам, а также использую готовые с сайтов переделываю для своих детей и уроков.

           Считаю, что использование информационных технологий повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их склонностей и способностей. улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.); в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление; естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников;  и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

3. Технология исследовательской деятельности

В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся умению самостоятельно добывать знания; испытывают потребность в непрерывном самообразовании; развивают навыки самоорганизации; формируют адекватную самооценку; приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, видеофильмов, инструкций, афиш и т.д. Ребята перерабатывают много информации, справочной и дополнительной литературы, проводят опросы, анкетирование

В отличии от проектов исследователь не может точно знать конкретный результат работы.

4. Метод проектов

В основе этого метода – проблема, взятая из реальной жизни, для решения которой ребенку необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

Ребята перерабатывают много информации, справочной и дополнительной литературы, проводят опросы, анкетирование. Главное в методе проекта - направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектный метод в процессе обучения позволяет мне развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем); коммуникативный потенциал школьников; решать информационные задачи; организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; активизировать мыслительную деятельность школьников; снимать нервную нагрузку.

5. Творческие работы

Сочинение. В школе это один из главных видов творческого самовыражения обучающихся. Можно выделить следующие группы сочинений:

1. сочинение по жанрам (повествование, описание, рассуждение)

2. по картине

3. по произведениям художественной литературы

4. на свободную тему

5. сочинение на экзамене (ГИА и ЕГЭ)

6. сочинение в газетных жанрах (для школьной газеты).

Принимали участие в областных конкурсах сочинений 10-11 классы.

Еще одним способом проявления творческой деятельности учащихся является проведение нестандартных уроков и использование нестандартных заданий.

Уроки-путешествия по произведениям А.С. Пушкина, А.Н. Радищева, Н.В. Гоголя, урок-игра, урок-семинар. Наиболее распространённая форма нетрадиционных уроков – интеграция нескольких форм проведения занятий.

         На уроках литературы использовала: придумать продолжение романа, рассказа, передать настроение героя в данном эпизоде (описывая образы Мцыри, Онегина, Печорина), создать ребус, кроссворд, придумать сказку, написать письмо герою. Важно при этом найти золотую середину: не усложнять – учащиеся не поймут; и не упрощать, облегчая учение, – ребята будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться.

Получая   необычное   домашнее   задание, ребёнок   активнее включается в деятельность, при этом создаётся положительный эмоциональный фон, мобилизуются творческие резервы, сильнее функционирует интеллектуальная сфера, быстрее усваиваются умения и навыки. Поэтому большое внимание уделяю продумыванию системы домашнего задания.

6. Технологические карты урока

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы, но главное отличие от традиционного конспекта - информационная наполненность.

Цель использования технологическую карт урока:

1) Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками;

2) Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.3) Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

         Считаю, что данные педагогические технологии подходят для формирования всесторонне развитой личности обучающегося, его творческого мышления, языковой интуиции и способностей, помогают ему овладеть культурой речевого общения и поведения, повышают уровень мотивации к изучаемым предметам, т.е. данные технологии необходимы при реализации ФГОС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, как действенное средство повышения его качества.

Обучающиеся коррекционного учреждения  VIIIвида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума,...

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство самореализации и самоопределения личности ученика.

Учебный процесс на уроке должен быть трансформирован в образова­тельный. При этом своим чередом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроке материала на ум и душу каждого учен...

Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»

"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...

"Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования универсальных учебных действий"

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 21 февраля 2018 г....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...

«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования учебных универсальных действий»

laquo;Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формированияучебных универсальных действий»...