Главные вкладки

    Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
    план-конспект урока по литературе (7 класс)

    Пальчикова Елена Владимировна

    Тема урока: Как важно вовремя понять.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_v_7_klasse_po_rasskazu_b.docx18.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…»

    (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)

    Тема урока: Как важно вовремя понять.

    Цель: создание комплекса условий для формирования представлений учащихся о милосердии

    Задачи: обучающая: формировать представления обучающихся о нравственном долге перед своими родителями;

    развивающая: развитие умения анализировать текст, давать нравственную оценку поступкам героев;

    воспитывающая: воспитывать в учениках чувство любви и уважения к близким родственникам, сострадания и сочувствия к старости.

    Оборудование: портрет писателя, распечатка текста рассказа, картинки к тексту, ромашка с вопросами, сердечки с заданиями.

    Словарная работа: милосердие, сострадание

    Используемая технология: длинное чтение с остановками с использованием ТРКМ

    Ход урока

    1. Мотивационный момент. Рассказ учителя об авторе рассказа.

    Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине. В 1939 году, после смерти отца, семья переехала сначала в Иркутск, а в следующем году – в поселок Али Алма-атинской области. Здесь до 1945 года, когда семья перебралась в Калач-на-Дону, и прошли первые годы жизни будущего писателя.

    Первая книга писателя  - «Девушка в красном пальто» - появилась в издательстве «Современник» в 1947 году. она стала «заявкой» на собственное место в литературе. Потом были другие книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Теплый хлеб», «Ночь исцеления» и др. Его имя заняло прочное место в столичных журналах.

    Но открытие Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в «Нашем современнике» (1979, №3) рассказа «Холюшино подворье».

    В последнее десятилетие от малых эпических форм Б.Екимов сделал попытку перейти к крупным. Это роман «Родительский дом», впервые опубликованный в 1988 году журналом «Волга» (№№5-8). Но, по справедливому замечанию критики, он романом «не стал, хоть и перестал быть рассказом из-за большой площади повествования…» однако хороший и своеобразный роман у Б.Екимова все же написан – это большая серия его хуторских рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то второстепенными и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее.

    С 1976 года, после вступления в Союз писателей России, окончив в начале 80-х годов Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького, - на профессиональной писательской работе. Правда, «рыночная экономика» заставила вернуться на журналистскую стезю. Он работал корреспондентом в «Новой газете», заместителем редактора журнала «Отчий край». Ныне  сотрудничает в «Волгоградской правде».

    В 1999 году – лауреат Государственной премии России и Всероссийской премии «Сталинград».

    1. Предварительная работа перед началом чтения рассказа:

    - Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

    - Какие еще произведения, посвященные мамам, вы читали?

    Раздаю учащимся листочки с цепочками ключевых слов к рассказу

    Часть 1 – телефон – дочь – тариф;

    Часть 2 – подворье – семя;

    Часть 3 – грушинка-черномяска – мобильник – тариф;

    Часть  4 – почуяла вдруг – говори, мама.

    1. Работа с текстом.

    - Прогнозирование учащимися сюжета рассказа по опорным словам.

    - Чтение рассказа по частям.

     Часть 1.«Хату кидать…» до слов «Наверное не к добру»

    - Почему бабушка Катерина не желает ехать в город? (нелегко расставаться с насиженным гнездом; куда девать малую живность; о хате душа болит; не больно весело на старости лет новые углы обживать)

    - Как ей живется на хуторе? (хотя это и родное место, но одиноко, связь с миром и родными только через «черную коробочку», но и она ограничена тарифом)

    - Что вы можете сказать о дочери б. Катерины?

    Страшный сон видит бабушка Катерина и, как всякий старый человек, веря в сон и многие приметы, чувствует, что это не к добру.

    Работа над первой частью рассказа заканчивается прогнозированием развития сюжета.

    Часть 2 «Снова миновал день…» до слов «…да так и пошел не в лад».

    - Как складывается день  бабушки Катерины? (работа по хозяйству: подняться , прибраться, накормить кур и поклевать самой)

    - Может быть ей, старой женщине, лучше было бы сидеть дома, никуда не выходить и тогда не случилось бы страшного – не упала бы бабушка? (кроме работы, ей, доживающей последние деньки, хотелось радоваться жизни «…глядела вокруг, на эту красоту радуясь…»)

    - Как вы думаете, почему в третьей части в качестве опорных слов вновь повторяются слова мобильник и тариф? Прогнозирование.

    Часть 3 «Как всегда поутру…» до «…и от слез вроде бы стало легче».

    - Описывая разговор дочери с матерью, автор говорит «… все поняла старая женщина». А что это – ВСЕ?

    - Почему бабушка Катерина вступает в диалог с невидимым человеком – рекламой по радио? (нужно было кому-то высказаться, поплакаться. А ласковый, участливый голос незнакомой женщины к этому располагал)

     - Обиделась ли бабушка Катерина на свою дочь? (нет, она для нее по-прежнему «доча», любящая сладкую грушу-черномяску)

    -Чтение рассказа еще не окончено, но мне хотелось бы поговорить с вами о том, что вы уже слышали, попробовать дать оценку поступкам наших героев. Я предлагаю вашему вниманию ромашку с вопросами разных уровней.

    4. Работа с ромашкой.

    Простой вопрос: Когда обычно звонила дочь?

    Оценочный вопрос: Как, по-вашему, плохо или хорошо поступает дочь, каждый раз напоминая маме о тарифе разговора по телефону?

    Творческий вопрос: Как поступала бы дочь, если бы разговор по телефону был бесплатный?

    Уточняющий вопрос: Почему у дочери бабки Катерины был всегда один и тот же вопрос: «Ты в порядке?»

    Объясняющий вопрос: Почему бабка Катерина до сих пор не спилила грушу, которая мешала ей ходить?

    Практический вопрос: Разговаривая по телефону со своей мамой, родными, напоминаете ли вы им о тарифе?

    - Чем, по-вашему, закончится рассказ? Прогнозирование. Окончание чтения рассказа.

    Часть 4 «И тут совсем неожиданно…» до конца.

    1. Осмысление прослушанного. Работа с «сердечками». Сначала учащиеся работают индивидуально, а затем коллективное обсуждение ответов.

    Белое сердечко – назвать основные эпизоды рассказа

    Синее сердечко – объяснить значение предложения «Кому хочешь жалься»

    Коричневое сердечко – когда было особенно грустно и хотелось что-то изменить в рассказе.

    Красное сердечко – выбрать из финала рассказа слова, которые окрашивают его в теплые тона.

    Желтое сердечко – подобрать из рассказа текст к иллюстрациям.

    Зеленое сердечко – продолжить рассказ.

    Работая над вопросами к тексту, каждый из вас держал в руках маленькое сердечко. Как вы думаете, почему на листочках именно такого формата я написала вопросы?

    1. Словарная работа со словами: милосердие, сострадание. Могут ли эти слова быть синонимами. Когда в рассказе они могут быть использованы?

    - Как вы думаете, какие проблемы поднимает автор в данном рассказе? (проблема одинокой старости, воспитание чувства внимания к окружающим, родным, уважения к старости, проблема разорения малых деревень и т.д)

    1. Рефлексия.

    Работая сегодня на уроке, я испытывал (а) чувство…

    Самым интересным для меня на уроке было…

    Мне захотелось поговорить, почитать еще о…

    После сегодняшнего урока я  понял(а)…

    1. Итог. Благодарность за работу на уроке.

    Литература

    Екимов Б.П. Рассказы; Частное расследование: Повесть / Предисл. В.Васильева.- М.: Худож., лит., 1991.

    Уроки литературы. Приложение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система уроков внеклассного чтения в 6-7 классах.

    Статья имеет практическую направленность, содержит разработку урока и творческие работы учащихся....

    урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

    Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

    Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

    Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

    Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

    Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....