Взаимоотношения матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори...»
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Мункуева Соелма Бадмаевна

Исследовательская работе по литературе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ УО Джидинского района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»

Секция: Литература

Научно – исследовательская работа на тему:

Взаимоотношения матери и дочери

в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и

 Б.П. Екимова «Говори, мама, говори...»

Работу выполнила Цыбенова Дарима,

ученица 11 класса МАОУ Петропавловской СОШ №1

Руководитель: Мункуева С.Б. ,

учитель русского языка и литературы

2019 год

                                                                        Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3

Ι. Основная часть

1.1. Проблема взаимоотношений родителей и детей в русской литературе…4

2.1. Взаимоотношения матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…» ……………………..………………..4

ΙΙΙ.Заключение……………………………………………………………………8

ΙV. Список использованной литературы………………….……………………10

Введение

Человек, который думает только о себе и ищет

во всём своей выгоды, не может быть счастлив.

Римский философ Сенека

     Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Сегодня общечеловеческие устои, правила морали и совести запрятаны на задний план. На первом плане стоят ложные ценности – карьера, власть, деньги – все они основаны на человеческом эгоизме. Ведь не секрет, сегодня стало вполне обычным явлением, что старики, у которых есть дети, и даже несколько детей, доживают свой век в одиночестве. Порой старики при живых и здоровых детях вынуждены обитать в интернатах и домах престарелых, потому что за ними некому присмотреть. А большое родительское сердце прощает всё, оправдывая детей. В своей работе мне хотелось бы остановиться на рассказах Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» и Бориса Петровича Екимова «Говори, мама, говори». Разделяют эти рассказы 60 лет, первый написан в 1946 году, а второй в 2006 году, но оба рассказа близки по тематике и затронутым в них проблемам.

В чем же актуальность моей исследовательской работы? На мой взгляд, проблема взаимоотношений, а именно духовной близости, родителей и детей сейчас очень остро стоит в нашем обществе.

Гипотеза: необходимо ценить и беречь любовь к родным людям.

Цель данного исследования:

1. Раскрыть проблему взаимоотношений матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори...».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему взаимоотношений родителей и детей в русской литературе

2. Рассмотреть взаимоотношения матери и дочери в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

3. Рассмотреть взаимоотношения матери и дочери в рассказе Б.П. Екимова «Говори, мама, говори...»

4. Сравнить роль и значение взаимоотношений матери и дочери в обозначенных произведениях.

1.1. Проблема взаимоотношений родителей и детей в русской литературе

Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н. Толстой «Война и мир», и И.С. Тургенев «Отцы и дети», и А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Например, в романе “Война и мир” “мысль семейная” подвергается тщательному анализу со стороны писателя. В своем произведении Л. Н. Толстой описывает три семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Эти три клана, хотя и мало различаются по происхождению и по занимаемому положению в обществе, имеют собственные семейные традиции, подходы к воспитанию, имеют в жизни разные приоритеты. С помощью этих деталей автор показывает, насколько индивидуальны и не похожи такие герои, как Николай и Наташа Ростовы, Андрей и Марья Болконские, Анатоль и Элен Курагины.

Рассматривая семью Ростовых, нельзя не заметить теплоту и нежность в их отношениях. Родители для Наташи и Николая являются надежной опорой, их дом, действительно, отчий. Туда они стремятся, как только возникают проблемы, потому что знают, что родители их поддержат, а если надо, и выручат. На мой взгляд, такой тип семьи является идеальным, но, к сожалению, идеал редко встречается в жизни.

Проблема “отцов и детей” рассматривается многими писателями как конфликтная ситуация («Отцы и дети»). Но иначе ее анализировать нельзя, потому что между “отцами” и “детьми” всегда существуют разногласия, причины которых могут быть совершенно разными, но суть их одна - непонимание. А ведь его можно избежать, если быть хотя бы чуть-чуть терпимее друг к другу, уметь выслушать другого человека, тем более, если это ваш ребенок, и, в первую очередь, уметь уважать его мнение. Только при этих условиях мы сможем достичь взаимопонимания и свести проблему “отцов и детей” к минимуму.

2.1. Взаимоотношения матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори...»

В анализируемых произведениях дочери главных героинь стали заложниками мнимых ценностей, а тема о взаимоотношении матери и дочери, освещенная в рассказах, остается острой и сегодня.

В обоих рассказах речь идет о пожилых женщинах, доживающих свои дни в деревенской глубинке. У обеих героинь, которых даже зовут одинаково – Катеринами, есть взрослые дочери, проживающие далеко в городе. В рассказах довольно тонко передана суть взаимоотношений матерей и дочерей, но в каждом случае есть свои отличительные особенности, на которых мне и хотелось бы остановиться.

Престарелая Катерина Петровна, героиня рассказа «Телеграмма», чувствует приближение смерти. Её единственное и последнее желание – в последний раз увидеть дочь Настю. « Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна.- Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. …вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень ». В серых и мрачных осенних буднях она ждет от дочери хотя бы письма, но кроме телеграммы с денежным переводом и парой наспех написанных слов не получает ничего. Старушка уже не надеялась на то, что перед смертью увидит дочь. Катерина Петровна «закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, закутывалась в седых волосах одна-единственная слеза». И даже слова Тихона о том, что Настя едет, не успокоили и не поддержали женщину: «Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку».

Настя редко вспоминает о матери. «Письма от Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива» В суете ленинградских будней, в Союзе художников, в интеллигентной среде она чувствует себя интересной и нужной, ею движет желание проявить себя. Ленинград становится для нее городом, где она счастлива и профессионально востребована, а Заборье вызывает скуку. При этом Настя испытывает душевную боль, потому что чувствует неправильность своих поступков. Её душа не очерствела окончательно, она еще умеет делать добро людям. Это подтверждает эпизод с молодым скульптором Тимофеевым, которому девушка помогает организовать выставку работ. В честь Насти звучат аплодисменты и похвала, а в это время приходит телеграмма о том, что мать её умирает. Она так далека от матери, что сразу и не поняла, о ком говорится в телеграмме. «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть это не мне». Так, находя оправдания для себя и для окружающих в нехватке времени, Настя оправдывала черствость своей души, но, наконец, к ней пришло прозрение. Заговорившая совесть в символическом образе Гоголя свидетельствует о начале возрождения её внутреннего мира: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!».

А после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».

Когда Настя вспоминает слово «мама», её давят слезы отчаяния. Она чувствует, что в это мгновение отдала бы всё, чтобы оказаться рядом с ней.

« Что же это, мама? Что? Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает материнского прощения. Хоронят Катерину Петровну чужие люди, они не говорят о Насте, но в глубине души осуждают её. На вопрос молодой сельской учительницы бабка Матрёна отвечает: «…почитай, что совсем одинокая… Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников».

Немаловажным моментом в описании Насти становится тот факт, что художники звали её Сольвейг – за русые волосы и большие холодные глаза. Недаром автор использовал этот эпитет в описании героини, ведь глаза – зеркало души. Равнодушные пустые глаза говорят о холодном жестоком сердце. Стоит отметить, что Сольвейг – это героиня поэмы "Пер Гюнт" норвежского писателя Генрика Ибсена. Сольвейг – образ любящей женщины, всю жизнь ждущей своего жениха. Она ушла из семьи к преследуемому односельчанами Перу Гюнту. История Сольвейг известна своим финалом: более сорока лет героиня прожила в избушке, построенной Пером Гюнтом, в то время как он был вынужден бежать из леса, странствовал по миру и вернулся в Норвегию. Судьба подарила в конце жизни женщине за верность встречу с любимым, и он видит, что его дождалась только она. Так, если провести параллель между историей Ибсена и Паустовского, то Сольвейг стоило бы назвать Катерину Петровну, а не Настю. Возможно, Настя не знала историю Сольвейг, тогда она не думала бы лишь о внешней схожести.

Трагизм положения Насти заключается в том, что в ее душе навсегда поселилось чувство непоправимой вины, невыносимой тяжести. В отличие от Насти, героиня рассказа Бориса Екимова – Мария – не обречена на муки совести. Если сначала сюжет рассказа «Говори, мама, говори» напоминает сюжет «Телеграммы» и кажется, что трагичный финал неминуем, то развязка дает читателю надежду.

Катерина живет в забытом хуторе, в котором остались такие же старики, как она, да только пьяницы … Несмотря на свои годы, Катерина еще сильна духом, в ней чувствуется любовь к жизни, позитивный настрой, желание оставаться нужной. Несмотря на уговоры, она не хочет переезжать в город, так как привязана душой к родному дому, к земле. Её дочь тоже живёт в городе, и, тревожась за мать, оставляет ей невиданное ранее «чудо» – «телефон-мобильник». Эта «черная коробочка» становится для Катерины поводом и для радости, и для грусти: с одной стороны ежедневно она могла слышать голос родной дочери Марии, с другой - разговор с ней не приносил старушке ожидаемого удовлетворения. За мгновенным разговором Катерина не могла толком ничего рассказать о себе и узнать, чем живет её дочь. Ведь много было в ее жизни такого, о чем хотелось рассказать подробнее: о своих снах, о том, как упала она возле груши-черномяски, которую любила дочь. Но в ответ слышала сухие нервные слова: «Мама, говори, пожалуйста, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это – мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала?». Получается, что забота эта была показная, для того, чтобы успокоить свою совесть и оправдать себя перед обществом, в том числе и перед самой матерью. Но, к счастью, Мария вовремя поняла, как важно выслушать мать. В какой-то момент она осознала, что век мамы не вечен, что осталось совсем мало времени, и пока мама жива, нужно успеть поговорить с ней, выслушать, выговориться: «В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, сгорбленную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.

– Говори, мама ... – просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется, и, может быть, навсегда, этот голос и эта жизнь. – Говори, мама, говори ...» Так заканчивается рассказ Б. Екимова.

Хотя образ Марии дается в рассказе довольно кратко и косвенно, можно сопоставить её с образом Насти. Мария, тоже городская жительница, в отличие от Насти, у нее есть дети. Несмотря на огромную занятость, она находит время ежедневно совершать пусть и короткие, но значимые для старой матери телефонные звонки. Становится ясно, что Мария периодически приезжает к матери, и в один из последних приездов привозит мобильный телефон. Также из контекста мы узнаем, что дочь готова забрать престарелую мать к себе в город – на это ей нужно лишь согласие самой Катерины. Таким образом, Мария изначально изображается автором в более мягком, чем героиня Паустовского, свете.

В рассказе Б. Екимова изначально заложена вера, доброта и милосердие, которые могут спасти человечество от равнодушия и жестокости. Мы становимся свидетелями, как в дочери заговорила память и проснулась гуманность. И пусть старая женщина несет какой-то вздор, говорит о мелочах, но в этих мелочах – ее жизнь, которая подходит к концу, и, если не дать матери выговориться, то потом ничто не воскресит этих деталей, и заставит дочь жить с тяжелым чувством вины. И дочь, забыв о дороговизне мобильной связи, слушает пустяковые , на первый взгляд, истории из повседневной жизни мамы: «В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, понимая, как все это зыбко и ненадежно, и боясь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда, этот голос. Поэтому дочь повторяла: «Говори, мама, говори…»

Если «Телеграмма» К.Г. Паустовского звучит как тревожный сигнал обществу о злободневной проблеме, то рассказ Б.П. Екимова полон надежды в то, что люди научатся переживать друг за друга, сочувствовать, автор верит, что способность вовремя услышать близкого человека спасет общество от беды.

III. Заключение

Таким образом, на взаимоотношения матери и дочери могут повлиять множество факторов. Но нельзя накладывать всю вину только на детей. Еще одной причиной печального исхода событий сегодня является огромная загруженность самих родителей. Для того чтобы ребенок вырос благодарным, внимательным, чутким и отзывчивым к своим родителям, нужно, чтобы он получил от них внимание, воспитание, ласку в детстве. А что происходит сегодня? Современные мамы, стремясь забраться выше по карьерной лестнице, забывают о своих детях, оставляя их на попечение бабушек, нянь, детских образовательных учреждений. Дети растут оторванными от родителей: между ними нет ни духовной связи, ни чувств, ни эмоций. Зачастую, даже живя под одной крышей, мама и дочь не могут найти общий язык, у них нет общих тем для разговоров. Ведь дети, воспитанные другими людьми, не привыкли делиться с родителями своими радостями и проблемами. Получается, в семье, в которой вроде бы всё благополучно, дети и взрослые – одиноки. Дети вырастают и безболезненно уезжают в далекие города и страны, а их родителей ждет та же судьба – ждать, когда же в душе их ребенка проснутся человеческие чувства. Хорошо, если эти чувства проснуться вовремя, как у Марии из рассказа «Говори, мама, говори». Но иногда дети осознают ошибку очень поздно, а некоторые вообще забывают дорогу домой…

А в заключение хотелось бы сказать: «Не опоздайте сказать своим близким и родным людям, что любите их, что они дороги вам. Цените каждую минуту, проведенную с ними. Не забывайте, что эта связь хрупка, ненадёжна. Всё может неожиданно оборваться: и этот голос в трубке, и эта жизнь.

Как сказал Максим Горький: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. А самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери».

Список используемой литературы

1. Бычков С.Н. “Толстой в оценке русской критики”. М.: Просвещение., 1995 г.

2. Екимов Б.П. «Говори, мама, говори».- М.: « Новый мир». 2006

3. Паустовский К.Г. «Ильинский омут», М.: «Советская Россия».1984.[225-237]

4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 85

5. Сайт: http://tvorchestvo.mypen.su/wps/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Цыбенова Дарима, ученица 11 класса Взаимоотношения матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори»

Слайд 2

Актуальность Проблема взаимоотношений родителей и детей сейчас очень остро стоит нашем обществе Гипотеза Необходимо ценить и беречь любовь к родным людям. Цель исследования Раскрыть проблему взаимоотношений матери о дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори»

Слайд 3

1946 2006

Слайд 4

В этих рассказах идет речь о пожилых женщинах, доживающих свои дни в деревенской глубинке. У обеих героинь есть взрослые дочери, проживающие далеко в городе. В рассказах довольно тонко передана суть взаимоотношений матерей и дочерей, но в каждом случае есть свои отличительные особенности, на которых мне и хотелось бы остановиться.

Слайд 5

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Слайд 6

Письмо Катерины Петровны

Слайд 7

Трагизм положения Насти в том, что в ее душе навсегда поселилось чувство непоправимой вины и невыносимой тяжести.

Слайд 9

Мария вовремя поняла, как важно выслушать мать, осознала, что осталось совсем мало времени, и пока мама жива, нужно успеть поговорить с ней, выслушать, выговориться.

Слайд 10

Таким образом, на взаимоотношения матери и дочери могут повлиять множество факторов. Для того чтобы ребенок вырос благодарным, внимательным, чутким и отзывчивым к своим родителям, нужно, чтобы он получил от них внимание, воспитание и ласку в детстве. Но сегодня многие родители заботясь о карьере, забывают о своих детях. Дети растут оторванными от родителей. Дети вырастают и безболезненно уезжают в далекие города и страны, а их родителей ждет та же судьба – ждать, когда же в душе их ребенка проснутся человеческие чувства. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Данный материал - конспект нетрадиционного урока литературы - урока суда....

Метапредметный урок "О, вера наших матерей, вовек не знающая меры..." (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма").

Урок, ориентирующий школьников на формирование художественно-образного мышления, конструктивную творческую самореализацию....

“Берегите своих матерей” По рассказу К.Г. Паустовского “Телеграмма”

Открытый урок по русской литературе в 8 классе“Берегите своих матерей”...

Урок нравственности по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» "Прости меня, мама!"

Урок должен вызвать эмоциональный сдвиг у ребят  в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности....