Метапредметный урок "О, вера наших матерей, вовек не знающая меры..." (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма").
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Урок, ориентирующий школьников на формирование художественно-образного мышления, конструктивную творческую самореализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

«О, вера наших матерей, вовек не знающая меры…»

 (Урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»).

Ход урока

(сопровождается компьютерной презентацией)

Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия». Организационный момент.

Этапы:

  1. Инициация.

Знакомство «Поздоровайся локтями».

Методическая справка. В ходе приветствия у обучающихся развиваются личностные универсальные учебные действия, выраженные  формулой «Я и другие люди», умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие. Эта игра позволяет активно начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

  1. Вхождение или погружение в тему.

Вступительное слово учителя.

- У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И сейчас попытаемся ответить на многие, взволновавшие нас вопросы, размышляя над рассказом К.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями. Итак, рассказ называется «Телеграмма». (слайд 1)

Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.

Может быть, все эти мысли станут яснее, если вы узнаете о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.
2. Рассказ.

Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.

«Аквариум». Блиц-опрос.

Работа с эпиграфами, сообщение темы и целей урока, составление списка ключевых слов урока. (слайд 2)

 Эпиграфы:

  1. Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
  2. Поклонись до земли своей матери
    И отцу до земли поклонись,
    Мы с тобою в долгу неоплаченном
    Свято помни об этом всю жизнь.
     (М.Рябинин)
  3. За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)
  4. Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький).

Методическая справка. В ходе блиц-опроса определяется перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой и расположить их в той последовательности, в которой группа (класс) будут над ним работать. Работа идёт без обсуждения, остальные участники не вмешиваются, просто слушают. Затем каждый участник должен добавить ещё 1 вопрос по теме, либо конкретизировать уже имеющиеся.  Все вместе составляют приблизительный план в виде ключевых слов, которые будут составлять структуру урока. Два ученика выходят к доске записывают ключевые слова, планы дополняются при необходимости.

Итогом работы является список ключевых слов на доске для дальнейшей работы.

- Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского? (слайд 3)

- Скажите, почему посылают телеграммы?

- если нужно сообщить что-то срочное.

- если стряслась беда.

- если у человека радость.

- Сколько было послано телеграмм?

- Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?

- Определите тему (проблему) нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?


– Взаимоотношения родителей и детей. Вот именно об отношении молодого поколения к родителям, старшему поколению мы поговорим на уроке.                   


– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.
– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Сегодня мы рассматриваем самый сложный инструмент – душу человека.

- А что такое душа?

Внутренний, психический мир человека, его сознание (словарь Ожегова)

- Какие свойства души вы знаете?
(слайд 4)



                                                                         
На доске

                                                                           
Душа



 
сострадание          соучастие                    долг                           милосердие                              добро            

                                    человечность                                                             отзывчивость

                   

  1. Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов образовательного мероприятия)

     «Я хочу научиться!»

Методическая справка. В ходе данного метода выясняются ожидания учащихся от данного урока. У обучающихся развиваются способности строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз).

Таким образом, в первой фазе занятия выявлены все проблемы и вопросы, ответ на которые обучающимся предстоит искать ответ на протяжении всего занятия

Фаза 2. «Работа над темой».

Интерактивная лекция  (передача и объяснение информации).

  1. АМО «Фирма». Работа группой (анализ литературного произведения).

Методическая справка. В ходе данного метода учащиеся делятся на 2 группы, каждая из которых – представители одной из сторон, участвующих в процессе. Каждая группа разрабатывает своё видение проблемы (учитель ставит проблемные вопросы), отражают это на ватмане. Затем они наглядно представляют результат своей работы (вывешивают на доске) и обсуждают результат.
В результате проделанной работы у обучающихся развиваются познавательные умения построения самостоятельного процесса поиска, исследования по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации;
применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умения считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

- С чего начинается рассказ? Какая картина представляется?

(Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).
(слайд 5)

- Какая деталь, словно оживляет представляемое?

(“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).
(слайд 6)

- Почему именно «подсолнечник», а не подсолнух, как говорят в деревне?
(это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то). 



- Что еще дополняет картину пейзажа и как?
(Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.

- Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего?
(Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).

- Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?
(Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).

- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
(слайд 7)
(Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

- Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?

- Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому?

Перечитаем эпизод со слов «Катерина Петровна забеспокоилась…»

- Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду?

- Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки?

- Что может быть у Катерины Петровны в старом ридикюле?

- Что больше всего делает старушку одинокой?

Насчет этого у Сухомлинского есть очень хорошие слова: «Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится лишь тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество».

 Образ Катерины Петровны. Эпитеты, ассоциации, связанные с ним

          Имя «Екатерина» - чистая, непорочная


   
Дряхлая, брошенная всеми старушка бледная маленькая одинокая


- Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры могут стоять со словом мама?

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

- А что мы узнаем из рассказа о Насте, дочери Катерины Петровны?

- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?

Учитель: Обратите внимание на то, как живет мать. Одиночество, серые будни, время тянется невыносимо медленно. У дочери же все наоборот – ее окружает огромное количество людей, каждый день суета, времени катастрофически не хватает. 

- Так какой же прием положен в основу композиции произведения?

А теперь обратимся к тексту рассказа.
 «Ему некуда уйти….» (слайд 8)
Рассказ ученицы

- Как вы думаете, почему автор совершенно по-другому описывает эту сцену в рассказе?
(
Чтобы еще острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны).

Фаза 2. «Работа над темой»

  1. проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)                                                                                                                                      Работа в группах (заполнение таблицы).

Методическая справка. Устная презентация, целью которой является коллективное монологическое высказывание с опорой на заполненную таблицу. Класс делится на 2 группы, обучающиеся заполняют таблицу, затем её публично представляют. После прослушивания учащиеся отмечают, что им больше всего запомнилось из выступления, что бы они добавили к рассказу.

Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»

Этап:

  1. эмоциональная разрядка (разминка) с применением АМО «У самовара». (слайд 9)

Методическая справка. На этом этапе важно выяснить впечатления от урока всех его участников. Перед учащимися ставится вопрос:

- Ребята, как вы думаете, мечтала ли Катерина Петровна вот так душевно посидеть со своей любимой дочерью за чашкой ароматного чая?

  1. подведение итогов (рефлексия, оценка образовательного мероприятия) с применением АМО «Я хочу подарить Вам частичку души». (слайд 10)

Методическая справка. При подведении итогов проводится мини-дискуссия о том, что получилось, какие вопросы и проблемы остались освещёнными не до конца, над чем ещё предстоит поработать на следующих уроках. Данный метод поможет создать  тот положительный эффект, к которому стремились все на занятии.

  1. Домашнее задание  с применением АМО «Отправь телеграмму литературному герою». (слайд 11)

Методическая справка. Этот метод поможет почувствовать реальное существование героя, обратиться к нему с приветствием, просьбой, советом, создать необычную ситуацию, которая запомнится обучающимся и даст стимул для его выполнения.  Метод придуман именно для этого занятия, так как даёт учащимся возможность написать телеграмму героине рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» с призывом приехать к маме, которая её очень ждёт, напомнить ей о том, что дороже и ближе мамы у человека никого нет.

Стихотворение «Заболела мать»: (слайд 12)

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».

Ваша мать согнулась, поседела,

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли,

Вот попробуй всех вас собери!

Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела мать»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Почему же дали вы разлуке

Между вами так надолго встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады,

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Напутственное слово учителя: 

- Придя домой, посмотрите внимательно на свою маму. Пожалейте, приласкайте, обрадуйте, скажите добрые слова, пока не стало поздно. "Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу - это мать." Спешите с добром, иначе можно не успеть.

Когда этот рассказ прочитала известная немецкая актриса Марлен Дитрих, она в знак благодарности встала на колени перед автором. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...

Метапредметный урок по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге"

Аннотация Образовательное занятие:метапредметный урок «Ты в ответе за всех, кого приручил» по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге». Назначение продукта:формирование и отработка универсаль...

Методический материал к урокам истории и обществознания Это интересно: «Русские меры»

Данный материал будеет интересен как на уроках истории так и обществознания...

Метапредметный урок по технологии по теме "Божественная мера красоты"

Метапредметный урок формирует представление о гармоничности и красоте, как эстетической категории, обозначающей совершенство, представление гармоничного сочетания аспектов объекта, при котором последн...

Литературная гостиная "Душа, не знающая меры"

Вечер в литературной гостиной, посвященный поэтическому творчеству   М. И. Цветаевой...

Метапредметный урок по истории и информатике «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков»

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать ...