Главные вкладки

    «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
    план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

    Ковляр Евгения Анатольевна

     

    Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина

    9 класс

    Занятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа).  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_shukshin.doc95.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина

    9 класс

    Занятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа).        

    Тема: «Что же с вами происходит, люди?».         

    По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».

                                                             Нам бы про душу не забыть.
                                                                    Нам бы немножко добрее быть...
     
                                                                     В.М. Шукшин

    Цели и задачи занятия: 

    1. проанализировать рассказы В. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик", «Верую»;        
    1. выявление особенностей правдивого изображения жизни В.М.Шукшиным, особенности характеров шукшинских героев;
    1. помочь учащимся увидеть писательское мастерство Шукшина;
    1. обсудить с учениками актуальность проблем, поставленных в рассказах;
    1. пробудить живой отклик на проблемы времени;
    1. осмысление особенного языка прозы В.М. Шукшина.

    Оборудование (наглядность):

    ∙        портреты писателя,

    ∙        оформление доски (тема, эпиграф),

    ∙        компьютерная презентация,

    ∙        раздаточный материал для викторины, карточки.

    Тексты:

    ∙        рассказы «Мастер», Крепкий мужик», «Верую», 

    ∙        выставка книг В.М. Шукшина,

    ∙        подборка критических материалов по творчеству писателя.

    Предваряющее домашнее задание:

    Ученики должны  прочитать рассказы В.М.Шукшина.

    Четверо девятиклассников готовят инсценирование эпизодов рассказов В.М.Шукшина «Мастер» и «Верую», отобранных заранее.

    Ход занятия:

    Пояснение. Работа идёт в сопровождении слайдов.

    I. Выразительное чтение стихотворения Виктора Баянова, посвящённое памяти В.М.Шукшина. 

    Покатый взлобок. Голь, Потрава.

    Свистящий ветер верховой.
    Мне так и видится застава,
    Казачий пост сторожевой.
    И ныне холм в краю предгорном,
    Где сказочно земля щедра,
    Стал совести постом дозорным,
    Пикетом Правды и Добра.
    Высь Шукшина…
    Хлеба резные,
    Лесок, покос, родник во мху.
    Да что там степь, ему – Россия
    Вся на виду и на слуху!
    В подлеске ветер быстр и юрок.
    След сапога росой не смыт.
    Он был здесь только что. Окурок
    В сырой траве еще дымит.
    Где ж уголок его сугревы,
    Тепла, которым дорожил?
    Спуститесь вниз, а там – налево, -
    Кивает некий старожил.
    Тропинка на зеленом ворсе.
    В низине – дом. И он в дому.
    Но не спускаться надо вовсе,
    А подниматься нам к нему.

    II. Слово учителя.

       В. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: “ Что с нами происходит?” Не щадил себя, торопился сказать правду и этой правой объединить людей, сблизить. Остались его слова, будоражащие душу: “Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть, мы один раз, уж так случилось, живем на земле.” Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее. С этим жил, в это верил, это проповедовал В. Шукшин.

       А писал Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о России

        Основой бытия для русского человека была прежде всего вера. И в рассказах Шукшина отношение героев к религии, к церкви играет первостепенную роль.

      Тема церкви, мотивы духовного возрождения и кризиса прослеживаются в рассказах «Мастер», «Крепкий мужик» и «Верую» (которые были предложены учащимся для прочтения дома)

        В рассказах мы узнаем все о человеке, угадываем  дисгармонию  души, разлад  с  миром, нравственные  поиски,   или   напротив – высшую гармонию с миром,  людьми.  Напряженно-кризисное  духовное  состояние  героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель  акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и  светлые чувства.

    III. Работа с текстом. Аналитическая беседа.

    Главный герой рассказа «Мастер» – Семка – забулдыга, пропивает все полученные «левые» деньги.

                Выразительное чтение диалога:

                « - У тебя же руки золотые! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то!

                - А я не хочу как сыр в масле. Склизко».

    ? А почему Семка пьет?                                                                                                              

    (Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей. Душа героя ищет добра и красоты, но неумело).

    ? Обратите внимание на язык героя, на синтаксис его речи. Как проявляется в этом плане писательская манера Шукшина?

    (Он употребляет разговорные фразы, применяет яркие образы - "Что мы тебе - машины? Тогда иди заведи меня - я заглох. Но сзади подходи осторожней - лягаюсь". Часто в речи Семки автор ставит многоточия. Словами Семка не успевает выразить все то, что скапливается у него в мыслях, особенно когда волнуется).

    ? Признаки какого жарна в связи с особенностями речи героя можно найти в тексте?                                                                                                                 (Шукшин мастерски использует форму сказа, точно воспроизводит разговорную речь. И это создает доверительную интонацию: складывается впечатление, что говорит человек одного с героями круга).

    Но вот внимание героя привлекла к себе талицкая церковь. Чем? Она показалась Семке необыкновенно красивой – той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой невластно время.

            

    ? Как автор описывает церковь?

    Выразительное чтение отрывка:

    … «Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили её на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Ещё с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь, - внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую, среди тяжелой зелени тополей.

    В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней… казалось бы, - две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, - какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась внезапно… Её как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу».

                                                               ***

    Рассмотрим несколько фотографий с изображением церквей (Покрова на Нерли, Иоанна Предтечи и т.д.)

    ? Какая из церквей кажется вам больше похожей на Талицкую?

       В самом рассказе говорится, что она похожа на церковь покрова на Нерли, почти её копия, выполненная в XVΙΙ веке.

            

     ? В какую из церквей, на ваш взгляд, должен пойти истинно                                                                                                                                   верующий человек с точки зрения героя В.М. Шукшина?

    (Истинная вера живет в сердце, для нее не нужны роскошные атрибуты, выставления напоказ, тому, кто искренне хочет стать ближе к Богу, Бог явится. "Спрятанная" церковь дает самое главное - общение с Богом. И это общение не праздное, а идущее из глубины души).

    ? А о чем же думал Семка, глядя на церковь?

    Выразительное чтение отрывка:  

    «Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит… Кому на радость? Давно уже истлели в земле строители её, давно стала прахом та умная голова, что задумала её такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людскую городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа».

    ? Как это отрывок характеризует Семку?

    (Семка как и этот "неведомый мастер" не стремится показать себя. Он живет так, как просит его душа.)

    ? Какие слова из рассказа можно сделать девизом жизни Семки Рыся, да и вообще любого человека, (по Шукшину), живущего, неся в душе красоту? В чем их смысл?

    (Слова «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…». Это очень важное нравственное качество, позволяющее верить в добро, творить чудо не потому, что это может тебя возвеличить, вознести в глазах других людей, а потому, что когда душа твоя полна красотой, христианской любовью к миру, она открывается навстречу миру, пытаясь выразить себя в чем-то прекрасном).

     

    ? С героем какого другого произведения можно сравнить Семку? Что позволяет нам это сделать?

    (С Левшой Лескова. Это тоже герой, в рабочем, крестьянском теле которого скрывается истинный, бескорыстный патриотизм, любовь к Родине, вера в человека, врожденное мастерство, знание своего дела, наивность, старание пробиться к сердцу правительства).

    IV. Сообщение ученика:

    Древнерусская архитектура обладает сакральным смыслом.

        Наиболее древняя из известных черт христианской русской архитектуры – многоглавие храмов. Русские храмы венчаются небольшими, слегка вытянутыми вверх куполами, поставленными на постамент – «шею».

        Верх храма «есть Глава, прообразовательно изображающая главенство Господне над христианским обществом».

       Но есть и другая символика: «наша «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству». Русская глава с заостренным кверху «языком» подобает пламени над лампадой. Глава приобретает форму «луковицы» - символа свечи горящей.

                                                      *****

    Слово учителя.

    Древнерусский зодчий не борется с природой, он лепит из природного материала нечто очень рукотворное. Оттого и неровность стен, нет симметричности окон, правильных  арок, прямых линий. Зодчий работает «на глазок».

    ? Кто такой «зодчий»? Как появилось это слово?

       Создать, зодчий, здание – однокоренные слова. Оказывается «зод» - это глина, потому первоначально горшечник(гончар) или строитель назывались «здарь», «зодец», «здатель», так как работали с этим материалом.

    V. Выполнение индивидуальных заданий, предложенных учителем на карточках:

    1. Из рассказа "Крепкий мужик" выпишите трансформированные автором языковые фразеологизмы. Определите их значение.

    (Ответ: запас карман не трет - запас карман не тянет,

                 дурацкое дело не хитрое - дурное дело не хитрое,

                 прижать хвост - прищемить хвост).

              2. Придумайте значение имен, обоснуйте свой выбор.         

                             А) Сёмка Рысь

                                 Игорь Александрович

                            Б) Максим

                                Васька Духанин

                           В) Николай Шурыгин

                               Михайло Беляков

    Как влияет на персонаж изменение его имени?

    (Семен – «слышащий Бога», имеет отношение к началу всего: от «семя».

     Игорь – «воинственный», Александр – «защитник», т.е. воинственный защитник.

     Максим – «величайший».

     Василий – «царский, царственный».

     Николай – «народ победитель».

     Михайло – «кто как Бог».

    Трансформация имени приводит к тому, что меняется его значение, и меняется роль, которую выполняет в связи с именем персонаж).  

     3. Составьте ряд антонимов, антонимичных словосочетаний, антонимичных фразеологизмов, характеризующих, с одной стороны, Семена Рыся, а с другой, - Николая Шурыгина.

               4. Что объединяет рассказы «Мастер», «Крепкий мужик» и «Верую»? Обратите внимание при ответе на тему, идею, образы рассказов.

    (Связь сюжетно-тематическая: человек и церковь, человек и вера, человек и душа. Идейная связь: влияние церкви, Бога, веры  на душу и жизнь человека. Образная: образ церкви. В "Мастере" и "Крепком мужике" спор разгорается вокруг церкви 17 века. В начале "Мастера" Семка "весело лается с бригадиром" - именно колхозный бригадир стал героем "Крепкого мужика". Идея реставрировать церковь приходит в голову Семке в воскресенье, в этот же день недели совершает задуманное Шурыгин. Семка Рысь не смог восстановить, а Шурыгин, перешагнув через общие чувства, разрушил символ национальной духовности. В рассказе "Верую" показаны переживания, поиски человека, оказавшегося без веры, без церкви в своем сердце).

    Во время перерыва предлагаем желающим поучаствовать в викторине по произведениям В.М.Шукшина.

    (см. приложение)

    VI. Фронтальная беседа.

    ? Какой фразеологизм неоднократно встречается в рассказе «Верую»? Каково его значение? Для чего писатель использует этот прием?

    (Душа болит. Героя гложет непонятное щемящее чувство, это тоска. Так можно сказать о состоянии человека, оставшегося без веры. Душа тоскует, требуя, чтобы человек обратился к Богу и тем самым обрел для себя верную платформу).

    ? Прочитайте отрывок из рассказа "Мастер":

    « - У тебя же руки золотые! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то!

                - А я не хочу как сыр в масле. Склизко».

              Какой из признаков фразеологизма лег в основу данного диалога? Почему именно слово «склизко» употребляет герой рассказа?

    (Производность значения, метафоричность. Это фразеологическое единство, которое строится на переосмыслении реальной действительности. Слово «склизко» оценочное, присутствует эмоциональная оценка, негативная окраска).

     

    ? Каковы причины поступка бригадира Шурыгина?

    (Желание совершить поступок, который запомнится народу. Существует параллель с Геростратом, разрушившим храм Артемиды в Эфесе).

    ? В чем схожи герои трех рассматриваемых произведений?

    (Они одиноки, но каждый приходит к этому одиночеству своим путем и каждый по-особому это одиночество переживает).

    ? Почему во время слома церкви слышался хруст бревен, несмотря на то, что ревели три трактора?

    Почему Шукшин именно слово поклонился, описывая последние мгновения церкви? Какие значения у этого слова?

    (Поклониться – 1)сделать поклон, поприветствовать при встрече. 2)принести в дар. 3)обращаться с просьбой, униженно просить о чем-н.).

     

    VII. Своеобразное развитие темы веры, к которой В.М.Шукшин обратился в рассказах «Мастер», «Крепкий мужик», мы видим в произведении «Верую».

    Предложим вам подготовленную инсценировку отрывка из рассказа «Верую».

    " - Молись! - Поп встал. - Повторяй за мной...

     - Пошел ты!..

     Поп легко одной рукой поднял за шкирку Максима, поставил рядом с собой.

     - Повторяй за мной: верую!

     - Верую! - сказал Максим.

     - Громче! Торжественно: ве-рую! Вместе: ве-ру-ю-у!

     - Верую! - заблажили вместе. Дальше поп один привычной скороговоркой зачастил:

     - В авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Вместе! За мной!..

    Вместе заорали:

     - Ве-ру-ю-у!

     - Верую, что скоро все соберутся в большие вонючие города! Верую, что задохнутся там и побегут опять в чисто поле!.. Верую!

     - Верую-у!

    ...Когда Илюха Лапшин продрал глаза, он увидел: громадина поп мощно кидал по горнице могучее тело свое, бросался с маху вприсядку и орал, и нахлопывал себя по бокам и по груди:

                Эх, верую, верую!

                Ту-ды, ту-ды, ту-ды - раз!

                Верую, верую!

                М-па, м-па, м-па - два!

                Верую, верую!..

    А вокруг попа, подбоченясь, мелко работал Максим Яриков и бабьим голосом громко вторил:

                У-тя, у-тя, у-тя - три!

                Верую, верую!

                Е-тя, е-тя - все четыре!

     - За мной! - восклицал поп.

                Верую! Верую!

    Максим пристраивался в затылок к попу, они, приплясывая, молча совершали круг по избе, потом поп опять бросался вприсядку, как в прорубь, распахивал руки... Половицы гнулись.

                Эх, верую, верую!

                Ты-на, ты-на, ты-на - пять!

                Все оглобельки - на ять!

                Верую! Верую!

                А где шесть, там и шерсть!

                Верую! Верую!"  

    ? Как вы думаете, зачем мы включили эту сценку?

    (Максим тоскует. Чтобы хоть как-то облегчить эту тоску, он идет к попу. Но вместо молитв и проповедей поп (символ церкви как соединения) предлагает выпить и устраивает бесшабашную пляску. Песня, которую сопровождает пляска, – всегда то, что рвется из самой глубины души. В этой пляске явно прослеживаются моменты соборности, единения людей друг с другом. А главная функция собора по В.М.Шукшину – собрать в одно целое душу человека).

    Вывод: Проблема веры у В.М.Шукшина очень значима. Вера как собор души проходит через многие его произведения. Василий Макарович пытается, прежде всего, уловить и изобразить всплеск растревоженной души, «пляску тоски».

    VIII. Заключительное слово учителя:

    В.М.Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорит: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел».

    О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей…

     

    Домашнее задание: Рассказ "Крепкий мужик" имеет открытый финал. Это позволяет додумать дальнейшее развитие образа Николая Шурыгина . Напишите продолжение рассказа в манере В.М.Шукшина.

    Приложение

    Викторина.

    1. Что означает слово полати, употребленное в следующем тексте?

    «Больше всего в родной избе я любил полати. Не печку даже (хотя печку тоже очень любил), а полати…» (Слово о «малой родине»)  

    (Ответ: Полати – настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной).

    1. Как можно истолковать слово обыватель, употребленное в следующем тексте?

    «Как нужны они, мощные, мудрые, добрые, озабоченные судьбой народа,  – Пушкин, Толстой, Гоголь, Достоевский, Чехов. Стоит только забыть их, обыватель тут как тут… Это еще будет «то» искусство» (Монолог на лестнице)

    (Ответ: Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами, живущий мелкими, личными интересами).

    1. К какой категории устаревших слов (архаизмы, историзмы) относятся выделенные в тексте слова?

    «Не вина этих слов, что употребляют их слишком часто, иногда попусту, всуе». (Завидую тебе)

    (Ответ: архаизм, имеет синоним напрасно)

    «… это бывшая церковь, которую построил в начале века какой-то шальной купец…». (Вопросы самому себе)

    (Ответ: историзм, синонима не имеет).

    1. Какие слова в следующих текстах можно отнести к просторечным? Определите их значение.

    «Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил». (Вопросы самому себе)

    (Ответ: Сморозить – прост. Сказать что-либо глупое, нелепое, вздорное).

    «Не мог же я не радоваться, когда все в зале радовались, что человек в трудную для себя минуту не соврал, не словчил за счет другого». (Вопросы самому себе)

    (Ответ: Словчить – прост. Суметь достигнуть чего-л., действуя ловко, не совсем благородным способом).

    «Дайте ему отвести душу – вырезать узоры на карнизе, расписать ставни, посадить под окном березу, «присобачить» на крышу какую-нибудь штуку, что все ахнут. А он будет доволен». (Монолог на лестнице)

    (Ответ: Присобачить – груб. прост. Прикрепить, приделать что-л. к чему-л.).

    1. Имеются ли в следующих текстах книжные фразеологизмы (с точки зрения стилистической окраски)?

    «… купец срубил церковь на скорую руку, тяп-ляп». ( Вопросы самому себе)

    «Может, не мудрствуя лукаво, взять да и рассказать про себя…»

     «Хорошо сказано: близок локоть, да не укусишь». «Мы ломаем голову, какой он такой, интеллигентный человек?». «Что же вы в открытую дверь ломитесь!». (Монолог на лестнице)

    (Ответ: не мудрствуя лукаво)

    1. Персонажи каких профессий и занимаемых должностей встречаются в произведениях В.М.Шукшина?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"

    Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;             2) выяснить основные проблемы рассказов «М...

    Урок "Срезал ли?" (встречая героя рассказа В.М. Шукшина "Срезал") 6класс

    Урок литературы 6 классТема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.Задачи:Учит...

    Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

    Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...

    Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"

    В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и  развития  традиций русских  классиков   в творчестве  В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...

    Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)

    Разработка урока литературы в 9 классе  Учитель.  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях? Ученик. По-моему. Эта пов...

    Урок литературы в 11 классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Верую!")

    Урок литературы в 11 классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Верую!")...

    «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».

    Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа).  Тема: «Что же с вами происходит, люди?». ...