Урок литературы в 11 классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Верую!")
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Репчанская Елена Владимировна

Урок литературы в 11 классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Верую!")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nam_by_pro_dushu_ne_zabyt.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Репчанская Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 208 Красносельского района

Санкт-Петербурга

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

«Нам бы про душу не забыть…»

(по рассказу В.М. Шукшина «Верую!»)

Цели урока:

  • совершенствоватьумение понимать авторский замысел;  
  • развивать исследовательские навыки;
  • развивать умение сопоставлять, обобщать изученное;
  • формировать нравственное мировоззрение учащихся.

Ход урока:

На доске записан и закрыт эпиграф к уроку.

1. Слово учителя:

        - Сегодня мы с вами обратимся к творчеству человека, которого мы могли бы назвать совестью века. Василий Макарович Шукшин…   Он был режиссером, актером, сценаристом, писателем. Прежде чем сделать выводы о главной проблеме его рассказов, его героях, давайте окунемся в текст ещё одного рассказа. Дома вы прочитали рассказы «Чудик», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам!»,  «Упорный», «Забуксовал», «Земляки». Название этого рассказа мы постараемся восстановить после работы с ним.

2. Восстановление авторского текста.

        - Вам выданы отрывки из рассказа Василия Макаровича Шукшина. Прочитайте и попробуйте восстановить текст. Постарайтесь объяснить выбранный  Вами вариант текста.

………………………………………

– Вот у тебя все есть – руки, ноги… и другие органы. Какого размера – это другой вопрос, но все, так сказать, на месте. Заболела нога – ты чувствуешь, захотела есть – налаживаешь обед… Так?

– Ну.

Максим легко снимался с места (он был сорокалетний легкий мужик, злой и порывистый, никак не мог измотать себя на работе, хоть работал много), ходил по горнице, и глаза его свирепо блестели.

– Но у человека есть также – ………………! Вот …………, здесь,– …………! – Максим показывал ……………..  .– Я же не выдумываю! Я элементарно чувствую – …………. .

– Спроси меня напоследок: кого я ненавижу больше всего на свете? Я отвечу: людей, у которых …………………….  .

Совсем тошно стало Максиму… Он вспомнил, что к Илье Лапшину приехал в гости родственник жены, а родственник тот – поп. Самый натуральный поп – с волосьями. У попа что-то такое было с легкими – болел. Приехал лечиться.

– Что? – спросил он.

– ………………………, – сказал Максим. – Я пришел узнать: …………………………….?

– …………………. хочешь?

– Как только появился род человеческий, так появилось …………….  Как появилось …………., так появилось ……………………………. Появилось ……………. Значит, …….. появилось только тогда, когда появилось ………...  Другими словами, есть …………. – есть ……………., нет …………..– нет …………… . Понимаешь меня?

– Ты спросил: отчего ………………..? Я доходчиво рисую тебе картину мироздания, чтобы душа твоя обрела покой. Внимательно слушай и постигай. Итак, идея Христа возникла из желания …………………... Иначе – зачем? Представь себе: …………………. Победил …………….… Но тогда – ……………………………? Надобность в нем отпадает. Значит, это не есть нечто вечное, непреходящее, а есть временное средство, как ……………………………………………………  . Я же хочу верить в ………………………, в вечную огромную силу и в вечный порядок, который будет.

– …………………….., что ли?

– Что ……………….?

– В ………………… веришь?

– Мне не положено. Опять перебиваешь!

– Значит, если я тебя правильно понял, ………………………?

– Я сказал – нет. Теперь я скажу – да, ………...   Имя ему – …………...                      В ……………. я верую.

– Поп говорил громко...– Ты пришел узнать: во что верить? Ты правильно догадался: …..…………………………………………………. Но во что верить? Верь в ………...  Зло? Ну – зло. Если мне кто-нибудь сделает бяку в виде подножки, я ……………………….. Никаких – ………………………………………., и баста.

– Не хочу! Ты слаб в коленках…

– Я таких, как ты, обставлю на первом же километре! Слаб в коленках… Тубик.

– Молись! – Поп встал.– Повторяй за мной…

– Повторяй за мной: ………….!

– …………….! – сказал Максим.

– Громче! Торжественно: …………..! Вместе: ……………….!

– ……………….! – заблажили вместе. Дальше поп один привычной скороговоркой зачастил:

– В ……………, в ……………………., в ………………………! В ……………….. и ………………………….! Ибо это …………………………! Вместе! За мной!..

Вместе заорали:

– …………………..!

– Верую-у!

– В ………………………, в ……………….., в ………………….! В ……….. и ………….!..

Эх, верую! Верую!..

3. Знакомство с рассказом.

- Посмотрите отрывок из кинофильма по рассказам В.М. Шукшина режиссера  Лидии Бобровой ("Верую!"), поставленному по рассказам Шукшина. (Прослушайте аудиозапись рассказа в  исполнении Михаила Ульянова (1982 г.) или видеозапись в исполнении Юрия Тузова). В процессе чтения (слушания, просмотра)  обратите внимание на те слова, которые вы вставляли.

4. Беседа с учащимися.

- Какие из вставленных слов  почти совпали с текстом, а какие - нет?  

Герой

Приблизительные ответы учащихся

Текст Шукшина

Максим

– Но у человека есть также – сердце! Вот оно, здесь,– стучит! – Максим показывал на грудь .– Я же не выдумываю! Я элементарно чувствую – стучит .

– Спроси меня напоследок: кого я ненавижу больше всего на свете? Я отвечу: людей, у которых нет сердца  .

– Но у человека есть также – душа! Вот она, здесь,– болит! – Максим показывал на грудь.– Я же не выдумываю! Я элементарно чувствую – болит.

– Больше нигде не болит?

Спроси меня напоследок: кого я ненавижу больше всего на свете? Я отвечу: людей, у которых души нету. Или она поганая. С вами говорить – все равно, что об стенку головой биться.

Поп

– Что? – спросил он.

Здравствуйте, – сказал Максим. – Я пришел узнать: Бог есть?

Знать хочешь?

– Что? – спросил он.

Душа болит,– сказал Максим.– Я пришел узнать:у верующих душа болит или нет?

Спирту хочешь?

– Ты спросил: отчего болит душа? Я доходчиво рисую тебе картину мироздания, чтобы душа твоя обрела покой. Внимательно слушай и постигай. Итак, идея Христа возникла из желания помочь людям. Иначе – зачем? Представь себе: трудно человеку. Победил дьявол. Но тогда – что делал Бог? Надобность в нем отпадает. Значит, это не есть нечто вечное, непреходящее, а есть временное средство, как костыли(???)  . Я же хочу верить в ………………………, в вечную огромную силу и в вечный порядок, который будет.

– …………………….., что ли?

– Что ……………….?

– В ………………… веришь?

– Мне не положено. Опять перебиваешь!

– Значит, если я тебя правильно понял, Бога нет?

– Я сказал – нет. Теперь я скажу – да, он есть.<…>  Имя ему – Христос. В него  я верую.

– Ты спросил: отчего болит душа? Я доходчиво рисую тебе картину мироздания, чтобы душа твоя обрела покой. Внимательно слушай и постигай. Итак, идея Христа возникла из желания победить зло. Иначе – зачем? Представь себе: победило добро. Победил Христос… Но тогда – зачем он нужен? Надобность в нем отпадает. Значит, это не есть нечто вечное, непреходящее, а есть временное средство, как диктатура пролетариата. Я же хочу верить в вечность, в вечную огромную силу и в вечный порядок, который будет.

– В коммунизм, что ли?

– Что коммунизм?

– В коммунизм веришь?

– Мне не положено. Опять перебиваешь!

– Значит, если я тебя правильно понял, бога нет?

– Я сказал – нет. Теперь я скажу – да, есть. <…>Теперь я скажу, что бог – есть. Имя ему – Жизнь. В этого бога я верую. Это – суровый, могучий Бог. Он предлагает добро и зло вместе – это, собственно, и есть рай. Чего мы решили, что добро должно победить зло? Зачем? Мне же интересно, например, понять, что ты пришел ко мне не истину выяснять, а спирт пить. И сидишь тут, напрягаешь глаза – делаешь вид, что тебе интересно слушать…

– Повторяй за мной: Отче наш!

Отче наш! – сказал Максим.

– Громче! Торжественно: Отче наш! Вместе: Господи!

Веруем! – заблажили вместе. Дальше поп один привычной скороговоркой зачастил:

– В Бога, в Святую Троицу, в Богородицу! В Библию и Евангелие! Ибо это правда! Вместе! За мной!..

Вместе заорали:

…………………………..

– Верую-у!

– В Бога-отца, в Бога-сына, в Бога-Святого Духа! В бесссмертную душу и воскрешение!..

– Громче! Торжественно: ве-рую! Вместе: ве-ру-ю-у!

Ве-ру-ю-у! – заблажили вместе. Дальше поп один привычной скороговоркой зачастил:

– В авиацию, в механизацию сельского хозяйства, внаучную революцию-у! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Вместе! За мной!..
Вместе заорали:

– Ве-ру-ю-у!

– Верую, что скоро все соберутся в большие вонючие города! Верую, что задохнутся там и побегут опять в чисто поле!.. Верую!

– Верую-у!

– В барсучье сало, в бычачий рог, в стоячую оглоблю-у! В плоть и мякостьтелесную-у!..

- Как вы думаете, почему в одном случае вы оказались очень близки к шукшинскому тексту, а в другом - нет? ( Вопросы, которые волнуют Максима, естественны для человека, у которого болит душа. Сравните с  женой Людой и Ильей. У них душа не болит. Поп – человек, не пришедший к вере или разуверившийся. Или тоже желающий найти ответ на мучающий его вопрос. У него тоже душа болит.(«…ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа».)Мы ждем от него привычных догм: надо верить в Бога, надо научиться смирению и т.д. Но этого не происходит.  Он начинает свои рассуждения с того, что в мире появилось зло. Почему сначала зло, а не добро?)

- О ком из русских поэтов говорит поп? (Есенин) Случайно ли это? Какую строку из песни поют герои?(«Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий…»)

- Важно ли, что  тоска навалилась именно в воскресенье? (Воскресная служба – дума о душе).

- Как вы думаете, о чем предупреждает нас Шукшин в своем рассказе?

(«Я болен, друг мой. Я пробежал только половину дистанции и захромал». – Ср. «Земную жизнь пройдя до половины…», «Друг мой, я очень и очень болен». Общество больно.

«Если мне кто-нибудь в этом великолепном соревновании сделает бяку в виде подножки, я поднимусь и дам в рыло. Никаких – «подставь правую». Дам в рыло, и баста».– Ср. с идеей непротивления злу насилием, «Смирись, гордый человек». Изменение внутренних канонов православного человека.

«Круг замкнулся – мы обречены». – Языческая пляска в конце, мы вернулись к началу.

«– А куда бежать-то?– ... Какая тебе разница – куда? Все в одну сторону – добрые и злые». – Границы между добром и злом стерты.

«…душа болит? Хорошо. Хорошо! … А то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душевным. Живи, сын мой, плачь и приплясывай».)

- Как вы думаете, как писатель назвал свой рассказ?

        - Нам предстоит открыть эпиграф к уроку. О чем будут  слова, записанные на доске? («Нам бы про душу не забыть…»)

        

- В статье «Нравственность есть правда» В.М. Шукшина читаем: «Вот рассказы, какими они должны быть:1. Рассказ-судьба. 2. Рассказ-характер. 3. Рассказ-исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот. Нет, литература – это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».К какому типу рассказа, по классификации Шукшина, вы отнесли бы это произведение? Почему?

        

5. Домашнее задание:

  1. Что объединяет героев рассказа «Верую!» с героями других рассказов В.М. Шукшина?
  2. Прочитайте слова Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: …………., ……………, ……………., …………... Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Пойми это. Будь человеком". Проанализировав и обобщив содержание прочитанных рассказов Шукшина, подумайте, о каких качествах в высказывании идет речь. Что дает Вам право так думать?  Дайте письменный аргументированный ответ на вопрос.

[Честность, трудолюбие, совестливость, доброта...]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Урок литературы в 11 классе:Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княж...

Урок литературы в 5 классе по стихотворению А. Т. Твардовского "Рассказ танкиста"

Цели урока:           Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне;     учить анализировать и систематизи...

Урок литературы в 11 классе "Отравленная душа"

Это урок-исследование по рассказу Булгакова "Морфий"...

Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского писателя Б.А. Кузнецова.

Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского пи сателя Б.А. Кузнецова) в рамках проекта "Чтение с увлечени...