Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского писателя Б.А. Кузнецова.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского пи сателя Б.А. Кузнецова) в рамках проекта "Чтение с увлечением" для обучающихся 6, 8 классов. Цель урока: провести целостный анализ сказки. Материал урока поможет учащимся задуматься над проблемой брошенных детей, над тем, как выйти человеку из трудной ситуации, поможет осознать необходимость честной жизни, когда человек живет в ладу со своей совестью и не приемлет лжи и обмана, корысти и зависти.

Использование методов, приемов обучения: - эвристический (поиск учащимися ответов на проблемные вопросы), - частично-поисковый (поиск небольшой информации в тексте), - исследовательский (групповая работа, самостоятельная умственная активность учащихся), - диалогический (беседа), - наглядный (презентация, видео).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пономарева Виктория Анатольевна,

учитель высшей категории

МБОУ «ЛГ №27» г. Северодвинска;

Акуловская Нина Александровна,

учитель высшей категории

МБОУ «ЛГ №27» г. Северодвинска

Конспект урока внеклассного чтения

«Нам бы про душу не забыть…»

(6, 8 класс)

ЭТАПЫ

УРОКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ,

УЧАЩИХСЯ

УУД

(на различных

этапах урока)

Тема

«Нам бы про душу не забыть…»

(целостный анализ сказки «Поделом нечестивцам» пинежского писателя

Бориса Алексеевича Кузнецова)

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

В процессе

выстраивания

работы с

учащимися по

теме урока

планируется

формирование

следующих

УУД

Самоопределение, смыслообразование

Личностные

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы;

общеучебные – формулирование темы, познавательной цели, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование; умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Регулятивные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Коммуникативные

Цель урока

Анализ сказки «Поделом нечестивцам» пинежского современного писателя Бориса Алексеевича Кузнецова.

Задачи урока

  1. Знакомство с творчеством и личностью Бориса Алексеевича Кузнецова.
  2. Знакомство с особенностями авторских сказок.
  3. Выявление особенностей сказки «Поделом нечестивцам».

Метод обучения

Частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы контроля

Самопроверка, взаимопроверка

Средства обучения

  1. Сборник «Сказки деда Бориса», с. Карпогоры, 2012г.
  2. Стихотворения Н. Поповой, Н.А. Акуловской
  3. Исследовательская работа А. Ипатова

      4. Интерактивная доска

1.

Организа-

ционный момент.

Мотивация учебной деятельности

Целевая установка.

Включение в деловой ритм.  Знакомство с краем (Пинежье)

- Мы отправляемся на Пинежье.  Этот край находится на северо-востоке области.

Слайд 1    КАРТА

- Очень красиво рассказала о нем в своем стихотворении «Пинежье» Наталья Попова.

Слайды 2-9   (Звучит стихотворение Натальи Поповой «Пинежье» в исполнении ученицы 6 А класса Сидоровой Ульяны)                         оценка

(повторить последнюю строчку о людях..

Люди дружны и душевны

Делают много добра…)

 Слайды 10-16   

 - Главное богатство края – люди. Пинежье – это родина Иоанна Кроншдатского, Федора Александровича Абрамова, Марии Дмитриевны Кривополеновой и Ангелины Евдокимовны Суховерховой, Антонины Прокопьевны Поповой, Натальи Федоровны Поповой, Андрея Александровича Щепоткина и Бориса Алексеевича Кузнецова.

Слайд 17 (фото «Литературное Пинежье»)

- И каждый из них в своих произведениях говорит о человеке и его душе. Ведь главное в жизни – про дущу не забыть    

- Поэтому ТЕМА УРОКА звучит так:  «Нам бы про душу не забыть…»

Слайд 18    - Это тема нашего урока, а точнее – ее часть, чуть позже вы ее дополните.       

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Биография Бориса Алексеевича Кузнецова.

Слайды 19-22

И  об одном   из этих талантливых людей мы и поведем речь сегодня. Это Борис Алексеевич Кузнецов. Он родился 11 июня 1935 года в деревне Шардомень Пинежского района. Более подробно о нем расскажет ученица 6В класса Пиличева Виталия

(звучит  стихотворение «Речка Пинега» (автор Н.А. Акуловская)                                          оценка

Слайд 23

- Борис Алексеевич Кузнецов является автором нескольких книг: «У норьи на Пинежье», «Не всяк с уменьем – всяк с ученьем», «Пинежские миниатюры», «Сказки деда Бориса».

- Что вы знаете о сказке как жанре? (Волшебные, о животных, бытовые; литературные, авторские и народные…)

Слайд 24

- Сегодня мы обратимся к сказке «Поделом нечестивцам», которая входит в сборник «Сказки деда Бориса» (показать книгу)

- Сформулируйте ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА.

- Сформулируйте 2 часть темы урока. О чем будем говорить сегодня?

Слайд 25 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

ЗАКРЫТОЙ ШТОРКОЙ Интер. доску!

3.

Постановка

учебной

задачи

формули-

рование темы

В группах  работа по …..

Знакомство со сказкой.

- Все ли слова понятны? Подчеркните в тексте непонятные слова (тексты на столах).

Вячеслав Полагушин читает сказку «Поделом нечестивцам»

- Подумайте, какое впечатление произвела сказка? Какие мысли родились? Какие слова вам были непонятны?

Слайд 26 (со словами)

- Мы  проведем  целостный анализ сказки.

- Работа в группах – работа на один общий положительный результат.

На работу в группах  - 5 минут. Ответственные объективно оценивают то, как работает группа, в конце урока все получат оценку.

(Накопительный балл…)

Задания распечатаны на цветных листах

МУЗЫКА (фоном…)

1 группа Вязанкиной Лизы (Виты Пиличевой).   Определить тему.  Каков мотив (на чем  основываются действия главных героев?) Сколько сюжетных линий в сказке?

2 группа Смиронова Тимура (Ульяны Сидоровой). Представьте, опишите, дайте характеристику  главных и второстепенных  героев сказки (с применением цитирования).

3 группа Корельской Светланы (Гмыриной Марии). Представьте композицию сказки. Найдите элементы фольклора. Где происходит действие? Какие элементы быта вы наблюдаете в сказке?

 4 группа Марии Бериловой.  Нарисовать или дать словесную иллюстрацию к 2-3 эпизодам.

5 группа Угрюмовой Лидии (Чекаловой Алины).     Что можете сказать о языке сказки? Об  изобразительно-выразительных средствах? Для чего автор использует диалектные слова?

 ВИДЕО (Борис Алексеевич Кузнецов: «..без диалектных слов – все неправда..»)

6 группа Пигиной Эльвиры (Воробьевой Анастасии).    Докажите, что это авторская сказка.

7 группа Елисея Гуляева.    Каково авторское отношение к героям, событиям. В чем заключена идея (основная мысль) сказки? Что отражено в названии?

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

познавательные:

общеучебные – формулирование темы, познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование логические  - формулирование проблемы; регулятивные:                       планирование, прогнозирование.

ФИЗМИНУТКА

ОТКРЫТЬ ШТОРКУ НА Интер. доске.  

4.

Закрепление материала

Выступления групп… Защита…

 2-3 минуты на группу

Слайд 26   (итоги работы группы 1)

Слайд 27   (итоги работы группы 2)

Слайд 28 (итоги работы группы 3)

          (итоги работы группы 4) – рисунки на доску!

Слайд 29   (итоги работы группы 5) + ВИДЕО

Слайд 30   (итоги работы группы 6)

Слайд 31   (итоги работы группы 7)

- Какова мораль сказки? Актуальна ли сказка

 сегодня? Нужны ли такие сказки сегодня? Почему?А что думает сам автор?  

Слайд 32  + ВИДЕО (из беседы учителя с автором)

Познавательные:

 умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

регулятивные:     контроль, оценка,  коррекция;  коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.                

5.

Домашнее задание

Слайд 33

  На выбор:

1. Написать письмо автору (мы его обязательно передадим!).

2. Сочинить сказку.

3.Нарисовать рисунок к сказке «Поделом нечестивцам».

Назвать оценки за урок (за 2 стиха, чтение сказки…)

6.

Подведение итогов.

- Какие задачи ставили на уроке? Справились с ними?

Соотнесите цель, результаты и вы сможете осуществить самооценку собственной учебной деятельности.

Слайд 34 

- Таким образом, как бы мы ни жили, что бы ни происходило вокруг, надо помнить заповедь известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы с нашими скоростями не забыть, что люди мы».

РЕФЛЕКСИЯ   Слайд 35

- Ответьте на 1 из вопросов:

1. Как, по мысли Б.А. Кузнецова, нельзя жить?

2. Какие жизненные принципы Б.А. Кузнецов не принимал?

3. Против каких нравственных пороков Б.А. Кузнецов восставал?

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Цель достигнута – сказка проанализирована («продукт»).

Урок завершает Абрамов Роман чтением басни собственного сочинения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Я душу посвятил народу своему"к 90-летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова

Урок посвящен 90-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова.Сопровождается электронной презентацией.Применяются здоровьесберегающие технологии....

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения.

Статья. "Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения."...

Урок внеклассного чтения в 11 классе "Муза и гений." (Анализ стихотворения Поль Элюара «Прекрасная и похожая»)

Урок рассчитан на 2 часа. Урок знакомит выпускников с творчеством сюрреалистов, осуществляет метапредметные связи через музыку, живопись, литературу;формирует  метапредметные понятия: муза и гени...