Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)
книга по литературе по теме

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knizhka_pisatel_i_vremya.doc754 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель Маломанова Л. А.—учитель русского языка и литературы


Введение.

Как известно, школьная программа по литературе предполагает знакомство с наиболее значительными произведениями, начиная с античности и заканчивая современной литературной ситуацией. При этом предполагается, что выпускники сдают экзамен по русской литературе. Объём необходимой для прочтения и изучения литературы обширен. Реальность такова, что многие школьники не справляются с программой, многие произведения остаются вне поля их зрения. Учитель обычно стремиться выполнить хотя бы основную часть программы, которая касается русской литературы. Зарубежной литературе уделяется недостаточное внимание, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Школьники лишаются не только знакомства с шедеврами мировой литературы, они лишаются и широкого взгляда на русскую литературу, которая множеством нитей связана с мировой художественной культурой.

Истинное мировое культурное значение русской литературы невозможно увидеть вне контекста зарубежной литературы, как невозможно показать и то, что сила национальной литературы не в её изолированности, а в открытости. Только действительно сильная национальная культура способна впитывать достижения другой культуры, осваивать их и на этой основе формировать свои новые национальные открытия.

Подробное изучение произведений зарубежной литературы в рамках школьной программы вряд ли осуществимо. Но во многих возможно нерасчленённое изучение русской и зарубежной литературы, выявление горизонтальных и вертикальных связей между ними.

Задача данной работы - помочь учителям в подготовке и проведении уроков по зарубежной литературе в целях расширения кругозора учащихся, познания ими мира в контексте культуры и истории.

Творчество крупнейших писателей рассматривается в социально-культурном контексте эпохи, с которой они связаны. Выделяются следующие основные периоды: средние века, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, XIX век и XX век. В каждом периоде освещаются основные явления, называются главные имена, говорится о писателях, чьё творчество передаёт своеобразие эпохи, особенности художественного мышления своего времени, что и становится залогом его бессмертия.

И всё же самое главное состоит в том, чтобы получить радость от чтения. Войти в художественный мир, творимый писателем, ощутить его атмосферу, познакомиться с обитающими в нём персонажами, стать соучастником происходящего - всё это особенно интересно и увлекательно.

Писатель и время. «Гамлет» Шекспира - великое творение эпохи Возрождения.

Изучение творчества Шекспира должно быть вписано при изучении в общую панораму искусства и литературы Ренессанса, достижениях к 16 веку высокого эстетического уровня.

Анализ трагедии «Гамлет» позволяет наиболее полно представить шекспировское «трезвое суждение о гуманизме, его величии и слабостях».1

Слово «Ренессанс» (по-русски - Возрождение) впервые было употреблено итальянцем Вазари в его книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», вышедшей в 1550 году. Под Возрождением понималась новая жизнь античного искусства, его влияние на мировоззрение и культуру современного мира.

Эпоха Возрождения была подготовлена усилением вольных городов, в которых сформировался и окреп слой зажиточных горожан - будущий класс буржуазии. Постепенно эти горожане становились опорой королевской власти с борьбе с феодалами. Особенно заметной стала роль буржуазии в 14-16 в.в. Накопленные в вольных городах средства давали возможность снаряжать экспедиции, а также способствовали науке, техническому прогрессу. С 13 века начался период великих географических открытий. Они дали толчок развитию мировой торговли, которая стала источником дальнейшего обогащения купечества и предпринимателей.

Всё это означало конец средневековья, новую, более высокую ступень общественного развития. В этой атмосфере росло и самосознание человека. Стало очевидным значение личных качеств человека, самой человеческой природы. Так сложилась основа гуманистического мировоззрения: уважение к человеку, признание всех его потребностей, доверие к его разуму.

В литературе позднего Возрождения особую роль приобретает драма. Именно средствами драматического произведения могли быть переданы и конфликты между людьми, и борьба противоречий в душе человека.

Ярким представителем такого направления в литературе является Шекспир.

Сын фермера, ставшего затем ремесленником из города Стратфорда-на-Эйвоне, Шекспир родился в 1564 году. Своё детство он провёл среди простых людей, усвоил живой английский язык, образы английского фольклора.

С шестнадцати лет началась трудовая жизнь Шекспира. Отправившись в Лондон на поиски заработка, он некоторое время выполнял разного рода обязанности при театре и наконец стал актёром. Позднее был открыт театр «Глобус», его репертуар создавал начавший тогда писать Шекспир.

Именно в это время театр начал превращаться в кафедру, с которой провозглашается добро, воспитывая умы и сердца, пробуждая общественные симпатии и антипатии. Театр становится активной силой общественной жизни.

В первые годы 17 века на английские театры, особенно на массовые, обрушилась волна гонений. В это время расстаётся с театром Шекспир. Прервав свою деятельность, которая продолжалась около 20 лет, он, уже получивший всеобщее признание, возвращается в родной город, где умирает в 1616 году.

Великое наследие Шекспира составляют его драматические произведения, включающие 37 трагедий и комедий, а также сонеты.

Трагедия «Гамлет» (1601г.) занимает первое место в ряду «встревоженных» трагедий - так называли пьесы, появившиеся на английской сцене к концу 16 века, в которых отражались, тревога по поводу событий времени. Она наиболее полно отражает кризис гуманистической идеологии Ренессанса.

Конфликт между принцем Гамлетом и королём Клавдием далеко выходит за рамки личного. Предпосылка основного конфликта содержится уже в той острой неприязни, которую Гамлет испытывает к новому королю, ещё не зная о его преступлении. По убеждению Гамлета, этот человек недостоин, заменить своего предшественника ни на престоле, ни н сердце королевы, он лишён тех замечательных человеческих качеств, какими обладал покойный король. Попытка Клавдия расположить к себе Гамлета остаётся безрезультатной.

В глубоком потрясении, которое переживает герой трагедии, отразился кризис мировоззрения развитой личности позднего Ренессанса. Именно поэтому основной конфликт «Гамлета» явился зеркалом противоречий шекспировской эпохи.

В первом же акте намечается также конфликт: Гамлет - Полоний и Лаэрт. У последних сразу определяется отрицательное отношение к принцу, как к человеку, который добивается любви Офелии. Чувство отчуждённости и недоверия с их стороны усугубляется тем, что и отец, и сын представляют иной человеческий тип в сравнении с Гамлетом: оба рассудительны, признают лишь реальные, практические ценности.

Во втором акте оба конфликта, и основной и дополнительный, усугубляется. Гамлет ненавидит Клавдия уже как убийцу своего отца. У Клавдия возрастает ощущение угрозы со стороны Гамлета.

И Полоний начинает следить за Гамлетом теперь уже не из- за дочери, а в интересах короля. У Гамлета возникает чувство презрения и вражды к Полонию, как к королевскому пособнику.

В третьем акте враждебные стороны активизируются. Приглашая актёров, Гамлет устраивает «мышеловку» для короля и убеждается в необходимости мести. Король также замышляет погубить юношу.

Полоний, стремясь услужить королю, усиливает происки против Гамлета. Гамлет убивает Полония.

Четвёртый акт обнаруживает уже полную внутреннюю готовность противников к столкновению. Конфликт Гамлета с Полонием перерастает в конфликт с Лаэртом, который в гневе жаждет отомстить принцу за отца и сестру. В результате этого он становится прямым орудием короля в борьбе с Гамлетом.

В пятом акте дополнительный конфликт - столкновение Гамлета и Лаэрта - вливается в основной, а затем меняется группировка, враждующих сторон. Если в начале акта Лаэрт вместе с королём против Гамлета, то в конце он неожиданно становится союзником Гамлета против короля, потому, что только перед самой гибелью задумывается над происходящим и понимает всю трагичность ситуации, жертвой которой стали и его близкие, и он сам.

Вначале душевное смятение героя - следствие неожиданной смерти отца и неверности матери. Но эти, казалось бы, частные обстоятельства вызывают у него поток размышлений обо всём окружающем мире.

Узнав об убийстве своего отца, Гамлет осознаёт всё совершившееся как проявление бесчеловечности и безнравственности своего времени. Задетый лично, он чувствует себя и лично ответственным за восстановление поруганной справедливости: Век расшатался, и скверней всего, Что я рождён восстановить его. Даже убедившись в достоверности преступления короля, Гамлет останавливается перед вопросом, как должен вести себя человек в мире зла: сражаться с ним же оружием или уклониться от борьбы.

Первые слова знаменитого монолога «Быть или не быть?» показывают отношение Гамлета к «расшатавшемуся веку». Он не считает для себя возможным принять страшную мораль этого века. Смирение в жизни для него невозможно. Размышляя над сложностью своей задачи, Гамлет ещё больше страдает.

И, тем не менее, герой вынужден признать насилие единственным способом борьбы с миром, в котором оно царит.

Более того, убийство в ответ на нарушение нравственных законов Гамлет осознаёт как свой гуманистический долг.

Уходя из жизни, Гамлет оставляет её по-прежнему несовершенной. Но он встревожил мир, в котором жил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: «век расшатался». В этом и состояла его миссия - великая миссия гуманистов эпохи Шекспира.

В борьбе Гамлета с Клавдием отразился противоречивый характер нового времени, сменившего средневековье: с одной стороны, развитая идеология высокой человечности, с другой - беспринципная собственническая мораль. И Гамлет, и его противники - «люди эпохи Возрождения. Гамлет - воплощение того расцвета личности, интеллектуальной культуры, новой гуманистической морали, которым ознаменовалось Возрождение; Клавдий - носитель эгоизма, своекорыстия, жестокого властолюбия, морального нигилизма - всех тех пороков, которые были и в средние века, но особенно пышно распустились в gnoxy буржуазного индивидуализма».'

Романтическое произведение В.Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Трагедия Шекспира «Гамлет» включена в школьную программу изучения зарубежной литературы. Данное произведение до сих пор вызывает живой интерес у старшеклассников. Не меньший интерес вызывает и роман «французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который рассматривается на уроках внеклассного чтения.

Относится это творение к эпохе романтизма. Эпоха от первой буржуазной революции во Франции (1789-1794) до Парижской коммуны 1871г. - эпоха ломки старых феодальных отношений, подъёма буржуазии и её полной победы в основных странах Западной Европы. В этот период в ряде стран Европы развернулось национально-освободительное движение, вместе с тем начали обостряться противоречия буржуазного общества, и на историческую арену выступил революционный пролетариат.

В начале 19 века ещё продолжается борьба буржуазии против феодального дворянства. В 30-е и особенно в 40-е годы буржуазия уже сталкивается с новым противником - рабочим классом.

Новое, буржуазное общество ещё не успело раскрыть всех своих противоречий, ещё не стала до конца ясна эксплуататорская природа капитализма, но люди, воспитанные на сочинениях Вольтера и Руссо, не могли не заметить, как бесконечно далёк новый общественный порядок от того «царства разума», наступление которого возвещали просветители 18 века.

В европейской литературе конца 18 века -начала 19 века зазвучали трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой.

Формировалось новое направление - романтизм. У романтиков были разные философские и политические убеждения, разные этнические вкусы. Неодинаково они оценивали место человека в мире. Многих романтиков воодушевляла борьба, кипение страстей. Их привлекал активный неукротимый герой.

Писатели, не принимавшие наследия французской революции, нередко идеализировали патриархальный мир, который им виделся царством добра, не запятнанным корыстолюбием.

В. Скотт - зачинатель исторического романа.

В это же эпоху, эпоху романтизма, процветает творчество английского писателя Вальтера Скотта (1771 - 1832). Он вошёл в западноевропейскую литературу как зачинатель жанра исторического романа.

После французской революции люди всё чаще задумывались над тем, как сложилось современное общество, каковы пути развития стран и народов. Именно поэтому в начале 19 века в литературе Запада возникают и развиваются жанры исторической драмы и исторического романа.

В. Скотт родился в городе Эдинбурге. Отец его был адвокатом и происходил из разорившейся старинной дворянской семьи. Будущий писатель получил юридическое образование, некоторое время исполнял обязанности сначала адвоката, а позднее - судьи.

С детских лет В.Скотт проявлял живой интерес к памятникам и преданиям старины. Он совершает путешествие по местам, находящимся на границе Шотландии и Англии. По землям, освящённым борьбой шотландских кланов против английских феодалов, и собирает народные предания и песни.

В 1814 году выходит первый исторический роман В.Скотта. Всего около 30 романов за восемнадцать лет. Одним из самых популярных произведений писателя является его роман «Айвенго» (Приложение 3), в котором он обращается к эпохе раннего средневековья, изображая события последних лет 11 века.

Это была эпоха, когда в Англии утверждались феодальные отношения, завершалось закрепощение крестьянства помещиками и церковью. Этот процесс был осложнён норманнским завоеванием 1066 года. Иноземные феодалы, завоевав страну, захватили лучшие земли и частью истребили, частью заставили потесниться местных англосаксонских землевладельцев. Вражда между англосаксонскими и норманнскими феодалами, т.е. внутриклассовый конфликт, В.Скотт изображает как основной конфликт эпохи, отодвигая на второй план то, что составляло основу социального строя того времени, - противоречия между классом феодалов и классом крепостных крестьян. Первыми героями, с которыми знакомится читатель, оказываются крестьяне: пастух-свинопас Гурт и шут Вамба.

Ими открывается целая галерея героев, представляющих низы общества, простых тружеников, огромное большинство эксплуатируемого народа.

Норманнов В.Скотт показывает наглыми феодальными разбойниками, которые презирают народ и пожирают всякое право, заменяя право силой. Омерзительной предстаёт в романе роль католической церкви, освещающей своим религиозным авторитетом феодальный разбой.

Преданными патриотами Англии являются простые люди - «зелёная армия» народного вожака Робина Гуда. Образ этого национального героя, полулегендарного вождя крестьянских восстаний, справедливого и мужественного защитника угнетённых, - одна из самых больших художественных удач шотландского романиста.

Образы саксонских феодалов, которых писатель изображает добрыми и справедливыми, - Седрика, Равенна и самого Айвенго - выглядят в романе менее убедительно. Ярче других образ Ательстана - саксонского кандидата на английский престол. Обжора и лентяй, он олицетворяет ничтожество и паразитизм класса, к которому принадлежит.

Главный исторический персонаж - Ричард Львиное Сердце, представленный эпизодически, на третьем плане, воплощает, по мнению автора, прогрессивную тенденцию эпохи - утверждение английской государственности. Этим Ричард выражает национальные интересы английского народа, и поэтому народ, уставший от феодальных междоусобиц, поддерживает его. Идеализируя личность Ричарда, В Скотт, однако, правильно улавливает эту историческую тенденцию.

Используя достижения английского семейно-бытового романа 18 века, В.Скотт показывает будни средневековой Англии. Читая роман «Айвенго», мы точно узнаём, как была одета Ро- вена, как и что ели за ужином у Седрика, каким оружием пользовались рыцари.

Исторический роман В.Скотта во многом подготовляет критический реализм 30-40-х годов 19 века.

Социальная направленность книг М. Твена

В конце 19 - начале 20 века капитализм вступает в новую фазу своего развития. Всесильные монополии подчиняют себе весь мир. Но растёт и сопротивление их власти. Всё активнее и решительнее в странах Европы выступает рабочий класс. В странах латинской Америки и Азии ширится национально- освободительное движение. В конце 19 века борется за свою свободу Куба, в 1910 году начинается революция в Мексике, в 1911 году - в Китае.

Жизнь выдвигает перед писателем всё новые задачи. Литературная борьбы обостряется. Одновременно в литературе развивается множество направлений. Но главным направлением остаётся реализм.

Критический реализм получает развитие в творчестве крупнейших европейских писателей: Г.Ибсена, Мопассана, А.Франса, Р.Роллана, Б.Шоу. В некоторых странах именно в конце 19 - начале 20 века критический реализм выдвигает своих значительных мастеров: в Германии - Т.Манна, Г.Манна, в США - Д.Лондона, М.Твена.

Марк Твен - Самюэль Ленгхорм Клемене (1835-1910) - родился в посёлке Флорида штата Миссури, на западе страны. Земли штата были ещё мало населены.

Отец писателя - юрист, предприимчивый человек, привёз в эти края семью в поисках обогащения. Вскоре Клеменсы переехали в городок Ганнибал, расположенный на берегу Миссисипи.

Твену рано пришлось начать самостоятельную жизнь. Двенадцати лет, после смерти отца, он оставил школу и поступил учеником в типографию газеты. До тридцати лет он не собирался быть писателем. Твен колесил по стране в поисках заработка и удачи, подобно тысячам других американцев. С 1857 по 1861 год, до начала гражданской войны Севера и Юга, он с увлечением учиться лоцманскому искусству и сам водил большие пароходы по коварным водам изменчивой, бурной реки. Своё литературное имя писатель связал с любимым делом. Слова «марк твен» (мерка - два) он часто произносил, когда измерял глубину фарватера.

Марк Твен критиковал буржуазное общество с демократических позиций. В повестях «Приключения Тома Сойе- ра» (1876), «Приключения Гекльберри Финна» Твен противопоставил нетронутое грязью буржуазных отношений детское сознание быту и идеологии «взрослой» буржуазии. Поэтизация детства и юности, протест против социальной несправедливости определяют гуманистический пафос повестей Твена.

Естественно, просто, непринуждённо писатель раскрывает в них детскую психологию, моральные качества своих положительных героев, поэтизируя их дружбу, любуясь их отвагой, вместе с ними осуждая факты социальной несправедливости. Добро и зло, возвышенное и низменное постоянно противопоставляются Твеном.

Большое социальное звучание приобрела книга о Геке Финне. Её ведущей темой являются поиски свободы. Герой Твена, подросток Гек Финн, по своему социальному положению - представитель демократических низов Америки.Твен наделяет его многими положительными качествами - свободолюбием, чувством собственного достоинства, самостоятельностью. Геку тесно в мире сытых обывателей, ему чуждо преклонение перед богатством, которое само приходит в его руки, когда друзья нашли клад. Он бежит от буржуазного благополучия в мир настоящей романтики, на поиски вольной, независимой жизни.

Не случайно спутником Гека становится негр Джим. Юношеское вольнолюбие Гека социально осмысливается писателем.

Среди произведений Марка Твена особо выделяют повесть о Геке.

Действительно, она является высшим достижением Твена - юмориста и Твена - бытописателя, Твена - психолога и Твена стилиста.

Многогранный характер приобрёл в книге юмор юных героев, и описание обстановки.

В «приключениях Гекльберри Финна» окончательно выявлена социальная и психологическая характеристика положительных героев Твена. Том Сойер изображён писателем как неустанный выдумщик, в основном хлопочущий о том, чтобы игра не прерывалась.

Иначе характеризует Твен Гека. Он серьёзнее, сердечнее, совестливее.

Вот почему Геку непонятно, зачем Том начал такую дикую возню, когда дело дошло до освобождения Джима в последний раз. Том всё хотел растянуть эту игру, донимал всякими хитроумными заданиями Джима: тот писал «письмена» кровью, терпел в своей хибарке ужей, пауков, крыс, которых туда натаскал Том, отлично зная, что негр их панически боится. В конце концов, Том «переиграл», оповестив всех знакомых письмом о готовящемся побеге, и сам оказался жертвой своей чрезмерной изобретательности (он был ранен в ногу преследователями Джима). В какой-то степени это было возмездием.

Твену были дороги традиции американской демократии конца 18 века. Он пробуждал в своём народе сознание собственного достоинства, стремление к демократическим идеалам. Так проявлялся гуманизм Марка Твена, наследие которого высоко ценят прогрессивные люди США и всего мира.

Ф.Купер - писатель - демократ.

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) был и остаётся популярным писателем для юношества, но он, как и Марк Твен, стал одним из первых писателей - классиков, одним из основоположников американской национальной литературы.

Будущий писатель родился в семье крупного землевладельца. Его детство прошло в посёлке Куперстаун, названном по имени отца и расположенным на берегу озера в штате Нью- Йорк. Происхождение наложило свой отпечаток на формирование общественно-политических взглядов Купера: всю свою жизнь он оставался сторонником крупного землевладения, уклада жизни «сельских джентльменов», а в демократических земельных реформах зачастую видел только разгул буржуазного стяжательства и демагогии. В то же время в основе творчества писателя, его оценки социально-политического развития США лежит последовательно демократическая позиция. Этому способствовало то, что юношеские годы Купера прошли в атмосфере послереволюционного подъёма в США, а также и пребывание во Франции во время революционных событий 1830 года.

После нескольких лет учения - сначала в школе Куперстауна, затем в Олбани и в Иельском колледже - для семнадцатилетнего Купера начинаются годы странствий. Он становится моряком сначала торгового, а потом военного флота, совершает далёкие путешествия. В эти годы Купер накапливает разнообразные жизненные впечатления и материал для литературного творчества.

К 1833 году многое в Амирике изменилось. Всё дальше в прошлое уходило героическое время Американской революции, провозглашённые его высокие принципы, Декларации независимости были далеки от осуществления. Соединённые Штаты вступили в период промышленного переворота, уничтожавшего остатки патриархальности в жизни и в человеческих отношениях. «Великим моральным затмением» называет Купер болезнь, поразившую американское общество.

Купер делает попытку «вразумить» и «исправить» своих сограждан. Он уединяется в Куперстауне и там до последнего дня жизни продолжает работать то над романами, то над публицистическими произведениями, проповедующими его взгляды.

В этот последний период творчества Купером написаны романы «Следопыт», «Зверобой» и многие другие.

Литературное наследие Купера весьма обширно. Оно включает 33 романа, несколько томов публицистики и путевых заметок, памфлетов, исторических изысканий.

«В своём творчестве Купер оставался верным трём главным темам: это Война за независимость, море и жизнь фронтира. Уже в самом выборе раскрывается романтическая основа творческого метода писателя: героизм солдат Американской революции, свободу морской стихии, девственных лесов и бескрайних прерий Запада Купер противопоставляет охватившей американское общество лихорадочной жажде обогащения, меркантилизму, безнравственности. Этот разрыв романтического идеала и действительности лежит в основе идейно- художественного замысла каждой книги Купера».1

Купер широко использует разнообразные художественные средства: лирически окрашенные картины природы, атмосферу таинственности, гиперболизацию, резкое разделение персонажей на «хороших» и «дурных» и т.п.

Высшее достижение писателя - пенталогия о Кожаном Чулке. В неё входят пять романов, написанных в следующем порядке: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Они объединены образом охотника Натаниэля Бампо. У которого также есть многочисленные прозвища: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок и Длинный Карабин. В пенталогии перед читателями проходит вся жизнь Бампо - от юности («Зверобой») и до дня смерти («Прерия»).

Но порядок написания книг не совпадает с этапами жизни главного героя. Взятые вместе пять романов - художественная история американского фронтира, история движения американской нации с востока на запад. В судьбе Натти Бампо воплотилась история завоевания континента и одновременно - история нравственных потерь, которые подстерегали молодую нацию, стремительно расширявшую свою территорию и не задумывающихся о цене и утратах.

Все пять романов имеют примерно одинаковое сюжетное настроение. Охотник Натти Бампо, обитатель самого крайнего рубежа фронтира, на первых страницах каждой книги встречается с кем-либо из переселенцев, волна которых движется на запад (офицеры, авантюристы, торговцы и т.п.). Он совершает чудеса храбрости и героизма, выступая на стороне «положительных» героев, борется с несправедливостью, помогает слабым и обиженным.

В основе сюжета «Зверобоя» (приложение 5) - судьба героя которому здесь чуть за двадцать и который впервые ступает на «тропу войны» с индейцами племени Гуронов. В этой смертельно опасной борьбе возникает и крепнет дружба Натти с молодым индейцем и племени могикан Чингачгуком, дружба, которую они оба пронесут через всю жизнь. Ситуация в романе осложняется тем, что белые союзники Зверобоя - «Плавучий» Том Хаттер и Гарри Марч - жестоки и несправедливы по отношению к индейцам и сами провоцируют насилие и кровопролитие. Драматические приключения - засады, сражения, плен, побег - разворачиваются на фоне живописной природы - зеркальной глади Мерцающего озера и его лесистых берегов.

С огромным уважением и симпатией изображены в пенталогии Чингачгук, Ункас, Твёрдое Сердце. Их отличают мужество, воинская доблесть, честность, верность слову, презрение к пыткам и даже самой смерти.

Образ Натти Бампо - высшее достижение Купера. Это глубоко национальный характер, порождённый специфическими условиями американской истории, и в то же время - один из «вечных спутников человечества». Яркую и эмоциональную характеристику дал этому литературному герою В.Г.Белинский: «Человек с глубокою натурою и мощным духом .... человек, возмужавший под открытым небом, в вечной борьбе с опасностями ...человек с железными мышцами и стальными мускулами в сухощавом теле, с голубиным сердцем в львиной груди...»

«Пятнадцатилетний капитан» - приключенческий роман Ж.Верна

Знаменитый французский писатель Жюль Верн (1828-1905) вошёл в мировую литературу как первый классик научно- фантастического романа и превосходный мастер романа приключений. На протяжении сорока с лишним лет он создавал многотомную серию «Необыкновенные путешествия», включающую в общей сложности шестьдесят четыре романа и два сборника повестей и рассказов.

«Пятнадцатилетний капитан» (Приложение 6) - один из лучших приключенческих романов Жюля Верна.

Как и в других романах писателя, мы находим здесь большое количество всевозможных образовательных сведений, нисколько не снижающих общей занимательности повествования. Но важнейшая задача автора заключалась в том, чтобы дать читателям правдивое представление о трагической участи коренного населения «чёрного материка».

История географических исследований Африки и её колонизации европейскими державами интересовала Жюля Верна на всём протяжении его творчества.

Самые яркие страницы посвящены в «Пятнадцатилетнем капитане» обличению работорговли. Негодование писателя беспредельно. Иногда он достигает высокого публицистического пафоса: «Работорговля! Все знают, что значит это страшное слово, которому не должно быть места в человеческом языке».

Зловещие фигуры работорговцев: португальцев Негоро и Коимбры, американца Гарриса, араба Ибн-Хамиса, вероломного негра Алвиша - отнюдь не являются плодом авторской фантазии. Известно, что работорговец Алвиш существовал в действительности.

Португальские колонии: Ангола на юго-западе Африки, где развёртывается действие романа, и Мозамбик на юго-востоке - издавна служили главными центрами работорговли и поставляли негров - невольников преимущественно в Северную и Южную Америку, а также в страны Азии и Востока,

Особенно подробно освещая в романе ужасающее положение в португальской колонии Анголе, Жюль Верн ссылается на свидетельства очевидцев, прежде всего таких исследователей, как Д.Ливингстон, Г.М. Стэнли, В.Л. Камерон.

Пристальное внимание автора привлекает героическая фигура Ливингстона, которому принадлежит большая заслуга в изучении Центральной Африки. Трагическая судьба этого путешественника, скончавшегося 1 мая 1873 года на берегах озера Бангвеоло, непосредственно связана с действием романа.

В романе необычайные приключения героев вызываются цепью случайностей и препятствий, мешающих им осуществить первоначальное намерение. На протяжении всего лишь полугода (действие происходит с февраля по конец июля 1873 года) герои переживают десятки удивительных приключений в открытом море и в дебрях тропической Африки, куда они попадают помимо своей воли.

Писатель - гуманист Экзюпери, его сказка «Маленький принц».

Великая октябрьская социалистическая революция в нашей стране вызвала подъём рабочего движения в зарубежных странах. В Германии, во Франции, в Венгрии и ряде других стран возникли коммунистические партии, возглавлявшие рабочий класс.

Мощный размах приобрело национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах.

В новых исторических условиях прогрессивные писатели увидели реальную перспективу в борьбе за социалистическое будущее. Многие из них приняли активное участие в международном рабочем движении.

Борьба за интересы трудящихся, за развитие демократической культуры, против войны, империализма, фашизма определила направление развития прогрессивного искусства.

«Откуда я? Я из моего детства». Всякий, кто прочёл сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944), знает, как соответствует творчеству писателя это его пояснение «Среди художников XX века Экзюпери наиболее непосредственный и безыскусственный. В нём трудно признать профессионального писателя, он так и остался лётчиком, рассказавшим о себе и о мире. И вместе с тем Экзюпери сделал больше других, чтобы упразднить границу между искусством и действительностью, между отдельно взятым человеком и огромным человеческим коллективом, именующим себя человечеством».1

На вопрос: «Откуда ты?» - Экзюпери мог ответить иначе. Аристократ по рождению, сын графа, который мог бы отыскать своих предков среди рыцарей Святого Грааля, Антуан родился в 1900 году, когда отец был вынужден служить страховым инспектором во французском городе Лионе. После смерти отца мальчик переезжает с матерью в родовой замок её семьи, на побережье Средиземного моря. Антуан учится в иезуитском колледже, затем отправляется для продолжения образования в Париж, готовится в военно-морское училище, но в 1919 году поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. В 1921 году Экзюпери, решивший стать лётчиком, зачислен в истребительскую авиацию. Он работает в ремонтных мастерских, сдаёт экзамен на гражданского лётчика, в Морокко получает права военного лётчика и с 1922 года переходит на работу в различных авиационных компаниях.

С 1926 года, со времени публикации новеллы «Лётчик», начинается биография Экзюпери - писателя. Романы - репортажи «Южный почтовый», «Ночной полёт», «Планета людей», очерки и зарисовки войны в Испании 1936-37г.г., сказка «Маленький принц» (1943), незаконченная книга размышлений о человеке и религии - «Цитадель» (1948) - вот перечень основных произведений Антуана де Сент Экзюпери.

Жизнь Экзюпери была насыщена драматическими событиями. Он попадал в тяжёлые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев. В 1943 году Антуан де Сент-Экзюпери погиб во время боевого вылета за три недели до освобождения Франции.

Как писатель - гуманист, Экзюпери духовные ценности предпочитал материальным, отказывался мерить мир мерками, обиходными в буржуазном обществе. Страстная жажда свободы и раскрепощения человека, высокое понятие о человеческом братстве, дружбе, товариществе определили основные мотивы творчества Экзюпери. Он подчёркивал ответственность человека за судьбу общества. Труд на общее благо, взаимопониманию между народами - такова программа Экзюпери - художника и мыслителя.

Философская сказка Экзюпери «Маленький принц» явилась наиболее поэтичным выражением идей писателя.

Маленький обитатель планеты астероида В-612 неожиданно появляется перед лётчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Лётчик, возможно, обречённый на гибель и страдающий от жажды, находит в Маленьком принце друга, избавившего его от одиночества. Малый - принц оказал лётчику духовную поддержку. В течение недели, понадобившийся, чтобы починить самолёт, он внушал лётчику веру в жизнь...

Было ли это в действительности? Экзюпери не скрывает, что его рассказ - сказка. Но Маленький принц для Экзюпери, получившего религиозное воспитание, - не ангел, спустившийся на землю. Он воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души, как бы являясь образом, позволяющим наиболее человеческое в человеке. Конечно, лётчик оставался один, скажем мы, рассуждая реалистически. Но и оставшись один, человек не одинок. В глубинах своего мужества человек находит у Экзюпери силы противостоять смерти.

Маленький принц олицетворяет в сказке те человеческие качества, некоторые придают смысл и содержание человеческой жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Малыш трудолюбив, постоянен в своих привязанностях, лишён всяких агрессивных или алчных стремлений. Из рассказов Малыша мы узнаём о его маленькой планете и о его странствиях с птицами по другим мирам. На различных планетах Малыш видел много людей, посвятивших свою жизнь неразумным целям.

Жизнь взрослых людей вообще кажется Малышу неразумной. Ведь призвание человека - лишь в бескорыстной любви к тем, кому ты нужен. Так Малыш любит выращенный им цветок розы. Он научился приручать зверей. Этому научил его Лис, который, оказывается, хотел, чтобы его приручили. Малыш легко заводит друзей, честно выполняет разумные обязанности, возложенные на человека жизнью. Жизнь дана человеку, чтобы прожить её с другими людьми, прожить не бесполезно - такова мораль сказки «Маленький принц».

В финале сказки появляется мотив смерти. Смерть неизбежна, рассуждает Малыш. Но можно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла? Маленький принц так не думает. Он заставляет человека примириться с неизбежностью смерти и уверяет лётчика, что иначе ведь ему, Малышу, никак не вернуться на свою планету...

Экзюпери противопоставляет своё отношение к жизни и смерти пессимистической и нигилистической философии, которая лишает смысла человеческую жизнь.

Творчество Экзюпери глубоко оптимистично, хотя его подход к общественной жизни и носит абстрактный характер. Продолжая развивать идеи рационалистов 17 века, Антуан де Сент-Экзюпери стремился сформулировать положения, в которых перед человеком могла бы в ярком свете предстать нравственная цель бытия.

Заключение

Итак, мы познакомились с идейными и художественными особенностями бессмертных произведений В.Шекспира, В.Гюго, В.Скотта, М.Твена, Ф.Купера, Ж.Верна, А.Экзюпери, а вместе с тем, с эпохой, отражённой в этих творениях человеческой мысли, с основными этапами в развитии зарубежной литературы -литературы эпохи Возрождения и Просвещения, романтизма, с критическим реализмом и реализмом социалистическим.

Великие произведения зарубежной литературы проникнуты свободолюбием, страстным протестом против всего, что уродует, ломает человеческую жизнь; верой в победу творческих созидательных сил на земле.

Нам дороги произведения зарубежных авторов, их гуманизм, мужественный протест против тёмных сил фашизма, политики захватнических войн, защита мира и прав человека.

Рассмотрение произведения раскрывают перед нами большой и сложный мир мыслей, чувств, обогащают новыми знаниями, поэтому названные произведения включаются в уроки внеклассного чтения. Многим ученикам нравится зарубежная литература.

Для проведения уроков рекомендуется использовать приложения, которые включают вопросы по произведениям, викторины и иллюстрации.

Представленный материал реализует задачу данной работы - оказания помощи в подготовке и проведении уроков по зарубежной литературе в целях расширения кругозора учащихся, познания ими мира в контексте культуры и истории.


Приложения

Уроки внеклассного чтения


Приложение 1.

Раздумья Гамлета над жизненными проблемами. (По одноимённой трагедии В.Шекспира).

Беседа.

  1. Охарактеризуйте главного героя трагедии.
  2.        В самом ли деле Гамлет безумен или только притворяется?
  3. Если он полюбил Офелию, то почему отверг её?
  4.         Почему он, медлит с осуществлением мести, что мешает ему? Прав ли Гамлет в своей борьбе?
  5. Какой эпизод в пьесе наиболее трагичен? Почему?
  6. Определите роль Призрака и бродячей труппы актёров в произведении.
  7. Чем важны монологи Гамлета?
  8. Докажите, что это трагедия.
  9. Можно ли данную пьесу считать философской?

Викторина.

  1. Как звали возлюбленную Гамлета?
  2. Что случилось с возлюбленной героя?
  3. Кто из героев совершает предательство по отношению к отцу Гамлета?
  4.        Как звали верного друга Гамлета?
  5. Какую цель поставил перед собой главный герой пьесы?
  6. Какую роль играет бродячая труппа актёров
  7. то происходит с Гамлетом в конце трагедии?


Приложение 2.

Проблемы добра и зла в романе В.Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Трибун и поэт, он гремел над миром, подобно урагану, возбуждая к жизни всё, что есть прекрасного в душе человека... Он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию.

М. Горький

Беседа.

  1. Объяснение смысл названия романа.
  2. Какие важные вопросы раскрывает автор в своём произведении?
  3. Для чего автор даёт нам подробное описание жизни героев?
  4.           Каким показано время правления Людовика XI, Средневековье,

15 век (1482 год)?

  1. Охарактеризуйте главных героев романа - Эсмераль- ду, Квазимодо,

священника Клода Фролло. Что автор хотел передать с помощью каждого из этих образов?

  1. Какие сцены, на ваш взгляд, самые трогательные? Почему?
  2. Был ли у героев иной выход?
  3. Почему вы посоветуете прочитать это произведение другим?

Приложение 3.

Эпоха раннего средневековья в романе В.Скотта «Айвенго»

Беседа

  1. Докажите, что роман В.Скотта - исторический.
  2.       Приведите примеры из произведения, показываю щие противоречия между классом феодалов и классом крепостных крестьян.
  3. Какой предстаёт в романе католическая церковь?
  4. Каким изображает автор народного вожака Робина Гуда?
  5. Ваше мнение об Айвенго. Почему его именем назван роман?
  6. Почему, по-вашему, В.Скотт идеализирует личность Ричарда Львиное

Сердце (это исторический персонаж)?

  1. Главная нить романа - историческая. Какие ещё стороны жизни интересуют

писателя? На чьих образах и как автор рассматривает их?

  1. Нужны ли современному читателю такие произведения, как роман В.Скотта

«Айвенго»?


Приложение 4.

Дети Америки 50-х годов 19 века, (по книге М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».)

Беседа

  1. Кто главные герои книги? Охарактеризуйте их.
  2. В чём заключается сложность жизни Гека?
  3. Где происходят события? Чем характеризуется жизнь людей, проживающих

на Миссисипи?

  1. «Король» и «герцог», их роль в книге. Ваше мнение о них.
  2. Как Гек относится к негру Джиму? Всегда ли одинаково это отношение?
  3. Что сблизило Тома, Гека и Джима?
  4. О чём книга Марка Твена?

Приложение 5.

Образ положительного героя в романе Ф.Купера «Зверобой».

Каждого надо судить по его поступкам, а не по цвету кожи.

Из романа «Зверобой».

Беседа

  1. Почему роман Ф.Купера читается с большим интересом?
  2. Чем вам запомнился главный герой книги Натаниэль Бампо?
  3. «Зверобой» - один из пяти романов о Кожаном Чулке. Почему в последнем своём

романе Купер обращается к своему любимому герою, рассказывает нам

о молодости Натти Бампо?

  1.       Покажите на примерах из романа, что главного героя тревожат такие вопросы,

как алчность поселенцев, их хищническое отношение к природе и расовое

высокомерие белых людей, их жестокость.

  1. Как Натти относится к законам и традициям индейцев?
  2. Какую роль играют в романе картины природы Америки? Каким образом

связаны герой и природа?

  1. Чем близки Натаниэль Бампо и сам писатель?
  2. Объясните смысл эпиграфа к уроку: «Каждого надо судить по его поступкам,а не по цвету.

 


Мужество юного героя в приключенческом романе Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан».

В «Пятнадцатилетнем капитане» я попытался показать, что могут сделать ум и храбрость подростка в борьбе с опасностями и трудностями, заставившими его возложить на себя ответственность, не свойственную его возрасту.

Ж.Верн.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности. Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

Беседа.

  1. Ваши впечатления о книге.
  2. Каков роман по характеру?
  3. Как автор отвечает период работорговли?
  4. Какие эпизоды, связанные с работорговлей, потрясли вас и почему?
  5. Ж.Верн ссылается на записи исследователей Ливингстона, Стэнли, Камерона. Каково ваше мнение о Ливингстоне?
  6. Кто из героев неприятен вам? Охарактеризуйте Негоро.
  7. Чем привлекает этот роман читателей?
  8. Покажем роль других персонажей произведения: миссис Уэлдон, её маленького сына Джека, её учёного кузена Бенедикта, Геркулеса, других негров, Нэн, Динго.
  9. Расскажите о главном герое - Дике Сэнде. Какие поступки Дика можно назвать подвигом и почему?
  10. Какое воспитательное значение имеет книга Ж.Верна?

Приложение 7.

Мечта о назначении человека. (По сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

Зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь.

Из книги «Маленький принц».

Беседа

  1. Чем отличается «Маленький принц» от других сказок?
  2.     Над каким вопросом заставляет задуматься сказка?
  3. Чтение глав 1,4,7. Для каких читателей написал Экзюпери своё произведение?
  4. В каком смысле употребляются слова «взрослые» и «дети»? Что они обозначают - возраст или определённое отношение к жизни?
  5. В чём противопоставлены «взрослые» и «дети»? К кому из них вы отнесёте самого рассказчика? Почему
  6. Что постигает маленький принц на планете людей?
  7. Маленький принц сказал: «Я был слишком молод. Я еще не умел любить». Что помогло ему научиться любить?
  8.     Но некоторые люди так и не могут постичь искусства любить. Почему маленький принц смог этому научиться?
  9. Почему маленький герой нуждается в розе не меньше, чем она в нём?
  10. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», - сказал лис на прощание. Что же это - главное, которое нельзя увидеть глазами? Почему это так важно увидеть?
  11. Чем объяснить то, что сказка имеет печальный конец?
  12. Почему автор всё же оставляет надежду, что маленький принц жив, что он ещё вернется на нашу планету?
  13. Эту сказку до сих пор знают и любят во всём мире. Почему?


Вопросы к уроку внеклассного чтения по произведениям зарубежной литературы.

Губительная сила и власть денег в повести Бальзака Гобсек

Вопросы

  1. Вспомните героя Дефо Робинзона Крузо, без чего обошёлся этот герой на необитаемом острове и прожил такой продолжительный срок, 28 лет?
  2. Как бы вы определили ту роль денег, о которой говорит Бальзак в повести Гобсек?
  3. Каким было то время, которое показал в произведении?
  4. Какова композиция произведения
  5. С какой целью автор в таком небольшом произведении использует сложную композицию
  6. Характерная особенность новеллы образ рассказчика повествователя. Это Дервиль. Расскажите о нём более подробно.
  7. Объясните причину появления в повести Дервиля.
  8. Определите своё отношение к Гобсеку. Приведите примеры героев из других произведений, схожих с Гобсеком
  9. Но его образ гораздо глубже чем образы названных героев. Докажем это, создав таблицу противоречий


Гобсек богатый человек

(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств)

Влачит жалкое существование

Боится афишировать своё богатство (не поднял золотой)

Мезамтрон

11епаиидит всю спою родню

Поддерживает дружеские отношения с Дервилем

Сосредоточил в своих руках власть над миром (...я владею миром, не утомляя себя.»)

При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи

Герой, лишённый каких бы то ни было чувств:

«человек - автомат»

«человек - вексель»

«золотой истукан»

Великодушный человек: испытал «чувство жалости» при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто;

Гобсек «почти умилился», увидев комнату белошвейки Фани

«Дикарь» (испытал «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками» после приобретения бриллиантов графини)

Образованный человек:

Знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве

(не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера - одного из самых образованных людей своего времени)

Ростшцик

«Гобсек - человек честный»

В нём живу

«скряга и философ»

«подлое существо и возвышенное»

Он «старик и ребёнок»

«старый младенец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Уважение и преклонение перед подвигом российского народа  в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно  назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила...

Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей

Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

Конспект по литературе: «Произведения зарубежных писателей. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». (6 класс)

Цели: познакомиться с произведениями зарубежной литературы; узнать историческую и мифологическую основу произведений Гомера; продолжать развивать навыки грамотной речи; формировать поэтический слог....

«Всем было трудно, трудно для страны…» (урок внеклассного чтения по рассказу самарского писателя В. Воронкова «Порция гороха»)

Презентация и консект урока внеклассного чтения по творчеству самарского писателя В.Воронкова....

План-конспект урока по зарубежной литературе. Тема: «Произведения зарубежных писателей. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Урок изучения нового материала в 6 классе. Ознакомление с исторической и мифологической основой произведений Гомера; формирование читательской культуры школьника....