"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"
презентация к уроку литературы (11 класс) на тему

Боркивец Любовь Сергеевна

Уважение и преклонение перед подвигом российского народа  в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно  назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила юности?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rmo.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

                            МКУ   РЦИМОО

Муниципальный конкурс методических разработок.

ФИО  Боркивец Любовь Сергеевна.

Место работы МКОУ «Магистральная СОШ».

Занимаемая должность  учитель.

Специальность учитель русского языка и литературы.

Пед.стаж 20 лет.

Возраст детей 14-16лет.

Номинация  методическая разработка урока.

Тема «Память сердца» по произведению Б.Васильева

«А зори здесь тихие…».

Тема урока «Не для войны рождаются девочки».

Форма      урок  внеклассного чтения.

Цели занятия:

Обучающийся знает (образовательные) содержание произведения Б.Васильева «А зори здесь тихие…»; историю написания произведения, биографию писателя-фронтовика;

Обучающийся демонстрирует (развивающие)навык ведения учебного диалога, навык анализа  эпизодов текста;

 работу над коммуникативными свойствами речи (экспрессивностью, эмоциональностью); самостоятельностью и логикой мышления;

умение  выделять главное, переносить полученные знания в новую ситуацию; навык исследовательских умений , логичность выстраиваемого монолога.

Обучающийся проявляет (воспитывающие)  интерес  к предмету литература, уважение   и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;  любовь к родному краю; патриотичное отношение к Родине, уважение к женщинам и людям старшего поколения, к героизму женщин на войне и в тылу.

 

Структура занятия.

1.Организационный момент

2.Целеполагание, мотивация.

3.Нестандартная форма сообщения учебного материала.

4. Просмотр эпизодов  из фильма  «А зори здесь тихие…»

5.Самостоятельная работа по полученным знаниям

6. Рефлексия.

7.Домашнее задание.

8. Итог занятия.

Оборудование  урока:

Эпизоды из фильма «А зори здесь тихие…»

Стенгазеты, посвящённые  женщинам-фронтовикам.

Записи песен военных лет, свечи.

Компьютер, интерактивная доска.

Презентации.

Запись звука метронома для минуты памяти.

Запись Ennio  Morrikone  для сопровождения  чтения стихотворения учителем или обучающимся.

Ход занятия.

1.Орг.момент.

2.Целеполагание , мотивация.

Вступительное слово учителя под звуки  спокойной мелодии , горят зажённые свечи на столах.

Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и усопших.

 Как хорошо, что человек наделён памятью.

С чего начинается память?

С берёз?

С речного песочка?

С дождя на пороге?

А если с убийства!

А если со слёз!

А если с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых в пыли распростёртых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мёртвым?

И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет

Войной начинается память. (К.Симонов)

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки- под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Ученик 1 ( в солдатской гимнастёрке ,в пилотке)

Слайд №2

В 1941 году Борису Васильеву было всего семнадцать. Ушел он на фронт добровольцем, прошел всю войну, воевал в воздушно-десантных войсках, своими глазами он видел ту самую войну, которая ломала жизни, калечила судьбы, оставляла детей без родителей в голоде и нищете.

В 1969 году Б. Васильев написал повесть «А зори здесь тихие...». В 1972 режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Васильева. С тех пор из года в год 9 мая миллионы зрителей с замиранием сердца смотрят фильм, который вызывает чувство боли и стыда, сочувствия и гордости, страха и отчаяния.

«Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чем-то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу», – так говорит Борис Васильев.

Ученик 2

Автор повести и режиссер фильма прошли этот долгий путь сами, и я думаю, что целью их было показать не саму войну с миллионами смертей, а то, как погибает каждый человек в отдельности. Как умирает душа, рушатся надежды, ломаются судьбы.

Кинорежиссер Станислав Ростоцкий знает героев в лицо, и тех самых девчонок, которым еще не успело исполниться двадцать. Тех, кому судьбой предписано своей красотой сводить мужчин с ума, кружить голову, рожать детей, проявлять заботу, быть милосердными… А они? Они – добровольцы, со школьной скамьи ушедшие на фронт. Туда, где брат, отец и муж, - помогать им, защищать, закрывать от осколков.

Ведь на войне убивали не только мужчин – защитников Родины, но и женщин, и детей, и стариков. Война безжалостна, она нарушает все законы человечества, законы природы. Война совершает преступление против личности, против жизни, против всего живого.

Самого Ростоцкого от смерти спасла именно медсестра, которая вытащила его раненного с поля боя и пронесла несколько километров на руках. Ей он и посвятил эту картину, которую она, увы, не увидела.

Слайд№3,4

«Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род, – Ростоцкий объяснял, что каждый мужчина должен был зарыдать, увидев, какая красота погибла.

Как пять девчонок, только-только научившиеся держать в руках оружие, могли противостоять отряду фашистов? Только ценой собственной жизни. Недолюбившие и недожившие, потерявшие там, на поле боя возможность выжить и осуществить свою мечту, познать себя, стать чьей-то женой и мамой. Стать не просто женщиной, погибшей на фронте, а родной, любимой, единственной. Их жизни унесла жестокая война, смешав чистоту девичьей души с болотом, кровью на земле и страхом в глазах.

«Когда фильм вышел на экраны, многие не обратили внимания на его главную идею. А она заключается в центральной фразе картины: "На таком-то фронте ничего существенного не произошло...". Мы не раз ее слышали по радио.

Она звучит и в моей картине, но звучит для того, чтобы сказать: «Да, конечно, ничего существенного не произошло, но шесть прекрасных людей погибли».

Все, что мы можем сделать для них в благодарность за нашу безоблачную жизнь сегодня – помнить и гордиться, благодарить и любить. Ведь те, кого любят, не умирают, а вечно живут в наших сердцах.

3. Актуализация знаний. Работа с текстом.

Класс разбит на пять групп.

Слайд№6

 1-й ученик. За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори здесь тихие…» - премии Ленинского комсомола.

 2-й ученик

Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

Далее урок ведут старшеклассницы, одетые в военную форму.

1-я ученица. 

Слайд№7

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И не затаилась, и не ушла…»

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

(В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.)

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

(Просмотр эпизодов фильма).

Задание группе №1. Какие качества характера проявились в полной мере в образе Жени Комельковой?  Какие чувства возникли в  душе после знакомства с образом героини?

2-я ученица:

Слайд№8,9

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Рита  научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

(Просмотр эпизодов фильма).

Задание группе №2.  Выделите важные качества характера  Риты Осяниной.   Почему она, по замыслу автора, является центральной фигурой ?

3-я ученица.

Слайд№10

«Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худющая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает : « Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек-студенток, чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

(Просмотр эпизодов фильма).

Задание группе №3. Выделите  основные черты характера Сони Гурвич. Что её отличало от других девушек?

4-я ученица.

Слайд№11

«Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед   диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

- А-а-а!

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худющая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

«А-а-а!  Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.  Замерло все на поляне».

(Просмотр эпизодов фильма).

Задание группе №4. В чём трагедия Гали Четвертак? Какие качества характера отличали её от других  девушек?

5-я ученица.

Слайд№12

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

(Просмотр эпизодов фильма).

Задание группе №5. В  чём причина гибели Лизы?

1-й ученик.  «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям.

Учитель.   Обсуждение  заданий групп, выводы.

Ребята, почему можно  назвать героической гибель каждой из девушек?

Чем могут быть понятны и близки  вам, современным молодым людям,  «девочки 30-х», погибшие на жестокой войне?

2-й ученик. Смерть девушек  не оставляет равнодушным никого, болит  и щимит  сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

Учитель. Почему же все девушки в повести погибают?

3-й ученик. На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал:  «Надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь».

1-ученик

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать».

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Учитель.

Слайд№13,14

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

(Просмотр эпизодов фильма: захват  фашистов)

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для Победы, для того, чтобы зори были тихие. А для этого они- девочки в шинелях, юность 30-х годов, отдали свою жизнь.  А так мечталось, так хотелось жить!..

Да они пали смертью храбрых, но не были сломлены духовно!

 Так в чём же сила ЮНОСТИ,   юности 30-х?

Слайд№15,16

-яркость, сила духа и мужественность, отчаянная  смелость;

-доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают  внимание и вызывают восхищение;

-мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной;

-талантливость, любовь к поэзии, театру, интеллигентность;

-мечтательность, наделенность  от природы яркой образной фантазией;

-страстное желание ЖИТЬ.

Учитель.

‘’Память сердца…’’ Да, наше сердце должно это помнить и передавать эту память, как формулу крови, будущим поколениям.

Минута молчания.  (Звук метронома)

Р.Рождественский написал стихотворение «Баллада о зенитчицах»,  в котором он, как и Б.Васильев, показывает судьбы девочек, так страстно желавших жить, но в планы которых ворвалась война.

Чтение наизусть стихотворения. Р.Рождественский  «баллада о зенитчицах».

(Идёт презентация, читает учитель или подготовленный ученик).

6.Рефлексия.

Для меня это значимо, потому что…

Да это важно,но…

Я считаю необходимым….

Другое

4.Итог занятия.

Написать сочинение «Не для войны рождаются девочки».

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)...

"Война - не женское дело" (внеклассное чтение по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок внеклассного чтения помогает раскрыть женский героизм в годы войны....

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Тест по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие".

Тест по литературе для учеников 11 класса. ...

Конспект урока для 10 класса по произведению Б. Васильева "А зори здесь тихие"

Через знакомство  и анализ повести вызвать у обучающихся интерес к творчеству Б. Васильева;  остановиться на раскрытии в повести проблемы «Женщина и  война»; показать героиз...