План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Куфаева Наталья Вячеславовна

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

Цели:

  • Создать представление у учащихся о пребывании женщины на войне, о неизвестных сторонах военного быта, беспримерном мужестве, стойкости и человечности женщин на документальном материале.
  • Развить умения творческого осмысления произведения, самостоятельно делать выводы, обобщения.
  • Воспитывать чувства милосердия, человечности, благодарной памяти.

Оборудование: портреты Б. Васильева и С. Алексиевич, иллюстрации к теме Великой Отечественной войны, выставка книг Б. Васильева и С. Алексиевич, аудио- и видеофайлы.

 

Предварительное задание: Прочитать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковую книгу С. Алексиевич «У войны не женское лицо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_po_vneklassnomu_chteniyu.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по внеклассному чтению

Составитель: Куфаева Наталья Вячеславовна

Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

Цели:

  • Создать представление у учащихся о пребывании женщины на войне, о неизвестных сторонах военного быта, беспримерном мужестве, стойкости и человечности женщин на документальном материале.
  • Развить умения творческого осмысления произведения, самостоятельно делать выводы, обобщения.
  • Воспитывать чувства милосердия, человечности, благодарной памяти.

Оборудование: портреты Б. Васильева и С. Алексиевич, иллюстрации к теме Великой Отечественной войны, выставка книг Б. Васильева и С. Алексиевич, аудио- и видеофайлы.

Предварительное задание: Прочитать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковую книгу С. Алексиевич «У войны не женское лицо».

Этапы урока

«Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни.

А война – всегда дисгармония. И женщина на войне –

это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений.

А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой

вместе с мужчинами…»

Б. Васильев

Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне, которая оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа огромны.

Учитель читает строчки стихотворения Александра Жарова.

Землю жгли смертельные метели.

Небеса и те не знали сна…

В серые солдатские шинели

наряжала девушек война.

Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Тем не менее на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин, девочек наряду с мужчинами надели гимнастёрки и сапоги. Они овладели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникла языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» до того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне...

Учащаяся читает наизусть рассказ Елены Пономаренко «Леночка».

Почему Елена Пономаренко рассказывает нам о женщине на войне? Какими чертами она наделяет Леночку? Как война поменяла Леночку?

Об этом нам в своих произведениях рассказывают Борис Васильев и Светлана Алексиевич. Именно женщина на войне – вот, что связывает произведения «А зори здесь тихие» и «У войны не женское лицо».

Просмотр видеоролика с отрывками из к/ф «А зори здесь тихие» (1972г.). В отрывках отражены подвиги девушек из повести Б. Васильева. Видеоролик сопровождается музыка К. Молчанова из к/ф «А зори здесь тихие» (1972г.).

Восприятие, осознание, осмысление темы.

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Да, действительно женщина и война - понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война – это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б. Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки - впервые убить, пусть даже врага.

Дома вы познакомились с повестью Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книгой С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Вначале давайте подумаем, почему они так называются. Как в названиях отразилось содержание этих произведений, их идейный смысл?

Итак, мы можем сказать, что каждое название имеет глубокий смысл, в них по-своему отражается содержание произведения. Таким образом, тема нашего урока - «Судьба женщины на войне». Нам предстоит выяснить, как могло оказаться, что эти два несовместимых понятия - женщина и война, прекрасное и безобразное, красота и уродство могли оказаться рядом. Нужны ли были женщины на войне?

Анализ содержания повестей.

Давайте обратимся последовательно к каждому из выбранных произведений для сегодняшнего урока.

Прошли годы с тех пор, как на страницах журнала «Юность» появилась повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» в 1969 году. Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществленная С. Ростоцким, в 1972 году обошла многие экраны страны. Интерес к повести не ослабевает и поныне. В небольшом произведении Б. Васильева есть то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом. (На доске представлен портрет Бориса Васильева).

Проверим, насколько вы внимательно прочитали это произведение.

Викторина по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

1. В каком году разворачивается действие повести?

А) В 1941 г.

Б) В 1942 г.

В) В 1945 г.

2. Почему Васков упорно писал рапорты на новоприбывших солдат?

А) Они не подчинялись приказам

Б) Они постоянно пили и гуляли

В) Они были плохо обучены

3. Какое событие заставило Риту Овсянинову возненавидеть немцев тихо и беспощадно?

А) Смерть ее мужа на второй день войны

Б) Смерть ее сына

В) Ранение ее отца и тяжелое положение матери

4. Как автор описывает Женю Комелькову?

А) Она строга, сурова и готова на все ради победы

Б) Она стройная рыжая красавица

В) Она тихая и трудолюбивая девушка, на которой держится фронтовое хозяйство

5. Какой приказ получает Васков после того, как Рита заметила в лесу двоих Немцев?

А) Убить немцев

Б) Поймать немцев

В) Подослать к ним одну из девушек

6. Почему Лиза Бричкина не смогла закончить школу?

А) Потому что ей с детства нужно было работать

Б) Потому что она 5 лет ухаживала за смертельно больной матерью

В) Потому что она влюбилась в лесника и сбежала с ним из дома

7. Что происходит с Лизой после того, как старшина отправляет ее обратно к разъезду сообщить об изменении обстановки?

А) Ее замечают и убивают немцы

Б) Она тонет в трясине

В) Ее берут в плен немцы

8. Зачем Васков берет с собой Галю в разведку?

А) Потому что Галя знает немецкий

Б) В «воспитательных целях»

В) Он хочет приглядеть за ней

9. Как погибает Рита?

А) Ее убивает немец

Б) Она просит Васкова ее убить

В) Она стреляет себе в висок

10. Как Васкову удается взять в плен четверых немцев?

А) Ему помогает появившееся подкрепление

Б) Немцы сдаются сами, потому что не верят, что Васков на много миль один-одинешенек

В) Васков оглушает их гранатой

Правильные ответы: 1) В 1942 г.; 2) Они постоянно пили и гуляли; 3) Смерть ее мужа на второй день войны; 4) Она стройная рыжая красавица; 5) Поймать немцев; 6) Потому что она 5 лет ухаживала за смертельно больной матерью; 7) Она тонет в трясине; 8) В «воспитательных целях»; 9) Она стреляет себе в висок; 10) Немцы сдаются сами, потому что не верят, что Васков на много миль один-одинешенек.

А теперь поговорим о содержании повести более подробнее.

Вопросы для обсуждения:

- С каким чувством вы читали книгу? Какое впечатление у вас осталось?

- Почему же трогает, задевает эта история?

Я думаю, что причина в том, что произведение написано боевым солдатом, который сам хорошо знает, что такое война. Посмотрите на портрет писателя. Б. Васильев признавался: «Война переехала и через меня, и, если не запахала, не искалечила, не задушила, тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Она во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще – особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня».

- Тема войны – одна из главных в творчестве Б. Васильева, кадрового военного. Может, вы читатели или хотя бы слышали о других его произведениях, посвященные ей?

- Где и когда происходили события? Какую войну показывает Б. Васильев?

В Карелии на 171 разъезде. Войну «позиционную».

- А каким словом характеризует писатель жизнь на разъезде?

«Курорт».

- Что мы узнаем о коменданте разъезда? Почему, описывая Васкова, автор выделяет определение «хмурый»? Чем был недоволен старшина Васков?

- Как разрешились его проблемы?

- Какое состояние испытывает Васков?

Чувство неловкости: как вести себя с русокосыми солдатами в юбках.

- Как складываются отношения зенитчиц и Васкова?

- Как девушки несли службу? Прочитайте об этом в тексте.

Ну а теперь давайте поближе познакомимся с девичьим воинством. - Обратили ли вы внимание на то, что автор после общей характеристики зенитчиц использует прием детализации и показывает пять девичьих характеров – пять человеческих судеб. Кто эти девушки? Какие они? Почему оказались на фронте?

Задание по рядам: Подготовьте рассказ о судьбе каждой девушки по плану:

1. Прошлое героини.

2. Что привело её на фронт?

3. Каков «личный счёт» девушки с фашистами?

3. Как погибает героиня?

(От каждого ряда могут выступать 4 учащихся, отвечая на соответствующий вопрос плана.)

Можно ли сказать, что девушки вели себя героически? Почему все девушки в повести погибают?

Они погибли как героини. Они не уступили врагу, но проиграли ему, отдав свои жизни в этой борьбе. Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее Родины. Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б. Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: «надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок». Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

Пусть не все девушки гибнут с оружием в руках, пусть их бой лишь «местного значения», здесь всё уже мерится самой простой и высокой меркой: жизнь одна и смерть одна, и все они – подлинные героини войны.

Теперь обратимся к произведению С. Алексиевич «У войны не женское лицо». (На доске представлен портрет Светланы Алексиевич).

Светлана Александровна Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015 год, готовя материалы для своей книги, встречалась с десятками женщин, выслушала и записала на магнитофон их взволнованные рассказы. Она писала так: «Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин-фронтовичек… Начинают рассказывать тихо, а концу почти кричат. Потом сидят подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь, что уйдешь, а они будут глотать таблетки, пить успокоительное».

Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их женской, нечеловеческой силе. И мучает вопрос: «Какими же надо было быть, чтобы все это вынести?» (Любящими свою Родину, мужественными, сильными духом).

Беседа.

- Вспомните, какие произведения на эту тему вы читали, кроме повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»? (Ю. Бондарёв «Горячий снег», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Астафьев «Пастух и пастушка», В. Быков «Знак беды», В. Закруткин «Матерь человеческая», А. Адамович «Хатынская повесть»).

- Похожа ли на них книга Светланы Алексиевич?

- Какие проблемы поднимает автор книги «У войны не женское лицо»? (1) нравственные проблемы; 2) проблема духовного мира женщины, выжившей в нечеловеческих условиях войны; 3) проблема остаться человеком и на войне).

- «Война – дело мужское», - говорит один из героев повести. Согласны ли вы с ним?

- Почему женщины шли на войну? (В нашем представлении женщина — это нежное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в защите. Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям.

Всякий раз, когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала на ее защиту. Если вспомнить нашу историю, то можно найти множество примеров, подтверждающих эту истину. Во все времена русская женщина не только провожала на битву мужа, сына, брата, горевала, ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними. Еще Ярославна поднималась на крепостную стену и лила расплавленную смолу на головы врагов, помогая мужчинам защищать город. И в годы Великой Отечественной войны женщина стреляла, убивая врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее дом, ее детей, родственников и близких.)

- Кем они были на фронте? (Врачи, саниструкторы, санитарки, снайперы, лётчицы, связистки и т.п.).

- Как относились к женщине на войне и после войны? (По-разному; и хорошо, и плохо).

- Чем для солдат стали эти вчерашние школьницы? (Сёстрами, дочками, однополчанками и боевыми подругами).

- Не кажется ли жестокостью по отношению к нам, что С. Алексиевич опубликовала книгу, перевертывающую душу? (Нет. Нужно, чтобы те, кто не познал войны понимали, какой ценой завоёвано наше счастье и мирный труд).

- Как вы поняли смысл названия произведения? («Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг и самое высокое — мать... Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь — синонимы» — так начинается книга С. Алексиевич. Да, в нашем представлении женщина — это нежное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в защите. Но в тяжёлые годы для Родины женщины стали защитниками своей страны несмотря на то, что война имеет «не женское лицо»).

Пересказ учащимися эпизодов из книги.

Звучит песня «Память» (музыка М. Таривердиева, слова Д. Самойлова)

Заключительное слово учителя.

Все меньше остается людей, которые пережили Великую Отечественную войну. Обязанность молодых – хранить о них память. О книге Светланы Александровны Алексиевич можно сказать словами Виктора Астафьева: «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую, правду для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней».

Услышанные сегодня произведения рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат как предостережение, как обвинение тем, кто развязывает войну, будь она более полвека назад, или сегодня, или готовится…  Войне говорят «нет!»  матери, жёны, сёстры, дочери.   Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать Жизнь.

Чтение учащимся стихотворения Нины Новосельновой «Женщине не нужно воевать».

Женщине не нужно воевать.

Пусть она, красивая и хрупкая,

Будет просто женщина и мать,

Свой очаг хранящая глубоко…

Женщине не нужно воевать?

Но солдаты нынче вспоминают:

-Стыдно было землю обнимать,

Если цепь девчонки поднимают.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужны ли нам сегодня книги о войне?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)...

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...

У войны - не женское лицо (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие")

Урок литературы в 11 классе по теме " У войны - не женское лицо" (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие") Урок проводится с использованием презентации и видеоролика "До ...

Конспект урока внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Данный конспект является приложением к системе работы по теме "Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы"...

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...