Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Александра Александровна Явдошенко

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры Александровны

Разработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы по внеклассному чтению для обучающихся 9-11 кл, ребята знакомятся с текстом произведения заранее, семинар предполагает разбивку обучающихся на группы 5-6 чел, каждая группа получает индивидуальное задание – мини-проект по характеристике героя с опорой на текст (6 характеристик), 2 учащихся готовят информационные сообщения по творчеству и биографии писателя и истории создания произведения. Желательна посадка обучающихся по группам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_povesti_a_zori_zdes_tihie.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для регионального этапа Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы»

в номинации

«Лучший урок литературы»

 учителя русского языка и литературы

ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург

Явдошенко Александры Александровны

Тема: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Тип урока: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Цели и задачи урока:

  1. Раскрытие подвига, его глубочайшей гуманистической сущности.
  2. Показ высоких нравственных качеств простого русского человека, которого героическое время сделало настоящим гражданином, активным и инициативным.
  3. помощь учащимся понять и оценить поступки героев, выражать свое отношение к ним,
  4. развитие навыков анализа текста на основе эпизодов произведения;
  5. воспитание высоких патриотических чувств.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, частично-проектная.

Методы: частично-поисковый, практический, информационный, анализ, коллективного способа обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», видеофрагменты из фильма "А зори здесь тихие." подготовленные мини-проекты учащихся, тексты произведения.

Технологии обучения: технология проблемного обучения, метод проектов.

Целевая аудитория: ученики 9-11 кл

Примечание: разработка урока по внеклассному чтению для обучающихся 9-11 кл, ребята знакомятся с текстом произведения заранее, семинар предполагает разбивку обучающихся на группы 5-6 чел, каждая группа получает индивидуальное задание – мини-проект по характеристике героя с опорой на текст (6 характеристик), 2 учащихся готовят информационные сообщения по творчеству и биографии писателя и истории создания произведения. Желательна посадка обучающихся по группам.

Эпиграф к уроку:        

Качается рожь несжатая,            

Шагают бойцы по ней                    

Шагаем и мы, девчата,                    

Похожие на парней.                        

Нет, это горят не хаты-

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,    

Похожие на парней.

Юлия Друнина

 

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Вновь и вновь мы возвращаемся к теме войны. Великая Отечественная война была той историей, которая навечно вписана в нашу человеческую память. Да, война ворвалась в жизнь наших людей внезапно, разрушив их планы, стремления. 9 мая мы отпразднуем 75-летие победы, но и сейчас еще живы ветераны той войны. Со времени окончания войны прошло уже много лет. Почему же многие писатели писали и пишут о ней?

Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Константин Симонов, Василь Быков, Борис Васильев, Борис Полевой создали  великие произведения о подвиге нашего народа в той войне. Сегодня мы будем говорить о повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет, поразмышляем о поведении героев, проследим, как Борис Васильев в своем произведении решает проблему "женщина на войне", о чем заставляет задуматься произведение.

2. Ученик выступает с материалами по биографии и творчеству писателя.

«Васильев Борис Львович – русский писатель и драматург, лауреат Государственной премии СССР. Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье офицера. Мать писателя принадлежала к дворянству. Сам он ушел на фронт еще в школьном возрасте. В 1943 году был тяжело ранен и вынуждено покинул армию.

Дебют писателя состоялся в 1954 году с выходом пьесы «Танкисты», посвященной теме послевоенной смены поколений в армии.

Вскоре он стал писать сценарии к кинофильмам. Появились фильмы «Очередной рейс» (1958), «Офицеры» (1971).

Настоящая слава пришла к Васильеву после выхода повести «А зори здесь тихие…». В 1970 году повесть появилась на сцене театра на Таганке, а в 1972 году С. Ростоцкий снял по ней фильм. Большинство книг Васильева обращено к теме войны и острым социальным проблемам. Б. Л. Васильев – лауреат многих литературных и государственных премий, а также член Союза писателей Москвы.  В 2003 г. Б. Васильев удостоен премии Союза кинематографистов «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Он скончался 11 марта 2013 года в Москве, где и был похоронен.

3. Ученик рассказывает об истории написания повести.

«Я хотел рассказать о пережитом сегодняшней молодёжи. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными — их современницами. И в то же время — девочками тридцатых годов.... Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 г. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести — большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...» (Б.Васильев)

4. Фронтальная беседа с анализом текста.

Учитель:   Женщина и война… Как несопоставимы эти понятия. Красота, нежность против жестокости и смерти. Довоенные судьбы героинь повести, как и судьбы всех женщин России, интересные и разные. Эти девчата мечтали о большой любви, нежности, семейном счастье, но на их долю выпала война, и они до конца выполнили свой воинский долг.

Вопрос: Где происходит действие повести?

          (Действие повести происходит  в 1942 году на 171 разъезде Мурманской дороги)

На экране эпизод из фильма по повести Б.Васильева -  «карельский пейзаж»

Учитель: Вот в этих карельских лесах и происходят события, описанные в повести. Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое, глубокое небо… Тишина… Тихие зори…

Вопрос: Кто же они, эти простые солдаты той страшной войны? (ученики называют героинь повести) Как жили они до войны?

Мини-проекты. Заранее подготовленные ученики представляют характеристики каждой из девушек. На экране соответствующие эпизоды из фильма по повести Б.Васильева:

         

Рита Осянина:  «Юная вдова, потерявшая мужа в самом начале войны. Мама маленького мальчика… Самая серьезная из них, строгая, неразговорчивая, сообразительная и смелая».

          Женя Комелькова: «Красавица с гривой золотых волос, русалочка  с прозрачной кожей и идеальной фигурой. Острая на язычок, упрямая как сто чертей, безрассудно смелая и прекрасная. У нее свой счет к фашистам. Война отняла у не всех близких…»

         Лиза Бричкина: «Дочь лесника, милая, курносая, светленькая, скромная, мечтающая о любви, живущая ощущением завтрашнего дня, простодушная  честная и отважная».

          Галя Четвертак: «Самая молоденькая из них. Сирота. Воробушек. Подкидыш. Выросла в детском доме. На фронт попала благодаря тому, что соврала в военкомате, прибавив себе лишний год. Так, ей было только 17. Фантазерка. Золушка и принцесса в душе, маленький ребенок наяву».

           Соня Гурвич: «Дочь доктора. Выросла в Минске, в интеллигентной семье, умница и круглая отличница. Стихи Блока - ее давняя любовь. Училась в институте, когда началась война. Родители остались в захваченном фашистами Минске.

Своеобразие характеров каждой девушки.

У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги.  

Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга .

Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание  уберечь, оградить.

Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать  действительность, в неуемности фантазии.

У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.

У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».

У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку - всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемет».

У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.

У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске». Она любит театр, поэзию.

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

Вопрос: Они такие разные, такие разные у них довоенные судьбы. И все-таки у них много общего. Чем же они похожи?

Ответы учащихся: На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни  зенитной батареи, быт девичьего  подразделения, даже то, как  девушки  чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию. Единодушно пытаются саботировать распоряжения сухаря Васкова.

С горечью пишет Васильев о том, как суровая действительность  войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой.

Это подтверждают следующие сцены:

  1. когда Рита Осянин6а убивает  своего первого немца. Потрясение от убийства, хотя оно  и являлось справедливым возмездием, настолько велико, что на поздравления девчат, «она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло.»
  2. такие же  чувства  испытывает  и Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить  врага прикладом «по живой голове»  как говорит Васков).

Объединяет всех героинь повести их готовность  без колебаний вступить в бой с врагами.

Против целой диверсионный группы специально  обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них,  делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют своих жизней.

ИТОГ (УЧИТЕЛЬ): Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины. По сути, каждая из пяти  героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

Вопрос: Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?

Ответы учащихся: Озорные, веселые, они ведут себя  не так, как положено на войне. «Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу,  трещали как сороки, загорали,  вместо команды – «полная насмешка» («Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала  просто не верится, что им  придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть.

На экране соответствующий эпизод из фильма по повести Б.Васильева

ИТОГ (УЧИТЕЛЬ): Борис Васильев показывает  самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война.

Учитель: Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война обходит стороной 171 разъезд, на котором служит старшина Васков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты, которые забывают «на курорте» о дисциплине и пьянствуют. Наконец, по просьбе Васкова на разъезд присылают «непьющих» - женское зенитное подразделение. Девушки чуть ли не открыто посмеиваются над своим « деревенским» старшиной, и он чувствует постоянную неловкость с такими бойцами. Однако стоит дойти до настоящего дела, Васков проявляет себя как бывалый и мужественный солдат.

Мини-проект. Заранее подготовленный ученик представляет характеристику старшины Васкове.

Федот Васков 32 года «Человек почти без образования, в конце 4 класса отца его медведь заломал, а в 14 лет он стал добытчиком в семье. Незадолго до финской войны женился он на санитарке, живая «бабенка» попалась, ей бы петь да плясать. Да винцо попивать, однако родила мальчика, Игорьком назвали. Финская началась, Васков на фронт, а жена завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края, Васков развелся с женой, мальчика забрал к себе и к своей матери в деревню отправил. А через год мальчик умер, С тех пор Васков и улыбнулся-то всего 3 раза: генералу, когда тот орден вручал, хирургу, который осколок из плеча вытаскивал, и своей хозяйке за догадливость.

Старшина – добросовестный работник, трудяга, опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения заданий. В начале повести взаимоотношения девушек и старшины складываются трудно. В бою с диверсантами раскрывается истинный характер Васкова. Узнав девчат, он проникается сочувствием к ним. Расправляется душа сурового Васкова, а девушки начинают уважительно относиться к нему. Старшина самостоятельно принимает решения, догадывается о замыслах врага. Преодолевая растерянность, опаску, Васков становится решительным, инициативным. И делает все, что может быть в его положении единственно правильным, необходимым и возможным.

В конце повести Васков побеждает «И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он. Федот Евграфович Васков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия». Он сдержал слово: усыновил Альберта, с ним вместе установил памятники девушкам.

Вопрос: Почему воспоминания о довоенной жизни девушек автор дает перед  описанием гибели каждой из них?

Ответ учеников: Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно  дает почувствовать, как глупо, как несуразно и неправдоподобно было погибать в 19 лет. Борис Васильев понимает и заставляет понять  нас, что понятия война и женщины несовместимы. Они не знали ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости; еще ничего не видели в жизни, потому что были совсем зелеными. И погибают.

Дискуссионный вопрос: Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают? Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее  других?

Ответ: Лизу Бричкину как «лесного человека» Васков отправляет назад чрез болото за подмогой, строго приказывая не сходить с тропы. Но Лиза оступается в болоте.

Зачитать сцену гибели Лизы. «Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетел к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.

Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывая грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.

Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»

ИТОГ: Она стремилась поскорее выполнить приказ Васкова. Мы видим ее ужас и до последнего мгновения веру в то, что завтра будет и для нее».

На экране соответствующий эпизод из фильма по повести Б.Васильева

Учитель: Но о том, что Лиза погибла,  Васков и девушки не знают, они надеются на помощь. Чтобы задержать немцев, они решают ввести их в заблуждение. КАК? ЧТО ОНИ ПРИДУМЫВАЮТ, ЧТОБЫ ЗАДЕРЖАТЬ ВРАГОВ?

Ответ учащихся: Они изображают лесорубов, валят лес, громко кричат. Но от группы немцев отделились 2 человека, разведка.

Вопрос: Что делать?

Ответ учащихся: И тогда Женька Комелькова разыгрывает потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде в 10 метрах от вражеских автоматов.

На экране соответствующий эпизод из фильма по повести Б.Васильева

Вопрос: Какой смысл в повести имеет сцена купания Жени на виду у диверсантов?

Ответ учащихся: Этот эпизод глубоко символичен. Сколько же надо иметь ненависти к врагам, расстрелявшим её близких, что она вдруг вышла на берег и прокричала – завела  песню про Катюшу. Именно в этот момент была одержана главная победа над врагом. Ненависть к врагам победила ужас, красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу – и победила!

Вопрос: Было ли страшно Жене? Откуда мы это видим?

Ответ учащихся: Она « улыбается, а глаза, настежь распахнутые и ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжёлый, как ртуть». В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость. Это была маленькая победа. Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес.

Учитель: Но с этой минуты Васков начинает терять своих бойцов.

Соня. Побежала за кисетом с махоркой, немцы всадили нож в сердце. (Глава 8) Зачитать сцену гибели героини.

 «А старшина весь заострённый был, на тот крик заострённый. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми всё отлетает, всё растворяется и поэтому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосёт, тянет за сердце.

Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами. 

…Отличница была, - сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в институте.

…Да, - покивал старшина. – Стихи читала.

А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…».

На экране соответствующий эпизод из фильма по повести Б.Васильева

Галя. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая.

Коротко ударил автомат. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе. Замерло всё на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне».

Учитель: Реальный мир суров – Галя растерялась, скисла, плакала тайком по ночам. Струсила в первом бою. Метнулась наперерез диверсантам - короткая автоматная очередь. (10-11 главы)

На экране соответствующий эпизод из фильма по повести Б.Васильева

ИТОГ (учитель): Борис Васильев подчёркивает, что смерть на войне всегда страшна и уродлива. Героизм состоит не в красоте, а в готовности пожертвовать собой, даже если этого никто не видит.

Учитель: После гибели Сони старшина приказывает Гале Четвертак надеть сапоги Сони (свой она потеряла в болоте), но Васков и не подозревает, какой след оставила в душе Гале Сонина смерть. Она сломлена, напугана до ужаса.

Федот Евграфович берет немцев на себя, чтобы увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку, но он всё-таки успел добраться на острове на болоте, в воде он замечает юбку Лизы  и понимает, что помощь не придёт.

Рита, Женя и Васков готовы дать последний бой.

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву. И сотни раз - во сне...

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

На экране соответствующий эпизод из фильма по повести Б.Васильева

Учитель: Смертельно ранят Риту. И Женя, вызвала огонь на себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на минуту не сомневалась, что всё кончится благополучно.

Зачитать сцену гибели Женьки. Женя. «Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно.

И даже когда пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».

На экране соответствующий эпизод из фильма по повести Б.Васильева

Зачитать сцену гибели Риты (в это время на экране соответствующий эпизод из фильма по повести Б.Васильева). 

«Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет.

Рита спросила у Васкова, болит ли рука.

Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

- Болит?

- Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

- Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.

- Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…

- Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал.

Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел».

Постановка проблемного вопроса. Дискуссия. Права ли Рита, выстрелив  себе в висок?

Ответ учащихся: Рита знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и мучительно. Но не о себе она думала в последнюю минуту, а о сыне, который оставался сиротой, поэтому и попросила Васкова позаботиться о нем. Чтобы не быть обузой Васкову, она стреляет себе в висок.

Как погибли Соня и Галя?  Постановка проблемного вопроса. Дискуссия. Можно ли осуждать их смерть?

Ответ учащихся: Конечно, осудить легче всего. Но вы представьте их в военном обмундировании с оружием в руках сначала на болоте, затем в лесу.

Учитель: Васков остался в живых один, тяжелораненый, он врывается в избушку к фашистам, которые и представить себе не могут, что он на много вёрст один одинёшенек, и в руках у него разряженная граната. «Не вмещалось это понятие в фашистские мозги, и поэтому на пол легли, и связали друг друга ремнями. Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу идут свои, русские.

Погибли все девушки.         

- Как вы думаете, почему автор подробно рассказывает о мирной жизни девушек?

-Можно ли назвать их смерть героической?

Ответ учеников:  Смерть их потрясает. Каждая из девушек могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вспупают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают всё, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

Постановка проблемного вопроса. Дискуссия. Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

Они бесстрашно перебрались через болото, не пали духом, узнав, что немцев намного больше, чем предполагали. Действовали  очень осторожно, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. И все они, если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, погибли как герои, защищая Родину, понимая, что «Родина не с каналов начинается, совсем не  оттуда. Мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал»( Рита).

ИТОГ (учитель): Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым  от того, что они женщины, исполненные  любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими  захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее Родины.

На экране эпизод из фильма по повести Б.Васильева – «погибшие девушки»

Учитель: В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики:

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни  безнадежно – держать…. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно он, Ф.Е.В. был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого : лишь он, враг, да Россия».

Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на  Синюхиной гряде.

Так возникает  еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Это и есть мера героического, по Васильеву.

 

Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.

           Почему  повесть так называется?

Ответы учащихся:

1. В повести много контрастов: мир, тишина и те события, о которых рассказывает писатель; природа и война; «тихие зори» и жестокий бой.

2. 3аглавие подчёркивает, весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах.

3. Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят все события той войны, хранят тишину и спокойствие над их могилами.

4. Заглавием Б. Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли, чтобы жили мы, чтобы над нами было мирное небо, тихие зори, чтобы мы не знали войны. Заглавие повести - это протест против войны.)

Учитель. Заглавие повести ёмко и многозначно. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом - война, кровь, смерть.

Эта небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

Учитель. Сейчас вам необходимо, опираясь на произведение,  ответить  на один вопрос: «Почему у войны «не женское лицо»»? (работа в группах по несколько человек, в конце занятия ребята зачитывают итоги своих размышлений).

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы говорили с вами о героях повести, которая носит удивительное название «А зори здесь тихие...».

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Особая трагичность войны в том, что женщина, призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Однако, она не только была сестрой милосердия, она наравне с мужчинами шла на врага. В Великой Отечественной войне женщине пришлось взять в руки оружие, стать солдатом. Они ухаживали за ранеными, подносили снаряды, были лётчиками, связистами, партизанами, снайперами, зенитчиками... Они были солдатами.

В повести Б.Васильева рассказывается всего лишь о нескольких днях из жизни героев. За эти дни девушки прожили свою короткую жизнь, подчиняя все мысли одному: выстоять, защитить. Своей жизни не пожалели ради других. Вот из таких, казалось бы, маленьких подвигов, и сложилось то, что мы теперь называем великим подвигом народа в Великой Отечественной войне. Мы не были свидетелями той страшной войны, мы знаем о ней по таким вот произведениям. И ни в коем случае нам нельзя забывать, какой ценой завоевано наше счастье.

На экране слова автора: «Женщина для меня — это воплощенная гармония жизни. А война — всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами...» (Б.Васильев).

В этом бою девчата бились не просто за кусок северной земли или отрезок железной дороги. Нет, в том бою они стояли насмерть за своих любимых и близких, за детей, за право мечтать, смеяться, любить, растить детей, за будущие рассветы и закаты, за нас с вами.

Итог (учитель):  Борис Васильев писал: «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими , понятными, их современниками.»

 И эта повесть адресована вам, чтобы помнили…

Минута молчания (под звуки метронома) и на экране текст: «Вечная память девушкам, женщинам, матерям, женам, сестрам, дочерям, отдавшим свои жизни в той страшной войне за нас с вами, за наше с вами сегодняшнее мирное  голубое  небо».

Подведение итогов.

Домашнее задание: Сочинение на тему «У войны не женское лицо…» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)...

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

У войны - не женское лицо (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие")

Урок литературы в 11 классе по теме " У войны - не женское лицо" (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие") Урок проводится с использованием презентации и видеоролика "До ...