Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Часовских Светлана Анатольевна

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и истории на тему: «Идёт война народная...» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...») 10 класс.

Цели урока: дать историческую справку о первых днях Великой Отечественной войны; показать патриотизм и героизм советских людей, проявленный в годы Вов, на примере героев повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...», показать «неженское лицо» войны; формировать навыки работы с текстом художественного произведения.

Оборудование: презентация о Вов (исторические материалы); повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие...»; иллюстрированный материал на тему: «Женщина ка войне»: выставка книг о Великой Отечественной войне; песня « Священная война» В. Лебедева-Кумача и А .Александрова и «Журавли» Я.Френкеля и Р.Гамзатова; высказывания Б.Васильева.

                                         

                                                 Ход урока.

Слово учителя. Сегодня у нас с вами не обычный урок, а интегрированный - истории и литературы - и посвящён он теме Великой Отечественной войны. Давно отгремела эта страшная война, но русский народ не забывает и свято чтит подвиг наших соотечественников, отдавших свои жизни за нас, за мирное небо над нашими головами.

Показ презентации о Великой Отечественной войне (ученик).

Учитель. Война гуляет по России... Мы все знаем, что за короткое время фашисты захватили многие наши города, 900 дней и ночей держали в блокаде Ленинград, близко подошли к Москве. Но не все знают, что неспокойно было и на севере нашей страны, что шли бои и в краю лесов, озёр и тихих зорь.

Рассказ        ученика о Карельском фронте.

Учитель. В этом краю и происходят события, описанные в повести Б.Васильева, о которой мы сегодня будем говорить.

Сам Б. Васильев знает о войне не понаслышке.

«Каждый писатель пишет о своём времени, какой бы темы или эпохи он ни коснулся. И я написал о том, что знаю. О моём поколении... Опыт поколения - это и биография героев и выстраданное самим собой...».

Б. Васильев.

О том, как была написана книга, рассказывает сам писатель.

3. Ученик рассказывает об истории написания повести.

«Я хотел рассказать о пережитом сегодняшней молодёжи. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными — их современницами. И в то же время — девочками тридцатых годов.... Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 г. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести — большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...»

Учитель. «Женщина для меня — это воплощенная гармония жизни. А война — всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами...» (Б.Васильев).

Они ухаживали за ранеными, подносили снаряды, были лётчиками, связистами, партизанами, снайперами, зенитчиками... Они были солдатами.

Итак, повесть Б. Васильева о женщинах на войне «А зори здесь тихие...»

- Давайте вспомним, где и когда происходит действие повести? Какие события в ней описаны?

Учитель. Старшина Федот Евграфович Басков и пять девушек отправляются ликвидировать немецких диверсантов, пробиравшихся к Мурманской железной дороге и Беломоро-Балтийскому каналу. Но оказалось, что фашистов не двое, как предполагалось, а 16.

И тогда Басков отправляет Лизу Бричкину за помощью, т.к. самим им не справиться.

-        Почему именно Лизу?

-А почему такая опытная и внимательная Лиза погибает?

Какие чувства вызывают у старшины Соня Гурвич и Галя Четвертак?

(Они обе маленькие, худенькие «пигалицы городские», обе ещё не видели немцев.)

Учитель. Но несмотря на то, что они маленькие и худенькие, они очень мужественно переносили трудности пути: ни слова жалобы, «пыхтят, ойкают, но лезут. Упрямо лезут, зло.

Как погибает Соня?

                                      (Хотела сделать приятное Баскову, побежала за кисетом.)

А Галка? Что можно о ней сказать?

(Она от природы была наделена яркой, образной фантазией, в воображаемом мире всегда жила активнее, чем в действительности. Поэтому после того, как увидела мёртвую Соню, она «физически, до дурноты ощутила проникающий в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжёлый запах крови...И это рождало тупой, чугунный ужас...»

Учитель. А радом были враги, была смерть. И у неё просто не выдержали нервы.

Б. Васильев говорит: «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагизм Гали Четвертак в этом».

Можно ли осуждать Соню и Галю за нелепую смерть?

                       ( Их можно пожалеть, п. ч. гибнут такие юные девушки, почти дети.)

Учитель. Более опытными солдатами в команде Баскова были Женька Комелькова и Рита Осянина. У них были свои личные счёты с немцами.

Рассказ ученика о Жене Комельковой.

Почему она не затаилась, не переждала, а приняла бой?

( она хотела хоть чем-нибудь помочь смертельно раненной Рите и Баскову, который должен был довести дело до конца. Она понимала, что уводя немцев в сторону от своих боевых товарищей, спасает их от верной смерти.)

Учитель. Риту Осянину Васков выделил сразу. Почему?

Рассказ ученика о Рите Осяниной.

Можно ли осудить Риту за этот выстрел?

Рита дважды выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и получает смертельную рану, А теперь она осознаёт своё положение и положение раненого Баскова и не желает быть ему обузой. Она понимает, что он её не бросит, а с нею ему не удастся завершить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя.

Учитель. Погибли все девушки.         

- Как вы думаете, почему автор подробно рассказывает о мирной жизни девушек?

-Можно ли назвать их смерть героической?

( Смерть их потрясает. Каждая из девушек могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вспупают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают всё, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.)

Почему все девушки погибают?

( Война была очень жестокой, и гибель девушек подчёркивает эту жестокость. Очень хочется, чтобы девушки не погибли, но это было бы уже неправдой. Немцев так много, а их всего шестеро, да и воевать они не умеют.)

Учитель. На одной из читательских конференций Б.Васильев сказал: «Надо иметь в виду, что речь идёт о немецких диверсантах, тогда ещё не сдававшихся в плен, Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. И эти девочки прекрасно знали,  за что они отдают свою жизнь».        

Девушки погибли. А почему автор оставляет жить Васкова? Как вы к нему относитесь и как поступили бы на его месте?

(Сами девушки не простили бы старшину, если бы он отступил. И первая - Рита.

Он сам рисковал прежде всего. Он уцелел, потому что опытным был, много воевал, знал лес, всё видел, всё слышал и не надеялся на помощь. Но самое главное:

«Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадёжно - держать. Держать эту позицию, а то сомнут - и всё тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всём мире больше никого: лишь он, враг да Россия».

Учитель. Итак, сегодня мы говорили с вами о героях повести, которая носит удивительное название «А зори здесь тихие...»

- Почему писатель так назвал повесть? Как вы понимаете смысл её заглавия?

1) В повести много контрастов: мир, тишина и те события, о которых рассказывает писатель; природа и война; «тихие зори» и жестокий бой.

3аглавие подчёркивает, весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах.

Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят все события той войны, хранят тишину и спокойствие над их могилами.

По-моему, заглавием Б.Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли, чтобы жили мы, чтобы над нами было мирное небо, тихие зори, чтобы мы не знали войны. Заглавие повести - это протест против войны.)

Учитель. Заглавие повести ёмко и многозначно. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом - война, кровь, смерть.

Эта небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа,

Впервые повесть «А зори здесь тихие...» была опубликована в 1969 году в журнале «Юность». Интерес к повести был огромным, поэтому она многократно переиздавалась. И здесь представлены лишь немногие издания. Кроме того во многих театрах страны были поставлены спектакли по повести. Обошла многие экраны мира экранизация повести, осуществлённая режиссёром Станиславом Ростоцким. Интерес к повести не ослабевает до сих пор. Три года назад по телевидению был показан китайский ремейк нашего фильма.

                                                Война в Карелии.

Вступив в тайный сговор с фашистской Германией, реакционное правительство Финляндии пригласило на свою территорию гитлеровские войска, чтобы совместно начать войну против нашей страны.

В своих планах гитлеровское командование придавало очень большое значение Кандалакшскому направлению, так как оно было для гитлеровских войск самым удобным из всех других северных направлений. Это был железнодорожный путь из Кеми на Куолаярви и далее на Кандалакшу.

Сосредоточение гитлеровских войск на Кандалакшском направлении началось ещё в марте - апреле 1941 года. Все эти силы вошли в состав 36-го армейского корпуса, который по плану гитлеровского командования должен был занять Кандалакшу в середине июля.

Наступление гитлеровцев на Кандалакшском направлении началось 1 июля 1941г. Ожесточённые бои продолжались до первых чисел августа. Ценой больших потерь противнику удалось прорвать первую линию нашей обороны и подойти ко второй. Но здесь он основательно застрял. Дальнейшие неоднократные попытки врага продвинуться вперёд успеха не имели. Однако Гитлер не раз возвращался в своих директивах к Северному театру военных действий и неизменно требовал наступления к Кандалакше, перенося лишь сроки её захвата сначала на октябрь, затем на зимние месяцы.

Однако наступление на Кандалакшу зимой 1941/42 г. не состоялось. Не состоялось оно ни летом, ни осенью 1942г., хотя из опубликованных сейчас секретных документов ставки Гитлера и из воспоминаний бывших фашистских генералов видно, что такое наступление готовилось.

Что же помешало противнику начать и осуществить в 1942году новую операцию по овладению Мурманском, Кандалакшей и Беломорском?

Конечно же, это упорство в бою, беспредельное мужество и храбрость наших воинов, которые сорвали планы наступления вражеских войск на Беломорск, Кировскую железную дорогу и Мурманск в суровом 1942 году.

Войска Карельского фронта и 23-й армии, сдерживая натиск врага на огромном пространстве от Финского залива до Ухты, упорной обороной и активными действиями на отдельных участках облегчали войскам Ленинградского и Волховского фронтов отражение контратак противника с юга и юго-востока от Ленинграда

На Кандалакшском направлении с лета 1942-го и вплоть до осени 1944-го проходили бои местного значения, велись поиски разведчиков.

В начале 1944 года Финляндия прекратила против нас военные действия, запросила мир, обязалась изгнать фашистские войска со своей территории.

Гитлеровцы начали отходить сначала с Ухтинского, потом с Кестеньгского направлений. 12 сентября 1944 г. части немецкого 36-го армейского корпуса поспешно покинули свои позиции и на Кандалакшском направлении. Боясь окружения, они бросали технику и снаряжение, устремляясь в сторону Северной Финляндии. Через несколько дней вся территория Кандалакшского района в его нынешних границах была вся очищена от фашистских захватчиков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый писатель пишет о своём времени, какой бы темы или эпохи он ни коснулся. И я написал о том, что знаю. О моём поколении…Опыт поколения – это и биография героев, и выстраданное самим собой… Б.Васильев.

Слайд 2

Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой вместе с мужчинами… Б.Васильев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)

                                   Внеклассное мероприятиеЧитательская конференция «У войны не женское ...

« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)...

"Война - не женское дело" (внеклассное чтение по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок внеклассного чтения помогает раскрыть женский героизм в годы войны....

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

У войны - не женское лицо (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие")

Урок литературы в 11 классе по теме " У войны - не женское лицо" (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие") Урок проводится с использованием презентации и видеоролика "До ...