ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
материал по литературе (9 класс) на тему

Немальцева Анна Николаевна

                                     Внеклассное мероприятие

Читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…») 
Предметная область: литература. 
Цель: содействовать формированию у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне.

Задачи: 
а) воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;

– учить отстаивать свою точку зрения логическими доводами;

– учить терпимо относиться к чужому мнению;

– развивать эстетический и нравственный потенциал учащихся; 
б) развивающие:

– развивать читательскую наблюдательность;

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу; 
в) образовательные:

– расширить диапазон познавательных интересов;

– помочь учащимся оценивать поступки героев повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним;

– учить видеть затронутые автором проблемы, на основе этого привлечь внимание к писателю Б.Л. Васильеву и его творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitatelskaya_konferentsiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                     Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

             Нефтеюганская  средняя общеобразовательная кадетская  школа №4

     

                              ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

                               

                              «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» 

(по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…») 

                                                                           Автор: Немальцева А.Н.,                                                              учитель русского языка и    литературы    

г.  Нефтеюганск 2015

                                     

                                     Внеклассное мероприятие

Читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…») 
Предметная область: литература. 
Цель: содействовать формированию у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне.

Задачи: 
а) воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;

– учить отстаивать свою точку зрения логическими доводами;

– учить терпимо относиться к чужому мнению;

– развивать эстетический и нравственный потенциал учащихся; 
б) развивающие:

– развивать читательскую наблюдательность;

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу; 
в) образовательные:

– расширить диапазон познавательных интересов;

– помочь учащимся оценивать поступки героев повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним;

– учить видеть затронутые автором проблемы, на основе этого привлечь внимание к писателю Б.Л. Васильеву и его творчеству.


Условия эффективности проведения мероприятия

Предварительный настрой учащихся на серьёзный разговор, внимательное чтение повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…», просмотр художественного фильма «А зори здесь тихие…» (режиссёр Станислав Ростоцкий), знакомство с биографией Б.Л. Васильева (индивидуальное задание).
Формы и методы реализации: беседа, разговор, обмен мнениями, анализ, рассказ. 
Возраст участников конференции: 8-9 классы (14-15 лет) 
Продолжительность: 1 час

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе.

II. Биография Б.Л. Васильева (сообщение подготовленного ученика).

III. Сообщение подготовленного ученика о повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

IV. Сообщение подготовленного ученика о проблематике повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

V.  Обсуждение  повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…».

1) Когда и где происходит действие повести «А зори здесь тихие…»?

2) Кто являются главными героями повести?

3) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? 
4) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь? 
5) Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

6) С какой целью Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек? 
7) Как вы понимаете название повести – «А зори здесь тихие…»? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж? 
8) Кому адресована повесть? 
9) Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»? А фильм? Объясните, почему?

VI. Слайдовая презентация «У войны не женское лицо».

VII. Заключительное слово учителя.

ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

Выставка книг о Великой Отечественной войне, портрет писателя                   Б.Л.  Васильева, выставка его книг, художественный фильм «А зори здесь тихие» (режиссёр С.И. Ростоцкий), портреты С. Алексиевич, Ю. Друниной, иллюстрации на тему войны, книга очерков «Война в истории моей семьи» (Колодинский край),  фонограмма «Ave, Maria», компьютер, проектор, экран.

                                                             СЦЕНАРИЙ 


Слайд№1
I.
Вступление: 9 Мая наш народ отмечает самый светлый праздник - День Победы над фашистской Германией. Эта Победа была завоевана огромной ценой Советских людей. Война забрала миллионы людских жизней, сломала людские судьбы. В наше время осталось в живых очень мало тех, кто сражался в Великой

Отечественной войне. Мы в вечном долгу перед теми, кто  пал на полях сражений, кто ушёл, “недолюбив, недокурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества.  И сегодня мы поговорим о тех женщинах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи. Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”. Слайд№2

Слайд№3

II. Биография Б.Л. Васильева.

Васильев Борис Львович – один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился 21 мая 1924 года в городе Смоленске в семье кадрового командира Красной Армии. После окончания 9 класса в июле 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении. В 1943 году после контузии был направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив её в 1948 году, работал на Урале.

Печатается с 1954 года. Борис Васильев с детства был увлечён сценой, и поэтому первые его произведения – пьесы. Борис Львович – автор таких романов, как «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», повестей «Завтра была война», «Капля за каплей» и др. Он автор сборников рассказов, киносценариев. 

Слайд №4
III. Сообщение о повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Истинный успех пришёл к Б.Л. Васильеву после публикации повести «А зори здесь тихие...». Это одно из самых лучших и читаемых произведений писателя. В 1969 году книга была опубликована, в 1971 году инсценирована и в 1972 году экранизирована (режиссёр С.И. Ростоцкий). За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий                «А зори тихие…» – премии Ленинского комсомола. В 1997 писатель был удостоен премии имени А.Д. Сахарова «За гражданское мужество».

Борис Васильев сделал героями своей повести «А зори здесь тихие…» девушек, чтобы показать, насколько жестока война, ведь в женщинах начало всякой жизни.

Слайд№5.   Итак, женщинам, бойцам сурового времени, и посвящаем мы свою читательскую конференцию «У войны не женское лицо». Сегодня мы расскажем о представительницах прекрасного пола, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Слайд№6.

IV. Ведущий 1 Выступление  о проблематике повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Тема войны, подвига, человеческих страданий не могла оставить равнодушными наших современников. Повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие… » сразу завоевала читательские сердца. Васильев пришёл в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда – подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свой народ и свою Родину.

Ведущий 2

Слайды №7, 8, 9, 10,11

Основной принцип художественного построения повести – контраст: сопоставление радостного и грустного, переход от иронии и шутки к трагическим и героическим аккордам. Писатель органично соединяет обычное, житейское с возвышенным, героическим и тем самым создает внутренний динамизм повествования, делает чтение произведения захватывающим. Главные герои повести – женщины. Женское начало придаст повествованию особый лиризм, задушевность и трагизм. Сталкивая два начала: хрупкий мир женской девичьей красоты с миром зла, жестокости, убийств, Б. Васильев всем пафосом своего произведения говорит о несовместимости, несочетаемости двух понятий – женщина и война. К концу повести гибнут все главные героини, и с гибелью каждой обрывается маленькая ниточка с «бесконечной пряжи человечества». От главы к главе нарастает горечь от невозвратимости потерь. 

V. Обсуждение  содержания  повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…».

Слайд №13, 14, 15, 16.
Ведущий 1.

1) Когда и где происходит действие повести «А зори здесь тихие…»?

Время действия повести «А зори здесь тихие…» – май 1942 года.                  Место – неведомый 171-й разъезд.

2) Кто является главными героями повести?

На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Это бойцы-девушки. Всего их пять: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, они во главе со старшиной Фёдором Евграфычем Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати.
VI. Ведущий 2.

- Ребята, давайте  поближе познакомимся  с героями  повести, предлагаем посмотреть  фрагмент, который  подготовили  учащиеся 9 кадетского класса.

3) Почему каждая  из девушек  оказалась  на войне? 
У каждой из девушек свой суровый счёт к фашистам. У Риты Осяниной – гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили… Семьи комсостава захватили – и под пулемёт». У Сони Гурвич – «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья». У Галки Четвертак – неосуществлённые фантазии. 
5) Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

Гибель каждой из девушек можно назвать героической. Во-первых, что они  пошли защищать Родину.  Женщина и война несовместимы. Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значительным оттого, что они, женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее своей Родины. Казалось бы, ничем не примечательные старшина Васков, девушки- зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак не участвуют ни в каких крупных боевых действиях. Но они отстояли тот клочок земли, который им поручено защищать. Девушки проявили непоколебимую твёрдость, смелость, глубокую человечность. 

  • Сценическое искусство (выступление учащихся). 

Что произошло на войне:

Сцена гибели Лизы Бричкиной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (7 глава);

Сцена гибели Сони Гурвич:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (8 глава);

Сцена гибели Гали Четвертак:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (11 глава);

  • Мы предлагаем посмотреть  отрывки из фильма о героической гибели  Жени Комельковой и Риты Осяниной (фрагменты  фильма «А зори здесь тихие»).


6) С какой целью Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек? (Ответы 8 к класса).

Прошлое старшины Васкова:

 пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (5, 6 главы);

просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Риты Осяниной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (2 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Лизы Бричкиной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (7 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Сони Гурвич:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (8 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Гали Четвертак:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (10 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Жени Комельковой:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (13 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».


Вывод: Ведущий 1. Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек с целью показать красоту, прелесть мирной жизни и чудовищность войны. Все они могли бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям… Но – была война…Никто из них не успел осуществить свои мечты. 

7) Как вы понимаете название повести – «А зори здесь тихие…»? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?

У войны не женское лицо. Она всё загубила: и красоту Жени Комельковой, и материнство Риты Осяниной, и мечту Лизы Бричкиной, и талант Сони Гурвич, и детство Гали Четвертак. Самое страшное – она прервала нить в «бесконечной пряже человечества ». Человечество потеряло не только пятерых девчат, но и их,

не рожденных детей и детей их детей. В этом вся трагедия. Тихие зори – это памятник всем тем, кто не вернулся с войны.

Ведущий 2. Прикосновение к подвигу девушек способствовало пробуждению гражданской совести у беззаботного юноши-туриста, сочиняющего веселенькое письмецо своему приятелю. Совсем в другой тональности написана вторая часть его письма: «Здесь, оказывается, тоже воевали… Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете. Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту. Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу. Отец капитана нашёл её по каким-то своим приметам. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился». Не решился, почувствовав несовместимость своей беззаботной, «райской» жизни с произошедшей здесь много лет назад трагедией. В заключительной фразе письма, давшей название всей повести, сквозит удивление юноши от неожиданно происходящих в нём перемен: «А зори-то здесь тихие, тихие, только сегодня и разглядел». Эта фраза озаряет светлым лирическим чувством героическую историю суровых дней войны. 

8) Кому адресована повесть? (эпилог) (Ответы 8 к класса).

Повесть адресована молодому поколению. Погибли девушки. Они были старше вас всего на два-три года. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками тридцатых годов», – так обращается писатель к своим юным читателям.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

  • Мы предлагаем посмотреть  отрывки из фильма «А зори здесь тихие» (эпизод памятника).

9) Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»? А фильм? Объясните, почему? 
Учащиеся высказывают своё мнение. 

 
VI. Мы многое знаем о Великой Отечественной войне. Читали книги, смотрели фильмы, не раз слышали рассказы ветеранов. Но война, описанная в повести  «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, поражает. Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат – женщина, основной долг которой – продлевать жизнь на Земле?

За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…».  Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Девушки погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину. 

VII.  Ведущий 1. Итог. 

Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы. Ведь у войны не женское лицо.

Мы предлагаем послушать песню  «А закаты алые» в исполнении учащихся 9к класса. (Звучит песня).

Презентация (На фоне песни. Буктрейлер «А зори здесь тихие…»).

Сценка фрагмента по произведению Б. Васильева  «А зори здесь тихие…»

  1. Звучит музыка.
  2. Агапова Дарья (голос за кулисами)
  3. Выходят герои повести.
  4. Васков  подходит к Лизе Бричкиной (Маша Ульянкина).                                  -    Васков: «Ну, что, Лизавета,  рассказывай…»
  5.  Подходит к Соне Гурвич (Катя Лень)
  6. Подходит  к Гале Четвертак (Лера Бессонова)
  7. Подходит к Жене  Комельковой (Ирина Лотарингская)
  8.  Подходит к Рите Осяниной (Полина Олюнина).
  9. Рита Осянина (Полина Олюнина) спрашивает  Федота Евграфыча Васкова: «А расскажите о себе, Федот Ефграфыч». (Рассказ Ф.Е. Васкова о себе). (Васков уходит)

 10. Лиза, Соня, Галя,  Женя, Рита становятся в ряд и опускают головы. Звучит голос за кадром (Агапова Дарья), каждая из героинь поднимает голову и уходит.               

ЛИТЕРАТУРА: 

1. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х частях. Лебедев Ю.В. – 11-е изд.  – М.: Просвещение, 2009.

  1. Егорова Н.В., Золотарёва /Поурочные разработки по русской литературе. XX  век. – М.: ВАКО, 2003.
  2. Васильев Б. А зори здесь тихие… – М.: Детская литература, 1984.

4. Васильев Б. А. «А зори здесь тихие…» - М.: Детская литература, 1987 

5.  Литература. 10 – 11 классы: развёрнутое  тематическое планирование по программе под редакцией Коровиной В.Я. /Базовый и профильный уровни/ авт.-сост. Цветкова Г.В. – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                              

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к устному журналу по повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие..."

Материал, помогающий вести обсуждение повести, её героев, художественного своеобразия произведения....

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

"Война - не женское дело" (внеклассное чтение по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок внеклассного чтения помогает раскрыть женский героизм в годы войны....

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...

Литературно - музыкальная гостиная по повести Б.Л.Васильева " А зори здесь тихие".

Сценарий для проведения  воспитательного мероприяттия ко Дню Победы, тематического мероприятия в рамках гуманитарной недели. Материал  рассчитан на один урок. Он включает в себя небольшое пр...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...