«Всем было трудно, трудно для страны…» (урок внеклассного чтения по рассказу самарского писателя В. Воронкова «Порция гороха»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Презентация и консект урока внеклассного чтения по творчеству самарского писателя В.Воронкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_portsiya_goroha_dlya_shkoly.docx44.54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_v.voronkov.ppt909.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Жидкова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №127 г.о. Самара

Класс: 6 б

Предмет: литература

Тема урока: «Всем было трудно, трудно для страны…» (урок внеклассного чтения по рассказу самарского писателя В. Воронкова «Порция гороха»)

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные технологии:

- технология развитие критического мышления через письмо и чтение;

- обучение в сотрудничестве,

- технология исследовательского обучения,

- технология индивидуализации обучения учащихся.

Приёмы технологии «РКМЧП»: групповая дискуссия, «мозговая атака», «синквейн».

Методы обучения:

1) словесный (слово учителя, сообщения детей).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

3) наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, выставка рисунков, выставка сочинений учащихся о прабабушках и прадедушках, художественное чтение детей).

4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) исследовательский (КМД малыми группами – рассказ о героях произведения).

6) практический (чтение текста, работа со словарём, заданиям на карточках).

Оборудование: портрет писателя В. Воронкова, текст рассказа «Порция гороха», тетради, запись на доске, раздаточный материал, выставка книг «Дети и война», выставка рисунков учащихся, выставка работ учащихся о родственниках, переживших военное время, мультимедийный проектор (презентация).

Цели урока: 

Обучающие:

- знакомство с творчеством самарского писателя В. Воронкова;

- развитие умения анализа художественного произведения;

- формирование умения выражать  собственную   позицию, вести диалог;

- развитие умения выражать свои размышления в форме аргументированного ответа на вопросы.

Развивающие:

- развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

- развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;

- развитие аналитических способностей;

- развитие творческих способностей.

Воспитывающие:

- воспитание любви  к личности и творчеству писателя;

- воспитание любви к литературе и родному языку;

- воспитание любви к чтению;

- воспитание нравственных качеств: доброты, благородства, человеческого участия. ·  

Эпиграфы:

В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

В. Шамшурин

Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.

Брант С.

Предварительная подготовка к уроку: чтение рассказа учащимися, работа над индивидуальными заданиями (биография писателя, выразительное чтение рассказа наизусть учащимся, пересказ эпизодов), иллюстрации к рассказу В. Воронкова «Порция гороха», сочинения учащихся о родственниках, переживших военное время).

Ход урока

Стадия

(фаза) урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

I. Стадия вызова

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку (тетрадь, дневник, текст рассказа, раздаточный материал). У меня сегодня замечательное настроение. Какое у вас настроение?

Начинаем урок. (Слайд 1)

Приветствуют учителя, гостей, оценивают готовность рабочего места.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

0,5мин.

2. Мотивация учащихся.

Мы с вами продолжаем изучать творчество самарских писателей. И обратимся сегодня к произведению Валерия Воронкова «Порция гороха» (Слайд 2).

 - Что вы знаете об этом писателе и о его творчестве?

Ответы учащихся

0.5мин.

3. Знакомство с эпиграфами.

- Обратимся к эпиграфам урока (Слайд 3).

(Слова эпиграфов принадлежат Шамшурину Валерию Анатольевичу, нижегородскому писателю и поэту, и  Бранту Себастьяну, немецкому сатирику XV века, прозаику, поэту, юристу. Приложение 1).

4. Беседа по вопросам.

- Как вы понимаете слова эпиграфов?

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

5. Этап целеполагания.

- Теперь проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока.

- Итак, тема нашего урока звучит так: «Всем было трудно, трудно для страны…»

(Урок внеклассного чтения в 6 классе

по рассказу В. Воронкова «Порция гороха»). (Слайд 4).

Тему и слова эпиграфов запишите в тетрадь.

Приём «Мозговая атака»

- Подумайте, пожалуйста, над вопросами:

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Чему будете учиться сегодня на уроке?

- Для чего вам это нужно?

Это и будут наши с вами цели урока (Слайд 5).

Цели нашего урока:  мы должны не только познакомиться  с жизнью и творчеством писателя В. Воронкова, с его рассказом «Порция гороха», но и выяснить, какие уроки можно извлечь из рассказа; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Воронкова.

- Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Воронкова на примере его героев. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.

Высказываются

Работа в тетради

Высказываются

1мин.

1 мин.

1мин.

1мин.

6. Работа с понятиями.

- Давайте вспомним значение таких слов, как этика, нравственность, гуманизм, они вам уже знакомы, а нам они понадобятся сегодня на уроке (Работа со словарём. Учащиеся объясняют значение слов). (Слайд 6).

(Этика – 1) философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2) совокупность норм поведения.

Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Какие правила поведения необходимы человеку в обществе?

Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).

- Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, рассматривали этику взаимоотношений детей, взрослых и детей, говорили о нравственности?

(Это сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П. Распутина «Уроки французского», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», А. Лиханова «Последние холода»)

Оцените свою работу на листках самооценки.

Ответы учащихся

1 мин.

II. Стадия осмысления

1. Погружение в урок.

Давайте обратимся к рассказу В. Воронкова «Порция гороха».

Перескажите сюжет рассказа.

2. Беседа по вопросам.

- Ваши впечатления от рассказа?

- Когда и где происходят события в рассказе?

- Какова тема этого рассказа? (О чём этот рассказ?)

- Да, много горя и страданий принесла война. Особенно нелегко, конечно, приходилось детям. Но война не разъединила людей, а объединяла детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды.

- От чьего имени ведётся рассказ?  

- Сколько главных героев в данном рассказе?

Оцените свою работу в листках самооценки.

3. Закрепление знаний и способов действий.

3.1. Мини-исследование текста по теме. 

Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий).

- Теперь остановимся на образах героев и их судьбах. Расскажите о героях. Подготовьтесь на заданную тему, используя «Памятку «План-схема характеристики героя». Работаем в группах с раздаточным материалом. Работаем спокойно, слушаем друг друга, фиксируем записи в таблице. На работу отводится 5 минут. (Приложение 1)

3.2. Заслушивание результатов работы групп.

(По окончании выступления группы можно задавать вопросы).

1 группа (литературоведы). Образ героя. Рассказчик (Сергей).

2 группа (литературоведы). Образ героя. Сенька Котов.

3 группа (литературоведы). Образ героя. Гришка Гром.

- Автор называет Гришку «отчаянным хулиганом».

- Кто такие хулиганы?  (Слайд 7). (Хулига́н – 1. Грубый нарушитель общественного порядка, открыто выражающий неуважение к устоявшимся нормам общества.  2. Разг. перен. ребёнок, не нарушающий общественный порядок, но доставляющий своим родителям  неудобства своим поведением).

- Что значит отчаянный? (Слайд 7).

 (1. Проникнутый отчаянием, выражающий отчаяние (отрицательная эмоция, грусть). 2. Очень тяжелый, безвыходный, безнадежный (о положении, состоянии и т.п.). 3. Предельно напряженный, крайний по силе своего проявления. 4) Смелый, удалой, связанный с риском.

 Видим ли мы на протяжении всего повествования какое-то хулиганское поведение Гришки? Нет. А, как вы думаете, почему? 4 группа (литературоведы). Образ героя. Отец рассказчика.

- Скажите, пожалуйста, война, беда, которая произошла с отцом, сделала его злым, чёрствым, грубым?

5 группа (литературоведы). Образ героя. Мать рассказчика.

- Что бы вы хотели добавить?

- Спасибо вам, ребята, за работу.

Оцените свою работу в листках самооценки.

3.3. Картинная галерея.

Обратимся к нашей картинной галерее, в которой представлены ваши иллюстрации к рассказу «Порция гороха».

- Пожалуйста, расскажите, кого или что изобразили и почему выбрали именно этот момент? Вы будете сегодня ещё и в роли экскурсоводов.

Оцените в листах самооценки своё творчество.

3.4. Беседа по вопросам.

- Как жили дети в тылу?  Каковы их занятия? (Подтвердите ответ текстом).

- Какие трудности испытывали? (Подтвердите ответ текстом).

(Занятия: ловили шпионов, мечтали убежать на фронт, ловили голубей, воробьёв; недоедали, оставались за старших в семье)

Итак, ребята, мы снова побывали с вами в том далёком военном времени и увидели, какие испытания пережили люди в то суровое время.  Война калечила людей. Война отняла у детей беззаботное детство. Ещё раз убедились в том, что дети во время войны быстро взрослели.

- А когда вообще к людям приходит взрослость? (Когда они совершают поступки, несут ответственность за кого-то, замечают чужую боль).

- Какие действия, поступки показывают, что главный герой взрослеет?

- Как бы вы назвали рассказ В. Воронкова?

- Как вы объясните название, которое дал рассказу писатель?

- Какие ещё уроки можно извлечь из этого рассказа?

Запишите, пожалуйста, их в тетрадь: «Уроки жизни» (Слайд 8).

Вам нужны эти качества в жизни? Зачем?

- Скажите, а мог ли Валерий Воронков жить в то далёкое военное время?

А почему же писатели снова и снова обращаются к этому времени, к этой теме? Почему  В. Воронков написал этот рассказ (какова идея этого рассказа)?

- Почему не надо забывать об этом тяжёлом времени? (Ответы учащихся)

- Да, действительно, вы правы. Вся прошлая жизнь нашей страны – это наша история, мы должны знать и грустные, тяжёлые моменты, и радостные, победные. Эти знания не просто расширяют наш кругозор, но и формируют наш характер, наше отношение к старшему поколению, учат переносить лишения, помогать, поддерживать друг друга в трудную минуту. Мы должны помнить, какою ценой досталась нам победа в Великой Отечественной войне. Мы должны быть благодарны тем, кто отстоял эту победу: и на фронте, и в тылу. Мы не должны забывать и тех, кто был ребёнком во время войны: поддерживал свою семью, работал у станка, в поле, помогал партизанам, солдатам на передовой.  

 

- Скажите, ребят, какие материалы к сегодняшнему уроку доказывают, что пережитое нашим народом, детьми, в частности, во время Великой Отечественной, не выдумка, а горькая правда.

- Да, это ваши сочинения о героических родственниках,  рассказы ваших близких.

Многие из вас принимают участие в Интернет-проекте «Куйбышев – запасная столица». Вы пишите сочинения о своих героических родственниках: прадедушках и прабабушках, которые перенесли все ужасы и тяготы войны: служили на фронте, работали в тылу. Некоторые написали и о своих прабабушках и дедушках, которые были детьми во время войны.

- Ивлиев Андрей  нам расскажет о том, что пришлось пережить его дедушке во время войны.

Спасибо большое, Андрей. 

Оцените свою работу в листках самооценки.

Один учащийся пересказывают  сюжет рассказа

Ответы учащихся (Действие рассказа происходят во время Великой Отечественной войны, в тыловом городе, возможно,  даже  в Самаре)

(Этот рассказ о том,  как жили люди во время Великой Отечественной войны в тылу; о том, как тяжело приходилось в суровые военные годы всем: и детям, и взрослым; о добре и зле, о взрослении, о взаимоотношении детей, детей и родителей).

Ответы учащихся (Повествование ведётся от первого лица, от имени главного героя – Сергея).

Работают в группах

Выступления групп

Ответы учащихся (Нет. Война сделала Гришку взрослым).

Рассказы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся (Главный герой не показывает своего счастья, что вернулся отец, проявляет чувство такта по отношению к товарищам, у которых отцы воюют; сдерживается, не отвечает на глупые, злые высказывания старух во дворе дома;

возвращаясь из госпиталя, идя рядом с отцом, мальчик не задаёт лишних вопросов отцу о его ранении, понимает, что отцу тяжело об этом рассказывать; защищает отца от укоризненных взглядов матери).

Ответы учащихся («Порция обеда», «Урок доброты», «Урок самопожертвования»).

Ответы учащихся (Главные герои недоедали, уж, конечно,  давно не ели гороха: «он так пах», что у ребят  потекли слюнки. Гороха в порции было мало, но ребята получили уроки доброты, честности  и самопожертвования).

Ответы учащихся (Мы, читатели, вместе с героями рассказа получили уроки тактичности, сдержанности, мудрости, сострадания, справедливости, самопожертвования).

Как одним словом можно назвать эти уроки. Это уроки чего? (Уроки жизни)

Работа в тетрадях

Ответы учащихся

(Нет, не мог, он родился 1954 году )

Ответы учащихся (Писатель хотел донести до нас главную мысль о том, что мы не должны забывать о том тяжёлом времени,  должны помнить, какие трудности пришлось испытать людям, особенно детям, жившим в военное время.).

Ответы учащихся (Мы не должны забывать это тяжёлое время, чтобы не повторять ошибок, не забывать прошлое. Прошлое – это наша история. Мы не должны забывать нашего пошлого, чтобы не оборвалась ниточка, которая связывает поколения).

Ответы учащихся (сочинения о героических родственниках,  рассказы наших близких)

2 мин.

1 мин.

1 мин.

5 мин.

5 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

III. Стадия рефлексии

1. Контрольно-оценочный этап.

Выразите понимание рассказа. Составьте синквейн в своей группе (о самом рассказе, о герое произведения, о котором вы рассказывали).

Вспомним, что такое синквейн? (Слайды 9,10).

(Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк).

2. Зачитывание синквейнов.

3. Оценка результативности урока.

- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

Оцените свою работу в листках самооценки.

Конечно, много вопросов ещё осталось открытыми. Вы можете дальше продолжать изучать творчество В. Воронкова. Некоторые рассказы вы найдёте на сайте (http://samaralit.ru/), другие прочитать в журнале «Русское эхо».

4. Выставка книг «Дети и война».

Перед нами выставка книг о Великой Отечественной войне. Главными героями многих произведений являются дети. Некоторые рассказы вами уже прочитали. Мне бы хотелось, чтобы с другими тоже познакомились.  Среди этих книг есть самарский литературно-художественный журнал «Русское эхо», в котором напечатан рассказ В. Воронкова «Порция гороха» и рассказ

Ещё одного самарского писателя и поэта Александра Громова.

 5. Домашнее задание. (Слайд 11).

1. Напишите, пожалуйста, отзыв о рассказе В. Воронкова «Порция гороха».

2. Прочитайте рассказ самарского писателя Александра Громова «Девочка и война». Напишите отзыв, нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

6. Оценивание работы.

- Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе.

Заполните лист самооценки (7).

Устная рефлексия. (Слайд 12).

Интересным показалось ...

Полезным было .....

Мне трудно было.....

Я понял....

Я справился с заданиями....

Я выполнил...

Ответы учащихся

2 мин.

1 мин.

1 мин.

0,5 мин.

1 мин.

Заключительное слово учителя.

Спасибо вам за урок. Надеюсь, что вы сегодня стали чуточку взрослее, мудрее. Сегодня на уроке мы с вами учились понимать главные мысли о жизни, учились быть людьми, способными заглянуть в события далёкого прошлого неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать боль и радость своих предков.

До свидания.

0,5 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор-составитель: Жидкова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №127 г. о. Самара

Слайд 3

В тылу страны нелёгким было детство, Одежды не хватало и еды, Страдали от войны все повсеместно, Хватило детям горя и беды. В. Шамшурин Когда родители умны И добродетельно скромны, То благонравны и сыны. Брант С.

Слайд 4

«Всем было трудно, трудно для страны…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В. Воронкова «Порция гороха»).

Слайд 5

познакомиться с жизнью и творчеством писателя В. Воронкова; проанализировать рассказ «Порция гороха»; проанализировать образы главных героев; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Воронкова. выяснить, какие уроки можно извлечь из рассказа; - выяснить, какие качества характера нужно в себе воспитывать.

Слайд 6

Этика – 1) философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2) совокупность норм поведения. Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе. Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие.

Слайд 7

Хулиган. 1. Грубый нарушитель общественного порядка, открыто выражающий неуважение к устоявшимся нормам общества. 2. Разг. перен. ребёнок, не нарушающий общественный порядок, но доставляющий своим родителям неудобства своим поведением. Отчаянный. 1. Проникнутый отчаянием, выражающий отчаяние. 2. Очень тяжелый, безвыходный, безнадежный (о положении, состоянии и т.п.). 3. Предельно напряженный, крайний по силе своего проявления. 4. Смелый, удалой, связанный с риском.

Слайд 8

- доброты - честности - самопожертвования - тактичности - сдержанности - мудрости - сострадания - справедливости - благородства

Слайд 9

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Слайд 10

1 строка – одно существительное. Это тема синквейна. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна. 4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме. 5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.

Слайд 11

Рассказ «Порция гороха» Интересный, поучительный Захватывает, увлекает, учит Заставляет задуматься о тяжёлом военном времени Уроки жизни

Слайд 12

Сергей Понимающий, взрослеющий Осознаёт, переживает, умнеет Жалеет отца и гордится им Любящий сын

Слайд 13

Отец Сдержанный, мудрый Сражается, лишается ноги, не сдаётся Преподносит уроки мужества, благородства, самопожертвования Настоящий мужчина

Слайд 14

1. Напишите, пожалуйста, отзыв о рассказе В. Воронкова «Порция гороха». 2. Прочитайте рассказ самарского писателя Александра Громова «Девочка и война». Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному рассказу.

Слайд 15

Интересным показалось ... Полезным было ..... Мне трудно было..... Я понял.... Я справился с заданиями.... Я выполнил...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

"Ничего не кончилось… Но все были живы…" (урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк")

Данный урок был разработан на  районный    антинаркотический  конкурс «Мы выбираем жизнь»  в номинации «Лучший урок по профилактике наркомании».Урок по по...

Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей

Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы...