Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлевича Яковлева «Багульник» «Доброта нужна всем!»
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Шевелева Евгения Владимировна

Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность. Оно направлено на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_rasskazu_bagulnik.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлевича Яковлева «Багульник» «Доброта нужна всем!»

Класс: 7 класс

Предмет: литература

Цель деятельности педагога:

  • способствовать формированию представления о Ю.Я. Яковлеве как о писателе, авторе книг для подростков и юношества; помочь выявить основные нравственные вопросы рассказа;
  • создать условия для ознакомления с характером героя, помочь раскрыть душевный мир героя, прояснить мотивы поведения главного героя;
  • подвести ребят к пониманию того, что каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. Познакомиться с писателем, с произведением.
  2. Вырабатывать навыки анализа художественного произведения;
  3. Формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героя.
  4. Услышать нравственное звучание рассказа.

Развивающая:

  1. Развивать познавательный интерес к предмету «Литература».
  2. Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.

Воспитательная:

  1. Создать условия для самоопределения учащимися по нравственным проблемам рассказа «Багульник».
  2. Воспитывать любовь к людям, животным.
  3. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
  4. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения детей.
  5. Подвести к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.

ТИП УРОКА – постановка и решение учебных задач

ВИД УРОКА – урок внеклассного чтения

ТЕХНОЛОГИЯ проблемного обучения

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • осмыслить значение общения для передачи и получения информации; 
  • формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

  • принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока); 
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; 
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы; 
  • целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач; 
  • находить нужную информацию в тексте произведения;
  • владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;
  • формулировать и отстаивать свое мнение;
  • проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные:

  • познавательная сфера: видеть своеобразие изображения цельного характера героя, способного на душевную щедрость и бескорыстие; анализировать произведение в единстве содержания и формы; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений, выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, давать характеристику герою рассказа и нравственную оценку его поступкам;
  • ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к нравственным проблемам рассказа Ю.Яковлева, к характерам героев; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
  • коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, строить доказательный ответ на проблемный вопрос по прочитанному произведению;
  • эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: молчальник, раздражение, милосердие, сострадание, личность.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийная аппаратура, документ-камера, презентация Power Point с материалами по теме урока, текст рассказа Ю. Я. Яковлева «Багульник».

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 

  • рецептивная (чтение эпизодов, восприятие художественного текста),
  • репродуктивная (осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов, ответы на вопросы), продуктивная (написание домашнего сочинения), поисковая (комментированное чтение),
  • исследовательская (анализ художественного произведения).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: лексическая работа, аналитическая беседа, рефлексия (оценочные высказывания).

МЕТОДЫ: 

  • аналитическая беседа,
  • эвристическая беседа,
  • проблемная ситуация.

Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность. Оно направлено на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс.

Проблемная ситуация на данном уроке создается с учётом возраста ребят, построена с опорой на событийную основу произведения и направлена на развитие определённых качеств личности читателя: воссоздающего воображения, точности осознания авторского голоса в произведении, способности к сопереживанию и всего того, о чём было сказано выше. Вопрос, ведущий к созданию проблемной ситуации, находится в области читательских впечатлений, прямо связан с эмоциональной оценкой текста. Роль учителя в разрешении проблемной ситуации заключается в том, чтобы не только уточнить выводы, но и продолжить русло разговора, предлагая классу вопросы, помогая сформулировать точку зрения, прийти к общему истолкованию художественного текста. Только тогда урок окажет значительное влияние на формирование духовного мира и положительных нравственных качеств личности учащихся: обе этих перспективы имеют сегодня как никогда большое значение в образовании и в жизни.

Лексическая работа:

Молчальник - нелюдимый, скрытный; никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое;

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость;

Милосердный – проявляющий милосердие;

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь.

Ход урока

В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека.

Ю.Яковлев

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемый результат

1.

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствуют учителя.

Положительное отношение к уроку

2.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

-Внимание на экран (демонстрация ролика «Дари добро!»

- Как вы считаете, почему сегодняшний урок я начала с этого видеоролика?

-Ребята, вы прочитали рассказ «Багульник». Как вы думаете, с какой целью Ю.Яковлев написал такой рассказ?

- О чем сегодня будет наш разговор?

- Нужно ли нам сегодня об этом говорить? Важно ли это, своевременно ли?

-Как назовём наш урок?

 

-Видеоролик и рассказ Ю.Яковлева о добре.

- Ю.Яковлев написал такой рассказ, чтобы мы были добрее, внимательнее друг к другу. Он хотел сказать, что нельзя судить о человеке по его внешнему виду, не узнав его внутренний мир…

- О доброте, о любви, заботе, об ответствнности….

- Об этом говорить нужно и важно, в нашем мире много жестокости.

- «Доброта нужна всем!», «Будьте добрыми!» «Спешите делать добрые дела!»

Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов.

Коммуникативные УУД

взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника

Познавательные УУД

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД

Слушают в соответствии с целевой установкой.

2.1.

Постановка цели и задач урока

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

-Какие задачи поставим перед собой?

-Решить для себя, каким должен быть человек, какой путь выбрать в жизни.

- Разобраться в причинах поступков главного героя, в его характере.

Познавательные УУД

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют вербальную информацию.

Коммуникативные УУД 

Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Высказывают предположения на основе наблюдений.

Формулируют проблему (цель,задачи) урока.

3.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения (определение основной проблемы урока)

-Кто же главный герой произведения?

- Мальчик, маленький человек, героями рассказов Яковлева являются дети, сам Юрий Яковлевич так сказал об этом: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека». (Эпиграф к уроку)

-Что значит «взрослый»?

(выход на проблему урока)

- Как вы считаете, можно ли в маленьком человеке разглядеть завтрашнего взрослого? Что для этого нужно?

- главный герой произведения мальчик Коста.

- Быть взрослым, значит быть ответственным, уметь отвечать за свои поступки.

-Нужно быть внимательным…

если с детства ребёнок любит животных, природу, это уже залог того, что он вырастет порядочным человеком…

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Анализируют, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4.

Этап построения и реализации проекта выхода из затруднения. Работа в группах. Мини-исследования.

Работа с текстом.

- Давайте и мы с вами проследим, как удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого. Поделитесь своими первыми впечатлениями от знакомства с главным героем. Обратимся к тексту произведения.

1 группа – Взаимоотношения Косты и одноклассников.

2 группа – Взаимоотношения Косты и учительницы

3 группа – Взаимоотношения Косты и собак

-Какой вывод мы можем сделать?

-Теперь мы понимаем, почему он зевал на уроках?

Почему учительницу ласково называют Женечка?

-Вспомните, каким предстаёт Коста в общении с четвероногими друзьями?

-Итак, мы видим Косту в классе и после уроков. Что меняется в нём? В нашем отношении к нему?

- Подумайте, почему мальчику так хорошо с собаками, и почему он не находит общего языка с людьми?

- Нужны ли в наше время такие люди?

- Чем отличается Коста от своих одноклассников?

- Можем ли мы сказать, что Коста духовно взрослее одноклассников?

- Можем ли мы представить, каким он будет, когда станет взрослым?

-Послушайте стихотворение Е.Евтушенко, посоветуйтесь в группах и скажите, что общего между стихотворением и рассказом?

-Расскажите, как заканчивается рассказ?

-А как бы вы закончили рассказ?

-Можно ли назвать Косту личностью? Что значит быть личностью?

-Ребята, рассказ о багульнике, который Коста принёс в класс, занимает несколько строчек, почему же писатель назвал рассказ «Багульник»?

-Зачитайте эпизод, раскрывающий вашу мысль

Учащиеся находят фрагмент текста произведения, заполняют таблицу, делают вывод.

1 группа

- Первое впечатление неприятное. Он «вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой…». Картина, которая возникает перед глазами, не из приятных.)

- Одноклассники считали его молчальником

Молчальник - нелюдимый, скрытный; никто не знает, что у него на уме, что он может совершить в ту или иную минуту.

- Одноклассники не понимали его, наверное, потому что он не такой, как все, он был им не интересен.

- Коста принёс в класс пучок тонких прутиков, положил их в банку с водой и, несмотря на насмешки одноклассников и Женечки (учителя), ежедневно менял воду.

- Произошло чудо, веник зацвёл. Все решили, что Коста волшебник. Исчезло недоверие, раздражение. Теперь Коста для одноклассников и учителя стал человеком загадочным.

2 группа

- Её любят, называют ласково, как родного человека.

-У учителей он вызывал раздражение.

«…сидят такие ученики тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами».

- Но Женечка разгадала тайну Косты.

- Оказывается он мчался к людям и собакам, которым нужна помощь.

- Свидетелем этих свиданий была учительница. Ей стало любопытно, куда так спешит после уроков Коста, ей захотелось узнать получше этого загадочного человека.

- Учительница не осталась безучастной. Она старается понять своих учеников.

Мальчику повезло с учительницей, благодаря тому, что ей захотелось выяснить, куда же после уроков спешит Коста, все поняли, какой он на самом деле…

3 группа

«Коста нырнул в кривой переулок и скрылся… Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костёр».

- «Теперь пришлось бежать три квартала… Когда Коста уходил…он (пёс) молча шевелил обрубком хвоста».

- Гуляя с Лаптем, Коста помогает прежде всего больному мальчику.

- Ещё была собака, которая жила на берегу моря. Когда-то она укусила его, но Коста не помнил обиды, он умеет прощать, хочет быть полезным, нужным…

- Собаки разных пород, но все они рады встрече с мальчиком, они верят человеку, они преданны ему…

- С собаками Коста совсем другой: он быстрый, подвижный, чуткий, добрый, жертвует успехами в школе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами.

- После уроков он счастлив, потому что помогает людям, собакам, он чувствует себя нужным, теперь и наше отношение к герою меняется, он нам нравится, забыто первое впечатление, мы восхищаемся его добротой, чуткостью, умением быть собой, он милосердный, у него доброе сердце…

Звучит стихотворение в записи

- Хотелось бы, чтобы одноклассники стали помогать Косте с его четвероногими друзьями. Тогда б, наверняка, Коста и в учёбе подтянулся.

- Личность – это человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь. Коста всё это имеет. И мы убедились, что Косту убеждать не приходится в том, что надо быть добрым, нужным людям.

- Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно.

Женечка «молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника» (см. эпиграф)

Познавательные УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

 Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника. Взаимодействуют в группе для решения задания. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы,

владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подведем итоги:

-Итак, сумели мы с вами вслед за автором разглядеть в Косте завтрашнего взрослого человека?

-К чему должен стремиться человек?

- В чём хотел Ю. Яковлев убедить нас?

(Возвращаюсь к формулировке темы урока. Ребята назвали его «Доброта нужна всем!»)

- Мы увидели, каким автор видит в Косте завтрашнего человека. А какого завтрашнего человека видите вы в себе? Для этого я предлагаю вам на листочках багульника, что лежат у вас на столах, написать свое мнение и прикрепить цветы к веточкам.

- Подводя итог нашей сегодняшней встрече, я предлагаю вам продолжить предложение:

Этот урок научил меня…

Этот урок заставил меня задуматься…

Мне захотелось…

-Урок близится к завершению, и я хочу пожелать вам соприкасаться в жизни с такими людьми, как Коста, самим быть добрее и внимательнее к людям, к братьям нашим меньшим, к природе.

Д/з. Дифференцированная работа

 (Учащимся предлагается выполнить задания на выбор)

Напишите письмо Косте (О чём бы вы его спросили, что пожелали ему?)

Или

Человек-багульник я такого (не) встречал…

- Все поступки Косты помогают нам понять, каким человеком будет он в будущем.

- Каждый ребёнок с детства должен задуматься, каким быть.

- Мы должны быть добрыми и ответственными. Доброта нужна всем! Надо спешить делать добрые дела!

Дети пишут на «Лепестках» багульника качества, которые они открыли сегодня в себе, либо качества взрослого человека, которые есть у них. Крепят цветы к веточкам.

-Вот и вы, ребята, стали волшебниками. Просмотрите, как распустился наш багульник.

- ответы учащихся

Регулятивные УУД:

Соотносят цели и результаты своей деятельности.

Определяют степень успешности работы.

Коммуникативные УУД 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова " Кюхля "

Тип урока:интегрированный урок.(Русский язык , литература ) Форма урока : беседа с элементами ролевой игры. ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с  содержанием романа Юрия Тынянова « КЮ...

«Всем было трудно, трудно для страны…» (урок внеклассного чтения по рассказу самарского писателя В. Воронкова «Порция гороха»)

Презентация и консект урока внеклассного чтения по творчеству самарского писателя В.Воронкова....

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева « Баваклава»

Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему,...