Главные вкладки

    Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей
    план-конспект урока по теме

    Патина Нина Евгеньевна

    Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vitaliy_valentinovich_bianki.doc28 КБ
    Microsoft Office document icon krylov.doc41.5 КБ
    Microsoft Office document icon andersen.doc45.5 КБ
    Microsoft Office document icon shla_vchera_ya_po_sadovoy.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Виталий Валентинович Бианки.

    Растения и животные, леса и горы и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами. Но мы ему не внемлем.

    Только малые дети разговаривают с ним на своем языке. Детьми мы долго учимся языку взрослых. А когда наконец умеем выражать свои мысли словами, уже не можем рассказать. О чем беседовали с цветами, птицами, облаками: забыли.

            Но много среди нас людей, и взрослыми не утративших связь со своим детством. Есть среди нас люди редкие: широко открытыми глазами ребенка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам – и все, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш человеческий язык.

            Таким человеком был Виталий Бианки.

            Виталий Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге, в семье известного ученого-биолога. Предки Бианки родом из Италии.

    Отец писателя, Валентин Львович Бианки, заведовал орнитологическим отделом петербургского Зоологического музея Академии наук. В музей этот Виталий заходил чуть ли не ежедневно. А дома был живой, не музейный уголок. В огромной клетке жили птицы, был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. А летом, когда жили в деревне, перебывали у них и зайчата, и ежи, и белки. Ручной лосенок ходил за Виталием по лесу, как собака.

            До 1915 года, пока была жива мать Клара Андреевна, семья Бианки каждое лето уезжала в Лебяжье – недалеко от Ораниенбаума. Самым интересным были прогулки в лес с отцом, первым и главным лесным учителем.

            «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И самое главное, с детства приучал все свои наблюдения записывать».

            Эти походы в лес решающим образом повлияли на жизненный путь Виталия Бианки и его брата Анатолия.  Один стал ученым-биологом, другой – писателем.

            Затем была первая экспедиция, четырехлетние путешествия по Волге, Уралу, Алтаю, Казахстану, участие в организации краеведческого музея в Бийске и там же недолгая работа учителем естествознания.

            С первыми же книгами Виталия Бианки о лесе, зверятах, птицах, насекомых в литературу пришла правда живой природы. Все, о чем он писал, было ему известно по личному опыту.

            Была ли это большая повесть о лосе («Одинец») или маленькая новелла о моржихе, которая приняла за своего детеныша человека («Моржиха»), драматическая история саянского соболя («Аскыр»), приключения мыши-малютки («Мышонок Пик») или рассказ об облаве на тигра («Джульбарс»), - всегда в основе всех его вещей лежит точный факт, экспедиционный материал, проверенный случай.

            В основу его произведений всегда ложился подлинный материал, только художественно преображенный. Разве можно забыть великолепно нарисованный образ лося, последнего великана леса из повести «Одинец», одинокого зверя, скрывающегося от врагов в глуши недоступного островка! Или лесником воспитанную и привязанную к нему на всю жизнь рысь из повести «Мурзук» - одной из популярных и любимых детьми книг.

            Запоминает читатель и хитрого бельчонка, напугавшего лисицу («Бешеный бельчонок»), и ловко удирающего от охотников зайца-русака («Заяц-всезнаец»), и зайчонка-листопадничка. Выкормленного собакой («Лупленый бочок»), и неудачного охотника – глупого щенка («Первая охота»), и многих других.

            Совершенно особое место в творчестве Виталия Бианки занимает его «Лесная газета». Она была написана в 1927 году и вышла в свет в 1928 году. С тех пор она выдержала 11 изданий, прочно войдя в золотой фонд детской литературы.

            Газетная подача разнообразнейших сведений – в виде телеграфных сообщений, последних известий, корреспондентских заметок была необычна, интересна, передавала ощущение живой природы.

            35 лет посвятил Виталий Бианки литературе. Написано более 300 рассказов. Сказок, повестей, очерков, статей. Многие из них изданы на 48 языках народов нашей страны общим тиражом 40 миллионов экземпляров. Широко известны произведения Виталия Бианки и за рубежом. По его сказкам и очеркам сделаны десятки киносценариев, мультфильмов. Его рассказы и сказки пробуждают любовь к родной природе, расширяют кругозор.

            В последние годы жизни тяжелый недуг сковал ноги Виталия Валентиновича. Частично были парализованы руки. Сдавало сердце. Он был лишен даже простых недалеких лесных прогулок. Но до последних дней своей жизни он был полон планов, идей, задумок.

            Не стало Виталия Бианки в ночь с 9 на 10 июня 1959 года.

            



    Предварительный просмотр:

    Внеклассное чтение

    Урок по творчеству Крылова И.А.

    Цель урока: Воспитывать грамотного читателя, умеющего понимать и

                анализировать текст литературного произведения.

    Задачи: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством  И.А.Крылова.

                 Формировать нравственные качества школьников, развивать

                 любознательность, интерес к русской литературе.

    Великого русского баснописца И.А.Крылова наш народ зовет «Дедушкой Крыловым». У его памятника в Летнем саду всегда играют дети, рассматривают его и героев его басен, знакомых им по книгам, которые читают им мамы и папы. Пожалуй, не найдется больше такого писателя, который бы подарил нам столько своих стихов, которые бы обратились в пословицы и поговорки. Вот некоторые из них:

    -«А Васька слушает, да ест»

    - «А ларчик просто открывался»

    - «Спой, светик, не стыдись»

    - «Слона-то я и не приметил»

    - «Ты все пела? Это дело. Так, поди, же, попляши»

    - «Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума,

    оборотиться»

    - «А воз и ныне там»

    - «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»

    Правда, же, многие из них вам знакомы.

    Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Хотя эта дата оспаривается биографами Крылова. Метрические записи его рождения не сохранились. Некоторые считают, что это мог быть и 1768 год, и 1763, и 1766.

            Место его рождения – Москва – тоже предположительно. Зато достоверно известно, где прошло его детство.

            Отец его – Андрей Прохорович Крылов был из неродовитых дворян. Не было у него ни поместий, ни деревень. Служил он армейским офицером в чине капитана под Оренбургом  на Урале. Это было время восстания Пугачева, и полк Андрея Прохоровича принимал участие в его подавлении.

            Когда Ване Крылову было 5 лет, отец ушел в отставку и с семьей переехал в Тверь. Там он поступил на службу в Городское управление.

            Вместе с разным имуществом привезли в Тверь и походный сундучок, в котором отец хранил самую большую драгоценность – книги.

            В 9 лет отец определяет сына на службу в канцелярию при Городском управлении. Мальчик в это время много читает, занимается, как тогда было модно, французским языком, учится играть на скрипке.

            Французский давался ему нелегко. Он бегло повторял слова и фразы, которые знал наизусть, перевертывал листы и с нетерпением ожидал, когда пройдет положенный час. Марья Алексеевна, может быть, и догадалась, на какие хитрости шел ее сынок, но делала вид, что ничего не замечает, и давала ему положенное вознаграждение.

            Ему стало скучно бормотать без связи и толку заученные фразы, да и совестно обманывать добрую свою мать.

            Он решился читать с пользою и понимать, что читает. Для этого он взял словарь и стал выискивать в нем каждые незнакомое слово и таким образом скоро выучил французский.

            Мать его – Марья Алексеевна была простой женщиной без всякого образования, но умная от природы.

            Крылов о ней «никогда не мог вспоминать без сердечного умиления».

    Называл ее первой радостью, первым счастьем своей жизни.

            После смерти отца она занялась образованием своего сына. Научила его грамоте, следила за его занятиями.

            Но семья после смерти Андрея Прохоровича жила очень бедно. Матери приходилось работать с утра до ночи, но денег не хватало.

             Прожив в Твери еще 3 года после смерти отца, семья переезжает в Петербург. Здесь Крылов устраивается на службу в канцелярию. Но жалованье было очень небольшое. Жить здесь было еще труднее, чем в Твери.

             Но Крылов нашел в Петербурге все, о чем мечтал: образованных людей, книги, театр, которым очень увлекся. Он написал комическую оперу в стихах - «Кофейница», но пьеса не была напечатана.

            Неудача не смутила Крылова. Он был очень настойчив, умел работать терпеливо и упорно. Он продолжал писать пьесы для театра, стихи переводил (он хорошо знал итальянский и французский языки).

            Пьесы его иногда шли в театре. Они нравились актерам и зрителям, но не нравились театральному начальству, вернее не нравился сам автор, который не умел молчать, когда его оскорбляли.

            Крылов понимал, что работать в театре ему не дадут и надо приниматься за что-то другое. Он задумал издавать журнал. Но он тоже пришелся не по вкусу начальству. И не прошло и года, как журнал закрыли. Времена были смутные. Повсюду вспыхивали крестьянские восстания. Екатерина II считала, что от литературы и журналов шло главное зло. За типографией Крылова стали следить. Его ожидала участь многих писателей.

            Оставаться в Петербурге становилось опасным, и он решил уехать.

    С 1793-1806 он жил то в Москве, то в Нижнем Новгороде, то в Тамбове, то в Саратовской губернии, то на Украине. Работал то секретарем, то учителем в богатых помещичьих домах.

    К этим годам относится создание лучших его комедий «Модная лавка» и «Урок дочкам». Пьесы с большим успехом шли в театре.

    В 1806г. вышли в свет первые его басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок».

    В 1809 году вышла и первая книга басен Крылова. Ему в то время было 40 лет. Теперь он постоянно жил в Петербурге. Жизнь проходила в трудах. Легкие и простые на первый взгляд басни писались не легко и не просто. Он переделывал, переписывал их множество раз, подыскивая нужные слова, добиваясь того, чтобы строки звучали, как живая речь.

    Недавно ученые-литературоведы нашли неизвестные черновики Крылова, по которым видно, как много он трудился над своими баснями. Например, к басне «Кукушка и Петух», очень короткой, в ней всего 21 строка, найдено около 200 черновых набросков.

    При жизни Крылова вышло 9 книг его басен.

    Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят». И о чем только не говорили его звери – львы, медведи, волки, лисицы, и кого он только не показывал под видом этих зверей!

    Вот маленькая басня «Волк и Ягненок». В ней всего 37 строк, но как много сказал в этих немногих строках Крылов!

    Волк собирается сожрать Ягненка, но, чтобы делу дать «законный вид и толк», он обвиняет Ягненка в разных преступлениях. Ягненок оправдывается. Волк никаких оправданий не слушает:

    «Молчи! Устал я слушать.

    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

    Сказал – и в темный лес Ягненка поволок.

    Не так ли поступали жестокие помещики, которые как хищные волки расправлялись со своими крепостными?

            Вот еще пример.

    Однажды знатный чиновник пригласил Крылова в гости и просил почитать басни. Выслушав несколько басен, хозяин с глубокомысленным видом сказал: «Это хорошо, но почему вы не пишите так, как Иван Иванович Дмитриев?»

    «Не умею»,- скромно ответил Крылов.

    Вернувшись домой, Крылов написал басню, которую назвал «Осел и Соловей».

    Вывод из этой басни Крылов сделал такой:

    «Избави бог и нас от этаких судей!»

    Крылов по-прежнему жил один, трудился над своими баснями, много читал. И зимой, и летом в любую погоду рано утром он купался в канале у Летнего сада. Большой и сильный он никогда не болел. Много ходил пешком, часто бродил по рынкам и торговым рядам, запоминал интересные слова и выражения.

    О нем в Петербурге ходили анекдоты. Вот один из них.

    Несколько молодых повес, прогуливаясь однажды в Летнем саду, встретились со знаменитым Крыловым, и один из них, смеясь, сказал: «Вот идет на нас туча». – «Да, - сказал баснописец, проходя мимо них, - потому и лягушки расквакались».

    Вечерами любил посидеть в гостях, слушал споры, а сам все больше молчал. Часто бывал в театре, не пропускал ни одного концерта, ходил на заседания литературных обществ.

    С 1812 года он стал работать в императорской публичной библиотеке. Он жил в небольшой квартире при ней. Работы у него было очень много.

    Крылов заведовал русским отделом библиотеки. В его обязанности входило пополнять библиотеку, составлять списки книг, указатели. Одних только каталожных карточек надо было написать много тысяч.

    Здесь он работал до отставки в 1841 году.

    В 1844 году Иван Андреевич Крылов умер.

    Накануне своей смерти он создал окончательный свод своих басен, отредактировал их и приурочил их выход в свет ко дню своей смерти, которую непостижимым образом предчувствовал.

    Экземпляры его книг раздавались в траурные дни людям, близким ему, его читателям.

    О нем в день его похорон должны были по его желанию говорить его произведения, а не кто-либо другой.

    И закончить этот урок мне хотелось бы стихотворением П.А.Вяземского.

    Мудрец игривый и глубокий,

    Простосердечное дитя,

    И дочкам он давал уроки,

    И батюшек учил шутя.

            Забавой он людей исправил,

            Сметая с их пороков пыль.

            Он баснями себя прославил,

            И слава эта – наша быль.

    И не забудут этой были,

    Пока по-русски говорят:

    Ее давно мы затвердили,

    Ее и внуки затвердят.

            



    Предварительный просмотр:

    Беседа о Гансе-Христиане Андерсене.

    В столице Дании (что находится на Скандинавском полуострове) Копенгагене есть Королевский парк. В нем стоит памятник Гансу Христиану Андерсену.

    ( энц. «Что? Где? Когда?» т.1).

            А вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героини одной из самых чудесных сказок Андерсена. ( стр. 127 «Биография Г.-Х.Андерсена» Брауде).

            Из Копенгагенского порта морем можно добраться до небольшого острова Фюн, похожего на кошачью лапу. Там в Оденсе 2 апреля 1805 года родился Ганс Христиан Андерсен.

            На окраине этого города в доме, состоящем из одной комнаты и кухоньки, жила небольшая семья – башмачник Ханс Андерсен, его жена Анн-Мари – прачка. И был у них сын – мальчик худенький, тщедушный со светлыми голубыми глазами. Семья Андерсенов с трудом сводила концы с концами, а попросту жили они бедно, хотя и отец, и мать работали с утра до вечера. В доме часто не было хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Но зато дом всегда отличался необыкновенной чистотой. На окне со времен детства Андерсена стоял ящик с землей, где росли лук и петрушка, в вазонах на окне росли тюльпаны. А на стене единственной комнаты висела полочка с книгами, которые так любил отец мальчика, одаренный и способный человек. Его излюбленным занятием было чтение. Эту любовь он сумел передать сыну.

            Мальчик рос так быстро, что родители ахали: где напастись для ребенка одежды и обуви. Каждую весну ему измеряли рост, прислоняя к дверному косяку. Однажды, взглянув на зарубку, мать сказала: «Боже, да если так дальше пойдет, нам придется прорубить в потолке дырку». Христиан стал печальным. Наверное, тогда пришла к нему в голову мысль, навсегда остаться маленьким, чтобы спать в ореховой скорлупке, укрываться лепестком розы.

            Ребята, вспомните, в какой сказке воплотилась эта его мысль?

            От бабушки и отца, от старух из соседней богадельни слышал он сказки и истории, запоминал их, переделывал на свой лад и рассказывал единственному слушателю – старому коту Карлу.

            Отец мальчика мечтал, чтобы сын учился, но беднякам попасть в городскую гимназию было невозможно. Поэтому первой наставницей Андерсена стала женщина, которая обучала малышей с помощью плетки. Мать Андерсена договорилась с ней. Что та не будет бить ее сына. Но все-таки это случилось, и он убежал от злой учительницы, чтобы не возвращаться к ней никогда.

            Пришлось отдать сына в школу для бедных. Там учили письму. Арифметике и закону божьему. Письмо давалось Андерсену с трудом, почти в каждом слове он делал ошибки, но зато хорошо читал.

            Андерсену было 8 лет, когда его отец принял решение пойти в солдаты. Он сделал это  вместо какого-то богача, а тот заплатил ему много денег. Даже, если бы отец Андерсена починил все сапоги города, он не получил бы столько денег. Так и стал сапожник гренадером. Только тому гренадеру совсем не кричали «ура». Высокая меховая шапка вечно лезла ему на глаза. И в полку часто хохотали над ним: «Ну и солдат!» Но грянул бой, и смех кончился. В сражении тот маленький солдатик держался стойко и прямо. И, наверное, за такую храбрость он получил бы награду, но король проиграл войну, а солдатик - свою жизнь.

            Из последнего похода отец Андерсена вернулся совсем больным и вскоре умер.

    Так вот почему, став взрослым, Андерсен написал сказку… (Ребята, как вы думаете, какую?)

            Да, конечно, «Стойкий оловянный солдатик». Она – вечная память об отце, последний венок на его могилу.

            После смерти отца жить семье стало еще тяжелее. Мать устроила его работать на суконную фабрику. Но ему там очень не нравилось, было скучно. Он сбежал в первые же дни.

            В Оденсе был свой театр. Впервые побывав там, Андерсен был ошеломлен не только спектаклем, игрой актеров, но и яркими огнями, нарядным залом, в котором простодушный мальчик пытался сосчитать кресла, а потом сбился, махнул рукой  и сказал: «Было бы у нас в доме столько бочонков с маслом, сколько здесь кресел, вот тогда я бы наелся!» Он готов был ходить в театр каждый день, но денег для этого не было. Тогда он подружился с расклейщиком афиш, начал помогать ему, а за это тот дарил ему афишу или отводил его на галерку. Это были замечательные вечера. После спектакля Андерсен приходил домой и выдумывал свои истории.

            У Андерсена были хорошие актерские способности, прекрасный голос и мечта – стать актером в Королевском театре.

            У мальчика были умелые руки – он отлично рисовал, умел кроить и шить платья для кукол своего домашнего театра, вырезал из бумаги великолепные фигурки. Но быть башмачником, как отец, или мастеровым он не хотел.

            И как его не убеждали, как не отговаривали, он стоял на своем.

    И вот в 14 лет в своих первых взрослых сапогах со скрипом, в перешитом отцовском костюме, с 13-ю серебряными монетами он уехал в Копенгаген. Но в театр его не взяли, сказали, что слишком худой для сцены. Положение Андерсена было отчаянным. Деньги подходили к концу, жить было негде.

            Он поселился в углу у старухи, давшей несчастному мальчику приют. Испытал насмешки и издевательства соседей, которых раздражал вечно кашляющий (рваные сапоги пропускали воду), голодный подросток, чей обед иногда состоял из подобранной у рынка и обмытой в луже сырой картофелины.

            Не тогда ли возник у него замысел истории о несчастном, некрасивом, страдающем и всеми гонимом существе? Ребята, как вы думаете, какая это была сказка?

            Конечно, «Гадкий утенок».

            Через год всех его злоключений Андерсена приняли в хоровую школу и дали право бесплатно посещать театр. В это же время он стал сочинять комедии. Мир не без добрых людей. Один из членов дирекции театра помог ему поступить в гимназию.

            Учиться ему там было очень трудно. В 17 лет он позабыл все, чему когда-то учился в школе для бедных. Но он с упорством все преодолел, окончил гимназию и поступил в Копенгагенский университет.

            Когда Андерсену исполнилось 20 лет, вышли в свет его первые книги: толстый роман для взрослых «Импровизатор» и небольшая книжка «Сказки, рассказанные детям». Одна из первых сказок в сборнике начиналась так: «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной». О какой сказке идет речь? Да, эта сказка называлась «Огниво».

    У этой сказки своя история. Вот послушайте.

            Давным-давно в городе Копенгагене король построил круглую башню. Торжественно и сурово смотрела она на маленькие домишки, стоявшие вокруг. Жители Копенгагена гордились своей каменной громадой. И лишь одно обстоятельство смущало их. У каждой достойной башни есть свои мрачные легенды. Но что могли рассказать о своей копенгагенцы?

            В 1716 году, например, на башню въехал верхом русский царь Петр 1. Это смешно? Это красиво. Но где же мрачные события?

            И тогда горожане обратились к великому сказочнику.

    «Уважаемый господин Андерсен, очень просим вас сочинить что-нибудь мрачное о нашей круглой башне».

            Андерсен очень хотел помочь родному городу, но сколь не пытался сочинить страшную легенду, мрачные мысли так и не шли в голову.

    «Что же делать?» - подумал Андерсен. Подумал и вдруг расхохотался: «А что если сравнить глаза собаки с башней? Правда, нелепо, но зато так неожиданно, и невольно запомнит каждый».

            И теперь все знают о той круглой башне, похожей на собачий глаз.

    И если кто приезжает в Копенгаген, он первым делом идет на площадь, чтобы посмотреть на это чудо..

            Один из друзей Андерсена по поводу выхода этих двух книг сказал мудрую фразу: «Первая из них вас прославит, а вторая сделает вас…бессмертным!»

            Фраза эта оказалась пророческой. Сказки прославили Андерсена. Даже, если бы он написал только те 10-11, которые стали золотым фондом («Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Соловей», «Огниво», «Оле-Лукойе», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», «Новый наряд короля»), то и тогда заслужил бы бессмертие. А ведь всего у него более 150 сказок!

            И о чем бы,  и о ком бы не писал Андерсен, он, прежде всего, писал о людях, об их самых лучших достоинствах или, наоборот, недостатках.

    Безмерная гордость без основания переполняет героиню сказки «Штопальная игла». «Я слишком тонка, я не создана для этого мира, терпеть не могу черную работу. Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут».

    Скромность и преданность украшает героиню другой сказки Андерсена. Именно к ней, а не к ярким пионам и тюльпанам, прилетел жаворонок и пел ей свои песни. А она была лишь простой ромашкой.

    За каждым предметом, цветком, куклой в сказках Андерсена стоит человек с его характером, интересами и привычками.

            Откуда приходили к Андерсену сказки?

    Да, отовсюду!  Из преданий и легенд, от разных людей. Они слышались ему в пении птиц, их нашептывали ему цветы и деревья. Он находил их везде: в любом доме, на любой улице, на лугу и скотном дворе.

            Но теперь все знают, кого надо называть «принцессой на горошине»,  кого «стойкий оловянный солдатик», а кого «голым королем».

     - «Эх, ты, принцесса на горошине!» – говорят об изнеженной, избалованной и капризной девочке.

    - «Настоящий стойкий оловянный солдатик!» - называют мужественного и волевого человека.

    - «А ведь король-то голый!» - говорят о человеке, который страдает манией величия.

            Андерсен считал свою жизнь удавшейся и даже прекрасной, хотя немало в его жизни было и невзгод. Но главное, он был любим детьми и взрослыми своей родины и всех других стран мира.

    О его известности говорит следующий факт:

    « Давно более ста лет назад в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену» - и отнес тросточку на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее забывчивому путешественнику. Потому  что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека.»

    «Жизнь – вот самая изумительная сказка!» - писал он.

    4 августа 1875 года великого сказочника не стало.

    На похороны Андерсена пришли  бедняки и знать, студенты, иностранные послы, министры и сам датский король. «Казалось, в тот день копенгагенцам нечего было больше делать. Как только хоронить Ганса Христиана Андерсена», - писал один из очевидцев. Гроб сказочника несли на руках по улицам Копенгагена. Пред ним склонили траурные знамена. В Дании был объявлен национальный траур. В газете было напечатано стихотворение, в котором были такие строки:

                    В могилу наш король сошел,

                    И некому занять его престол…

    «Нелегко жить после смерти. Иногда на это надо потратить всю жизнь», - вот так мудро сказал польский писатель Лец.

    Да, лучший сказочник мира потратил на сказки всю свою жизнь. Но сказки его живут, а значит, живет и память о нем.



    Предварительный просмотр:

    Литературно-игровая программа «Спортландия»

    «Шла вчера я по Садовой»

    (по творчеству Агнии Барто)

    Вед.: Здравствуйте, ребята!

    Есть в списке детских писателей имена, мимо которых пройти невозможно.

    17 февраля – 100-летие А.Л.Барто. Её перу принадлежит первая и главная нравственная заповедь:

                      Уронили Мишку на пол,

                      Оторвали Мишке лапу.

                      Всё равно его не брошу –

                      Потому что он хороший.

    Даже, если бы она ничего больше не написала, благодаря этим четырем строчкам Барто уже имела право навсегда войти в детскую литературу.

    Вед.:

    Шла вчера я по Садовой.

    Так была удивлена –

    Паренек белоголовый

    Закричал мне из окна:

    Вовка:

    С добрым утром!

    С добрым утром!

    Вед.

    Я спросила: - Это мне?

    Улыбнулся он в окне,

    Закричал ещё кому-то:

    Вовка:

    С добрым утром!

    С добрым утром!

    Вед.:

    Малышам и взрослым людям

    Паренек махал рукой,

    С ним теперь знакомы будем:

    Это Вовка. – есть такой!

    Это герой стихов А.Л.Барто. И сегодня он будет моим помощником на нашей литературно-спортивной игре, которую мы коротко назвали «Литспортландия».

    Вовка:

    Здравствуйте, мои друзья!

    Здравствуйте, учителя!

    Не один я к вам пришел.

    Я друзей с собой привел.

    С ними связан я давно

     В стихотворное кольцо.

    Но порядок есть во всем –

    Со знакомства мы начнем.

    На нашей Литспортландии сегодня ученики    …… классов и мои друзья Танечка и Тамара.

    Вовка:

    А ещё представить нужно

    Нам жюри – без них нельзя

    Состязаться вам, друзья!

    Вед.:

    Сегодняшнюю Спортландию судят…..(перечисление членов жюри)

    Вовка:

    Уважаемый ведущий!

    Очень хочется сказать,

    Что теперь мы точно можем

    Состязанье начинать!

    Вед.:

    Ты прав, Вовка! Объявляю начало состязаний!

    1 конкурс. «Разминка»

    Девочки читают стихотворение «Веревочка»

    1-ая:

    Весна! Весна на улице!

    Весенние деньки.

    Как птицы заливаются

    Трамвайные звонки.

    Галдят грачи на дереве.

    Гремят грузовики.

    Весна, весна на улице,

    Весенние деньки!

    2-ая:

    Тут прохожим не пройти:

    Тут веревка на пути.

    Хором девочки считают

    Десять раз по десяти.

    1-ая:

    Это с нашего двора

    Чемпионы, мастера

    Носят прыгалки в кармане,

    Скачут с самого утра.

    2-ая:

    Во дворе и на бульваре,

    В переулке и в саду,

    И на каждом тротуаре

    У прохожих на виду.

    И с разбега, и на месте.

    И двумя ногами вместе.

    1-ая:

    Весна, весна на улице,

    Весенние деньки!

    С книжками, с тетрадками

    Идут ученики.

    Полны веселья шумного

    Бульвары и сады,

    И сколько хочешь радуйся,

    Скачи на все лады.

    Вовка:

    Спасибо, подружки! Девочки рассказали о своей любимой скакалке. Первая наша эстафета так и называется: «Тут скакалка на пути».

    Первый участник команды получает скакалку. По сигналу надо надо допрыгать через неё «ноги вместе» до стула. Скакалку оставить на стуле и вернуться бегом к команде. Следующий добегает до стула, берет скакалку и, прыгая через неё, возвращается и т.д.

    (Ребята соревнуются. За победу – 1 балл)

    Выходит Вовка с тетрадкой, ручкой. Задумчиво что-то шепчет.

    Вед.:

    Что с тобой, Вовка?

    Вовка:

    А… (машет рукой)

    Вед.:

    Всё понятно:

    Ищет рифму к слову «Нина»

    Начинающий поэт.

    Вовка:

    Нина – Нина – солонина,

    Нина – Нина – скарлатина…

    Подходящей рифмы нет.

    Нину – в спину, Нину – двину,

    Нину – льдину – дисциплину…

    Снова рифмы на листе

    Всё не те, не те, не те!

    Вед.:

    Наконец в стихах поэта

    Нина пламенно воспета.

    Рифмы найдены для Нины:

    Вовка:

    Для неё цветут долины,

    Для неё и крик орлиный,

    Для неё с крутой стремнины

    Мчится бурная река,

    И они, два смельчака,

    И они одни, без взрослых,

    Под луной плывут на веслах.

    Вед.:

    Наконец в стихах поэта

    Нина пламенно воспета!

    Он подходит к ней. Робея:

    Вовка:

    Посвятил стихи тебе я…

    Вед.:

    Говорит поэту Нина,

    Раздавив ногой жучка:

    -Ой, какой ты молодчина,

    Но мне некогда пока.

    Потому что у нас следующий конкурс. И называется он «Снова рифма на листе». Каждой команде будут даны по 2 задания. Вы должны будете  найти рифму к строчкам из стихотворения А.Барто. За правильную рифму получаете 1 балл, а если скажете, из какого стихотворения эти строчки, то получите ещё 1 балл.

    И наутро вот что было:

    Бедный Дима вдруг ослеп.

    На окне лежало мыло –

    Он сказал, что это - ….. (хлеб)          «Очки»

     

    На брата сердится сестра:

    Её зовут Марина,

    А он стоит среди двора,

    Кричит: «Ты где, ……?»  (малина)       «Буква «Р»

    Кому охота в Новый год

    Попасться в лапы волку!

    Зайчата бросились вперед

    И прыгнули на ……  (ёлку)      «Дело было в январе»

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится,

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Завертелась как …….  (волчок)      «Синица»

    Вед.: Жюри готово подвести итоги?

    А сейчас следующий конкурс.

    Но сначала послушайте стихотворение «Рыцари».

    Вовка:

    В коридоре, в классе ли,

    1-ая:

    Всюду стены красили,

    2-ая:

    Терли краску, терли мел,

    Вовка:

    Каждый делал, что умел.

    1-ая:

    Труд делили поровну

    Вовка: Мальчики

    Девочки: И девочки.

    Вовка:

    Шкаф тащили в сторону

    Девочки, девочки.

    Шкаф тяжёлый с книгами,

    С книгами

    Две девчонки двигали.

    Двигали.

    Девочки ( вместе):

    А два парня-крепыша

    Стул тащили не спеша.

    Вовка:

    Отдыхали девочки,

    Дев.:

    Отдыхали мальчики:

    Вовка:

    Девочки – на лавочке,

    Дев.:

    Парни – на диванчике.

     

    Вот такие «рыцари» ещё не перевелись, к сожалению, и у нас в школе.

    А наш конкурс называется:

    «Задачи не на сложение, а на уважение».

    Каждой команде будет задан вопрос. Если ответ будет правильным, то команда получит 1 балл.

    1. По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 8 лет. У первого в руках – 5 предметов: портфель, 3 книжки и большой сверток. 1 книга упала.

          - У вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

          - Разве? – удивился тот.

          - Конечно, - объяснил мальчик. – У вас же было 3 книги, 1 портфель и 1 пакет. Итого 5            

          вещей, а теперь осталось 4.

          - Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом

            поднимая упавшую книжку. – Однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил.

          Вопрос: Что же должен был сделать мальчик?

           Ответ: Поднять книжку.

    1. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них

     должен был уступить дорогу другому, если одному мальчику – 8 лет, а другому – 11?

    Ответ: Уступает обычно тот, кто вежливее.  

    Вовка: Молодцы! Вы – настоящие рыцари.

           А следующий наш конкурс покажет нам, насколько вы дружная команда.

    (Девочки читают стихотворение «Мы с Тамарой»)

    1-ая: Целый день трезвонит Таня:

    2-ая: Мы заведуем бинтами!

             Мы с Тамарой ходим парой,

             Санитары мы с Тамарой!

    1-ая: Если что-нибудь случится,

             Приходите к нам лечиться.

    2-ая: Мы умеем класть компресс:

             Мы с Тамарой – Красный Крест.

    1-ая: Можем сделать вам припарки,

             Дать целебную траву!

    2-ая: Мы с Тамарой – санитарки.

             Я недаром вас зову.

    Вместе: Мы с Тамарой ходим парой.

                  Санитары мы с Тамарой!

    Итак, участники команды разбиваются на пары, становятся спинами друг к другу, перекрещивают руки на уровне локтя. В такой позе приставными шагами надо оббежать стул и вернуться к команде. Победителям – 1 балл.

    А сейчас, ребята, настало время объявить конкурс чтецов. От каждого класса мы послушаем по 2 стихотворения. Высший балл  - 5.

    (Звучит песня «Я тебе, конечно, верю»).

    Вовка: Нина Евгеньевна, спорим, что неспроста  Вы включили эту песню.

    Ведущий: Конечно, Вовка. Ведь наш следующий конкурс называется «Верите ли вы?»

                      Я буду задавать ребятам  вопросы, тема которых биография замечательной писательницы, поэтессы, чьи стихи сегодня мы с вами слушали. Это А.Л. Барто. Каждой команде по очереди я буду задавать вопрос, который начинается словами «Верите ли вы?». А  вы, посовещавшись, решите, верить мне или нет. Если ваш ответ совпадает с моим то получите  1балл.

    1. Что А.Барто собиралась стать балериной и закончила хореографическое училище?

     Ответ: Да. Её отец  был поклонником балета и видел в нем будущее своей дочери.

    2. Что на экзамене в хореографическое училище она танцевала под музыку «Похоронного марша» Шопена и сопровождала свой танец мрачными стихами.  

    Ответ: Да.

    1. Что после этого танца её пригласили в Наркомпрос и сказали, что она рождена писать веселые стихи?

    Ответ: Да. На экзамене присутствовал нарком просвещения Луначарский и он разглядел в А.Барто задатки поэта. Но ей было немного обидно, что вместо трагического таланта в ней заметили комика.

    1. Что А.Барто всю жизнь мечтала быть детским поэтом?

    Ответ: Нет.

    1. Что А.Барто написала сценарий, по которому перед войной был снят фильм «Подкидыш», и что она придумала знаменитую фразу к этому фильму – «Муля, не нервируй меня».

    Ответ: Да.

    1. Что после выхода в свет в 1947 году поэмы «Звенигород» одной женщине удалось найти потерявшуюся во время войны  свою 8-летнюю дочь.

    Ответ: Да. Поэма «Звенигород» - рассказ о детях, потерявшихся во время войны. Она была написана после посещения реального детского дома в Подмосковье. В тексте, как обычно Барто использовала свои разговоры с детьми. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались очень знакомы этой женщине. Она надеялась, что Барто общалась с её дочкой, и написала ей письмо. Так оно и оказалось. И мать, и дочь встретились спустя годы.

    1. Что А.Барто много лет вела на радио передачу «Ищу человека»?

    Ответ: Да. Благодаря этой передаче удалось соединить почти 1000 семей. А в основе поиска лежали детские воспоминания. По этим детским воспоминаниям родители узнавали своих уже взрослых детей. Этой работе А.Барто посвятила 9 лет.

    1. Что стихи А.Барто помогли мальчику перенести операцию без наркоза?

    Ответ: Да. Мальчик перенес несколько операций. Предстояла ещё одна. Врач сказал, хорошо бы вытерпеть её без наркоза. И мальчик согласился при условии, что во время операции ему будут читать стихи А.Барто.

    1. Что А.Барто родилась в 1907 году?

    Ответ: Нет.

    10.  Что родилась она в Санкт-Петербурге?

    Ответ: Нет.

    1. Что стихи про Вовку и Танечку посвящены детям из детского дома?

    Ответ: Нет.

    Вовка: Не беда, ребята, что вы не всегда правильно верили или не верили. Но ведь правда, что этот конкурс помог вам узнать много нового из жизни замечательного человека и талантливого писателя Агнии Львовны Барто.

    Вед.: Ну, и последний наш конкурс. А сначала послушайте стихотворение «Квартет».

    Вовка: Басню выбрали давно.

                Распределили роли,

                Решило выступить звено

                На утреннике в школе.

               Решили девочки прочесть

               «Квартет», такая басня есть.

                Светлане роль не подошла.

    1-ая: - Я вовсе не упряма,

              Зачем же мне играть осла?

              Мне не позволит мама.

    Вовка: Артистки начали шуметь.

                 Одна кричит:

    2-ая: - Она медведь,

              А вовсе не мартышка!

    Вовка: Кричит другая:

    1-ая: - Чур-чура,

             Сказала я ещё вчера –

             Я косолапый мишка!

    2-ая: Проходит день и два денька.

             Потом проходит пять.

             На репетицию никак

             Артисток  не собрать.

    2-ая: Пришел козел и сел за стол,

             Но нету соловья.

    Вовка:  -Ну, если так, -

    2-ая: Сказал козел,

    Вовка: Тогда уйду и я!

    2-ая: Проказница мартышка

             Умчалась на каток,

    1-ая: А косолапый мишка,

             Схватив свое пальтишко,

             Пустился наутек.

    Вовка: То нет мартышки,

                 То козла

                 Куда-то тетя увезла,

                 То мишка косолапый

                 Ушел на лыжах с папой!

    Вместе: Когда в товарищах согласья нет,

                   Не прочитать им и «Квартет».

    Вед.: Да, действительно, когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Наш конкурс сейчас это и покажет. А называется он «Секрет успеха».

    Конкурс – инсценировка. А секрет его успеха не только в вашем таланте, артистичности, но и в согласии в вашей команде. Высший балл  - 5.

    (Ребята инсценируют стихи А.Барто)

     Вед.: Молодцы! А сейчас настало время подвести итоги нашей Литспортландии. Слово жюри!

    (Награждение победителей и участников)

    Вовка:

    Ну,  что ж, друзья, проститься нужно!

    1-ая дев.:

     Мы от души поздравим тех,

     Кто ловко, весело и дружно,

     Опередил сегодня всех.

    2-ая дев.:

    А их соперникам желаем

    Не огорчаться, а понять,

    1-ая дев.:

    Что в жизни каждый побеждает,

    Когда стремится побеждать.

    Вовка:

    Растите сильными, здоровыми!

    Не забывайте почитать!

    Из книг узнать старайтесь новое!

    Стремитесь все на свете знать!

    Вед.: Всем спасибо! Наш литературно- спортивный праздник завершен! До новых встреч!.

                     

             

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

    Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...

    Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

    Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

    Урок внеклассного чтения по творчеству Н.С. Лескова в 10классе после изучения «Очарованного странника». «Легенда о совестном Даниле».

    Тема урока: «Нужна ли человеку совесть? Для чего?» (Н.Лесков. Легенда о совестном Даниле).Тип урока: урок – проектЦель урока: на основе анализа текста, сопоставления содержания повести, поступков геро...

    Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

    Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

    «Всем было трудно, трудно для страны…» (урок внеклассного чтения по рассказу самарского писателя В. Воронкова «Порция гороха»)

    Презентация и консект урока внеклассного чтения по творчеству самарского писателя В.Воронкова....

    Урок внеклассного чтения по творчеству В.Бианки

    Данный урок с презентацией составлен для урока внеклассного чтения (5-6 класс коррекционной школы VIII вида). Занимательные задания способствуют развитию внимания, познавательного интереса. Поставленн...

    Урок внеклассного чтения по творчеству Василия Белова "Тепло родного дома"

    Знакомство детей с творчеством Василия Белова через его повесть "Привычное дело", рассказы "На Расстанном холме", "Весна", "Холмы" позволяют пробудить интерес и любовь к своей малой родине, с чего нач...