Главные вкладки

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.
    методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

    Васильева Ирина Владимировна

    Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала.

     

    Форма проведения урока: литературная гостиная.

    Цели урока:

    1. Дать представление о жизни и творчестве Д.В. Давыдова.

    2. Расширить литературный кругозор учащихся. 

    3. Вызвать интерес учащихся к поэзии периода Отечественной войны 1812 года.

    4. Воспитывать у учащихся моральные качества (смелость, искренность, благородство, независимость, патриотизм).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_vneklassnogo_chteniya_p2.75 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ

    Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2

    имени Б.П.Зиновьева

    Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

    "Недаром помнит вся Россия"


    «Певец вина, любви и славы…»                                                                                                В.А.Жуковский

    Урок внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова. 7 класс.

    Автор учитель русского языка и литературы I категории Васильева Ирина Владимировна

    Вешкайма

    2012

    Форма проведения урока: литературная гостиная.

    Цели урока:

    1. Дать представление о жизни и творчестве Д.В. Давыдова.

    2. Расширить литературный кругозор учащихся.  

    3. Вызвать интерес учащихся к поэзии периода Отечественной войны 1812 года.

    4. Воспитывать у учащихся моральные качества (смелость, искренность, благородство, независимость, патриотизм).

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,  сборник стихов Д.Давыдова, портрет поэта.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Приложение 1 – Презентация к уроку; Приложение 2 – тексты использованных в разработке стихов Д.Давыдова; Приложение 3 – использованные ресурсы; музыкальные файлы.

    ХОД УРОКА.

    1. Организационный момент (слайд 1).

    Сообщение темы и целей урока. Постановка задач.

    1. Работа по теме урока.

    Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве замечательного человека – Дениса Васильевича Давыдова. Почему мы говорим именно о нем? Во-первых, Денис Давыдов был участником Отечественной войны 1812 года, а в этом году наша страна отметит 200-летие Бородинского сражения. Во-вторых, Денис Давыдов был замечательным самобытным поэтом. В-третьих, имя Дениса Давыдова непосредственно связано с историй нашего края (слайд 2).

    Жизни баловень счастливый,      

    Два венка ты заслужил,                  

    Знать, Суворов справедливо            

    Грудь тебе перекрестил!                

    …Грудь твоя горит звездами:

    Ты геройски добыл их

    В жарких схватках со врагами,

    В ротоборствах роковых…

                                       Н.Языков

    (Звучит вальс из кинофильма  «О бедном гусаре замолвите слово»).

    А сейчас я приглашаю ведущих для проведения нашего мероприятия.

    (слайд 3)

    1 ведущий: XIX век называют Золотым веком русской поэзии. Но при этом чаще всего вспоминают имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, забывая, а подчас и не зная, что только вокруг Пушкина было блистательнейшее созвездие имен: Вяземский, Боратынский, Батюшков, Давыдов и др.

    Не будет преувеличением сказать, сто ни у одного из друзей Пушкина не было такой истинно всенародной славы, как у Дениса Васильевича Давыдова. Выполненное в бесхитростной манере знамени тое изображение легендарного героя, партизанского вождя Дениса Давыдова на лошади, в крестьянском армяке, с окладистой бородой можно было встретить в России повсюду, от крестьянской избы до знатного дома.

    Давыдов стал человеком-легендой. Его подвиги воспеты знаменитыми поэтами: Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Боратынским, Языковым. Его запечатлели лучшие художники эпохи: Орловский, Доу.

    Видный прозаик и мемуарист, один из самобытнейших и образованнейших русских людей, Давыдов оставил после себя богатое наследие. Так каким же был этот человек?

    (слайды 4-5)

    2 ведущий: Денис Васильевич Давыдов родился 27 (16) июля 1784 года в г.Москве. 
    Его отец Василий Денисович Давыдов был сподвижником Суворова и оставался верен суворовскому духу даже после полного краха своей военной карьеры, состоявшегося с приходом к власти Павла 1. Из четверых детей Василия Денисовича Денис был старшим и по свидетельствам очевидцев самым резвым и непоседливым. Его-то и заметил великий Суворов, прибывший в Полтавский легкоконных полк, которым командовал Василий Давыдов. “
    Ты выиграешь три сражения!” — благословил девятилетнего мальчика Александр Васильевич.
    Маленький повеса бросил Псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке, проткнул шлык няне и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить пророчество великого человека. Розга обратила его к миру и к учению.
    Так было представлено сие событие в жизнеописание Дениса Давыдова, составленное якобы неким «сослуживцем» автора. Современники не сразу распознали в этой биографии остроумную и художественно яркую автобиографию. Итак, Денис Давыдов говорит о себе в третьем лице: «
    Его благословил великий Суворов: благословение это ринуло его в боевые случайности на полное тридцатилетие...»  

    (слайды 6-7)

    1 ведущий: Слова Суворова оказались пророческими. В 16 лет Давыдов едет в Петербург, чтобы стать кавалергардом. В 1803 году император Александр назначил его главным инспектором артиллерии Аракчеева.

    (Звучит песня из кинофильма «Эскадрон гусар летучих» на стихи Д.Давыдова «Я люблю кровавый бой…»)

    Большую часть жизни Давыдов провел на службе в армии.

    Он храбро сражался в 1806 — 1807 с французами в Пруссии, в 1809 — со шведами в Финляндии, в 1809 -  с турками в Молдавии и на Балканах.

    (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Гусарский пир»)

    (слайд 8)

    2 ведущий: В 1812 — 1814 годах Денис Давыдов громил французов в России и гнал их до самого Парижа.

    В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над Наполеоном.

    Мы знаем, что русские войска вначале вынуждены были отступать, теснимые неприятелем. Как надежда на победу было воспринято русской армией назначение Кутузова главнокомандующим.

     Давыдов тут же отправился в главную квартиру, чтобы лично просить Кутузова о дозволении создать армейский партизанский отряд: планы эти вынашивались им уже давно. Л.Н.Толстой писал: «Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение этого страшного орудия, которое, не спрашивая правила военного искусства, уничтожило французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны». Сам же Давыдов более всего ценил в партизанской войне «быстроту в действиях, ловкость в изворотах, внезапность в нападениях, единство в натиске».

    (слайд 9)

    1 ведущий: В историю русской литературы вошел как создатель жанра "гусарской лирики", герой которой любитель разгульной жизни, вместе с тем человек свободомыслящий, противник насилия над личностью.  Из-под его пера вышли стихи, подобных которым русская, да и мировая, поэзия еще не знали. В них по-особому зазвучала военная тема. Но, если поэты старшего поколения, касаясь этой темы, торжественно воспевали сражения, походы, подвиги царей и полководцев, то Давыдов в своих «гусарских» стихах открыл новую для русской поэзии область, а именно – повседневный военный быт провинциальных офицеров, с его искренними отношениями, бесшабашными пирушками и повседневной готовностью к войне. Он сумел передать настроения (внутренний мир – как сказали бы сегодня) тогдашнего офицера. Это была особая среда, представители которой редко доживали до старости, а потому спешили прожить короткие мирные дни весело и бесшабашно.

    И хотя в своих стихах Давыдов, по большей части, преподносит читателю внешние атрибуты офицерского быта – сабля и конь, трубка и карты, дружеская пирушка и закрученные усы – даже на этом обыденном материале ему удалось создать яркий и живописный образ удалого гусара. Это не только забубенный весельчак, «ёра, забияка», но и прямодушный, смелый человек, преданный офицерскому братству и Отечеству. Из-под его пера вышел на редкость живой и совершенно реальный образ, производивший на современников неизгладимое впечатление новизной и свежестью, что особенно контрастно проявлялось на общем фоне тогдашней поэзии. Такой герой и говорить должен был «без выкрутасов», где-то и грубовато. Поэтому Давыдов вводит в поэзию, так непривычную ей, живую разговорную речь, искреннюю и лишенную салонного лоска.

    (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Поведай подвиги усатого героя…»)

    (слайд 10)

    2 ведущий: Летом 1814 года Давыдов возвратился из заграничного похода. Только благодаря настояниям его друзей император был вынужден малыми наградами отметить его заслуги и присвоить ему звание генерала, ни словом не упомянув при этом про его деятельность во главе партизанских отрядов. Через год пришел пакет о разжаловании.

    (Звучит романс из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

    Видя отчаяние Давыдова, друзья думали, как им утешить его. Петр Андреевич Вяземский пригласил его к себе на вечер. Собравшиеся в доме Вяземского сидели тихо, разговаривали полушепотом. Только добрейший толстяк Василий Львович Пушкин забавлял всех анекдотами. Давыдов вошел и замер от неожиданности. Думал, Вяземские одни, а тут целое общество! Все, кого любил, перед кем можно было распахнуть душу. И гул радостных приветствий. И теплота дружеских рукопожатий. Но вот Вяземский поднял руку и, когда все немного затихли, взволнованным голосом, обратившись к Денису, прочитал:

    (Чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником)

                    Пусть генеральских эполетов

                    Не вижу на плечах твоих,

                    От коих часто поневоле

                    Вздымаются плеча других,

                    Не все быть могут в равной доле,

                    И жребий с жребием не схож.

                    Другой, застенчивый средь боя,

                    С неколебимостью героя

                    Вельможей осаждает дверь,

                    Но не тужи о том теперь!

                    На барскую ты половину

                    Ходить с поклоном не любил,

                    И скромную свою судьбину

                    Ты благородством золотил;

                    Врагам был грозен не по чину,

                    Друзьям ты не по чину мил!

                    Спеши в объятья их без страха

                    И в соприсутствии нам Вакха

                    С друзьями здесь возобнови

                    Союз священный и прекрасный,

                    Союз и братства, и любви,

                    Судьбе могущей неподвластной!

    Василий Львович Пушкин попросил у Вяземского: «Позволь стихи списать, Петр Андреевич… Племяннику Александру в Лицей пошлю. Он вас обоих любит, а все стихи Дениса наизусть читает»…

            Генеральский чин царь все-таки был вынужден Давыдову вернуть, объяснив это тем, что-де вышла ошибка.

    (слайд 11-15)

    1 ведущий: Летом 1829 года Денис Васильевич Давыдов вместе семьёй переезжает в имение жены - Верхнюю Мазу.

    В 1832 году Денис Васильевич вышел в отставку.

    (Чтение наизусть стихотворения «Песня старого гусара»)

    Отсюда, из Верхней Мазы, почти десять лет Денис Давыдов посылал свои произведения в пушкинскую «Литературную газету», «Современник», «Сын Отечества», «Библиотеку для чтения».

    Здесь, в Верхней Мазе, Давыдовым написаны военно-исторических записки, созданы лучшие стихи лирического цикла.

    (Чтение наизусть стихотворения «Листок»).

    22 апреля 1839 года Д.В. Давыдов скончался. В течение шести недель его тело покоилось в склепе верхнемазинской церкви. Похоронен поэт-партизан на Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле установлен гранитный бюст героя.

    (слайд 16)

    2 ведущий: Лучшие произведения Дениса Давыдов остались в памяти и на языке народа. Энергичная, призывная, заразительная музыка его таланта не постарела за два века. На его стихи сочиняют песни, его образ сохранен в творчестве современных авторов, о нем пишут книги, о нем ставят фильмы.

    (Звучит песня на стихи Д.Давыдова «Не пробуждай моих безумств…»)

    1. Подведение итогов урока.

    - Что нового вы узнали о Денисе Давыдове?

    - Как имя поэта связано с нашим краем?

    - Понравилась ли вам форма проведения урока?

    (слайд 17)СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе И.С. Тургенев и его повестьо любви "Вешние воды"

    И. С. ТУРГЕНЕВ И ЕГО ПОВЕСТЬ О ЛЮБВИ «ВЕШНИЕ ВОДЫ». УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9 КЛАССЕ.ЦЕЛЬ: ПОПЫТАТЬСЯ РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО ЭТО ЗА ЧУВСТВО – ЛЮБОВЬ.ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБОВЬ ДЛЯ ТУРГЕНЕВА.КАКОЙ ОНА БЫВАЕТ...

    Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

    Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

    Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

    Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

    Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

    Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

    Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»

    Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере  произведения  продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...