Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по теме "...грехи, за которые наказала Земля наша" (по повести А .И .Приставкина "Ночевала тучка золотая")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Стебенева Татьяна Николаевна

Представлены три урока внеклассного чтения в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_8_klasse.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 8 классе

Учитель Стебенева Татьяна Николаевна

Тема урока: «…грехи, за которые наказала Земля наша» (по повести А.И.Приставкина «Ночевала тучка золотая»)

Цели:

1.Знакомство с жизнью Приставкина. Сравнение его жизни с жизнью Кольки – героя его повести.

2.Развитие навыков аналитического чтения.

3.Обучение выразительному чтению и выборочному пересказу.

4.Обучение характеристике героя.

5.Знакомство с историей страны через художественную книгу.

6.Работа со словарем.

7.Развитие компьютерной грамотности (создание презентации).

8. Умение работать в группе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, созданная учащимися, фрагменты из одноименного фильма, тексты, тетради

Примечание: за три недели до начала урока учащимся предлагается прочитать книгу, ответить письменно на вопросы и сдать учителю на проверку. Учитель проверяет, оценивает и возвращает работы.

Вопросы:

1.Напишите, как вы читали книгу, какие чувства испытывали, что нового из истории страны открыли для себя.

2.Отзвуки каких трагических событий, отраженных в повести, слышны и сегодня?

3.В связи с чем возникает в повести стихотворение Лермонтова? Как меняется осмысление его героями в дальнейшем?

4.Что придаёт рассказанным событиям силу документа?

5.Когда в повести происходит переход к исповедальному миру?

6.Выпишите из словаря лексическое значение слова «гуманистический».

7.Какова главная гуманистическая идея повести?

Домашнее задание к 1 уроку:

1группа - Создать презентацию о жизни А.И.Приставкина.

2 группа - Подготовить устные портреты главных героев и рассказать о их жизни в детском доме по 1-3 главам.

3 группа - Пересказ 4 главы.

4 группа - Рассказ о Регине Петровне.

Для всех: перечитать 1-7 главы

Ход 1 урока

На доске

                                                                 Обратимся же к себе, и в самих себе

                                                                постараемся найти грехи,

                                                                за которые наказала Земля наша.

                                                                                             (А.И.Приставкин)

Учитель

- Прочитайте слова в начале повести, которые выделены особым шрифтом.

Учащиеся

- Хлеборезка

Учитель

- Входит тема сказки: хлеборезка. В повести много атрибутов сказки. Какие?

Учащиеся

- Фея волшебница, поле чудес, галоша

Учитель

- Но сказка становится антисказкой, потому что есть болезнь и смерть. Главные герои – Кузьменыши. Расскажите по трем главам о жизни братьев в детском доме и о них самих. (Рассказ 1 группы)

Учитель

- Почему ребята решают поехать на Кавказ?

Учащиеся

Решают уехать на Кавказ, где всё есть (рай, сказка) (чтение стр. 16)

Учитель

- Звучит голос автора (читаю на стр.22)

В тетради учащиеся чертят луч, на котором отмечают главы 3, 4, 5, 6, 7, над лучом пишут: дорога в сказку.

Учитель

Проделаем вместе с ними этот путь. Озаглавим каждую главу оригинально.

4 глава «Воронеж – хрен догонишь»

2 группа пересказывает 4 главу

Учитель

- Как изображены герои?

5 глава Поле чудес и фея Регина Петровна

3 группа рассказывает о Регине Петровне, анализируя портрет: распущенные волосы – дьявольский знак

Учитель

- Виновата ли Регина Петровна в гибели Сашки?

Учащиеся

- Виновата, она приручила ребят и бросила. Поэтому Колька в конце повести так холодно повел себя с ней.

6 глава Пошли болезни. Отправление странных вагонов

Учитель

- Что за странные вагоны увидели ребята?

Показывается фрагмент из художественного фильма.

7 глава Поезд прибывает

Домашнее задание ко 2 уроку:

1 группа Рассказать историю Ильи-зверька и в тетради записать его жизненные принципы.

2 группа Рассказать историю тети Зины. Её объяснение, что здесь происходит.

3 группа  Пересказ 15-17 глав. Работа на консервном заводе.

4 группа Пересказ 19 главы. Концерт художественной самодеятельности. Написать, какие два плана повествования в этой главе.

Ход 2 урока

1 группа рассказывает историю Ильи-зверька (глава 12)

Жизненный принцип Ильи: хочешь жить – борись за свое существование.

Обращается внимание на то, что у него кличка не зверь, а зверек (затравленный, маленький)

Учитель

- Происходило раскрестьянивание (отрыв крестьян от земли) и переселение народов (запись в тетради). Плоды пожинаем теперь.

2 группа рассказывает о работе на консервном заводе.

Учитель

- Советский закон: Наешься, а еще укради, запаси (запись в тетради).

3 группа рассказывает историю тети Зины и то, что здесь происходит.

4 группа рассказывает о концерте художественной самодеятельности.

В 19 главе два плана повествования:

         Формальный план:                                     Настоящий план:

        песня торжественная                                    песня блатная

                 концерт                                                        обыск

Запись в тетради

За блеском первого слоя, есть второй.

Домашнее задание к 3 уроку

1 группа – Пересказать главу «День рождения».

Для всех: написать в тетради, что такое день рождения, для чего человек его отмечает.

2 группа – глава 24 Найти и выразительно прочитать авторские ощущения.

3 группа – Пересказать 26, 27 главы.

4 группа – Найти и перечитать главу, в которой повествование переходит в 80-е годы. Зачем автор использует этот прием? Что он хотел сказать?

Ход 3 урока

Учитель

- Что такое день рождения?

Учащиеся читают записи в тетради.

Учитель обобщает записи:

День рождения – это личный праздник. Отмечая его , мы как бы говорим, что мы нужны этому миру, в который пришли, мы не песчинка, о которой можно забыть. Вот почему Регина Петровна была крайне удивлена, что ребята не знают дня рождения, их будто не существует в этом мире.

1 группа пересказывает главу «День рождения».

Учитель

 - Праздничный стол, пирог с камышинками вместо свечек, два подарка, песни Демьяна. Теперь прочитаем авторские ощущения.

Отвечает 2 группа.

- Память и после хорошего всегда плохое и наоборот.

Запись в тетради:

День рождения – смерть Сашки (Каким образом принял смерть? – Распятие) – Что должно быть после Распятия? Воскрешение Сашки в лице Алхузура

3 группа пересказывает 26, 27 главы (смерть Сашки) и читает монологи Кольки

Учитель

- Прочитаем отрывок, когда вновь в повести возникает лермонтовское стихотворение. О чем оно? (Об одиночестве)

Учитель

- глава 29 Воскрешение Сашки в лице чеченского мальчика Алхузура.

- Почему ребята породнились?

Учащиеся

- Ребята понимают, что иначе не выжить.

Запись в тетради:

Дети оказались умнее взрослых, которые устроили бойню. Они стоят друг за дружку, только в согласии можно выжить.

4 группа отвечает на вопросы домашнего задания.

Сам автор пьет из кружки… Мы, пережившие трагедию, не осознали, что с нами произошло.

Учитель

- Куда привела дорога? (В пропасть)

- Какова тема повести? (Тема памяти)

- Какова основная мысль? (Зло порождает только зло: раскрестьянивание привело к уничтожению класса крестьян, к развалу сельского хозяйства, переселение народов – к непрекращающейся войне, людской злобе, терроризму).

Домашнее задание: Написать сочинение, освятив одну из проблем повести и озаглавив сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»

Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере  произведения  продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести В. Крапивина "Мушкетер и Фея"

Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести В.Крапивина "Мушкетер и Фея" представлена вместе с викториной по этой же повести. Викторина дает возможность учителю понять, как ...