Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести В. Крапивина "Мушкетер и Фея"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести В.Крапивина "Мушкетер и Фея" представлена вместе с викториной по этой же повести. Викторина дает возможность учителю понять, как учащиеся знают содержание повести. Урок внеклассного чтения поможет учащимся понять идею произведения , проявить свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_mushketer_i_feya.docx | 184.5 КБ |
vneklassnoe_chtenie_mushketer_i_feya.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по повести Владислава Крапивина
«Мушкетер и фея»
1.Угадай героя.
А) Лицо у нее какое-то совсем необыкновенное. Вроде бы ничего особенного – кудряшки да вздернутый нос. Да царапина над верхней губой. Но глаза – как синие фонарики. _______________________________________
Б) Он умел улыбаться. Когда он это делал, глаза его становились как маленькие золотистые полумесяцы, на щеках появлялись ямочки, а еще не выпавшие молочные зубы сияли словно на картинке с коробочки от зубного порошка. Взрослые говорили: «Обаятельнейшая улыбка». Но чаще всего это были взрослые, которые не очень хорошо знали его. __________________________________
В)У него был костюм ковбоя: загнутая с боков шляпа, короткая куртка и очень узкие брюки с широченными раструбами, с кожаными заплатами на заду и коленях. На шее красовался яркий платок, бедра опоясывал патронташ с настоящими револьверными гильзами, к патронташу была прицеплена кобура. Красивый костюм и героический._______________________________________
2. Познакомимся с Джонни.
В каком классе учится Джонни?_______________________
За какие заслуги фотография Джонни висела на Доске Почета?_____________________________________________
Что коллекционировал Джонни?________________________
При каких обстоятельствах Джонни познакомился с прекрасной незнакомкой?_____________________________
________________________________________________________________________________________________________
Почему Джонни не хотел стричься?_____________________
________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
3. Познакомимся с Катей.
Какой костюм Катя подготовила для карнавала?___________
____________________________________________________
Какая вещь повлияла на выбор костюма Кати?____________
Что коллекционировала Катя?__________________________
Как звали маму Кати?_________________________________
Какая профессия у мамы Кати?_________________________
4. Познакомимся с друзьями Джонни.
Кто помогал делать костюм Джонни?____________________
________________________________________________________________________________________________________
Кто из друзей написал стихи для Джонни?________________
5.Познакомимся с врагами Джонни.
Какая кличка была у врага Джонни?_____________________
На кого был похож враг Джонни в своем карнавальном костюме?____________________________________________
6. В честь какого праздника проходил карнавал?
____________________________________________________
7. Напиши, какие моменты из жизни Джонни изображены на иллюстрациях.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Напиши 3-5 имен прилагательных, которые говорят о характере Джонни. __________________________________
Ответы к викторине.
- Угадай героя
А) Катя
Б) Джонни
В) Витка Шпаньков по прозвищу Шпуня
2. Познакомимся с Джонни.
-Джонни учился в третьем классе.
-Джонни был передовиком в сборе макулатуры.
-Джонни коллекционировал модели автомобилей.
-Джонни шел по улице, ему показалось, что впереди идет Шпуня. Джонни решил догнать его и ударить портфелем, но, когда подбежал, увидел, что это не Шпуня, а девочка. Чтобы не задеть ее, извернулся и врезался в столб.
-Джонни не хотел стричься, так как на карнавале хотел быть мушкетером. А «безволосых мушкетеров не бывает».
3. Познакомимся с Катей.
-Катя подготовила костюм Мальвины.
-На выбор костюма повлиял мамин парик, который Катя уронила в синьку.
-Катя коллекционировала марки.
-Катину маму звали Инна Матвеевна.
-Она была учителем начальных классов.
4.Познакомимся с друзьями Джонни.
-Джонни помогали делать костюм Вика, братья Дорины и Сергей Волошин.
-Стихи написал Сергей Волошин.
5. Познакомимся с врагами Джонни.
-Шпуня
-Шпуня был похож на дождевого червя.
6. Карнавал проходил в честь Праздника детской книги.
7.-Джонни каждый день приходит к дому, в который зашла прекрасная незнакомка, и слушает музыку. Джонни надеется, что незнакомка когда-нибудь выйдет из дома, и он сможет с ней познакомиться.
-Джонни на второй день карнавала со сцены читает стихи о чести . Шляпу и плащ кладет на рояль и остается в обыкновенной одежде.
8. Смелый, искренний, честный, благородный и т.д.
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по повести В. Крапивина
«Мушкетер и Фея»
К этому мероприятию мы готовились заранее. Сначала прочитали всю книгу В. Крапивина «Истории из жизни Джонни Воробьева». А 2 марта был День чтения вслух, и ребята читали классу понравившиеся отрывки из книги.
Потом дети написали отзывы о книге. Ребята выбрали из пяти повестей самую яркую и запоминающуюся повесть «Мушкетер и Фея». Провели в классе викторину по этой повести. К уроку внеклассного чтения ребятам было дано задание инсценировать эпизод из повести.
И вот так мы подошли к уроку внеклассного чтения «Мушкетерами не рождаются…»
Что такое дружба? Честь? Смелость? Как бороться с подлостью? – ответы на эти вопросы можно найти в книгах Владислава Петровича Крапивина.
1.Рассказ о писателе.
Родился писатель в 1938 году в Тюмени, в семье педагогов. В этом городе прошло его детство. «Жизнь еще была нелегкая. Хлеб давали по карточкам, одежды не хватало, с дровами тоже случались перебои». А еще была тоска по отцу, который все не возвращался домой, стычки с дворовой шпаной, когда приходилось отчаянно бороться со страхом. Однако в жизни писателя было и другое: друзья, которые знали, что нельзя нападать сзади, бить лежачего, жадничать, хвастаться обновками и бросать человека в трудную минуту. Эти незыблемые правила мальчишечьей жизни Крапивин пронес через годы, и любая его книга об этом. И, конечно, в той неустроенной послевоенной жизни отвлечься от трудностей помогали книги и мечты о море и парусах. Читал Крапивин напропалую. Уже в раннем детстве у Владислава Крапивина проснулся дар отменного рассказчика. Он буквально на ходу придумывал увлекательные истории, которые рассказывал сверстникам. Когда ему было чуть больше семи, написал свою первую книжку «Остров привидения».
Поступив на факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, Крапивин продолжает писать (в основном, рассказы о детях). Детства, по словам Крапивина, у него не было. Помешала война. Поэтому хотел, чтоб детство продолжалось подольше. Так что стал писать о ребятах и для ребят.
В Свердловске Крапивин организовал свой отряд «Каравелла». В этом отряде ребята учились строить яхты и управлять ими, изучали морское дело, осваивали журналистское ремесло, делали газеты и снимали фильмы, фехтовали, а еще учились дружить, преодолевать страх и, если нужно, защищать справедливость.У «Каравеллы» была собственная клятва-девиз: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». В этом отряде Владислав Крапивин воспитывал новых романтических героев — смелых, бескорыстных, с обострённым чувством справедливости. Именно такими были и бесстрашные герои произведений автора.
Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечал : «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство… Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и ещё — «Мне всегда двенадцать лет»…
За свою литературную деятельность Крапивин издавался около 200 раз. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков». Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки
«Когда вертишься среди ребят ежедневно, жизнь их знаешь не понаслышке. Я научился понимать, что ребячья жизнь ничуть не проще, не легче жизни взрослых. Порой она даже труднее, драматичнее, чем у их родителей и учителей. Потому что маленький по возрасту человек чувствует и переживает ничуть не меньше большого, а защищен от суровой жизни он гораздо слабее. Я мог делать выводы и обобщать. И в жизни, и в книгах», - так писал Владислав Крапивин.
2. Рассказ о книге.
-Сколько повестей в книге «Истории из жизни Джонни Воробьева»?
(Пять повестей: «Бегство рогатых викингов», «След крокодила», «Мушкетер и Фея», «Шлем витязя», «Тайна пирамид»)
-Почему героя зовут Джонни? (Джонни не выговаривал звук «ж», имя Женя звучит некрасиво, поэтому Дженька заменил на романтичное Джонни)
-Где живут герои книги? (в старинном подмосковном городке на улице Крепостной)
-Джонни –самый младший в компании друзей. Назовите всех остальных ребят из компании. (Вика, братья Дорины- Стасик и Борька, Сергей Волошин)
-Кто стоит во главе компании, враждующей с друзьями Сергея Волошина?
3. Ребята, из пяти повестей мы выбрали только одну -«Мушкетер и Фея». Давайте посмотрим, как вы инсценировали эпизоды из повести.
4. Ребята, вы знаете, что Джонни очень любит читать.
-Какие книги он читает на протяжении всей книги? (о пиратах, о приключениях, о смелых людях, о подвигах, о дружбе, о чести и т.д.)
-А какую книгу Джонни читает перед карнавалом? (А. Дюма «Три мушкетера»)
“Мы оба читали одни и те же книжки – про людей откровенных и надежных, как сталь. Мы оба знали одни и те же законы верности и чести. Оба знали, что в друзьях не сомневаются, не лгут, не предают”,- так говорит один из героев Крапивина.
Посоветуйте Джонни, какие книги он мог бы прочитать. Напишите список этих книг.
5.Представьте, что вас попросили дописать книгу. (фанфик)
Придумайте, как бы Джонни мог рассказать папе о первой встрече с Катей на улице, когда перепутал ее со Шпуней.
Придумайте, как бы Джонни рассказал маме о подлом поступке Шпуни в первый день карнавала.
Придумайте, как бы Джонни рассказал о знакомстве с Катей во второй день карнавала ее маме, Инне Матвеевне.
6. «Я хочу рассказать о мальчишках, умеющих бороться за свою мечту. И о том, что иногда борьба эта бывает нелегкой. Даже опасной. И еще хочу рассказать о дружбе, молчаливой и крепкой».
Ребята, у русского народа есть много пословиц о дружбе.
Но они немного рассыпались. Давайте их соберем.
Где дружба прочна, | того и другому не делай. |
Будете друг за дружку держаться - | там хорошо идут дела. |
Дружи с теми, | а друг - когда старый. |
Чего себе не хочешь, | можете ничего не бояться. |
Вещь хороша, когда новая, | недругу никто не рад. |
Друг - ценный клад, | кто лучше тебя самого. |
(Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Будете друг за дружку держаться-можете ничего не бояться.
Дружи с теми, кто лучше тебя самого.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Вещь хороша, когда новая, а друг-когда старый.
Друг-ценный клад, недругу никто не рад.)
Какая из пословиц , по-вашему, лучше всего раскрывает смысл повести? Объясните.
7.Ребята, подумайте и ответьте, хотели бы вы иметь такого друга, как Джонни Воробьев? Подберите аргументы «за» и «против».
8.Подведение итогов викторины по повести.
9. Вот и подошел к концу урок внеклассного чтения.
Вы познакомились только с одной книгой Владислава Крапивина. Надеемся, вы продолжите знакомство и с другими его произведениями и не расстанетесь уже никогда.
«Оруженосец Кашка» (1965);
«Валькины друзья и паруса» (1966);
«Тень Каравеллы» (1970);
«Алые перья стрел» (1971);
«Мальчик со шпагой» (1973—1975);
«Ковёр-самолёт» (1975);
«Журавлёнок и молнии» (1981);
«Дети синего фламинго» (1980)
«Колыбельная для брата» (1987)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по теме "...грехи, за которые наказала Земля наша" (по повести А .И .Приставкина "Ночевала тучка золотая")
Представлены три урока внеклассного чтения в 8 классе...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)
Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»
Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере произведения продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...