Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по творчеству Н.С. Лескова в 10классе после изучения «Очарованного странника». «Легенда о совестном Даниле».
    рабочая программа (литература) на тему

    Тема урока: «Нужна ли человеку совесть? Для чего?» (Н.Лесков. Легенда о совестном Даниле).

    Тип урока: урок – проект

    Цель урока: на основе анализа текста, сопоставления содержания повести, поступков героя с жизнью святых, отраженных в церковной литературе, подвести ребят к мысли о духовно – нравственных идеалах человека, о совести и милосердии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_chtenie.docx22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения по творчеству Н.С. Лескова в 10классе после изучения «Очарованного странника». «Легенда о совестном Даниле».

    Пояснение учителя к плану – конспекту урока.

    В сегодняшнем мире с его разгулом насилия, вражды, непонимания друг друга произведения Лескова особенно актуальны, потому что его герои несут свет добра, справедливости, чистоты и их жизнь соотносится с одной из заповедей Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

    Произведения Лескова в абсолюте соответствуют концепции духовно – нравственного развития личности и гражданина России, поскольку осмысление  их способствует воспитанию и развитию Человека  в человеке, принятию национальных ценностей и нравственных идеалов, на основании которых строится отношение к себе, другим людям обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

    Тема урока: «Нужна ли человеку совесть? Для чего?» (Н.Лесков. Легенда о совестном Даниле).

    Тип урока: урок – проект

    Цель урока: на основе анализа текста, сопоставления содержания повести, поступков героя с жизнью святых, отраженных в церковной литературе, подвести ребят к мысли о духовно – нравственных идеалах человека, о совести и милосердии.

    Задачи урока:

    Образовательные: познакомить с произведением Лескова и материалами о жизни святых.

    Развивающие: развитие образного, критического мышления, внимания к слову, развитие навыка анализа, синтеза и личностной рефлексии.

    Воспитательные: воспитание духовно – нравственных качеств личности на основе осознания общечеловеческих ценностей.

    Оборудование: слайды (изображение Христа, святых, картина «Христос в пустыне», эпиграф, словарные слова, высказывания о добре, милосердии,  словари. Произведения церковной, религиозной литературы.

    Формы, приемы работы учащихся на уроке: словарная работа, элементы диспута, групповая работа, устное словесное рисование, выразительное чтение, ассоциативное  представление, творческая работа.

    Перед уроком учащимся было предложено домашнее задание – прочитать (по группам):

    1. Евангелие, исход, гл. 19-20
    2. «Второе послание святого апостола Павла к корифнянам», гл. 12, ст7
    3. Иов, гл4.ст28
    4. Евангелие от Луки, гл17.
    5. Евангелие от Марка, гл3.
    6. Житие Сергия Радонежского.

    Ход урока:

    На фоне звучания церковной музыки (орган, церковный хор).

    Учитель задает вопросы (элементы диспута):

    - какие ассоциации вызывает музыка?

    - что чувствуете вы?

    - что есть понятие совести?

    - и почему слово «совесть» возникло у вас?

    Примерные ответы учеников: мысль, представление о душе, о церкви, о Христе, чувствую мысль о своей вине, о спасении. Грех – нарушение нравственных, духовных, человеческих представлений… искупить – страдать. В страдании спасение. Совесть – мучение от совершенного.

    Учитель: А вот Н.С. Лесков в «Легенде о совестном Даниле» прямо говорит человеческом грехе, о совести, о страдании за грех, о человеколюбии.

    Цель урока:  на основе анализа текста, сопоставления содержания повести, поступков героя с жизнью святых, отраженных в церковной литературе, подвести ребят к мысли о духовно – нравственных идеалах человека, о совести и милосердии.

    Словарная работа (толковый словарь Даля).

    1. Грех
    2. Праведник
    3. Святой
    4. Православие
    5. Совесть – весть +со, согласии? Весть о человеческом в себе?)

    Сообщения учащихся о Лескове, его творчестве (индивидуальные домашние задания; 2-3ученика).

    1 ученик:

    Достоевскому равный он –

    Прозеванный гений,

    Очарованный странник

    Катакомб языка…

    И северянин.

    Лесков – певец русской удали («Очарованный странник»), русского мастерства («Левша»), русской духовности («Соборяне», «Запечатленный  ангел»,  «Легенда о совестном Даниле»).

    2 ученик: У Лескова (подробнее):

    - тайны человека, его души;

    - мечта об объединении людей;

    - русский человек самобытен;

    - христианские предания – основа смысла жизни;

    - художественный мир – отражение христианской истины.

    3 ученик рассказывает кратко сюжет «Легенды о совестном Даниле».

    Осмысление эпиграфа Пелускога (христианский писатель 4века) (логическая интерпретация).

    «Пристрастие не дальновидно, а ненависть вовсе ничего не видит».

    - как вы понимаете эти слова?

    - что значит «пристрастие»?

    - как связан эпиграф Лескова с современной жизнью?

    Групповая работа по осмыслению и анализу легенды (4группы, задания на карточках).

    1группа. Жизнь Данилы до совершения греха.

    Задание:

    1. Прочитайте о жизни Данилы до греха. Где и как жил он?
    2. О чем говорит вам название горы «синайская»?
    3. Назовите 10 заповедей Христа, которые изрек Моисей?
    4. Сделайте вывод о жизни Данилы до совершения греха. В чем был ее смысл?
    5. Что значит праведник? Есть ли в наше время праведники? Кто?

    2 группа. Страдания Данилы у варваров.

    Задание:

    1. Прочитайте эпизод пленения героя и его страданий.
    2. С каким эпизодом духовной, религиозной литературы можно это сопоставить? (страдания Христа).
    3.  Используя прием устного словесного рисования, расскажите  о страданиях Данилы.
    4. Выступите в роли экскурсовода и проведите анализ иллюстраций религиозной тематики (слайды).

    3 группа. Грех Данилы. Страдания.

    Задание:

    1. Прочитайте эпизод «греха Данилы».
    2. Что чувствует он при этом?
    3. Как вы понимаете слова из псалтыря Патриарха 2:

    Буде тебе по грехам твоим

    Записано в псалтыре…

    1. В чем причина страданий героя после совершения греха?

    4 группа. Кто этот черный эфиоп? Воскрешение героя.  

    Задание:

    1. Что предпринимает герой для искупления греха? Что терзает его душу?
    2. В чем «крестный» путь Данилы? (сопоставьте с Евангелием, гл. 1,5,17).
    3. В чем смысл эпизода о прокаженном?

    Презентация информации и выводы по теме урока.

    Примерные ответы учащихся (группы):

    - герой проповедует заповеди Христа, несущего Добро, и многие соглашаются с ним, он жалеет, что после его ухода (выкупа) люди опять будут жить по злобе (ср: апостол Павел);

    - смысл жизни Данилы – в помощи другим людям, в сострадании, в обращении людей к Богу;

    - страдания Данилы можно сравнить со страданиями Христа на голгофе;

    - герой чувствует, что совершил страшный грех, и «истязатель -  черный эфиоп» - теперь в нем и не дает покоя. Данилу мучит совесть – весть о человеческом в нем;

    - Данила понимает, что надо искупить грех, ибо «нет сил больше мучиться»;

     - для спасения герой идет к патриарху, потом в Рим к папе, в Эфес, Иерусалим, т.е. идет по святым местам. Сравним с современным паломничеством людей в Иерусалим;

     - алчущий дух героя приводит его к мысли о том, что муки, страдания – это искупление, что пострадать за веру – блаженство;

    - «крестный» путь Данилы – это путь любви ко всем живущим на земле «тварям», Человеколюбие.

    Вывод по работе групп (учитель).

    Мы говорим сегодня о героях, которые живут по законам Совести. Это праведники. Они есть и сейчас. Они ведут нас к Добру, Красоте, Милосердию. Но не все так просто. Человек грешен на этой земле, а грехи бывают ой какие страшные. Но и  последнему грешнику, по мнению удивительного писателя Лескова, открыта дорога к спасению, если в тебе есть человеческое, твоё духовное «Я», твоя Совесть.

    Чтение и осмысление мыслей «мудрых» по теме урока. Как вы понимаете смысл этих слов?

    1. Высшее правосудие – это совесть. В.Гюго.
    2. Совесть и трусость, в сущности, одно и то же… О.Уайльд.
    3. Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством. Конфуций.
    4. Совесть – это правильный суд доброго человека. Аристотель.
    5. Вся сила нравственной совести заключается в осознании собственного зла. Д.Дидро.

    Творческое задание по теме урока – мини – сочинение.

    Какие мысли пришли мне в голову?

    Чтение сочинений (выборочно).

    Итог. Слово учителя.

    Удивительный писатель Н.С. Лесков ценен тем, что показал в своих произведениях душу русского человека, его ментальность. Герой Лескова, по сути, праведник, несущий людям Красоту, Добро, Истину. Он живет по законам совести и страдает, если поступает не по – Человечески. Чтобы в нашей душе не поселился «черный эфиоп», живите по заповедям Моисея и читайте Лескова, ибо он, я уверенна, - визитная карточка нашей «русскости».

    Из сочинений учеников.

    1. Я никогда особенно не понимал Лескова, думал, что это – скучный писатель, теперь – другое: он гений. (Петр И.).
    2. Люди должны быть милосердны. Убить -  страшный грех. Как с этим жить? (Максим Т.).
    3. Грех. Грехи разные бывают. Кто – то – наркоман, кто – предатель, а кто- то убийца. И это страшнее всего. Я бы не смог (Иван О.).
    4. Страшнее для человека даже не убийство само, а мучения. Вспомним Раскольникова, Данила – праведник. Всю жизнь делал Добро, как святые. Оступился, но ведь он защищал свою жизнь, мстил насильнику. Это его оправдывает (Алена К.).
    5. Убийство нельзя оправдать. Да и «черный эфиоп» не даёт ему жить? Это совесть. Нельзя убивать никогда (Олеся Е.).
    6. Я думаю, что главное у Лескова – мысль о совести. Именно совесть – весть о том, что ты Человек, - спасает его. Он не зверь, он чувствует вину. И потом делает добро (Лена К).
    7. Говорим о «русскости», а что, у англичан, например, нет совести? (Валерий О).
    8. Лесков, я считаю – писатель духовности, скорее, христианский какой – то. Не зря же такие совпадения с церковной литературой (Наташа К).
    9. Он – Человек. А в человеке от природы уже заложено божественное (он от Бога).
    10. Человек грешен всегда был. Нет безгрешных. И ведь живут – не тужат.
    11. Жить. С совестью или без… Как? Выбирать нам.

    Домашнее задание: проанализировать язык легенды.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

    Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...

    Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

    Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

    Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей

    Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы...

    Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Зверь"

    конспект урока литературы (внеклассное чтение)...

    Урок внеклассного чтения по творчеству В.Бианки

    Данный урок с презентацией составлен для урока внеклассного чтения (5-6 класс коррекционной школы VIII вида). Занимательные задания способствуют развитию внимания, познавательного интереса. Поставленн...

    Урок внеклассного чтения по творчеству Василия Белова "Тепло родного дома"

    Знакомство детей с творчеством Василия Белова через его повесть "Привычное дело", рассказы "На Расстанном холме", "Весна", "Холмы" позволяют пробудить интерес и любовь к своей малой родине, с чего нач...