Главные вкладки

    Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина
    план-конспект урока (11 класс) по теме

    Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Образ родной природы в песенном слове С. Есенина

    Класс: 11 класс СКОУ СКОШ VIII вида

    Цель урока:

    рассмотреть и обсудить образ природы в поэзии С.Есенина

    Задачи:

    1. Коррекционно-обучающие:
    1. вспомнить стихотворения С.Есенина;
    2. показать соединение поэзии, живописи, музыки в стихах С.Есенина;
    3. учить объединять словесные и картинные образы на примере стихотворений С.Есенина

    2. Коррекционно-развивающие: содействовать развитию устной связной речи, внимания, мышления

    3. Коррекционно-воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного, прививать любовь к родной природе, поэзии.

    Тип урока: комбинированный

    Вид занятия: урок с использованием мультимедийной  презентации

    Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

    Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы

    Краткий план урока:

    1. Орг. момент.
    2. Переход к восприятию темы урока.
    3. Объявление темы урока.
    4. Подготовка к восприятию материала урока.
    5. Изучение нового материала и его первоначальное закрепление
    6. Итоги урока. Домашнее задание.

    Оснащение урока: АРМ, компьютерная презентация, интерактивная приставка (доска).

    Словарь: лирика, живопись.

    Этап урока

    Содержание и деятельность учителя

    Деятельность детей

    I Орг. момент

    - Я рада приветствовать еще раз вас, мои дорогие и наших гостей, которые пришли к нам сегодня на урок внеклассного чтения. Присаживайтесь, пожалуйста

    Дети стоят возле парт, приветствуя учителя и гостей

    II Переход к восприятию темы урока

    Сегодня наш урок посвящен поэзии.

    Наш поэтический разговор сегодня мы начнем со строк из стихотворения, которые прочитает Паша. Пожалуйста, Паша

    - Спасибо, Паша! Скажите, пожалуйста, ребята, кто автор стихотворных строк, которые прочитал Паша

    - Какой образ возникает, когда мы читаем или слышим строки из предложенного стихотворения?

    - Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите какое изображение березы подходит к прочитанному стихотворению. Аргументируйте свой выбор

    - К какому жанру относится стихотворение «Береза» С. Есенина

    Вспомните, что такое лирическое стихотворение или лирика

    В литературу Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества.

    Прослушайте внимательно строки из другого стихотворения.

    Сыплет черемуха снегом.

    Зелень в цвету и росе.

    В поле, склоняясь к побегам

    Ходят грачи в полосе.

    Никнут шелковые травы,

    Пахнет смолистой сосной

    Ой вы, луга и дубравы, -

    Я одурманен весной.

    - Ребята какое главное отличие в словесных образах двух стихотворений?

    - Ребята, вы услышали два стихотворения С. Есенина. Подумайте и скажите, какая тема объединяет эти 2 стихотворения?

    Дети садятся за парты

    Паша читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Белая береза» 8 строчек

    (дети следят глазами за строками на слайде)

    - Автор строк, которые прочитал Паша – С. Есенин.

    Когда мы слышим эти строки, возникает образ березы

    Этот образ подходит к стихотворению, т.к. на слайде изображена береза зимой, как в стихотворении

    -Стихотворение «Береза» С. Есенина относится к жанру лирического стихотворения.

    Лирика – это поэзия, с помощью которой можно передавать состояние души человека, его чувств и настроения.

    Дети внимательно слушают и смотрят на изображение природы на представленном слайде

    - Я думаю, что главное отличие этих стихотворений в том, что в них  описаны разны времена года: (зима и весна,  а также разные породы деревьев.

    -Я считаю, что эти два стихотворения объединяет тема природы

    III Объявление темы урока

    - Вы сейчас назвали не только основную тему есенинского творчества, но и, частично, тему нашего урока.

    - Посмотрите, одно слово в названии темы урока скрыто. Это скрытое слово, вы самостоятельно мне скажете чуть позже.

    Образ родной природы… На самом деле, почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Тема родной природы – душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая все свое неповторимость и очарование.

    Дети читают название темы урока на слайде

    IV Подготовка к восприятию материала урока

    Для того, чтобы говорить о теме природы в есенинской лирике, попробуем понять, откуда взяла корни любовь Есенина к родной природе.

    - Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма о С. Есенине.

    С помощью этого фильма  попробуем ответить на вопрос: с чего началась тема природы в стихах поэта, с какой еще темой она тесно переплетается?

    Просмотр фильма

    - Мы посмотрели с вами фрагмент фильма о С. Есенине. Кто обратил внимание, как он называется?

    - Как можно кратко выразить словами, о чем этот фильм? (использовать наводящие вопросы)

    -Фильм называется «Земля С.Есенина»

    - Этот фильм о С. Есенине, о его любви к родной земле, к матери

    V Изучение нового материала и его первоначальное закрепление

    - А теперь давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала перед просмотром фильма.

    Подсказка 1

    Родился я с песнями в травном одеяле

    Зори меня вешняя в радугу свивали

    Учитель задает наводящие вопросы

    Подсказка 2

    О Русь – малиновое поле

    И синь, упавшая в реку, -

    Люблю за радость и боли

    Твою озерную тоску

    - А еще, ребята, удивительные стихи о родной природе начинается с умения замечать окружающую красоту, с умения ее необыкновенно точно описать.

    - Мы ответили с вами на вопрос, с чего начиналась тема природы в творчестве С. Есенина. Эти факторы перед вами на слайде. Еще раз внимательно пробегите их глазами и скажите, с какой темой тесно переплетается тема родной природы в стихах Есенина.

    - Совершенно верно. Когда мы говорим о Родине, перед глазами сразу же рисуются картины природы или образы природы. Как доказательство нашей мысли о связи темы природы и родины найдите  в распечатках на ваших партах строки, подтверждающие это.

    - Что вам нужно сделать?

    Это стихотворение вам знакомо, мы его разбирали с вами.

    - Тема природы в поэзии Есенина начинается с рождения поэта в крестьянской семье (близкой к земле

    - С любви к матери, родной земле

    Дети вслух читают представленные на слайде факторы

    Я считаю, что тема родной природы тесно связана с темой любви к Родине.

    - Нам нужно найти в распечатках стихотворение, подтверждающее о связи Родины и родной природы у Есенина.

    Дети находят нужное стихотворение  и читают вслух.

    О Русь – малиновое поле

    И синь, упавшая в реку, -

    Люблю за радость и боли

    Твою озерную тоску.

    - Какие слова особо подчеркивают любовь поэта к Родине?

    - То, что мы прочитали, это образ природы словесный. Какие образы возникают перед глазами, читая эти строки? Посмотрите на экран, вы видите картину природы, или, картинные образы природы. Давайте попробуем образ словесный и образ картинный. (разбор стихотворений и подбор картинных сюжетов к строкам и стихотворениям)

    - А теперь давайте воссоздадим картину образов: словесных и картинных.

    -Итак, какую связь мы сейчас показали?

    - С помощь каких образов мы это сделали?

    - Ребята! Давайте уточним образы словесные – это слова, в данном случаи это стихи, т.е. поэзия, а образы картинные это картины или живопись (искусство).

    В поэзии С. Есенина слились воедино в 2 стихии- лиризм и живопись. И выразил он это слияние в образе русской природы, родной природы. Ведь природа это источник, который питает и поэзию, и лирические (душевные) чувства поэта. (?)

    -Итак, какая основная тема лирики С. Есенина?

    - Мы с вами показали как Есенину удалось в своем творчестве соединить две стихии – поэзию и живопись, но ведь есть еще и третья стихия и она сопровождает нас на протяжении нашего урока. Назовите ее… (использовать наводящие вопросы).

    Подсказка. Это стихия тоже помогает проникать глубже в чувства человека. Она лечит, успокаивает, тревожит, и иногда бодрит, зажигает, вдохновляет.

    - Молодцы! конечно, это музыкальная стихия. Посмотрите, пожалуйста на слайд и вспомните, что мы должны открыть слово в теме урока. Что же это за слово? В чем выражается образ родной природы в есенинской поэзии?

    - если на слова стихотворения наложить музыку, что получится?

    - Так какое слово у С. Есенина? Образуйте от существительного песня прилагательное (при необходимости повторить определение имени прилагательное).

    - Прочитайте получившуюся тему урока.

    - Вы знаете, ребята есенинские стихи обладают удивительным свойством, их практически все «можно петь», т.е. если наложить на его стихи музыку, получится песня.

    - Сейчас Саша сначала прочитает строку из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая». Давайте подумаем, в чем заключается песенность стихов С. Есенина

    - Скажите пожалуйста, о чем эта песня? Какое настроение навевают и слова, и музыка песни.

    - Как вы считаете, почему стихи Есенина нужно петь? Какие особенности его стиха позволяют так легко накладывать на них музыку? (на слайде, помочь детям вывести особенности)

     - Какие образы спрятаны в строках песни – посмотрите на свои распечатки.

    -В какую тему можно объединить все эти образы?

    - Следующим заданием будет соединить образное слово и изображение природы, которое вам предложено в распечатках. Вы читает каждую строфу и думаете, какое изображение природы, подходит по смыслу. Каждое изображение пронумеруйте по порядку.

    - Вы знаете, ребята, на эти стихи наложили музыку и получилась песня.

    А теперь давайте посмотрим, что может получиться из соединения трех образов. (звучит музыка и на слайдах под слова песни появляется изображение природы).

    - Ребята, возможно, у вас изображение природы расположены по-другому. Это не ошибка, потому что каждый человек индивидуален, каждый чувствует и воспринимает окружающее по-своему. Если вы считает, что у вас не совсем точно расставлены картины природы, то вы можете поменять их.

    - Так почему поэзию Есенина можно назвать песенной?

    - Итак, наш разговор на тему поэзии подходит к концу. Давайте с помощью логической цепочки вспомним о чем мы говорили. (на доске: ПОЭЗИЯ – ЛИРИКА С. ЕСЕНИНА – ОБРАЗ РОДНОЙ ПРИРОДЫ – ТЕМЫ ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ – СЛИЯНИЕ ЛИРИКИ И ЖИВОПИСИ – ПЕСЕННОСТЬ СТИХОВ С. ЕСЕНИНА

    -Давайте с помощью предложений, которые находятся у вас в распечатках, попробуем составить краткое связное высказывание о нашем сегодняшнем разговоре.

    До сих пор стихи Есенина используют для сочинения песен. Мы с вами на уроке услышали только одну. Напомните, какая это песня?

    - Люблю до радости и боли…

    Чтение стихотворения детьми и одновременный показ слайдов с картинами природы.  

    -Мы показали связь темы природы и темы любви к родине.

    -Мы это сделали с помощью образов картинных и словесных.

    Основная тема лирики С.Есенина – тема родной природы.

    Дети высказывают мнения, используя слова: «Я думаю», «Я считаю».

    - Это музыка!

    Дети высказывают предположения.

    -Получится песня.

    -Это песенное слово.

    Обучающиеся читают вслух тему урока.

    Саша читает строку из стихотворения.

    Навевают грусть, легкую тоску, печаль.

    Дети перечисляют образы природы.

    -Все эти образы можно определить в образы родной природы.

    Дети выполняют задание.

    Дети при желании меняют местами картинки с помощью цифр.

    - Поэзию Есенина можно назвать песенной, потому что его стихи мелодичны, на них можно легко наложить музыку

    Дети составляют связное высказывание с помощью находящихся на их партах деформированных предложений. Затем читают их вслух.

    -Это песня на стихи Есенина «Отговорила роща золотая».

    VI. Домашнее задание

    - Попробуйте дома найти еще песни на слова С. Есенина (учитель спрашивает что можно сделать для выполнения этого задания, как нужно действовать?)

    - Наш урок подошел к концу. Спасибо за работу. Вы молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

    Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.А.ЕСЕНИНА

    Презентация является наглядным материалом к уроку по внеклассному чтению в школе VIII вида по творчеству С.А.Есенина "Образ родной природы в песенном слове С.А.Есенина"...

    Урок внеклассного чтения по творчеству Н.С. Лескова в 10классе после изучения «Очарованного странника». «Легенда о совестном Даниле».

    Тема урока: «Нужна ли человеку совесть? Для чего?» (Н.Лесков. Легенда о совестном Даниле).Тип урока: урок – проектЦель урока: на основе анализа текста, сопоставления содержания повести, поступков геро...

    Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей

    Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы...

    Урок внеклассного чтения по творчеству В.Бианки

    Данный урок с презентацией составлен для урока внеклассного чтения (5-6 класс коррекционной школы VIII вида). Занимательные задания способствуют развитию внимания, познавательного интереса. Поставленн...

    Урок внеклассного чтения по творчеству Василия Белова "Тепло родного дома"

    Знакомство детей с творчеством Василия Белова через его повесть "Привычное дело", рассказы "На Расстанном холме", "Весна", "Холмы" позволяют пробудить интерес и любовь к своей малой родине, с чего нач...