"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
план-конспект урока литературы (10 класс) на тему

Микушева Татьяна Альбертовна

Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_v.v.nabokovu.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Микушева Татьяна Альбертовна

Человек и история

Урок-размышление по рассказу Владимира Набокова «Посещение музея», 10 класс

Цели урока:

Образовательная: 

  1. провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа Владимира Набокова «Посещение музея»

Развивающая:

  1. развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся;
  2. формировать коммуникативные навыки.

Воспитательные:         

  1. реализовать связь темы с жизнью;
  2. воспитывать бережное и ответственное отношение к истории и культуре человечества.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Приемы: прием предположения, «Инсерт», составление кластера, «Синквейн».

Оборудование: компьютер, видеопроектор, на столах опорные конспекты с таблицей и кластерами.

Ход урока

(вступительное слово учителя)

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Набокова, который называется «Посещение музея» (слайд №1).  Владимир Набоков родился в России, но после Октябрьского переворота ему пришлось эмигрировать за границу. Он очень страдал и скучал без родины. Россия всегда занимала воображение писателя. Так или иначе, В.Набоков всегда касался темы России в своих прекрасных произведениях (слайд №2).

Рассказ «Посещение музея» был написан в 1938 году, когда Набоков жил  во Франции. В это время  в  Германии маршировали фашистские молодчики, в СССР был установлен тоталитарный сталинский режим, и оставалось совсем немного времени до Второй Мировой войны. (слайд №3).

Как вы думаете, связан ли этот рассказ с этой исторической эпохой? (Нет).

1.Стадия - вызов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Работа со словом МУЗЕЙ.

Ребята, рассказ называется «Посещение музея». Дайте толкование слову «музей».

Запишите слова, связанные в вашем подсознании со словом МУЗЕЙ.

Работа с названием.

Какие мысли возникают при чтении названия рассказа?

Сделайте предположения, о чем может идти речь в рассказе.

Учащиеся пытаются сформулировать определение слова МУЗЕЙ. Записывают его в опорный конспект.

Записывают свои слова, связанные с этим словом в правую колонку таблицы №1 опорного конспекта.

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся предлагают несколько вариантов сюжета.

Музей – собрание, коллекция произведений искусства.

Музей – хранилище разных древностей: минералов, окаменелостей и др.

Музей – здание, которое само имеет историческую  или художественную ценность. (слайд № 4)

Ассоциации:

  1. История
  2. Древность
  3. Музейная пыль
  4. Тишина
  5. Туристы
  6. Картины…и т.п.

  1. В музее произойдет любовная встреча
  2. В музее герой сделает важное открытие
  3. Посещение музея станет скучным …и др.

2. Стадия - осмысление

Ребята, мы будем читать рассказ особым способом, т.е. фрагментами, останавливаясь.

Учащиеся слушают чтение первого фрагмента.

Чтение первого фрагмента. (Текст в сокращении)

Несколько лет тому назад один мой парижский приятель, человек со странностями, чтобы не сказать более, узнав, что я собираюсь провести два-три дня вблизи Монтизера, попросил меня зайти в тамошний музей, где, по его сведениям, должен был находиться портрет его деда кисти Леруа. Улыбаясь и разводя руками, он мне поведал довольно дымчатую историю, которую я, признаться, выслушал без внимания, отчасти из-за того, что не люблю чужих навязчивых дел, но главное потому, что всегда сомневался в способности моего друга оставаться по сю сторону фантазии. Выходило приблизительно так, что после смерти деда, скончавшегося в свое время в петербургском доме во время японской войны, обстановка его парижской квартиры была предана с торгов, причем после неясных странствий портрет был приобретен музеем города, где художник Леруа родился. Моему приятелю хотелось узнать, там ли действительно портрет, и, если там, можно ли его выкупить, и, если можно, то за какую цену. На мой вопрос, почему же ему с музеем не списаться, он отвечал, что писал туда несколько раз, но не добился ответа. Про себя я решил, что просьбы не исполню; сошлюсь на болезнь или на изменение маршрута. От всяческих достопримечательностей, будь то музей или старинное здание, меня тошнит, да кроме того поручение симпатичного чудака мне казалось решительно вздорным. Но так случилось, что, бродя в поисках писчебумажной лавки по мертвым монтизерским улицам и кляня шпиль одного и того же длинношеего собора, выраставшего в каждом пролете, куда ни повернешь, я был застигнут сильным дождем, который немедленно занялся ускорением кленового листопада: южный октябрь держался уже на волоске. Я кинулся под навес и очутился на ступенях музея.

Остановка №1.

Обратите внимание на первое предложение. Это всегда сильная позиция текста. Что в нем заявлено автором?

Какую характеристику дает рассказчик приятелю?

Какие еще слова указывают на странность ситуации и всего рассказа?

Предположите, каким окажется музей? Что произойдет с героем?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Несколько лет тому назад один мой парижский приятель, человек со странностями, чтобы не сказать более, узнав, что я собираюсь провести два-три дня вблизи Монтизера, попросил меня зайти в тамошний музей, где, по его сведениям, должен был находиться портрет его деда кисти Леруа.

Главный герой пишет, что приятель – человек со странностями (слайд №5)

Чудак, человек со странностями

Дымчатая история;

Неясные странствия портрета;

Не добился ответа от музея.

Герой случайно оказался на ступенях музея.

Музей окажется интересным и загадочным. Музей окажется старым и неинтересным и др.

Чтение 2 фрагмента.

Это был небольшой, из пестрых камней сложенный дом с колоннами, с золотой надписью над фресками фронтона и с двумя каменными скамьями на львиных лапах по бокам бронзовой двери; одна ее половина была отворена, и за ней казалось темно по сравнению с мерцанием ливня. Я постоял на ступеньках, которые, несмотря на выступ крыши, постепенно становились крапчатыми, а затем, видя, что дождь зарядил надолго, я от нечего делать решил войти. Только я ступил на гладкие, звонкие плиты вестибюля, как в дальнем углу громыхнул табурет, и навстречу мне поднялся, отстраняя газету и глядя на меня поверх очков музейный сторож,- банальный инвалид с пустым рукавом. Заплатив франк и стараясь не смотреть на какие-то статуи в сенях (столь же условные и незначительные, как первый номер цирковой программы), я вошел в залу. Все было как полагается: серый цвет, сон вещества, обеспредметившаяся предметность; шкап со стертыми монетами, лежащими на бархатных скатиках… покоились заслуженные минералы в открытых гробах из пыльного картона; фотография удивленного господина с эспаньолкой высилась над собранием странных черных шариков различной величины, занимавших почетное место под наклонной витриной: они чрезвычайно напоминали подмороженный навоз, и я над ними невольно задумался, ибо никак не мог разгадать их природу, состав и назначение. …Я еще осмотрел китайскую вазу, привезенную вероятно морским офицером; компанию пористых окаменелостей; бледного червяка в мутном спирту; красно-зеленый план Монтизера в XVII веке; и тройку ржавых инструментов, связанных траурной лентой,-- лопата, цапка, кирка. "...Копать прошлое",-- рассеянно подумал я, но уж не обратился за разъяснением к сторожу, который, лавируя между витрин, бесшумно и робко за мной следовал. За первой залой была другая, как будто последняя, и там, посредине, стоял, как грязная ванна, большой саркофаг, а по стенам были развешаны картины.

Остановка №2.

Оказался ли музей таким, каким мы предполагали? Запишите слова, характеризующие музей, во второй столбик таблицы.

Совпали ли ваши представления о музее с описанием музея в рассказе?

Найдите слова, связанные с темой смерти.

Зачем так рисует мир музея Набоков?

Предположите, найдет ли картину герой?

Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают во второй столбик таблицы.

Учащиеся высказывают свои предположения

  1. старый
  2. пыльный
  3. скучный
  4. странный и т.д.

И да, и нет… Да, в музее иногда скучно… В музеях находятся интересные старинные вещи…и т.д.

…Сон, покоились, траурная лента, саркофаг…

Музей – это  ненастоящий, нереальный, мертвый мир. Страхи героя оправдались.

Картину не найдет, с ним случится что-то плохое…и т.д.

Чтение 3 фрагмента.

Сразу заприметив мужской портрет между двумя гнусными пейзажами (с коровами и настроением), я подошел ближе и был несколько потрясен, найдя то самое, существование чего дотоле казалось мне попутной выдумкой блуждающего рассудка. Весьма дурно написанный маслом мужчина в сюртуке, с бакенбардами, в крупном пенсне на шнурке, смахивал на Оффенбаха, но, несмотря на подлую условность работы, можно было, пожалуй, разглядеть в его чертах как бы горизонт сходства с моим приятелем. В уголке по черному фону была кармином выведена подпись "Леруа",-- такая же бездарная, как само произведение. Я почувствовал у плеча уксусное дыхание и, обернувшись, увидел добрые глаза сторожа. -- Скажите,-- спросил я,-- если б, положим, кто-нибудь захотел купить эту или другую картину,-- к кому следовало бы обратиться? -- Сокровища музея,-- честь города,-- отвечал старик,-- а честь не продается. Я поспешил согласиться, боясь его красноречия, но все-таки попросил адрес опекуна музея… Мне, прямо скажу, понравилось, что портрет есть. Весело присутствовать при воплощении мечты, хотя бы и не своей. Я решил немедленно закончить дело, а когда я вхожу во вкус, то остановить меня невозможно. Скорым и звонким шагом выйдя из музея, я увидел, что дождь перестал, по небу распространилась синева, женщина в забрызганных чулках катила на серебряном велосипеде, и только на окрестных горах еще дымились тучи. Собор снова заиграл со мною в прятки, но я перехитрил его. Едва не попав под бешеные шины красного автокара, набитого поющими молодыми людьми, я пересек асфальтовый большак и через минуту звонил у калитки мосье Годара. -- Чем могу вам служить? -- спросил он, бросив запечатанное им письмо в мусорную корзину: этот жест показался мне необычным, но я не счел нужным вмешаться. В кратких словах я изложил причину моего прихода и даже назвал крупную сумму, с которой мой друг был готов расстаться, хотя, правда, он просил меня ее не называть, а дождаться условий музея.

Остановка №3.

Продолжаются ли странности?

Какие детали показались вам необычными?

Действительность как будто играет с главным героем. Как вы объясните слова героя: Мне, прямо скажу, понравилось, что портрет есть. Весело присутствовать при воплощении мечты, хотя бы и не своей.

- Как отнесется мосье Годар к просьбе героя?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Да, странности продолжаются. Собор играет в прятки, Годар не читал писем,… нераспечатанное письмо в мусорную корзину кинул и т.д.

Воплощение чужой мечты – подобие настоящей жизни. Кажется, что все возможно. Начинаешь верить, что и твои мечты сбудутся и т.д.

Заломит огромную сумму…

Окажется, что он уже продал картину…

Чтение 4 фрагмента.

Все это очень мило,- сказал мосье Годар,-- да только вы ошибаетесь: такой картины нет в нашем музее. -- Как нет? -- воскликнул я,-- да я ее только что видел! Гюстав Леруа, портрет русского дворянина. -- Одно полотно Леруа у нас действительно имеется,-- сказал мосье Годар, перелистав клеенчатую тетрадь и длинным черным ногтем остановившись на найденной строке.-- Но это не портрет, а деревенский мотив: "Возвращение стада". Я повторил, что картину видел своими глазами пять минут тому назад, и что никакая сила не заставит меня в этом усомниться. -- Согласен,-- сказал мосье Годар,-- но и я тоже не сумасшедший. Я состою хранителем нашего музея вот уже скоро двадцать лет и знаю этот каталог как молитву Господню. Тут сказано "Возвращение стада", значит стадо возвращается, и ежели только дед вашего друга не изображен в виде пастуха, я не могу допустить, что его портрет у нас существует. -- Он в сюртуке,-- крикнул я,-- клянусь вам, что он в сюртуке! -- А как вообще,-- спросил мосье Годар подозрительно,-- вам понравился наш музей? Вы саркофаг оценили? -- Послушайте,-- и была уже, кажется, вибрация в моем голосе,-- сделайте мне одолжение, пойдемте туда сию минуту, и условимся так: если портрет висит там, то вы мне его продадите. -- А если его нет? -- полюбопытствовал мосье Годар. -- Тогда я вам заплачу ту же сумму. -- Ладно,-- сказал он.-- Вот возьмите карандаш и красным, красным концом запишите мне это. Я сгоряча исполнил его требование. -- Пойдемте,-- сказал он, высвобождая манжету. Когда мы приблизились к музею, то увидели, что перед ним стоит красный автокар -- пустой. -- Ага,-- сказал мосье Годар довольненьким голосом,-- я вижу, что у нас сегодня много посетителей. Он снял шляпу и, держа ее перед собой, чинно взошел по ступеням. В музее было нехорошо. Доносились вакхические восклицания, бравурный смех и как будто даже шум потасовки. Мы вошли в первую залу... молодцы из … сельско-спортивной корпорации громко издевались, кто над червем в спирту, кто над черепом...Всего было человек тридцать, так что получалась толкотня и густой шум от шагов и возгласов. Мосье Годар …протиснулся -- и я за ним -- во вторую залу. Все общество тотчас повадило туда же.

Остановка №4.

Мосье Годар положительно отнесся к просьбе героя, но странность заключается в том, что он не знает о существовании картины. Странности продолжаются.

Какие слова подтверждают мысль о том, что в музее что-то неладно?

Как выглядит посещение музея молодцами из сельско-спортивной корпорации?

Остановитесь на таких деталями: вакхический смех, издевались над червем, над черепом. Познакомьтесь со значением слова вакханалия и вакхический.

Какие ассоциации и исторические реминисценции возникают у вас при чтении этой сцены?  (см. Приложение )

Предположите, что увидят герои в музее?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся работают с лексическим значением слов вакхический, вакханалия.

 (СЛАЙД №7)

Учащиеся знакомятся со значением слов ассоциация и реминисценция. 

В музее было нехорошо. Доносились вакхические восклицания, бравурный смех и как будто даже шум потасовки.

…громко издевались, кто над червем в спирту, кто над черепом...Всего было человек тридцать, так что получалась толкотня и густой шум от шагов и возгласов.

1938 год. В Германии хозяйничают фашисты. В СССР – коммунисты. Европа как огромный музей, в который ворвалась компания тупых молодцов (см. слайд № 5)

Молодцы испачкают, порежут картину. Будет конфликт с хулиганами и др.

Чтение 5 фрагмента.

Я подтолкнул Годара к портрету, и он застыл перед ним, выставив грудь, потом чуть попятился, словно им любуясь, и наступил своим дамским каблуком на чью-то ногу. -- Прекрасная картина,-- воскликнул он вполне искренне,-- что ж, не будем мелочны. Вы оказались правы, а в каталоге должно быть ошибка. Говоря это, он отвлеченными пальцами достал наш контракт и разорвал его на мелкие части, которые, как снежинки, посыпались в массивную плевательницу. -- Кто эта старая обезьяна?-- спросил относительно портрета некто в полосатом нательнике, а так как дед моего приятеля был изображен с сигарой в руке, другой балагур вынул папиросу и собрался у портрета прикурить. -- Давайте условимся о цене,-- сказал я.-- И во всяком случае уйдемте отсюда. -- Пропустите, господа,-- крикнул мосье Годар, отстраняя любопытных. В конце залы оказался проход, которого я прежде не заметил, мы пробились туда.-- Я ничего не могу решить,-- говорил мосье Годар, перекрикивая шум.-- Решимость только тогда хороша, когда подкреплена законом. Я должен сперва посоветоваться с мэром, который только что умер и еще не избран. Думаю, что купить портрет вам не удастся, но тем не менее хочу вам показать еще другие наши сокровища. -- Давайте обсудим,-- взмолился я, порываясь направить пируэты мосье Годара к плюшевому дивану в углу. Но мне помешал сторож. Потрясая единственной рукой, он догонял нас, сопровождаемый веселым табуном молодых людей, из которых один надел себе на голову медный шлем с рембрандтовским бликом. -- Снимите, снимите! -- воскликнул мосье Годар, и от чьего-то толчка шлем со звоном слетел с хулигана. -- Дальше,-- сказал мосье Годар, дергая меня за рукав, и мы попали в отдел античной скульптуры. …мосье Годар полетел в следующую комнату, где сияли восточные ткани, гончие мчались по лазурным коврам, и на тигровой шкуре лежал лук с колчаном. Но странное дело: от простора и пестроты было только тяжело, мутно,-- и потому ли, что все новые посетители проносились мимо, или потому, что мне хотелось поскорее выбраться из ненужно удлинившегося музея, чтобы в свободной тишине докончить с мосье Годаром деловой разговор, но меня охватила какая-то тревога. Между тем мы перенеслись еще в одну залу, которая уж совсем была громадная, судя по тому, что в ней помещался целый скелет кита, подобный остову фрегата, а далее открывались еще и еще залы, косо лоснились полотна широких картин, полные грозовых облаков, среди которых плавали в синих и розовых ризах нежные идолы религиозной живописи, и все это разрешалось внезапным волнением туманных завес, и зажигались люстры, и в освещенных аквариумах рыбы виляли прозрачными шлейфами, а когда мы взбежали по лестнице, то сверху, из галереи, увидели внизу толпу седых людей и зонтиков, осматривающих громадную модель мироздания. Наконец, в каком-то пасмурном, но великолепном помещении, отведенном истории паровых машин, мне удалось остановить на мгновение моего беспечного вожака. -- Довольно,-- крикнул я,-- я ухожу. Мы поговорим завтра... Его уже не было.

Остановка №5.

Какие неестественные события усугубляют и так невероятность происходящего?

Слова «Его уже не было» предвещают что-то нехорошее. Что?

Предположите, что будет дальше?

Учащиеся анализируют прочитанное, аргументируют ответы цитатами из текста.

… залу, которая уж совсем была громадная, судя по тому, что в ней помещался целый скелет кита, открывались еще и еще залы, и зажигались люстры, и в освещенных аквариумах рыбы виляли прозрачными шлейфами, а когда мы взбежали по лестнице, то сверху, из галереи, увидели внизу толпу седых людей и зонтиков, осматривающих громадную модель мироздания. Наконец, в каком-то пасмурном, но великолепном помещении, отведенном истории паровых машин, мне удалось остановить на мгновение моего беспечного вожака. -- Довольно,-- крикнул я,-- я ухожу. Мы поговорим завтра... Его уже не было.

Герой остался один на один с мистическим миром музея…

Герой заблудится в музее и ему придется провести там всю ночь… Он откроет какую-то страшную тайну про музей…

Чтение 6 отрывка.

Я повернулся, увидел в вершке от себя высокие колеса вспотевшего локомотива и долго пытался найти между макетами вокзалов обратный путь... Как странно горели лиловые сигнальные огни во мраке за веером мокрых рельсов, как сжималось мое бедное сердце... Вдруг опять все переменилось: передо мной тянулся бесконечно длинный проход, где было множество конторских шкапов и неуловимо спешивших людей, а кинувшись в сторону, я очутился среди тысячи музыкальных инструментов,-- в зеркальной стене отражалась анфилада роялей, а посредине был бассейн с бронзовым Орфеем на зеленой глыбе …Потом я попал в темноту, где натыкался на неведомую мебель, покамест, увидя красный огонек, я не вышел на платформу, лязгнувшую подо мной... а за ней вдруг открылась светлая, со вкусом убранная гостиная в стиле ампир, но ни души, ни души... Мне уже было непередаваемо страшно, но всякий раз как я поворачивался и старался вернуться по уже пройденным переходам, я оказывался в еще не виданном месте,-- в зимнем саду с гортензиями и разбитыми стеклами, за которыми чернела искусственная ночь, или в пустой лаборатории, с пыльными алембиками на столах. Наконец я вбежал в какое-то помещение, где стояли вешалки, чудовищно нагруженные черными пальто и каракулевыми шубами; там, в глубине за дверью, вдруг грянули аплодисменты, но когда я дверь распахнул, никакого театра там не было, а просто мягкая муть…Я двинулся туда, и сразу отрадное и несомненное ощущение действительности сменило наконец всю ту нереальную дрянь, среди которой я только что метался. Камень под моими ногами был настоящая панель, осыпанная чудно пахнущим, только что выпавшим снегом, …Я осмотрел тумбу... потом взглянул на свою ладонь, полную мокрого, зернистого холодка, словно думая, что прочту на ней объяснение. …ясное сознание того, что из музейных дебрей я вышел на волю, опять в настоящую жизнь, это сознание было еще так сильно, что в первые две-три минуты я не испытывал ни удивления, ни страха. Продолжая неторопливый осмотр, я оглянулся на дом, у которого стоял …Что-то меня кольнуло в сердце и уже с новым, беспокойным любопытством я взглянул на мостовую... Промокшими туфлями шурша по снегу, я прошел несколько шагов и все посматривал на темный дом справа: …и при свете фонаря, форма которого уже давно мне кричала свою невозможную весть, я разобрал кончик вывески: "...инка сапог",-- но не снегом, не снегом был затерт твердый знак.

Остановка №6.

Все превращается в настоящий кошмар. Куда ,в конце концов, попадает герой из странного музея? Сделайте предположение.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

В Германию

На другую планету

В Россию… и т.п. 

Чтение последнего отрывка.

. "Нет, я сейчас проснусь",-- произнес я вслух и, дрожа, с колотящимся сердцем, повернулся, пошел, остановился опять,-- и где-то раздавался, удаляясь, мягкий ленивый и ровный стук копыт, и снег ермолкой сидел на чуть косой тумбе, и он же смутно белел на поленнице из-за забора, и я уже непоправимо знал, где нахожусь. Увы! это была не Россия моей памяти, а всамделишная, сегодняшняя, заказанная мне, безнадежно рабская и безнадежно родная. Полупризрак в легком заграничном костюме стоял на равнодушном снегу, октябрьской ночью, где-то на Мойке или на Фонтанке, а может быть и на Обводном канале,-- и надо было что-то делать, куда-то идти, бежать, дико оберегать свою хрупкую, свою беззаконную жизнь. О, как часто во сне мне уже приходилось испытывать нечто подобное, но теперь это была действительность, было действительным все,-- и воздух, как бы просеянный снегом, и еще не замерзший канал, и рыбный садок, и особенная квадратность темных и желтых окон. Навстречу мне из тумана вышел человек в меховой шапке, с портфелем под мышкой и кинул на меня удивленный взгляд, а потом еще обернулся, пройдя. Я подождал, пока он скрылся, и тогда начал страшно быстро вытаскивать все, что у меня было в карманах, и рвать, бросать в снег, утаптывать,-- бумаги, письмо от сестры из Парижа, пятьсот франков, платок, папиросы, но для того, чтобы совершенно отделаться от всех эмигрантских чешуй, необходимо было бы содрать и уничтожить одежду, белье, обувь, все,-- остаться идеально нагим, и хотя меня и так трясло от тоски и холода, я сделал, что мог. Но довольно. Не стану рассказывать ни о том, как меня задержали, ни о дальнейших моих испытаниях. Достаточно сказать, что мне стоило неимоверного терпения и трудов обратно выбраться за границу и что с той поры я заклялся исполнять поручения чужого безумия. Париж, 1938 г

Итак, мы прочитали рассказ, но финал преподнес нам повод для размышления. Наша задача – ответить на вопрос: как создает В.Набоков мистический ирреальный мир музея и зачем он противопоставляет его действительности. Как чувствует себя в этих двух мирах главный герой?

Работа по группам.

1-я группа. Вернитесь к описанию сумасшедшего музея. Выпишите с помощью слов и словосочетаний те экспонаты, которые видит герой, начиная с зала античной скульптуры. Запишите их в кластер. Ответьте на вопрос: что за несколько минут проходит перед глазами героя перед тем, как он попадет в реальную Россию?

2-я группа. Найдите символы потусторонности, зазеркалья, сна – в общем, мира наизнанку, которые так часто появляются в произведениях В. Набокова. Запишите их в кластер. Что происходит с пространством в рассказе? Попробуйте объяснить, в чем причина таких невероятных трансформаций в музее?

3-я группа. Найдите детали  описания  России. Мечтал ли герой снова очутиться в России? Возможно ли было для него такое возвращение в 1938 году? Почему он называет Россию рабской и родной?

4-я группа. Найдите описание нервозности главного героя, его страха, когда он понял, куда он попал. Почему себя называет полупризраком? Почему он так боится, ведь он попадает на родину, разве не сбывается самая невероятная его мечта? Разве не выбрался он из сумасшедшего музея?

Итак, посмотрите на нашу первую таблицу, эти два кластера, которые у нас получились. Зачем создает В.Набоков это ирреальный мистический мир? Как чувствует себя герой?

В начале урока вы высказали предположение, о чем пойдет речь в рассказе. Оказались ли верными ваши предположения? На какие размышления натолкнул вас рассказ?

Заключительное слово учителя. 1938 год. Тихая спокойная Европа превращается в арену смерти и вакханалий. ХХ век станет самым страшным веком в истории человечества. Миллионы маленьких людей, жителей  Европы погибнут на фронте, от голода и холода, в фашистских лагерях. (слайд №7)  Где найти убежище «маленькому человеку»? В.Набоков пишет об одиночестве, незащищенности человека перед историей и тоталитарным государством. Сам он всю жизнь был эмигрантом, беженцем, человеком без родины. В 1938 году писатель вместе с семьей уедет из Германии в Соединенные Штаты Америки (слайд №8)

Учащиеся работают по группам.

1-я группа выписывает слова и словосочетания и обсуждает ответ на вопрос.

Один учащийся выходит к доске и заполняет кластер.

2-я группа находит символы и анализирует текст с точки зрения пространства. Один учащийся выходит к доске и заполняет схему.

3-я группа находит описание России. Отвечает на вопросы.

4-я группа находит описание. Отвечает на вопросы.

античная скульптура, восточные ткани, лук с колчаном, скелет кита, идолы религиозной живописи, модель мироздания, истории паровых машин, макетами вокзалов, гостиная в стиле ампир

Вся история цивилизации проходит перед глазами героя.

Вдруг опять все переменилось, но всякий раз как я поворачивался и старался вернуться по уже пройденным переходам, я оказывался в еще не виданном месте,

когда я дверь распахнул, никакого театра там не было, а просто мягкая муть…

Автор фантастическим образом расширяет пространство до невероятных размеров. История начинает искажаться, деформироваться. Музей как живое существо или единый организм.  Может, музею не понравилось поведение молодых хулиганов?

Камень под моими ногами был настоящая панель, осыпанная чудно пахнущим, только что выпавшим снегом, …Я осмотрел тумбу... потом взглянул на свою ладонь, полную мокрого, зернистого холодка, словно думая, что прочту на ней объяснение…Промокшими туфлями шурша по снегу, я прошел несколько шагов и все посматривал на темный дом справа: …и при свете фонаря, форма которого уже давно мне кричала свою невозможную весть, я разобрал кончик вывески: "...инка сапог",- но не снегом, не снегом был затерт твердый знак.

Снег, мостовая и стертый Ъ.

Герой мечтал вернуться на родину, но это было невозможно. В Россию из эмиграции было попасть невозможно, только мистическим способом. Тоталитарный режим превращает человека в раба.

Полупризрак в легком заграничном костюме стоял на равнодушном снегу, октябрьской ночью, где-то на Мойке или на Фонтанке, а может быть и на Обводном канале,-- и надо было что-то делать, куда-то идти, бежать, дико оберегать свою хрупкую, свою беззаконную жизнь

Я … начал страшно быстро вытаскивать все, что у меня было в карманах, и рвать, бросать в снег, утаптывать,-- бумаги, письмо от сестры из Парижа, пятьсот франков, платок, папиросы, но для того, чтобы совершенно отделаться от всех эмигрантских чешуй, необходимо было бы содрать и уничтожить одежду, белье, обувь, все,-- остаться идеально нагим, и хотя меня и так трясло от тоски и холода, я сделал, что мог.

Советский режим в России был особенно жесток к эмигрантам. Герой страшно испугался, ему нужно стать голым, избавиться от эмигрантского прошлого…

чтобы спасти жизнь. Он давно уехал из России, все равно что умер…

Тихий, спокойный, скучный провинциальный музей превращается в ирреальный мир, сходит с ума. Это наводит на мысль о времени, в которое живет герой. Ему нет покоя в этом страшном мире. Ему плохо в ирреальном мире сошедшей с сума истории, но еще ужасней в реальной России. Он возвращается назад в Европу, но финал остается открытым, ведь через год начнется Вторая Мировая война.

Нет, идея рассказа оказалась глубже, В.Набоков поднимает важную тему - место человека в мировой истории. Простому человеку тяжело найти свое место в мире, в котором он живет.

В.Набоков не может сказать прямо о политических режимах, господствующих  в Европе, поэтому он в иносказательной форме выражает свой протест против бесчеловечности и жестокости.

III стадия - рефлексия.

Напишите синквейн на тему: «Маленький человек» в ХХ веке»

1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

Учащиеся пишут синквейн

1.______Человек____________________________________

2.___маленький одинокий _____________

__________________

3.____бежит скрывается гибнет ________  __________________

4.____Такое не должно повториться ____ __________________ ________________

5.______Память

Домашнее задание. Напишите эссе на тему «Человек и история. Мои размышления после прочтения рассказа В.Набокова «Посещение музея».


Приложение № 1

Опорный конспект к уроку «Человек и история»

Урок – размышление по рассказу В.В.Набокова «Посещение музея»

Музей - …………………………………………………………………………………………….  

Мое представление о музее

Каким оказался музей в рассказе?

Музей как мировая история

пространство

Напишите синквейн на тему: «История человечества»

1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4.____________________________________

5.____________________________________

Приложение № 2

Словарик

Вакхический - связанный с культом Вакха, вакханалией. 2. перен. разгульный, буйный, исступленно-веселый.

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров. Они соединялись с диким, исступленным разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами.

Ассоциация - связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.  

Реминисценция - элемент художественной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному.


гостиная в

стиле ампир

истории паровых машин

макетами вокзалов

модель

мироздания

идолы религиозной живописи

скелет кита

восточные ткани

лук с колчаном

античная

скульптура

Музей как мировая история

но когда я дверь распахнул, никакого театра там не было, а просто мягкая муть

Наконец я вбежал в какое-то помещение, где стояли вешалки, чудовищно нагруженные черными пальто и каракулевыми шубами;

Потом я попал в темноту но всякий раз как я поворачивался и старался вернуться по уже пройденным переходам, я оказывался в еще не виданном месте

Вдруг опять все переменилось: передо мной тянулся бесконечно длинный проход,

и все это разрешалось внезапным волнением туманных завес то сверху, из галереи, увидели внизу толпу седых людей и зонтиков

а далее открывались еще и еще залы, в одну залу, которая уж совсем была громадная

из ненужно удлинившегося музея от простора и пестроты было только тяжело, мутно

пространство