«Прошлое – родина души человека» ( Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Тетка Улита» в 6 классе. Материал рассчитан на 2 часа )
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Хораськина Лариса Владимировна

 УВЧ поможет познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина; с прозой писателя; провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствует формированию потребности читать вдумчиво; создаст условия для развития речевых навыков,  определения в тексте главной проблемы и правильно ее сформулировать....

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon УВЧ по литературе в 6 классе130 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра русского языка и литературы

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

(ПО РАССКАЗУ В.РАСПУТИНА «ТЕТКА УЛИТА»)

                              Выполнила   Хораськина Лариса Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнетимерчеевская ООШ»

Комсомольского района ЧР

Чебоксары

 «Прошлое – родина души человека»

(По рассказу В.Г.Распутина «Тетка Улита» в 6 классе

Материал рассчитан на 2 часа )

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина; с прозой писателя.

Задачи: 1) провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать вдумчиво;

                2) создать условия для развития речевых навыков; выявить в тексте главную проблему, правильно ее сформулировать;

                3) способствовать процессу духовного развития, обращаясь к памяти человеческой.

Эпиграф на доске.

     « Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, частью существа, естества человеческого»

                                                                                                                               (Ю. Нагибин)

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

- Я, как читатель, рада, что мне удается читать произведения замечательного и талантливого русского прозаика В.Г. Распутина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе, произведения, которые ценятся и заграницей.

2. Словарная работа.

- Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? Запишите их. Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Как вы понимаете слова Ю.Нагибина?

- А теперь прочитаем определение слова  «память» в толковом словаре.

Память – 1. Способность сохранить и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.

                  2. То же, что воспоминание о ком-чем-нибудь.

                  3. То, что связано с умершим (воспоминания о нем, чувства к нему).

3. Слово учителя.

- Память, воспоминания помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.  Тема памяти в произведениях Распутина не случайна, потому что сам автор – глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Я уверена: все, чего достиг Валентин Распутин, произошло благодаря влиянию бабушки,  тетки Улиты, односельчан и их мудрым советам. Именно они сформировали душу и характер Валентина.

…Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973).

 После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты «Советская молодежь». В газете "Советская молодежь" Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы. Печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем - В.Распутин. Под газетными публикациями появляется псевдоним В.Каирский.

В альманахе "Ангара" впервые опубликован рассказ Распутина ("Я забыл спросить у Лешки..."). Распутин увольняется из редакции газеты "Советская молодежь" и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения.

Его книги – достойное завершение литературы двадцатого века, новое подтверждение того, что русская литература – ведущая в мире. Одно только название повестей: «Деньги для Марии», «Вверх и вниз по течению», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы « Василий и Василиса», «Уроки французского»  вызывает в нашем сознании образ нашей России. Любовь к ней – главное в творчестве Распутина. И переживать  нелёгкое время нам помогают книги Валентина Распутина. Потому что его герои среди нас, герои сильные характером и сильные душой.

Но какая же невыносимо тяжелая жизнь досталась ему. Голод и нищета детства и отрочества, нехватки и лишения юности, тяжелейшее становление писательской жизни. А внешне всё, как в сказке: взлёт от судьбы Золушки к члену Президентского совета, к орденам и медалям, званиям, премиям. Герой соцтруда, секретарь Правления СП СССР, депутат Верховного Совета, почётный академик Российских и зарубежных академий… И поездки на все континенты, во все стороны света, сотни книг, спектакли во многих театрах, переводы на десятки языков планеты… хватило бы всего этого на десятерых

Израненный отец мало пожил после войны, росли без него. И мама до старости не дожила. Рано ушёл из жизни младший брат. Умер маленький сыночек, это ещё в Красноярске, погибла в Иркутске, в авиакатастрофе, любимая умница и красавица дочь Мария. А самого дважды не просто избивали, а в прямом смысле убивали. Сколько больниц прошел, сколько операций. Только сибирское здоровье, только могучая наследственность, только память и воспоминания о родных и близких  помогали выкарабкаться Валентину Григорьевичу.

.

И Распутина, закалённого сибирской русской жизнью, воспитанного в высоконравственной трудовой семье, человека скромнейшего, не сломили ни огонь испытаний, ни мутные воды современности, ни слава. На него столько свалилось горя, бед и несчастий, болезней, что под их тяжестью многие бы давно рухнули. Но всегда он бросался на помощь, когда видел несчастья других.

Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году.

Интересно, что повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», опубликованная в 2004 году,  в Китае признана лучшей книгой, переведенной на китайский язык. Там она была издана миллионным тиражом.

Хорошо сказал М. Ножкин: «Мы говорим Распутин, а подразумеваем Россию и наоборот». Имя Распутина у нас ассоциируется с такими понятиями как Волга, Сибирь, Байкал. Он глубок и чист как Байкал. Его фамилия напоминает весеннюю распутицу – как она смывает грязь, так и Распутин своими произведениями. Он тихо говорит, а слышно на полсвета.

Экранизации:

4. Выразительное чтение

- Подробнее остановимся на рассказе «Тетка Улита». Рассказ «Тетка Улита» во многом автобиографичен: Распутин вырос в крестьянской семье в сибирском селе Аталанка, куда  часто приезжал на ягоды, на грибы… Память возвращает писателя в родную деревню, в прекрасные мгновения жизни…

Учитель выразительно читает рассказ (примерно 15-16 минут).

5. Словарная работа по тексту

-Какое впечатление произвел рассказ? Что осталось непонятным?

Поясним некоторые слова и словосочетания ( это можно сделать по ходу чтения). Диалектизмы, устаревшие, разговорные и просторечные слова, фразеологизмы, встретившиеся в рассказе, и их объяснения записаны на доске:

Замлевший воздух – замерший, неколеблющийся;

Не на киселе был замешен (фраз.) – крепкий, сильный духом;

Вставала на дыбы (фраз.) – о выражении несогласия с чем-либо в резкой форме;

Не приведи господь (фраз.) – пусть этого не случится;

Добавляло жару (фраз.) – усиливало раздражение;

Страда – напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая;

Радетельный (устар.) – оказывающий содействие, заботящийся о ком-чем-нибудь;

Приступка (разг.) – ступенька, порожек;

Завалинка (устар.) – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;

Молодка (диал.) – здесь: молодая курица;

Округ (диал.)  - вокруг;

Пошто (прост.) – почему;

Рази (прост.) – разве;

Опосле (прост.) – после;

Брехать (разг.) – говорить;

Ишо (прост.) – еще;

Откуль же (прост.) – откуда же;

 Едут чином да ладом (фраз.) – друг за другом вслед;

Орда(перен.) – здесь: толпа;

По миру пустить (фраз.) – разорить кого-либо, заставить нищенствовать, побираться;

Да ить (прост.) – да ведь;

Потчеваться (устар.) – угощаться;

Кака-нить (прост.) – какая-нибудь;

Кряж – корткий обрубок толстого бревна;

Елань – топкое место на болоте.

6. Беседа по вопросам

- Как вы думаете, почему в рассказе так много непонятных большинству слов и словосочетаний? Какую роль они играют? (Непонятные слова заинтересовывают читателя, делают героев людьми особыми, делают речь близкой к народной, яркой…)

- Над чем заставил задуматься рассказ Распутина?

- О чем этот рассказ? Определите тему.

- Почему писатель строит рассказ в форме воспоминания?  Почему рассказ называется «тетка Улита»? Можно ли рассказу дать другое название? (Воспоминания возвращают писателя  в родную деревню, в юность, в его прекрасные мгновения. Автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям, с большой теплотой описывает самых дорогих для него людей, которые своим примером научили автора жизни. Речь идет о жизни и смерти тетки Улиты, Улиты Ефимовны,  пережившей много трудностей. Именно тетка Улита становится для автора нравственным ориентиром в жизни. )

- Какие слова в тексте говорят о том, как дороги автору эти воспоминания? («Часто, очень часто вспоминаю я давний августовский вечер с густым и замлевшим солнечным воздухом, некорыстный наш двор уже в новой деревне, перенесенной из затопленной Ангары, и двух старух на крылечке»).

- В какое время года происходит действие в рассказе? Найдите описание пейзажа, определите, какова его роль в рассказе? (Действие в рассказе происходит в августе, осенью: «… вспоминаю я давний августовский вечер с густым и замлевшим солнечным воздухом. … Сегодня эта минутка затянулась надолго – уж больно хорош и уборист теплый, как-то по-особому радетельный ко всему живому тихий августовский вечер. Чувствуется, что и ему самому не хочется сходить с земли, вот он и остановился в раздумье, что бы еще такое хорошее сделать, чтобы завтрашнему дню было полегче.».  Августовский вечер, который не торопится уходить, который спешит совершить добро, настраивает на размышления о быстротечности жизни, о близости смерти, что так и жизнь человека летит быстро, напоминает о том, что нужно успеть сделать хорошее…  )

7. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ, разделить на смысловые части, озаглавить каждую из частей (сделать обычный и цитатный план).

2.Групповые задания:

Задание 1 группе. Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты из прочитанного текста.

1) Какой описывает автор бабушку? Как относится к бабушке герой рассказа?

2) Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3) Какой вы представляете бабушку в момент, когда она вспоминает молодые годы? Опишите своими словами.

4) Какие детали подтверждают доброту бабушки? А какие подчеркивают ее нетерпимость к людям с «нечистой совестью»?

Задание 2 группе. Составьте связный рассказ о тетке Улите, Улите Ефимовне, включив в него цитаты из текста рассказа.

1) Прочитайте эпизод, в котором автор рассказывает о жизни тети Улиты. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

2) Как относится тетка Улита к детям, к односельчанам, родным? Как это ее характеризует?

3) Обратите внимание на предложение «И это говорила она, тетка Улита, ….., торопилась подхватить следующее дело». Что в ряде однородных членов в предложении вам показалось необычным?  

4) Найдите в тексте место, где говорится о силе духа тетки Улиты, о закаленности трудом, о ее стойкости…

5) Какое впечатление произвел на вас тетка Улита?

6) Чем тетка Улита напоминает бабушку Алеши Пешкова? (М. Горький «Детство»).

Задание 3 группе. Составьте связный рассказ об авторе, включив в него цитаты.

1) Каким вы представляете автора? Охарактеризуйте его. Подберите определения. Какой он автор рассказа?

2) Чему научился автор у бабушки и у тетки Улиты?

3) Начните свой рассказ со слов: «Вспоминая события в прошлом, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике…» В конце сделайте вывод: «Память о родных дорога автору, потому что…»

Ход урока

1.  Вступительное слово учителя. Викторина по творчеству В. Распутина

1) Родные пенаты Распутина. (с. Аталанка)

2) Под каким псевдонимом печатается в соавторстве с Р. Градом и М. Ворониным? (Р. Валентинов)

3) А какой псевдоним появляется под газетными публикациями в 1959 году? (В. Каирский)

4) Назовите альманах, в котором начинают публиковать произведения В. Распутина. (альманах«Ангара»)

5) Назовите повесть Распутина, признанную в Китае лучшей книгой, переведенной на китайский язык. В каком году она была опубликована? (Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», в 2004 году)

6) Назовите режиссера фильма «Уроки французского» по одноименной повести Распутина. (Евгений Ташков)

7) Какие фильмы по рассказам В.Распутина вы видели?

 ( 1969 — «Рудольфио», реж. Динара Асанова

1969 — «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) видео

1978 — «Уроки французского», реж. Евгений Ташков

1980 — «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов

1980 — «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов

1981 — «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская

2008 — «Живи и помни», реж. Александр Прошкин )

2. Проверка домашнего задания

Ученики зачитывают варианты  плана, обсуждаем, записываем на доске и в тетрадях примерные варианты в том числе цитатный:

1. Августовский вечер и две старухи на крылечке («… вспоминаю я давний августовский вечер…и двух старух на крылечке»).

2. Теплые воспоминания бабушки, согревшие тетку Улиту («…воспоминание … ее согрело, лицо ее как-то сразу разгладилось и зарделось»).

3. Судьба тетки Улиты («И это говорила она, тетка Улита…»).

4. Тетки Улиты не стало («Умерла тетка Улита зимой»).

5. Могилы родных, уважение к могилам предков («Кладбище высокое… Так и лежат они неподалеку друг от друга»).

3. Беседа по вопросам. Работа в группах

Задание 1 группе. Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты из прочитанного текста.

1) Какой описывает автор бабушку? Как относится к бабушке герой рассказа?

2) Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3) Какой вы представляете бабушку в момент, когда она вспоминает молодые годы? Опишите своими словами. ( Бабушка в белом платочке, в белом фартуке, глядит любящим и задумчивым взглядом то на внука, то на тетку Улиту, то куда-то вдаль. На лице временами проскальзывает улыбка, глаза сверкают  от радости )

4) Какие детали подтверждают доброту бабушки? А какие подчеркивают ее нетерпимость к людям с «нечистой совестью»?

Задание 2 группе. Составьте связный рассказ о тетке Улите, Улите Ефимовне, включив в него цитаты из текста рассказа.

1) Прочитайте эпизод, в котором автор рассказывает о жизни тети Улиты. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

2) Как относится тетка Улита к детям, к односельчанам, родным? Как это ее характеризует?

3) Обратите внимание на предложение «И это говорила она, тетка Улита, ….., торопилась подхватить следующее дело». Что в ряде однородных членов в предложении вам показалось необычным?  

4) Найдите в тексте место, где говорится о силе духа тетки Улиты, о закаленности трудом, о ее стойкости…

5) Тетка Улита и бабушка вспоминают молодость. Как эти воспоминания преобразили Улиту Ефимовну? Найдите и прочитайте эти строки в тексте.

6) Какое впечатление произвел на вас тетка Улита?

7) Чем тетка Улита напоминает бабушку Алеши Пешкова? (М. Горький «Детство»).

Задание 3 группе. Составьте связный рассказ об авторе, включив в него цитаты.

1) Каким вы представляете автора? Охарактеризуйте его. Подберите определения. Какой он автор рассказа?

2) Чему научился автор у бабушки и у тетки Улиты?

3) Начните свой рассказ со слов: «Вспоминая события в прошлом, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике…» В конце сделайте вывод: «Память о родных дорога автору, потому что…»

Дальнейшая беседа строится так:

- Какие проблемы поднимает автор в тексте? (Памяти; человеческих взаимоотношений; нравственного выбора; смысла жизни; роли взрослых в формировании  личности; ответственности за другого человека и. т.д.)

-Какая из этих проблем основная? Докажите свою точку зрения.( Рассказ – это воспоминание о родных людях, следовательно, на одно из первых мест выходит проблема памяти).

- А почему рассказчик помнит бабушку, тетку Улиту, считает воспоминания о них самыми яркими и частыми? (Ответ очевиден: все, чего достиг внук, произошло благодаря влиянию бабушки и тетки Улиты, их мудрому опыту. Следовательно, основная проблема – роль взрослых  в формировании личности, в воспитании нравственных черт. Они учили его любить, учили терпению, трудолюбию. У них он научился помогать всем, кто нуждается в помощи; достойно перенести все невзгоды и испытания судьбы. Им он обязан своей скромностью. Научился  самоуважению. Вот почему бабушка и тетка Улита  всегда живы в памяти героя рассказа).

- Так, какова же идея рассказа?  (Автор убеждает нас в том, что память – это преодоление времени, преодоление смерти. Вот почему важно помнить о прошлом, сохранить память о родных, уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Хранить память – это наш долг, долг каждого из нас, долг перед самим собой и перед потомками. Память – это наше богатство. Прощлое – родина души человека.  )

- По многим произведениям Распутина сняты кинокартины. Подумайте, если бы была постановка спектакля по этому  рассказу Распутина, кому  из народных артистов Чувашии вы могли бы дать роль тетки Улиты? (Григорьева Н.И., Яковлева Н.М., Кузьмина В.К.)

  - Какие произведения родной литературы о бабушках вы можете назвать? Кратко передайте содержание одного из произведений. (Лидия Сарине, рассказ  «Кукамай» )

4. Подведение итогов.

- Творчество В.Г. Распутина - это пророчество, сбывшееся при жизни писателя. Это воззвание к человечеству, ставшее сегодня как никогда актуальным. Это призыв вернуться не к дедовской старине и патриархальности, но к самим себе, призыв сохранить доброе начало в человеке, чтобы оставаться людьми. А «если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, частью существа, естества человеческого».

5. Домашнее задание

1. Подготовьте устный рассказ о своей бабушке. Принесите фотографии бабушки.

 

Приложение 1

Валентин Григорьевич Распутин
ТЕТКА УЛИТА 
Воспоминания иногда появляются, казалось бы, совсем ни с чего, без всякого внешнего повода и подчиняются какой-то собственной жизни. Часто, очень часто вспоминаю я давний августовский вечер с густым и замлевшим солнечным воздухом, некорыстный наш двор уже в новой деревне, перенесенной от затопленной Ангары, и двух старух на крылечке. Я в ту пору уже вышел в работу и любил приезжать в августе - на ягоды, на грибы. Одна из старух моя бабушка, человек строгого и справедливого характера, с тем корнем сибирского нрава, который не на киселе был замешен, еще когда переносился с русского Севера за Урал, а в местных вольных лесах и того боле покрепчал. Бабушка, обычно и ласковая и учительная, каким-то особым нюхом чувствовала неспокойную совесть и сразу вставала на дыбы. И не приведи господь кому-нибудь ее успокаивать, это только добавляло жару, а успокаивалась она за работой и в одиночестве, сама себя натакав, что годится и что не годится для ее характера. Вторая старуха - наша соседка через дорогу тетка Улита, Улита Ефимовна. С бабушкой они в каком-то дальнем родстве, даже и не дальнем, а тредальнем, в котором не разберутся и сами. Впрочем, кто в наших старых деревнях обходился без общего родства, и хоть жили деревни гнездами, но и из гнезда в гнездо ниточки протягивались и в прежние и в новые времена. Но держит рядом старух не это родство, а устоявшаяся привычка при любой страде каждый день хоть на минутку сойтись да побормотать.
Сегодня эта минутка затянулась надолго - уж больно хорош и уборист теплый, как-то по-особому радетельный ко всему живому тихий августовский вечер. Чувствуется, что и ему самому не хочется сходить с земли, вот он и остановился в раздумье, что бы еще такое хорошее сделать, чтобы завтрашнему дню было полегче. Старухи сидят на разных приступках, бабушка повыше, тетка Улита пониже, я сбоку от них на завалинке. Мы все от нечего делать наблюдаем, как кормится птица - курицы, голуби, воробьи. Бабушка время от времени подбрасывает им из подола зерно - они неиспуганно всплескиваются и затихают. И только когда среди общей дружной работы некстати попомнивший о своем достоинстве петух бросился за курицей и после недолгой погони настиг ее, бабушка, замахнувшись на петуха, язвительно пропела:
- Ох, Андрияша! Ох, Андрияша!
Я засмеялся:
- Почему Андрияша?
- Ну дак, ишь до чего истрепал молодку! Ты погляди. Вытеребил ей и хвост и гриву. А пошто Андрияша, вот у нее, у Улиты, спроси.
Тетка Улита не ответила. И вид такой сделала, что не понимает, о чем разговор.
- Ты не помнишь рази криволуцкого председателя Андрияна? - Это бабушка мне.- Не помнишь, какой он был? Вот так же над бабами крылил опосле войны. Где какую разглядит - это хоть убегай из деревни. Хвост свой распушит, глаза заголит - и без оглядки. Так, нет я, Улита, говорю?
- Ты там не жила, ты там раз в году и бывала-то, тебе как не знать! ровно, соглашаясь и не соглашаясь, ответила тетка Улита.- Ты об наших делах лучше всех должна знать!
- Ой, да об этом собаки и те в ту пору брехать перестали.
- Ну и ты не бреши.
- Вправду сказать, и любили они его, своего Андрияна, председателя своего,- не давая себе сбиться на насмешку, сказала бабушка.- Каку холеру они в нем находили, а любили. Ну дак: он и заступник, и кормилец, и один на всю деревню мужик. Мужиков-то ведь всех подчистую повыбили. Василий ишо ненадолго пришел... дак он пришел, на нем живого места не было... он и году, однако, не пожил?
- Пожил, может, и поболе, да че толку-то? Он с кровати не подымался.
- А этот атаман, ой, атаман! Откуль че и бралось?! Они от его, как стрелы, разлетывались, когда он утром разнарядку на работу делал. Манька туда, Санька - туда, Улита - сюда...
- Ты-то откуль че знаешь?! Ты бывала на них, на разнарядках-то наших! Ты слыхала, какой там крик стоял! "Как стрелы разлетывались". Эти стрелы-то не от него разлетывались, а в него слетывались. С нами воевать было... похлеще, однако, той войны.
- Ну дак, днем воюй, ночью воюй...
- А вот уж про это я не знаю.
Бабушка выразительно покосилась на тетку Улиту.
- А потом посадит их, войску-то свою, на коней... я за три версты у себя слышу: летит Мамай! Ой, спасаться куда-никуда надо - летит Мамай со своей войской! И все в голос ревут. Праздники-то эти были... как их?.. новые-то?..- сованье-то?..
- Какое сованье? - не понимал я.
- Ну, эти-то, бумажки-то в щелки совали, праздник делали...
- Голосованье, что ли? Выборы?
- Ну-ну, выборы. А ящики-то в нашей деревне ставили, тут сельсовет, сюда и народ из остатных деревень собирали. Все едут чином да ладом, и филипповские, и ереминские, и барановские, а этот с топотом, с гиком, с криком налетал. На ребятишек коней не хватало, они опосле отдельной ордой врывались. Но бабы, эти все округ него на конях, все верхами. У тебя, Улита, поди-ка одно место по сю пору не зажило, без сиделок-то скакали! Сиделок-то на всех не хватало.
- Отвяжись ты!
- Ой, летит, летит! А как не успела затвориться да за огороды убежать - коня на дыбы поставит, он, конь-то, передние ноги за заплот свесит, а сам каким-то хлобыстьем по окошкам пройдется и кричит: "Марья-а!" - Они все за ним дурноматом: "Марья-а!" - "Ежели четверть самогонки сей же час криволуцкому народу не представишь - раскатаем твою избенку до бревнышка и тебя по миру пустим". И они тем же макаром.
- И представляла? - спрашивал я.
- А было. Два или три раза было, что представляла. Куды денешься?! Избенку, поди-ка, не раскатают, да ить не отступятся, всю скотину, всю животину до смерти перепугают, опосле ни шерсти, ни молока не дождешься. Вот она сидит тихоня тихоней, а поглядел бы ты тогда на эту тихоню. Глаза горят, волоса трещат, из ушей, из носов дым идет, сама вся напружится, вот-вот оборотится в кого. И все они таки же, нисколь не лучше. Представляла, как не представляла. Жить-то охота.
- Слушай ты ее,- с легкой досадой отмахивалась тетка Улита; воспоминание, пусть и подправленное в чужом пересказе, ее согрело, лицо ее как-то сразу разгладилось и зарделось.- Слушай, она нагородит. Сама за ворота выходила и сама зазывала. А наш, он в праздник разгуляться любил, он коня приворотит...
- Я сама зазывала?
- Да не я же... Я в Аталанке не жила, я к тебе потчеваться заезжала.
- Вытребуете, дай и потчуетесь. Со дна Ангары выкричите.
- Кричали-то так, для потехи. А у тебя уж все готово, ты уж с утра ждешь.
- Ишь че! - оборачиваясь ко мне за поддержкой, приахивала бабушка.- У меня семья голодовала, а я на них наготавливала, на всюю ихую рать. Ишь че!
- А ты такая всегда и была.
- Какая такая?
- Простодырая.
Бабушка помолчала, не решив, стоит или не стоит возмущаться, и, сбившись, оборванно досказала:
- И домой такой же рысью скачут, ни одну не потеряют. Сам-то уж сильно приустанет, головушку свесит, а они округ его, они округ его... Кто за руку, кто за ногу держит, коня со всех боков подпирают. Они бы, однако, волосья друг дружке повыдирали, если бы он свалился.
- И верно, ему нельзя, он председатель.
- Они при нем на нормальных баб нисколь не походили. Не знаю уж, на кого походили, а на себя не походили.
- Мы при нем работали. Так, скажу тебе, Марья, работали, как я больше и сама не рабатывала и не видела, чтоб работали. Много годов под один запал. А после-то уж че, после не работа была, а так... хозяйство да заделье. После-то уж впрохладцу жили...
И это говорила она, тетка Улита, которая за всю свою жизнь ни дня единого не провела без плотной работы, которая до последнего часа в семьдесят с лишним лет не расставалась с коровой и накашивала на нее без помощников, обихаживала немаленький огород, чтобы по осени, десятки раз сбегав на берег и договорившись наконец с баржой, отправить сестре и племянницам в город картошку и все остальное, таскала, выгибая спину, мешки, помогала другим, кто с той же баржой тоже кому-то отправлял, а проводив баржу и перекрестив ее вслед, торопилась подхватить следующее дело. Мало того - она еще и в няньки нанималась, чтобы заработать копейку, потому что на колхозную пенсию, которой едва хватало на соль да на спички, учившейся в городе племяннице модные сапоги было не справить. Но это уж надо было видеть, как нянькается тетка Улита. Я по соседству видел, и я этого ввек не забуду. Притащив от молодых родителей мальчонку, которому, кажется, не исполнилось и годика, тетка Улита стянула с него штанишки, чтоб не портил добро, нажевала, припомнив собственное детство, хлеба, затолкала эту кашицу мальчонке в рот, сунула ему в руки сковородник и убежала к скотине. Меня поднял из своего дома напротив крик - сначала сильный, возмущенный, затем все более и более переходящий в жалкое попискивание. Я перешел через дорогу, заглянул в избу и натолкнулся на мальчонку возле самого порога, который он не мог преодолеть только потому, что вконец обессилел от крика. Оттащив его от порога, я попытался успокаивать - не тут-то было! Тетку Улиту я отыскал в стайке, где она что-то подправляла.
- Тетка Улита, ведь он же кричит. Ты что его бросила-то? Вот нянька!
- Кричит? - Она выпрямилась и прислушалась.- А ты притвори дверку-то, притвори, его и не слыхать будет.
- Да ведь кричит же!
- Ну и че, ну и пускай покричит. Это ему в пользу, лучше будет спать.
На другой день мальчонка кричал поменьше, а на третий, когда я из интереса заглянул опять в избу, приметив, что тетка Улита копается в огороде, он уже водил перед собой сковородником, как щупом, и, время от времени, что-то обнаружив им, восторженно взвизгивал. Нечего и говорить спал он, конечно, отменно.
И еще помню: бежим мы с теткой Улитой в сенокосную пору на гребь и бежим почему-то среди дня, по жаре. Потому, кажется, что я спускался в деревню за хлебом и ждал выпечки в пекарне, а тетка Улита припозднилась с коровой.
И вот, проходя мимо речки, я вздохнул:
- Эх, искупаться бы... Давно, поди, не купалась-то, тетка Улита?
- А я, парень, и вовсе никогда не купалась,- ответила она.
Я изумился:
- Никогда не купалась?! Почему?
- А некогда было. Один раз девки живьем в одежонке в воду столкнули, дак махом вымахнула и скорей за серп. Когда нам было раскупываться?
Тогда же я спросил:
- А ты почему замуж не выходила, тетка Улита?
- За кого? После войны не за кого было, потом женихи подросли, дак я уж сама изросла. А в чужую деревню уходить не хотела.
...В одно урожайное на грибы лето мы с соседом по два раза на дню плавали за речку за рыжиками. Здесь, в чистых криволуцких сосняках на заброшенных полях, их было особенно много. Однажды под вечер, нагрузившись во всю посудину, я тихонько вышел из лесу к поляне, на другом краю которой поблескивал залив и стояла наша лодка. Видно, я вышел совсем неслышно, и тетка Улита, сидевшая на колодине лицом в мою сторону, вернее, в сторону криволуцких полей, не успела смахнуть слезы. Она и не стала их смахивать, а сказала мне:
- Вот помру, думаешь, я на кладбище лежать буду? Нет, парень, я здесь буду бродить.
- Без работы?
- Кака-нить работа, поди, найдется.
Умерла тетка Улита зимой.
За три дня до того я приехал в деревню, растопил печку, и на дымок первой ко мне заглянула тетка Улита. Мы поговорили мало, она, как всегда, куда-то торопилась. "Как вы, тетка Улита?" - "Дак а я че, обо мне какой разговор? Топчусь". Приглашала "побормотать". И в тот же вечер слегла. Рассказывали, что закатывала в ограду бочку с замерзшей водой (водовоз налил, а она не заметила, вода замерзла),- стала закатывать, чтоб отдолбить, и "в грудях че-то сделалось". Два дня лежала. Да и не лежала; накануне вечером пошел к ней, а у нее за воротами два парня с бензопилой возятся над кряжами. Она, больная, никто не знал, до какой степени больная, еще топталась, подавала им закуску.

Когда ушли, закрылась, легла и больше не встала.
Так и лежат они неподалеку друг от друга: бабушка в среднем порядке разросшейся и успокоившейся деревни, а тетка Улита в верхнем. Кладбище высокое, словно вознесенное надо всем, что его окружает. От него хорошо видно во всю ее разлившуюся ширь Ангару, и, если встать лицом к воде, справа видны криволуцкие елани, а слева бабушкины, аталанские.
1984






Приложение 2

Презентация к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Презентация к уроку внеклассного чтения по теме: «В.Г.Распутин «Живи и помни»

Презентация представляет собой яркую образную иллюстрацию к уроку внеклассного чтения. Она способствует эмоционально-нравственному погружению читалетей в особенности описываемого в литературном произв...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.Распутина "Что передать вороне?"

урок внеклассного чтения по рассказу "Что передать вороне?"...