План-конспект урока по зарубежной литературе. Тема: «Произведения зарубежных писателей. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок изучения нового материала в 6 классе. Ознакомление с исторической и мифологической основой произведений Гомера; формирование читательской культуры школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zarubezhnaya_literatura.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект урока по зарубежной литературе

Тема: «Произведения зарубежных писателей. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Цель урока: Ознакомление с исторической и мифологической основой произведений Гомера; формирование читательской культуры школьника.

Задачи:

Обучающая: Формирование читательской культуры школьников.

Развивающая: Развивающая: продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний.

Воспитательная: На положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы: Метод творческого чтения.

Приёмы: Словарная работа (Гектор, Гомер, Ахиллес, Посейдон, Гефест), выразительное чтение, беседа.

Оборудование: учебник, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»; универсальные поурочные разработки по истории древнего мира. Арсаламова О.В., Соловьев К.А., иллюстрация рукописи к произведению «Илиада» 5 век.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний. Беседа.

Что такое мифы?

Знакомы ли Вы с творчеством Гомера?

Какие мифы Вы знаете?

  1. Рассказ учителя о мифе и о произведениях Гомера.

Мифы большинства народов — это мифы прежде всего о богах. Мифы Древней Греции — исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах, а о героях. Герои — это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали подвиги, очищали землю от чудовищ, наказывали злодеев и тешили свою силу в междоусобных войнах.

«Илион», «Троя» — два названия одного и того же могучего города в Малой Азии, возле берега Дарданелл. По первому из этих имён великая греческая поэма о Троянской войне называется «Илиада». До неё в народе существовали только короткие устные песни о подвигах героев вроде былин или баллад. Большую поэму из них сложил легендарный слепой певец Гомер, и сложил очень искусно: выбрал только один эпизод из долгой войны и развернул его так, что в нем отразился весь героический век. Этот эпизод — «гнев Ахилла», величайшего из последнего поколения греческих героев.

О самом Гомере (8 -7 века до н.э.) известно мало. На сегодняшний день нам известны сведения о том, что Гомер не знал грамоты и что его поэмы исполнялись устно. Однако, они принесли ему славу при жизни. Гомер, согласно греческим легендам, был гениальным певцом, которому удалось соединить в своих произведениях мифологию, фольклор и литературу.

  1. Выразительное чтение отрывка произведения учителем.

Учитель: Прослушайте отрывок произведения и подумайте о чём он?

  1. Словарная работа: фиакийцы.

  1. Самостоятельное чтение отрывка произведения.

Учитель: Ребята, предлагаю вам открыть учебник на стр. 227. Прочитайте отрывок самостоятельно.

  1. Беседа.

Что явилось истоком поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»?

Кому принадлежат самые лучшие переводы поэмы «Илиада» и «Одиссея»?

Какие события легли в основу этих поэм?

Что вы можете рассказать о главных героях поэмы – Ахилле и Одиссее?

  1. Выразительное чтение отрывка из песни «Илиада» учениками.

Перевод с древнегреческого В. В. Вересаева. Учебник открыт на стр. 283. Песнь 18. «Изготовление оружия».

  1. Работа в группах. Устное словесное рисование.
  1. Сравните описания мирного города, осаждённого неприятелем. Каково отношение автора к картинам мировой жизни и сценам войны при ответе используйте цитаты из текста поэмы.
  2. Как вы думаете, почему на щите героям Гефест изображает сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек?

  1. Выразительное чтение отрывка песни «Одиссея».

Перевод с древнегреческого В. А. Жуковского.

    - Дано кончилась Троянская война, и все участники этого похода либо возвращались на родину, либо погибли в пути, а царь острова Итака Одиссей не может достигнуть родных мест, где он оставил жену – Пенелопу и маленького сына – Телемаха. Десять лет прошло с тех пор, как по совету хитроумного Одиссея была взята и разрушена неприступная «священная» Троя. Десять лет скитается Одиссей по бесконечным волнам бурного моря, преследуемый богом морей Посейдоном.

      Наконец Одиссею удаётся добраться до острова, где живут фиакийцы. Царь Алкиной обещает помочь ему…

  1. Продолжаем работать с учебником, стр. 244. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (в сокращении). (Дети читают по цепочке).
  1. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?
  2. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.
  3. Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте соответствующие строки.
  4. Каким предстаёт Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчёркиваются?

  1. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с поемами Гомера «Илиада» и «Одиссея». Узнали, о чём рассказывает каждая из них и отделили достоверную информацию от вымысла.

Откуда возвращался Одиссей, герой поэмы Гомера «Одиссея»?

Какой царь дал приют Одиссею?

О каких испытаниях рассказывает Одиссей?

Нравятся ли вам герои «Одиссеи»? Если да, то чем?

Кто является одним из сильнейших греческих воинов?

  1. Домашнее задание.

Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"?»

  1. Выставление и комментирование отметок.


















Приложение 1


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/01/s_5eac062bebb91/1436556_1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего мира в классе поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" "

Данный урок знакомит обучающихся с произведениями Гомера как историческими источниками....

Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"

Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...

Тест по поэмам Гомера "Илиада" и "Одиссея" с ответами

Тест по истории Древнего мира по поэмам Гомера "Илиада" и "Одиссея"(презентация 4 слайда) можно провести с учащимися 5 класса после изучения урока ""Илиада" и "Одиссея" Гомера".Этот тест позволить выя...

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Урок по истории Древнего мира по ФГОСТ Тема : Поэмы Гомера  «Илиада» и «Одиссея»...

Кроссворд по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» для 5 класса

К учебнику  Вигасина А.А.  «История Древнего мира. 5 класс», 2015г.  (параграфы 26-27)[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16196308","attributes":{"alt":"","...

Презентация на тему: Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Ознакомить с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические доку...

Открытый урок 5 класс тема : Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Познакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками. На положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремлен...