Главные вкладки

    Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"
    план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

    Лущикова Галина Степановна

     

    Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувствие к побежденным, ненависть к войне, восхищение перед подвигами и смекалкой и интерес к произведениям древнегреческой эпической литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poemy_gomera_-_konspekt_uroka_v_5_klasse.docx18.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области

    Конспект интегрированного урока история – литература в 5 классе по теме

    «ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX  вв до н.э.»

                                                    Подготовлен и проведен: Лущиковой Г.С.,учителем

                                                                                                   истории и обществознания,

                                                                                            I квалификационная категория

    Колыбелка -2013

    Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувствие к побежденным, ненависть к войне, восхищение перед подвигами и смекалкой и интерес к произведениям древнегреческой эпической литературы.

    Оснащение урока: карта «Древняя Греция в XI-IX веках до н.э.», диск с записью рассказа Одиссея, тексты поэм «Илиада» и «Одиссея», записи на доске с именами богов и героев, картины по истории Древней Греции

    Ход урока.

    I Начало урока – объяснение темы, целей и задач урока (задание для учащихся записано на доске), подготовка учащихся к работе на уроке.

    II. Повторение изученного для введения в тему:

    1. Где и когда возникли первые государства греков – ахейцев на Балканском полуострове? (показать на карте)
    2. Какой город – государство был самым крупным и сильным? Какие памятники говорят о его силе? (найти и показать)
    3. Почему все города – государства материковой Греции были обнесены стенами, тогда как столица Крита не имела крепостных сооружений?
    4. Почему греки – ахейцы совершили поход на Трою и разрушили ее? Когда это было?
    5. Кто такие дорийцы? Как их вторжение отразилось на хозяйстве и культуре ахейской Греции?

    III. Изучение нового материала (интегрированное с литературой).

    Вводное слово учителя истории: Итак, ребята, мы с вами знаем, что вторжение дорийцев, более слабо развитых по сравнению с ахейцами, привело к резкому упадку хозяйства и культуры в Греции. В течение столетий здесь не строили каменных зданий, ремесленные изделия стали грубыми, сократилась торговля, письменность была забыта. Но многое сохранилось в памяти народа. Сказители – певцы передавали устно из поколения в поколение древние мифы. Поэты – певцы, подыгрывая себе на музыкальных инструментах – лирах, пели о «златообильных» и «крепкостенных» городах, о подвигах и приключениях героев, о великанах и богах. В этих мифах и поэмах много вымысла, но также и много исторической правды. Вот сегодня мы и постараемся доказать, что мифы и поэмы Древней Греции являются важнейшими источниками по изучению хозяйства, занятий и общественной жизни древних греков. (Задание записано на доске)

    План занятия:

    1. Мифы о причинах Троянской войны: а) «Яблоко раздора»; б) Как Одиссей стал участником похода на Трою.
    2. Мифы о первых 9 годах осады Трои:

    А) «Ахиллесова пята»

    Б) Снаряжение греков и троянцев по мифам.

          3. Содержание «Илиады» (знакомит учитель литературы)

          4. Мифы о гибели Трои: гибель и похороны Патрокла, «Троянский конь»

          5. Содержание «Одиссеи» (знакомит учитель литературы):

            А) на острове циклопов ( смекалка Одиссея, занятия);

            Б) Встреча с сиренами;

            В) Между Сциллой и Харибдой;

            Г) На Итаке ( обычаи и занятия);

            Д) На острове феаков (жизнь и хозяйство)

    IV. Закрепление изученного на уроках.

       - Итак, ребята, вы познакомились с содержанием поэм «Илиада» и «Одиссея», написанных слепым поэтом Гомером. Многие города  Греции спорят, какой из них является его родиной, но это не так важно. Важно то, что целые поколения греков глубоко чтили величайшего поэта – певца, помнили наизусть  тысячи строк из его поэм и учились на примере его героев. Что же мы узнали из поэм о жизни греков и их занятиях? Я хочу, чтобы вы мне постарались ответить на вопросы:

    1. Каким строем жили греки? ( сохранялась еще община, но уже зарождалось государство, были богатые и бедные, рабы)
    2. Какие занятия вы можете назвать на основании чтения поэм?
    3. Какое вооружение было у греков и троянцев?

    Ну, что же, ребята, вы сегодня хорошо позанимались на нашем сдвоенном уроке. Спасибо вам за внимание и хорошую работу. Запишите домашнее задание: параграфы 26, 27, просмотреть записи в тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок истории и литературы по теме Гомер "Илиада и Одиссея"

    Этот урок можно провести в 5 классе,так как материал является очень тяжелым к восприятию,поэтому возможно переключение на разные виды деятельности детей...

    интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"

    Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты....

    Проверочная работа по литературе для 6 класса. Гомер. Илиада и Одиссея

    Проверочная  работа составлена в помощь учителю для проверки знаний учащихся по произведениям  Гомера «Илиада и Одиссея»  Вопросы составлены по содержанию произведений....

    Кроссворд по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» для 5 класса

    К учебнику  Вигасина А.А.  «История Древнего мира. 5 класс», 2015г.  (параграфы 26-27)[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16196308","attributes":{"alt":"","...

    Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...