Интегрированный урок истории и литературы по теме Гомер "Илиада и Одиссея"
план-конспект урока (история, 5 класс) на тему

Жукова Антонина Игоревна

Этот урок можно провести в 5 классе,так как материал является очень тяжелым к восприятию,поэтому возможно переключение на разные виды деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gomer_2003.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гомер  «Илиада» и «Одиссея»

Интегрированный урок истории и литературы в 5 классе.

Цели:

  1. Обучающие:

-дать учащимся сведения о личности Гомера;

-Познакомить с содержанием поэм «Илиада» и «Одиссея»;

-познакомить с историей происхождения крылатых выражений;

-дать новые понятия по теории литературы: эпическая поэма, сложный эпитет, гекзаметр;

- научить находить исторические реалии в художественном тексте.

2. Развивающие:

- формировать в сознании учащихся целостную картину мира, умение рассматривать явления культуры в их многообразии и сложности;

-формировать умение формулировать собственную точку зрения, делать вывод  на основе полученных сведений.

3. Воспитывающие:

-воспитывать многосторонне развитую культурную личность, приобщать учащихся к богатейшему культурному наследию человечества, расширять кругозор учащихся;

- воспитание гуманизма, приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, воспетым в поэмах Гомера.

Ход урока:

1 И.В. читает в музыкальном сопровождении строфы из «Илиады»:

Лишь только взошла розоперстая, рано рожденная Эос,

В путь они двинулись снова к пространному стану ахейцев.

Ветер попутный ахейцам послал Аполлон Дальновержец.

Белые вверх паруса они подняли, мачту поставив,

Парус срединный надулся от ветра, и ярко вскипели

Воды пурпурного моря под носом идущего судна;

Быстро бежало оно, свой путь по волнам совершая.

Вопрос классу: а знаете ли вы, сколько лет этим стихам? Лучше даже сказать не лет, а веков!  Около 29 столетий!  Среди океана книг, созданных человечеством за долгую его историю, есть произведения, навсегда отобранные Временем. Их не так много, но знать их обязан каждый, для кого слово КУЛЬТУРА не пустой звук, кто хочет стать умнее, добрее, тоньше, совестливее, духовно богаче. Среди таких книг – герои нашего сегодняшнего урока- поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

А,И.  Сегодня у нас будет необыкновенный урок , урок истории и литературы. Нам с вами предстоит путешествие в Древнюю Грецию, в удивительный мир героев Гомера. А главное, нам предстоит найти ответ на вопрос: может ли литературное произведение быть историческим источником? – запись в рабочих тетрадях темы урока и проблемного вопроса.

А.И.  Начнем мы с разговора о том человеке, кому , согласно легенде, мы обязаны тем, что можем читать «Илиаду» и «Одиссею» - о древнегреческом поэте Гомере. ( сообщение Никиты Гаврилина)

Прошло много веков. «И» и «О» оставались излюбленным чтением многих поколений. Но читатели воспринимали прочитанное как сказку, удивительную, захватывающую, но не имеющую никакого отношения к действительности. Так было до появления в конце 19 века археолога-любителя Генриха Шлимана. О нем нам расскажет Ася Зотова.

А.И.- Итак, Шлиману удалось раскопать легендарную Трою. Но возникает вопрос: если в поэме Гомера идет речь о взятии Трои, то почему она называется «Илиада»? – Рита Мартыхина.

И.В. Настало время поближе познакомиться с содержанием поэмы «И».

Предыстория Троянской войны не вошла в «И». Она содержится в мифах троянского цикла. Именно из них мы узнаем, как из-за яблока раздора- а что было написано на этом яблоке?- поссорились три могущественные богини – кто может назвать их? Судьей в их споре сделали царевича Париса, отец которого правил Троей. Парис присудил яблоко Афродите – почему? После этого Парис похитил у царя Спарты Менелая Прекрасную Елену. Оскорбленные похищением Елены ахейцы под предводительством царя Агамемнона отправляются к стенам Трои, где воюют 10 лет.

 А.И.- Так говорится о причинах Троянской войны в мифах.  А что вам известно об этом с точки зрения истории? – ответ класса.

И.В.События поэмы «И» происходят на 10-м году осады Троя и начинаются они описанием гнева Ахиллеса, героя, который был сыном богини Фетиды и смертного царя Пелея. «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, пелеева сына… -так начинается поэма Гомера. Что такое гнев? – Злоба, обида… - Чем же был вызван его гнев и кто такой Ахиллес? – послушаем сообщение Ани Сидорович.

И.В. Вопреки собственной воле Ахиллу приходится отдать прекрасную пленницу Брисеиду  царю Агамемнону., чтобы прекратить моровую язву, истребляющую ахейское войско. Разгневанный Ахилл отстраняется от дальнейшего участия в сражениях, беды и поражения одно за другим обрушиваются на ахейцев. Любимый товарищ Ахилла Патрокл просит у него доспехи и погибает в них от руки Гектора, сына царя Приама. Гектор забирает доспехи себе в качестве военного трофея. Ахиллес, чтобы отомстить за смерть любимого друга вступает в бой и убивает Гектора. Престарелый Приам отправляется в лагерь врагов, чтобы умолять Ахилла вернуть ему труп сына, над которым Ахилл жестоко глумился. Поэма заканчивается описанием состязаний в честь Патрокла и погребением Гектора.

Таким образом история гибели самого Ахиллеса (ахиллесова пята), а также история легендарного троянского коня, ставшего причиной падения Трои,  в текст «Илиады» не входит. Придумал коня хитроумный царь Итаки Одиссей, он и рассказывает о нем , но уже в поэме «Одиссея». А что вы знаете о троянском коне?

И еще одно крылатое выражение, связанное с этой историей: бойтесь данайцев, дары приносящих. Так говорила троянцам легендарная пророчица Кассандра. Боги, разгневавшись на нее за ее гордость, страшно наказали ее: они наградили девушку пророческим даром, все ее предсказания сбывались, но никто никогда ей не верил. Она одна знала, какую опасность несет в себе подарок данайцев – огромный деревянный конь, и взывала к своим землякам, предупреждая их: бойтесь данайцев, дары приносящих! Но ликующие троянцы не слышали ее и торжествуя ввели дар данайцев в Трою.

И.В. – работаем в тетрадях по литературе. Запишем: Поэмы Гомера – ЭПИЧЕСКИЕ поэмы. Эпос – род литературы, в котором повествуется  о событиях. Э.П. – произведение, в котором идет речь о событиях героических, решающих судьбу целого народа.. Эпические поэмы Гомера написаны ГЕКЗАМЕТРОМ- специальным стихотворным размером. Не случайно звучание строк напоминает движение морских волн: оно так же величаво, торжественно, размеренно. Давайте попробуем прочитать строки Гомера вместе.

На русский  язык поэмы Гомера переводили поэты: Гнедич, Жуковский, Вересаев и другие. Пушкин откликнулся на перевод  Гнедича такими стихами:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой.

Обратите внимание, ведь это тоже гекзаметр!

Одна из ярких художественных особенностей «И» - это замечательные ЭПИТЕТЫ, придуманные Гомером для характеристики героев. Его Одиссей- хитроумный, Ахилллес- быстроногий, Гектор- шлемоблещущий, Аполлон- сребролукий, мать Ахиллеса богиня Фетида- среброногая, Троя- крепкостенная. Такие эпитеты в науке о литературе принято называть сложными. Догадались, почему?-

На следующем уроке мы свами продолжим путешествие в мир гомеровских поэм.

Урок 2 – «Одиссея.

  1. Опора на предыдущие знания. –И.В. Троянская война длилась 10 лет А один из самых знаменитых ее участников, хитроумный царь острова Итака Одиссей 10 лет странствовал, пытаясь вернуться на родину, пережил немало опасных приключений. В современном русском языке слово одиссея означает история необыкновенных странствий и приключений. Давайте вспомним Тот фрагмент поэмы, который мы читали с вами в начале учебного года. Одиссей на острове циклопов. Одиссей и Полифем. –ответ класса
  2. А.И. как вы думаете, циклопы на самом деле существовали? –

А были ли такие места, где с чужеземцами поступали так же жестоко, как Полифем со спутниками Одиссея? – Какой нравственный закон, принятый в те дальние времена, нарушил Полифем, за что и был так жестоко наказан?- закон гостеприимства. А почему Одиссей, прогневавший         Посейдона, все-таки награжден богами возвращением на родину, к милой жене Пенелопе и сыну Телемаху? – это награда за верность дружбе, отвагу и смелость, любовь к родному дому и близким. Давайте запишем в тетради по истории, о каких нравственных законах древних греков мы узнали из поэм Гомера.

  1. И.В. Имя верной жены Одиссея, Пенелопы, тоже стало нарицательным, так и сейчас назовут женщину , сохраняющую верность мужу во время долгой разлуки. ( хитрость, придуманная Пенелопой…)
  2. И.В. -Одно из удивительных приключений Одиссея тоже стало в русском языке крылатым выражением. Между Сциллой и Харибдой –так говорят о человеке, попавшем в затруднительную ситуацию,  в которой с обеих сторон ему угрожает опасность. ( слайд презентации)- как удалось Одиссею избежать опасности.
  3. А.И. –наверное, вы убедились в том, что древнегреческая поэма «Одиссея»- увлекательное чтение. Но вернемся к вопросу нашего 1 урока: можно ли считать эти поэмы историческими источниками?  -эти поэмы обладают несомненными художественными достоинствами, в них велика роль художественного вымысла, но в то же время они несомненно служат нам замечательными историческими источниками, так как содержат богатейший материал о быте, обычаях, верованиях древних греков.
  4. И.В. – говоря о поэмах Гомера, мы непременно должны сказать о тех общечеловеческих нравственных ценностях, которые утверждаются в них. Задумаемся: разве сейчас верность дружбе, отвага, любовь к родному дому, близким людям менее важны для нас, чем для героев Гомера? Вот почему о таких книгах говорят: вечные спутники человечества.
  5. Экспресс -Проверка полученных знаний –выполнение заданий по рабочим тетрадям.
  6. Подведение итогов урока – что понравилось? Что показалось особенно интересным? Не хотите ли вы теперь сами попробовать почитать поэмы Гомера?
  7. Домашнее задание, отметки за работу на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы по теме «Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы.

Презентация иллюстрирует урок по теме "Илиада" и "Одиссея" - великие древнегреческие поэмы...

Интегрированный урок география + литература на тему: «Кавказ подо мною»

География – наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, а и привлекать знания других предметов, например, литературу....

Интегрированный урок биология-литература по теме: "Трудные дороги генетики"

Урок по произведениям В. Дудинцева "Белые одежды" и Д. Гранина  "Зубр" рассказывает о трудной судьбе ученых-генетиков....

Интегрированный урок (изо+литература) по теме "Верь в великую силу добра"

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”, “Не судите да не судимы будете” (Евангелие от Матфея). Мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовнос...

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап...

Интегрированный урок по литературе по теме: "Святочные обряды и зимние праздники Кубани"

Презентация к уроку литературы в 7 классе посвящена святочным обрядам и зимним праздникам Кубани....

Интегрированный урок (история +литература) по теме "Бородинская битва" для 10 кл

Интегрированный урок для 10 кл для классов с гуманитарным уклоном разработан с использованием отрывков из фильма С. Бондарчука "Война и мир", поддерживается презентацией специально разработанной для э...