Открытый урок (элективный курс 10 класс) Тема: Сравнительный анализ творческой индивидуальности писателей И.С. Тургенева и И.А. Гончарова
элективный курс (литература, 10 класс) на тему

Сравнение творческий индивидуальности писатетей М.С. Тургенева и И.А. Гончарова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок (элективный курс 10 класс)

Тема: Сравнительный анализ творческой индивидуальности писателей

 И.С. Тургенева и И.А. Гончарова

Цели:1. Сравнить творческие манеры Тургенева и Гончарова для выявления         творческой индивидуальности писателей.

        2.Развивать умение глубже анализировать художественные произведения,         опираясь на знания творческой индивидуальности писателей.

Ход занятия.

1. Вступительное слово учителя.

        При анализе художественного текста одной из самых трудных проблем, является проблема творческой индивидуальности писателя. Попробуем разобраться в авторской манере письма, определить принципы отбора деталей.

        Перед вами два пейзажных отрывка. Предмет изображения один и тот же -осень, а впечатление совсем разное. Попробуем определить и авторов, и манеру письма, принципы отбора деталей.

        Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели: не слышно было не веселых песен, ни смеха, ни звонких голосов по берегам: лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птица не защебечет на дереве; только галки и вороны наводили уныние на душу; и рыба перестала клева.

        Я остановился… Мне стало грустно, сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалеко зимы. Высоко надо мной, тяжело и резко рассекая воздух крылами, пролетел осторожный ворон, повернул голову, посмотрел на меня сбоку, взмыл и отрывисто каркая, скрылся за лесом; большое стадо голубей резво пронеслось с гумна и, внезапно закружившись столбом, хлопотливо рассеялось по полю – признак осени! Кто-то проехал за обнаженным холмом, громко стуча телегой.

Прочитайте их внимательно и подумайте, есть ли разница в описании осени?

- Что особенного вы заметили в первом отрывке?

(В пейзажной разработке доминирует существительное как часть речи, передающее предметность объективного мира природы, её материальную полновесность и красоту. Если автор прибегает к прилагательным, то прежде всего для того, чтобы передать самое качество предмета без его эмоциональной окраски. В пейзаже закрепляется состояние покоя, неподвижности уже совершенного действия).

- Чем отличается описание осени  во втором отрывке?

( Определяющим началом является чувство, настроение, стремление соотнести природу с состоянием героя. Отсюда обилие оценочных эпитетов, эмоционально окрашенных словосочетаний: «мне стало грустно», «улыбка увядающей природы», «унылый страх зимы». Ощущение хрупкости, подвижности в изменениях осенней природы, обилие причастий и деепричастных оборотов).

-Кто же авторы этих отрывков?

(По пространному описанию, которое дается глазами автора .а не героя, можно понять ,что это не Чехов. Пожалуй, это и нее Толстой, уж слишком « гладкий» синтаксис, и тем более не Достоевский, у которого нет таких вот деревенских пейзажей. Это «Записки охотника» И.С.Тургенева и отрывок из романа Гончарова «Обыкновенная история»).

        Добролюбов, сравнивая творческие манеры Тургенева и Гончарова, очень точно прочертил границу между лирическим и эпическим дарованием.

        Художник-лирик при виде розы прежде всего восхитится и потому изображение цветка дает в свете своего переживания, своего чувства, которым будет пронизана картина.

        Художник эпического склада долго всматривается в каждый изгиб лепестка, в его светотеневые переходы, а потом всё, что увидит глазом и постигнет мыслью, перенесет, следуя натуре, на страницу, не прибавив к этому изображению своего чувства.

2. Линия различия между двумя типами художественного выражения становится наиболее явственной, если мы обратимся к живописи. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем». Левитан «У омута» - два шедевра, которые дороги сердцу русского человека. Они впечатляют неповторимостью красоты русской природы. Но какая разница в самом характере эстетического обаяния.

   

                                                                                                

Шишкин «Сосны, освещенные солнцем»                                Левитан «У омута»

- Внимательно рассмотрите репродукцию картин. В чём же разница в изображении природы у Шишкина и Левитана?

- В классе есть учащиеся, которые занимаются живописью. Что они нам расскажут о художественной манере Шишкина и Левитана?

(Сообщения учащихся)

Вывод: Эпическая правда величественных полотен Шишкина в гармонически уравновешенной природе, где всё самоценно: трава и солнце, жизнь и смерть, человек и зверь, гиганты сосны, уходящие в небо и «тварь дрожащая», прижавшаяся к земле.

Именно в этом сила художественного воздействия Шишкина.

Мир Левитана совершенно иной. Он шёл от уроков своего любимого учителя А.Саврасова: «Нужна романтика. Мотив…Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт, и песня её торжественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт».

 

        Уже само название «У омута» говорит о том, что художник смело отошёл от прямого «подражания» природе.

«У омута», а не «Омут» - значит, в сфере художественной мысли не приметы края, а состояние души, разбуженное встречей с природой, не признаки объективной данности, а лирическая песнь любовного проникновения в глубины недосягаемого, того, что отражается и поглощается зеркальной гладью лесной воды – без отзвука, без всплеска… не так ли отражает и поглощает всё сущее в этом мире бездонная человеческая душа?

И понятие «омут» становится эмблематическим, насыщенным метафорическим смыслом.

3. В понимании природы эпического и лирическо-универсальный ключ к анализу связей художника с окружающей действительностью и принципов её художественного воплощения.

        Для Гончарова, например, жизнь, «кишащая заботами нынешнего дня», - вне поля художественного зрения. Поддается реалистическому изображению только то, что устоялось и отложилось. Дистанция времени и помогает художнику развернуть своё эпическое дарование «осветить все глубины жизни, объяснить её скрытые основы. Роман «Обломов», напечатанный в 1959г. В «Отечественных записках» представлял собой прежде всего картину русской действительности 40 годов, периода всестороннего кризиса феодально-крепостнического строя, породившего обломовщину. Отмечая антикрепостническую направленность романа, Добролюбов увидел в обломовщине страшное социальное зло, сковывавшее творческую жизнь народа, раскрытое Гончаровым со всей эпической полнотой всестороннего изображения действительности и выявление причинно следственных связей.

Но удивительна и другая сторона эпического дарования Гончарова – сила детального анализа жизненных явлений.

 - Вот характерное гончаровское описание бытовых сцен Обломовки, с детства окружающей героя обстановки, которой он обязан своим характером, своими привычками и укладом жизни. (Чтение отрывка из романа «Обломов» гл. «Сон Обломова»).

                «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не         видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте.

                 Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мертвое молчание         будет ответом; в редкой избе отзовется болезненным стоном или глухим         кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за печи         перегородки босой, длинноволосый, трехлетний ребенок, в одной         рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко         спрячется         опять.

                     Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как         муравей, громоздится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на         соху         и обливаясь потом».

- Что вы скажете об этом описании?

- (Здесь сказывается гоголевская школа описать предметы быта, выявляющие характер типичного, через живопись слова, через передачу в рисунке и красках увиденной картины действительности со всеми осязаемыми частностями и мелкими подробностями?)

Вывод: Метод художественного осмысления той или иной темы у Гончарова представляет собой эпическую обработку жизненного материала со всей сложностью взаимосвязей и переходов от общего к частному и основу от частного к общему, то есть вбирает то, что мы называем «объективной данностью».

4. Романы Тургенева создают совершенно иное впечатление, какое, давайте понаблюдаем. (Чтение отрывка из романа «Отцы и дети» описание кладбища)

                «Есть небольшое кладбище в одном из удаленных уголков России. Как         почти все кладбища, оно являет вид печальный… два-три ощипанных         деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам…         Но         между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не         топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная         ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам:         Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из далекой деревушки,         часто приходят два уже дряхлых старичка - муж с женою. Поддерживая         друг         друга, идут они отяжелевшую походкой; приблизятся к ограде,         присядут и         станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и         внимательно смотрят на         немой камень, под которым лежит их         сын… Какое бы страстное, грешное,         бунтующее сердце ни скрылось в         могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нее своими         невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о         том великом спокойствии «равнодушной»         природы; они говорят также о         вечном примирении и о жизни         бесконечной…»

- Так элегически заканчивается один из лучших романов И.С.Тургенева «Отцы и дети».

- В чём особенность этого описания? (лирическое начало авторского отношения к изображаемому).

- Что в нём, в этом эпилоге: картина ли «вечного примирения» и торжества вечных законов любви над грешным и бунтующим сердцем Базарова, что не раз отмечали критики-эстеты, или заключительный лирический аккорд, настраивающий нас на волну философских размышлений о скоротечности человеческой жизни и бесконечности бытия, о тяжести житейского горя и «великом спокойствии» невозмутимой природы? Но совершенно ясно, что завершающий абзац романного повествования написана рукой поэта. Об этом говорят и цветы, любимая Тургеневым поэтическая деталь, которой он часто придавал рефренное звучание, и  «железная ограда», к которой припадут старики Базаровы, и повторы скорби-«долго и горько плачут», «долго и внимательно смотрят»…

        Для художественного манеры Тургенева характерен и приём молчания, недоговорённости там, где Гончаров дал бы целую страницу детально разработанного описания.

- Как вы думаете, что опускает Тургенев в описании стариков Базаровых? (психологические подробности в передаче состояния стариков Базаровых).

- Но что вызывает чувство тяжелой утраты? (Описывая их приход на могилу сына в общий фон печального сельского кладбища, акцентируя связи между глубоко личным и всеобщим, бытийным, вызывает в нас чувство тяжелой утраты невосполнимого)

        Вот как Тургенев определяет свой метод психологического анализа: «Поэт должен быть психологом, но тайным он должен знать и чувствовать корни явлений: но представляет только самые явления – в их расцвете и увядании.

        В этом творческом принципе более всего сказывается различие Тургенева с Гончаровым. Там, где Гончаров прямо назовёт то или иное чувство, даст описательный текст, подробно анализируя корни явления, Тургенев промолчит, поставит многоточие, представляя читателю самому догадываться о том, что происходит с героем, внушая ему общий эмоциональный настрой повествования.

Здесь стилевая особенность Тургенева, его склонность к усилению ассоциативности читательского сопереживания, снова уводит нас в поэтику Пушкина, который избегал портретно-психологических подробностей в передаче внутреннего состояния героя.

Чтение отрывка, как умирающий Базаров отказывается от религиозного причастия, о котором просит его отец.

                «- Евгений, - продолжал Василий Иванович и опустился на колени         перед         Базаровым, хотя тот не раскрывал глаз и не мог его видеть. –         Евгений,         тебе теперь лучше; ты бог даст, выздоровеешь; но         воспользуйся этим         временем, утешь нас с матерью, исполни долг         христианина! Каково-то мне         это тебе говорить, это ужасно; но ещё         ужаснее… ведь навек, Евгений…         ты подумай, каково-то…

                Голос старика прервался, а по лицу его сына, хотя он и продолжал         лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное.

                -Я не отказываюсь, если это может вас утешить, - промолвил он         наконец, - но мне кажется, спешить ещё не к чему. Ты сам говоришь, что         мне         лучше.

                - Лучше, Евгений, лучше; но кто знает, ведь это все в божьей воле, а         исполнивши долг…

                - Нет, я подожду, - перебил Базаров.- Я согласен с тобою, что         наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь в беспамятных         причащают».

- Как раскрывается характер Базарова в разговоре с отцом?

(И.С.Тургенев очень точно, в соответствии со своим основным методом психологического анализа лепит образ Базарова. Какая сжатость диалога по силе типизации образа героя. В разговоре с отцом раскрывается обаяние сильной личности, способной даже в предсмертную минуту проявить чуткость к близким, думать о другом, уважать ошибки «отцов», сохраняя верность своему собственному атеистическому взгляду на вещи.)

Вывод: Сфера прошлого и настоящего в развитии русского общества, конец одного исторического процесса и начало другого объединяют и разъединяют двух великих писателей, формируя стилевые течения в русле критического реализма. Гончаров развил традицию этической культуры, закрепляя за русской литературой необходимость усиления критического начала, пристальное отношение к предмету изображения.

        Стилевые особенности Тургенева предвосхищают достижения лироэпической прозы с «тайнописью» её социально-психологического анализа, манеры недоговоренности, с умением выразить полноту эмоционального воздействия на человека окружающего, поднять типизацию художественного образа на уровень философских раздумий. Кроме того, тургеневское слово заключает в себе грустную музыку лирической напевности.

        Музыкальное построение отдельной фразы. Тургенев не допускал стыка резких согласных, неблагозвучных слов и словосочетаний, нагромождения синтаксических конструкций. Его предложение обладает певучестью с пластической гибкостью однородных членов, лирической выразительностью эмоциональных эпитетов, рефренных повторов и внутренних рифм. Понятно, почему такой мастер слова был редактором первого сборника стихотворений Тютчева, а также мог создать свои собственные прекрасные стихотворения в прозе.

5. Практическая работа по определению авторов текстов.

Даны три текста Гончарова, Тургенева и Толстого.

Задание:  прочитать данные тексты и определить, опираясь на полученные знания об особенностях творческих манер писателей  Тургенева и Гончарова, авторами каких текстов они являются. Обосновать свой ответ.

6.Подведение итога урока.

    - Какой вывод можно сделать после данного урока?

(Знание творческой индивидуальности писателя помогает нам  глубже проникнуть в содержание текста художественного произведения, полнее раскрыть образы героев.)

        

        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

Открытый урок в 8 классе. Тема урока: "Океания. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая".

Познакомить учащихся с географическим положением Океании; расширить знания о природе, жизни коренных жителей о. Новая Гвинея о о русском путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

Урок элективного курса по теме "Их именами названы улицы города Рязани"

«Их именами названы улицы Рязани»  Многие улицы города Рязани названы в честь героев Великой Отечественной войны...

Учебно-тематическая программа элективного курса по теме «Комплексный анализ текста»

Программа предназначена для обучения учащихся 8 класса, рассчитана на   34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И.  Введение элек...